Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Астрахань 13 августа 2010 года
Советский районный суд г.Астрахани в составе председательствующего судьи Иноземцевой Э.В., при секретаре Евстигнеевой Е.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шабанова ... к Управлению по жилищной политике г.Астрахани о признании права собственности на реконструированный жилой дом,
у с т а н о в и л:
Истец Шабанов ... обратился в суд с иском к Управлению по жилищной политике администрации г.Астрахани о признании права собственности на реконструированный жилой дом, указав, что на основании постановления Администрации Советского района г.Астрахани №... от ... и договора найма жилого помещения от ... года истцу предоставлено домовладение, расположенное по адресу: г.Астрахань, ... В ... года истцом была произведена реконструкция жилого дома за счет возведения пристроя, в связи с чем увеличилась площадь литер «...» на ... кв.м. В связи с тем, что реконструкция производилась без соответствующих разрешительных документов, истец вынужден был обратиться в суд, и просил признать за ним право собственности на реконструированный жилой дом в целом.
В судебное заседание истец Шабанов .... исковые требования поддержал.
Представитель третьего лица Баткаевой .... - Теперечкина ... в судебном заседании против удовлетворения иска не возражала.
Представитель ответчика - управление по жилищной политике администрации г.Астрахани в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, в котором иск признал и просил рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации г.Астрахани.
Представитель третьего лица - комитета по архитектуре и градостроительству администрации г.Астрахани в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Третье лицо Баткаева ... в судебное заседание не явилась, о дне слушания извещена надлежащим образом, в материалах дела имеется заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражает.
Выслушав истца, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.2 ст.25 ЖК РФ перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В соответствии ч.4 ст.29 ЖК РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
В судебном заседании установлено, что с ... года и по настоящее время истец зарегистрирован и постоянно проживает в доме, расположенном по адресу: г.Астрахань... чем свидетельствует карточка квартиросъемщика №... л.д.19).
В ... году истцом без получения необходимых разрешений была произведена реконструкция жилого дома за счет возведения пристроя, с увеличением площади на ... кв.м., в результате чего общая площадь составила ... кв.м., жилая площадь ... кв.м., что подтверждается копией извлечения из технического паспорта №... от ... л.д.7-8).
Домовладение отвечает строительным и пожарным требованиям, что подтверждается актом технического заключения ООО «... ...» о состоянии основных строительных конструкций после реконструкции жилого дома (литер «...»), расположенного по адресу: г.Астрахань, ... и пригодно для эксплуатации по назначению. Согласно справке ФГУ «ЦГСЭН» от .... №... домовладение отвечает требованиям санитарных правил и норм СанПиН ... «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям» и в соответствии со справкой Управления ГПН ГУ МЧС России по Астраханской области от .... №... возможно узаконение реконструированного жилого дома л.д.4,5,10-18).
В соответствии со ст.35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
На основании ст.2 Закона РФ от 04 июля 1991г. «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
По смыслу указанного выше Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
Согласно ст.4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» жилые помещения в общежитиях не подлежат приватизации.
В соответствии со ст.7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из указанной статьи следует, что общежития, принадлежавшие государственным или муниципальным учреждениям и переданные в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, представленных по договорам социального найма.
При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Следовательно, граждане, которые занимают названные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст.2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Должно также учитываться, что приватизации подлежит только изолированное жилое помещение (квартира или комната), поскольку по смыслу ч.2 ст.62 ЖК РФ неизолированное жилое помещение не может быть самостоятельным предметом договора социального найма.
В соответствии со ст.4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции от 29 декабря 2004 года) не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договору социального найма после 1 марта 2005 года.
Из вышеизложенного следует, что жилые помещения, расположенные в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, которые были предоставлены гражданам и переданы в муниципальный жилищный фонд до 1 марта 2005 года, могут быть приобретены гражданами в порядке приватизации в собственность после 1 марта 2005 года при условии, что это жилое помещение является изолированным.
В соответствии со ст.6 указанного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Как установлено в судебном заседании истец Шабанов ... участвовал ранее в приватизации в несовершеннолетнем возрасте, что подтверждается справкой №... от ... года, выданной ФГУП «Ростехинвентаризация» л.д.29).
В силу ст.11 Закона РФ от 04 июля 1991г. «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда после достижения ими совершеннолетия.
Поскольку домовладение, расположенное по адресу: г.Астрахань, ... не принята в муниципальную собственность, истец не имеет возможности приобрести ее в собственность в порядке приватизации, т.е. реализовать свое право, предусмотренное ст.35 Конституции РФ, суд находит исковые требования о признании права собственности подлежащими удовлетворению.
Учитывая, что представитель ответчика иск признал и то, что признание иска не противоречит закону и не нарушает права третьих лиц, суд находит исковые требования Шабанова ... о признании права собственности на реконструированный жилой дом подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, ст.ст.218, 222 ГК РФ, суд
р е ш и л:
Признать за Шабановым ..., ... года рождения, право собственности в целом на реконструированный жилой дом литер «... расположенный по адресу: г.Астрахань, ... общей площадью ... кв.м., жилой площадью ... кв.м.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд через районный суд в течение 10 дней.
Председательствующий: