2-2159\10 от 28.10.10 об обязании совершить действия



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 октября 2010 года

Советский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Юденковой Э.А.,

при секретаре Сариной Н.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокуратуры Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц к территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области, Обществу с ограниченной ответственностью ...» о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Истец - Прокуратура Астраханской области обратилась в суд с иском к территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области, Обществу с ограниченной ответственностью ... о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия, указав, что прокуратурой области в период с Дата обезличена года по Дата обезличена года проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства и законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов скважин Номер обезличен расположенных в левобережной части .... В результате проведенной проверки установлено следующее. В период с 1978 по 1989 годы по заказу ... на территории Астраханской области в целях разведки и оценки залежей Астраханского ..., входившим в состав ПГО ...», а в дальнейшем - в состав ФГУ ...», осуществило строительство поисково-разведочных скважин Номер обезличен вскрывших продуктивный горизонт с содержанием в пластовом газе сероводорода до Номер обезличен Впоследствии на скважинах Номер обезличен силами ФГУ ...» проведены ликвидационные работы. Актом межведомственной комиссии от Дата обезличена года указанные скважины признаны ликвидированными. Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по ... от Дата обезличена года Номер обезличенр поисково-разведочные скважины Номер обезличен признаны объектами, не подлежащими приватизации, включены в реестр государственного имущества и являются федеральной государственной собственностью. Полномочия собственника указанных скважин осуществляет Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области. Поисково-разведочные скважины являются опасными производственными объектами, подпадают под действие ст.2 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

В нарушение норм действующего законодательства, поисково-разведочные скважины Номер обезличен расположенные на ..., находящиеся в федеральной государственной собственности, в реестр опасных производственных объектов не внесены; организации, имеющей лицензию на эксплуатацию опасных производственных объектов, не переданы; производственный контроль за эксплуатацией указанных объектов не осуществляется; экспертиза промышленной безопасности оборудования скважин не проведена; их техническая диагностика, испытания; освидетельствования в надлежащем порядке не проводятся; декларации промышленной безопасности не разработаны; договоры по страхованию риска ответственности причинения вреда при эксплуатации скважин не заключены; мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий не запланированы; договоры с профессиональными аварийно-спасательными службами и аварийно-спасательными формированиями не заключены; материальные и финансовые резервы для ликвидации последствий аварий не созданы. Указанные объекты не приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей природной среды, экологическую безопасность в соответствии с нормами промышленной безопасности, что подтверждается актом проверки соблюдения законодательства о промышленной безопасности производственных объектов от Дата обезличена года, проведенной прокуратурой по надзору за соблюдением законов АГКК с привлечением специалистов.

В устьях скважин не убраны буровой металлолом, строительные отходы, химические реагенты, бетонные конструкции. В силу норм Закона РФ «О недрах», основными требованиями по рациональному использованию и охране недр является, в том числе, соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Органы государственной власти, пользователи недр обязаны обеспечить выполнение стандартов по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недр. Предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации по истечению срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами. До завершения процесса ликвидации или консервации пользователь несет ответственность, возложенную на него действующим законодательством. Объекты, подлежащие консервации или ликвидации должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, зданий и сооружений, сохранность месторождения, горных выработок и буровых скважин. Ликвидация или консервация предприятия по добыче полезных ископаемых или подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации органами, представившими лицензию, и органом государственного горного надзора. В нарушение положений законодательства, результаты ликвидационных работ, проведенных на скважинах Номер обезличен не соответствуют требованиям инструкции о порядке ликвидации, консервации скважин и оборудования их устьев и стволов. Несмотря на формальную ликвидацию, указанные скважины представляют опасность для жизни и здоровья людей, окружающей природы. До настоящего времени указанные скважины не переданы под наблюдение ООО «...», являющегося пользователем участка недр на основании лицензии .... До передачи недропользователю, указанные скважины являются государственной собственность.

В соответствии с пунктами 3,4 Положения об учете федерального имущества, объектом учета является расположенное на территории РФ недвижимое федеральное имущество. Учет федерального имущества и ведение реестра федерального имущества осуществляют территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом в отношении имущества, составляющие федеральную казну РФ, расположенного на территории РФ, по месту его нахождения в соответствии с компетенцией, определяемой положениями об указанных органах.

Пластовый газ ... содержит в своем составе агрессивные компоненты (... ... аномально высокие пластовые давления, все скважины, вскрывшие продуктивную часть разреза, представляют техногенную и экологическую опасность из-за возможности возникновения в них межколонных, трубных и затрубных давлений, заколонных перетоков. Нарушение норм действующего законодательства создает опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, окружающей природной среды. В связи с ненадлежащим техническим состоянием указанных скважин, высока вероятность аварии, в результате которой возможен выброс сильнодействующих отравляющих веществ в атмосферных воздух, что повлечет за собой гибель людей. Просил суд признать бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области по невключению в реестр государственной собственности поисково-разведочных скважин Номер обезличен по неорганизации работ по надлежащей ликвидации указанных скважин, по неприведению поисково-разведочных скважин в состояние, соответствующему законодательству, незаконным. Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области включить в реестр государственной собственности поисково-разведочные скважины Номер обезличен расположенные на .... Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области организовать проведение работ по надлежащей ликвидации скважин Номер обезличен в соответствии с требованиями Инструкции о порядке ликвидации, консервации скважин и оборудования их устьев и стволов. Обязать ООО «...» принять под наблюдение скважины Номер обезличен после их надлежащей ликвидации. Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области зарегистрировать скважины Номер обезличен в реестре опасных производственных объектов. Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области организовать приведение скважин в соответствие с требованиями законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов.

В судебном заседании представитель истца Болдырев Д.Ю., доводы, изложенные в иске, поддержал, просил суд исковые требования удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представители ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области Михайлов А.В., Киселева Т.С., действующие на основании доверенностей, исковые требования не признали, пояснили, что деятельность Территориального управления регламентирована положением о территориальном управлении. Организация работ по надлежащей ликвидации ... Номер обезличен и приведение их состояние, соответствующее нормам действующего законодательства, не входит в компетенцию Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области, в связи с чем, указанные действия будут являться превышением полномочий. Согласно ст.10.1 ФЗ РФ «О недрах» основанием для возникновения права пользования участками недр являются в установленных случаях решения Правительства РФ, либо уполномоченных органов, принимаемые, в том числе по результатам конкурсов и аукционов. При этом предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, определяющей основные условия пользования недрами. Из ст.ст.12,22 Закона РФ «О недрах» следует, что обязанность по сохранности и содержанию в безопасном состоянии расположенных в пределах соответствующего горного отвода разведочных горных выработок и буровых скважин возложена на пользователя недр. В соответствии с Инструкцией о порядке ликвидации, консервации скважин и оборудования их устьев и стволов, пользователь недр обязан обеспечить ликвидацию в установленном порядке буровых скважин, не подлежащих использованию, а также обеспечить сохранность скважин. Также данная Инструкция предусматривает, что если длительность консервации скважины по той или иной причине превысила сроки, предусмотренные проектом разработки, или превысила 15 лет и по заключению независимой экспертизы возникает реальная угроза нанесения вреда окружающей природной среде, имуществу, жизни и здоровью граждан населения, то, по требованию соответствующего органа государственного надзора и контроля, пользователь недр обязан разработать и реализовать дополнительные меры безопасности, исключающие риск возникновения аварийной ситуации, или ликвидировать скважину в порядке, установленной данной инструкцией.

Требования истца в части включения в реестр государственной собственности поисково-разведочных скважин Номер обезличен также являются не обоснованными. Порядок учета в реестре федерального имущества и ведение реестра федерального имущества установлен Положением об учете федерального имущества, в соответствии с которым Территориальные органы Росимущества осуществляют учет федерального имущества и совершают ряд действий после поступления имущества в собственность РФ в установленный срок, со дня получения документов, содержащих сведения о данном имуществе. В отношении скважин Номер обезличен Территориальным управлением обеспечен учет в реестре федерального имущества сведений об указанных объектах в составе имущества казны Российской Федерации на основании полученного от территориального управления Росимущества по ... распоряжения от Дата обезличена года. Данные скважины на момент приватизации находились на балансе в хозяйственном ведении ..., в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУ ...» по основаниям, предусмотренным действующим законодательством, включены не были, и соответственно, поступили в состав имущества казны РФ. В составе перечня объектов, в том числе исключительных прав, не подлежащих приватизации, скважины Номер обезличен отсутствуют. Согласно сведениям Управления по недропользованию по Астраханской области, скважины Номер обезличен ликвидированы и списаны с баланса ...». Действующим законодательством не предусмотрен порядок поступления в казну РФ ликвидированного и списанного имущества, соответственно отсутствуют правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы, позволяющие отнести скважины Номер обезличен к имуществу казны РФ и обеспечить внесение сведений об указанных скважинах в реестр федерального имущества. Выписка из реестра федерального имущества, является документом, подтверждающим факт учета федерального имущества в реестре. Выписка из реестра федерального имущества, содержащая номер и дату присвоения постоянного реестрового номера является документом, необходимым для осуществления полномочий собственника по совершению сделок с федеральным имуществом. Собственником имущества является Российская Федерация, а полномочия определяются соответствующими Положениями о федеральных органах исполнительной власти. Территориальное управление Росимущества в Астраханской области, в пределах своей компетенции, неоднократно доводило до сведения проблему ликвидации и консервации скважин, их учету до Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, а также был поставлен вопрос перед Министерством ..., однако данный вопрос до настоящего времени не решен. Таким образом, со стороны Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области были предприняты все необходимые действия по разрешению данной проблемы в пределах своей компетенции. Просили суд в удовлетворении иска отказать.

В судебном заседании представитель ответчика ООО «...» Сторожук Т.Л., действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения исковых требований, указала, что ООО «...» является владельцем лицензий на ..., а также осуществляет ... деятельность по .... Геологоразведочные работы, в том числе и строительство поисково-разведочных скважин, на ... полностью финансируется за счет ООО «...» и ОАО ...». На территории лицензионного участка ... находятся ... поисково-разведочных скважин, прорубленных за счет государственных средств подразделениями ПГО «...» .... «Положением о порядке реализации и использования скважин глубокого бурения на нефть и газ, пробуренных за счет средств государственного бюджета и числящихся на балансе государственных геологических предприятий» определено, что скважины глубокого бурения на нефть и газ, необходимость в использовании которых при разработке месторождения отсутствует, подлежат ликвидации с последующей передачей на контроль недропользователю - владельцу лицензии на право пользования участком недр. В настоящее время из ... скважин Номер обезличен находятся на просроченной консервации и в ожидании ликвидации более 20 лет. Из-за наличия на скважинах устьевых давлений, а также не соответствия комплектации устьевой обвязки и обустройства приустьевых площадок, состояние и оборудование устьев Номер обезличен ликвидированных скважин Номер обезличен не соответствуют требованиям «Инструкции о порядке ликвидации, консервации и оборудования их устьев и стволов», что подтверждается ежегодными актами объезда. Данная ситуация является следствием невыполнения владельцем скважин ФГУ ...» требований акта о передаче -приемке для промышленного освоения Астраханского ... от Дата обезличена года, в части приведения скважин в состояние, обеспечивающее охрану окружающей среды.

ООО «...» и ОАО «...» неоднократно обращались в органы исполнительной власти с просьбой решить вопрос о ликвидации законсервированных поисково-разведочных скважин, однако ответов по существу вопроса не получено. Также неоднократно обращались к владельцу скважин- ФГУ ...», с просьбой привести скважины, находящиеся в просроченной консервации, в состояние, обеспечивающие охрану окружающей среды, однако ФГУ ...» с требованиями ООО «...» не согласна. Также до настоящего времени не выполнены требования промышленной безопасности. ООО «...» не является владельцем, а также балансодержателем не ликвидированных скважин, в связи с чем, не правомочно осуществлять финансирование и выполнение работ по ликвидации скважин Номер обезличен, которые числятся на балансе ФГУ ...» и является федеральной собственностью. Кроме того, действующим лицензионным соглашением об условиях разработки и геологического изучения ..., также не предусмотрена обязанность ООО ...» по ликвидации законсервированных геологоразведочных скважин, пробуренных за счет государственных средств и находящихся на горном отводе лицензионного участка ООО «...». ООО «...» готово принять под наблюдение поисково-разведочные скважины Номер обезличен, расположенные на левобережной части Астраханского ..., после их надлежащей ликвидации.

В судебное заседание представитель ответчика Федерального агентства по управлению государственным имуществом не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, в суд поступил отзыв на иск, в котором возражает против удовлетворения исковых требований, по тем основаниям, что организация работ по надлежащей ликвидации поисково-разведочных скважин Номер обезличен и приведение их в состояние, соответствующее действующему законодательству, не относится к компетенции Росимущества, определенной Положением о Росимуществе. Проведение данных работ, согласно действующему законодательству, возлагается на пользователя недр. В силу норм ФЗ РФ «О недрах», основанием возникновения права пользования участками недр являются в установленных случаях решения Правительства РФ, либо уполномоченных органов, принимаемые, в том числе по результатам конкурсов и аукционов. При этом предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, определяющей основные условия пользования недрами. В число данных условий, в соответствии с нормами ст.12 Закона РФ «О недрах» входят: условия выполнения установленных законодательством, стандартами требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ, порядок и сроки подготовки проектов ликвидации и консервации горных выработок и рекультивации земель. Обязанность по сохранности и содержанию в безопасном состоянии расположенных в пределах соответствующего горного отвода разведочных горных выработок и буровых скважин возложена на пользователя недр. В соответствии с п.1.3 Инструкции о порядке ликвидации, консервации скважин и оборудования их устьев и стволов, пользователь недр обязан обеспечить ликвидацию в установленном порядке буровых скважин, не подлежащих использованию, а также обеспечить сохранность скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождения и (или) в иных хозяйственных целях. Также данная Инструкция предусматривает, что если длительность консервации скважины по той или иной причине превысила сроки, предусмотренные проектом разработки, или превысила 15 лет и по заключению независимой экспертизы возникает реальная угроза нанесения вреда окружающей природной среде, имуществу, жизни и здоровью граждан населения, то, по требованию соответствующего органа государственного надзора и контроля, пользователь недр обязан разработать и реализовать дополнительные меры безопасности, исключающие риск возникновения аварийной ситуации, или ликвидировать скважину в порядке, установленной данной инструкцией. Требования о включении в реестр государственной собственности поисково-разведочных скважин Номер обезличен являются необоснованными, поскольку Положением об учете федерального имущества предусмотрено, что учет федерального имущества, в том числе в отношении имущества, составляющего государственную казну РФ, расположенного на территории РФ по месту его нахождения в соответствии с компетенцией, определяемой положениями об указанных территориальных органах. Также данным Положением предусмотрены действия, после поступления имущества в собственность РФ, в установленный срок со дня получения документов, содержащих сведения об этом имуществе и возникновении права собственности на него, а в отношении имущества, ранее поступившего в казну РФ- со дня получения на него правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов. В отношении скважин Номер обезличен Территориальным управлением обеспечен учет в реестре федерального имущества. Данные скважины на момент приватизации находились на балансе в хозяйственном ведении ФГУ ГП ...», в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУ ...» по основаниям, предусмотренным действующим законодательством, включены не были, и соответственно, поступили в состав имущества казны РФ. В составе перечня объектов, не подлежащих приватизации, скважины Номер обезличен отсутствуют. Согласно сведениям Управления по недропользованию по Астраханской области, скважины Номер обезличен ликвидированы и списаны с баланса ФГУ ...». Действующим законодательством не предусмотрен порядок поступления в казну РФ ликвидированного списанного имущества, соответственно отсутствуют правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы, позволяющие отнести скважины Номер обезличен к имуществу казны РФ и обеспечить внесение сведений об указанных скважинах в реестр федерального имущества. Просил суд в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица- Управления по недропользованию по Астраханской области Минеханова Ф.К., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, указав, что скважины Номер обезличен Территориальным управлением Росимущества по Астраханской области не внесены в реестр опасных производственных объектов. Ежегодно комиссией проводятся проверки указанных скважин визуально, в результате которых установлено, что внешних изменений скважин нет, однако они находятся на просроченной консервации и в ожидании ликвидации более 20 лет, в связи с чем, представляют опасность для жизни и здоровью граждан, а также окружающей среды.

В судебном заседании представитель третьего лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области Кушнир Н.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, указав, что скважины не соответствуют требованиям и нормам, предъявляемые к ним по безопасности. Данные скважины являются опасным, поскольку более 20 лет находятся на просроченной консервации.

В судебное заседание представитель третьего лица Нижнее-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, в суд поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования прокуратуры Астраханской области поддерживает в полном объеме.

В судебное заседание представитель третьего лица - ФГУ ГП ...» не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, в суд поступил отзыв ОАО ...» на иск, указав, что Дата обезличена года ФГУ ГП «...» прекратило свою деятельность. На основании распоряжения территориального управления Росимущества по ... от Дата обезличена года ФГУ ...» было реорганизовано в форме преобразования в ОАО «...». На основании указанного распоряжения, был утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУ ГУ «...», а также перечень объектов, не подлежащих приватизации. В число не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУ ГП ...» указаны, в том числе, и скважины Номер обезличен Данные объекты не были включены в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса, поскольку расположены на лицензионных участках иных лиц. ФГУ ГП ...» как на момент приватизации, так и, за долго до неё, не имело соответствующих лицензий на пользование недрами. ФГУ ГП «...» являлось унитарным предприятием. Дата обезличена года между Комитетом по управлению имуществом ... и ФГУ ...» был подписан договор о закреплении государственного имущества на праве хозяйственного ведения. В состав имущества скважины Номер обезличен Астраханского ... не входили. По состоянию на Дата обезличена года указанные скважины на балансе ФГУ ГП «...» не значились. Таким образом, никаких обязательств ФГУ ГП «...» в отношении указанных объектов недвижимости не имеет.

Суд, выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст.214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

В силу ст.125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно п.1,4, Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ №432 от 5 июня 2008 года, федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В судебном заседании установлено, что в период с Дата обезличена годы по заказу ... на территории Астраханской области в целях разведки и оценки залежей Астраханского ... входившим в состав ПГО ...», а в дальнейшем - в состав ... «...», осуществили строительство поисково-разведочных скважин Номер обезличен, вскрывших продуктивный горизонт с содержанием в пластовом газе ...

На основании приказа ... года Номер обезличен- Дата обезличена года межведомственной комиссией подписан акт о передаче -приемке промышленного освоения Астраханского серогазоконденсатного месторождения, согласно которого ПО «...» принимает на баланс, находящиеся в консервации скважины Номер обезличен после выполнения по ним ПГО «...» работ по восстановлению циркуляции, ревизии, и устранении замечаний. Скважины Номер обезличен подлежат ликвидации силами ПГО «...». До решения вопроса о способах и методах ликвидации скважин Номер обезличен, имеющих межколонные давления, наблюдение за ними осуществляется силами ПГО «...». По мере выполнения ликвидационных работ в вышеуказанных скважинах, они принимаются ПО ...» на основании двухсторонних актов л.д.66-72).

Поисково-разведочные скважины Номер обезличен ликвидированы.

На основании ст.113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

ФГУ ГП «...» является унитарным предприятием и в состав имущества на праве хозяйственного ведения поисково-разведочные скважины Номер обезличен не входили. Право хозяйственного ведения относится к категории ограниченных вещных прав, является производным, зависимым от прав собственника и не может существовать в отрыве от этого основного права. Таким образом, в судебном заседании установлено, что в состав переданного имущества на праве хозяйственного ведения ФГУ ГП ...» скважины Номер обезличен не входили, и в силу норм действующего законодательства являются государственной собственностью Российской Федерации.

Согласно Выписке из реестра федерального имущества от Дата обезличена года скважины Номер обезличен, внесены в реестр федерального имущества л.д.94-101).

В судебном заседании представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области пояснил, что действующим законодательством не предусмотрен порядок поступления в казну Российской Федерации ликвидированного и списанного имущества, отсутствуют правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы, позволяющие отнести указанные скважины к имуществу казны РФ. Однако суд находит данный довод не состоятельным по следующим основаниям.

Согласно п.5 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ Номер обезличен от Дата обезличена года, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности; осуществляет в установленном порядке учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества и выдачу выписок из указанного реестра.

Согласно требованиям Положения об учете федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ Номер обезличен от Дата обезличена года, "реестр федерального имущества" - федеральная информационная система, представляющая собой организационно упорядоченную совокупность документов и информационных технологий, реализующих процессы учета федерального имущества и предоставления сведений о нем.

Учет федерального имущества и ведение реестра федерального имущества (далее - реестр) осуществляют территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - территориальные органы) в отношении имущества (включая земельные участки, в том числе предоставленные в пользование юридическим и физическим лицам на основании соответствующих договоров), составляющего государственную казну Российской Федерации, расположенного на территории Российской Федерации, по месту его нахождения в соответствии с компетенцией, определяемой положениями об указанных органах.

Пункт 8 Положения предусматривается предоставление в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (его территориальный орган) запрошенные Агентством (его территориальным органом) документы (копии документов), содержащие сведения о федеральном имуществе.

Таким образом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Астраханской области не предприняло со своей стороны надлежащих действий по получению документов, необходимых для включения в реестр государственной собственности поисково-разведочных скважин Номер обезличен поскольку полномочия собственника федерального имущества в соответствии с действующим законодательством, а также функции по принятию и управлению федеральным имуществом, возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Факт отсутствия правового регулирования порядка поступления ликвидированного имущества не может являться основанием для не внесения в реестр государственной собственности указанных поисково-разведочных скважин.

Анализируя представленные в судебное заседание доказательства, в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования прокуратуры Астраханской области об обязании Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Астраханской области включить в реестр государственной собственности поисково-разведочных скважин Номер обезличен подлежат удовлетворению.

На основании ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В силу ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ст.1.2 Закона РФ «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

На основании ст.26 Закона РФ «О недрах» предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами.

До завершения процесса ликвидации или консервации пользователь недр несет ответственность, возложенную на него настоящим Законом.

При полной или частичной ликвидации или консервации предприятия либо подземного сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, зданий и сооружений, а при консервации - также сохранность месторождения, горных выработок и буровых скважин на все время консервации.

В силу Положения о порядке реализации и использования скважин глубокого бурения на нефть и газ, пробуренных за счет средств государственного бюджета и числящихся на балансе государственных геологических предприятий", утвержденного Госкомимуществом РФ Дата обезличена года, Роскомнедра Дата обезличена года, Минтопэнерго РФ, Госгортехнадзором РФ Дата обезличена года, скважины глубокого бурения на нефть и газ, необходимость в использовании которых при разработке месторождений отсутствует, подлежат ликвидации и списанию согласно "Инструкции о порядке ликвидации, консервации скважин и оборудования их устьев и стволов РД-08-71-94", утвержденной Постановлением Госгортехнадзора России от Дата обезличена N 51.

Скважины глубокого бурения на нефть и газ, расположенные на участках недр, по которым в установленном порядке не выданы лицензии на право пользования недрами, подлежат временной консервации до начала их использования в целях эксплуатации недр на данном участке.

Состояние всех ранее пробуренных скважин на нефть и газ, в том числе ликвидированных, законсервированных, находящихся в пробной эксплуатации и т.д., контролируется организациями, осуществлявшими их строительство или правопреемником этих организаций. При выдаче лицензии на право пользования участком недр и передачи расположенных на нем скважин глубокого бурения на условиях настоящего Положения, наблюдение за скважинами и их сохранность обеспечивает в дальнейшем владелец указанной лицензии.

Согласно п.1.3, 1.10 Инструкции о порядке ликвидации, консервации скважин и оборудования их устьев и стволов, пользователь недр обязан обеспечить ликвидацию в установленном порядке буровых скважин, не подлежащих использованию, а также обеспечить сохранность скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождения и (или) в иных хозяйственных целях.

Если длительность консервации скважины по той или иной причине превысила (или может превысить) сроки, предусмотренные проектом разработки, или превысила 15 лет и по заключению независимой экспертизы возникает реальная угроза нанесения вреда окружающей природной среде, имуществу, жизни и здоровью населения, то, по требованию соответствующего органа государственного надзора и контроля, пользователь недр обязан разработать и реализовать дополнительные меры безопасности, исключающие риск возникновения аварийной ситуации, или ликвидировать скважину в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

В судебном заседании установлено, что в Дата обезличена годах в целях поиска, оценки и разведки залежей ... ... входившим в состав ...» бурились глубокие скважины Номер обезличен по заказу ...

Актом передачи -приемки для промышленного освоения Астраханского серогазоконденсатного месторождения от Дата обезличена года ПО ...» принимает на баланс, находящиеся в консервации скважины Номер обезличен после выполнения по ним ПГО «...» работ по восстановлению циркуляции, ревизии, и устранении замечаний. Скважины Номер обезличен подлежат ликвидации силами ПГО ...». До решения вопроса о способах и методах ликвидации скважин Номер обезличен имеющих межколонные давления, наблюдение за ними осуществляется силами ПГО «...». По мере выполнения ликвидационных работ в вышеуказанных скважинах, они принимаются ПО ...» на основании двухсторонних актов л.д.66-72).

Актами объезда скважин, пробуренных ... находящихся на горном отводе ... «...» от Дата обезличена года, от Дата обезличена года, от Дата обезличена года, от Дата обезличена года установлено следующее. Скважины Номер обезличен ликвидированы на основании приказа Номер обезличен Номер обезличен от Дата обезличена года. Поисково-разведочные скважины Номер обезличен имеют нарушения действующих норм и правил л.д.10-14, 26-31, 34-41, 44-53).

Как следует из сообщения Управления по недропользованию по Астраханской области от Дата обезличена года, ликвидированные скважины Номер обезличен списаны с баланса ...», но под контроль ООО «...» не приняты, поскольку скважины не отвечают требованиям «Инструкции о порядке ликвидации, консервации скважин и оборудования их устьев и стволов», а также «Положения о порядке реализации скважин и использования глубокого бурения на нефть и газ, пробуренные за счет средств государственного бюджета и находящиеся на балансе государственных геологических предприятий». Скважины Номер обезличен вскрывшие продуктивный горизонт, находящиеся в просроченной консервации и в ожидании ликвидации, под контроль недропользователем не приняты. Проведенная в октябре 2009 года проверка технического состояния Номер обезличен скважин показала, что скважины в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды не приведены л.д.15-16).

Дата обезличена года Управление по технологическому и экологическому надзору по Астраханской области в составе комиссии, установили, что с Дата обезличена года на территории Астраханской области существует Номер обезличен разведочных скважин, которые до настоящего времени не ликвидированы. Данные скважины представляют опасность, как и все другие скважины, находящиеся в пределах горного отвода и вскрывшие продуктивную часть разреза месторождения, поскольку по истечению времени в любой из них возможен процесс возникновения межколонных давлений и заколонных перетоков. Скважины представляют потенциальную техногенную и экологическую опасность л.д.17-20).

Как следует из представленной в судебное заседание переписки ОАО ...», при первоначальном объезде и освидетельствовании комиссией отмечено несоответствие в части оборудования устьев для долговременного контроля состояния трубного, затрубного и межколонного пространств и их регулярной регистрации. В течение нескольких лет ни одно из предписаний по устранению нарушений в оборудовании устьев и площадок ликвидированных поисково-разведочных скважин не выполнено. Также поисково-разведочные скважины не приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей природной среды, оборудование ликвидированных скважин не соответствует требованиям «Инструкции о порядке ликвидации, консервации скважин и оборудования их устьев и стволов».

Таким образом, до настоящего времени акт приемки-передачи от Дата обезличена года исполнен не в полном объеме, в связи с чем, ООО «... ...» под контроль поисково-разведочные скважины Номер обезличен не приняты.

Ссылка представителя ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области в части обязанности пользователя недр обеспечить ликвидацию в установленном порядке буровых скважин является не состоятельной, поскольку собственником поисково-разведочных скважин является Российская Федерация, уполномоченным органом по осуществлению функция пользования и распоряжения объектами недвижимости является в данном случае Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области. Закона РФ «О недрах» в части возложения обязанностей пользователя по обеспечению ликвидации буровых скважин не распространяется на данные правоотношения, поскольку действия по поиску, оценки и разведки залежей углеводородов производились в Дата обезличена-х годах. Поисково-разведочные скважины не использовались недропользователем и находятся в состоянии простоя более 20 лет.

Видами пользования недрами применительно к нефтегазовому сектору в соответствии с Законом являются поиск, разведка и добыча полезных ископаемых. Отношения между пользователем недр и государством, опосредованные лицензией, носят в рамках данного Закона административный характер. Однако, как установлено в судебном заседании, поисково-разведочные скважины не используются, на балансе ФГУ ГП «Нижневолжскгеолгия» не состоят.

Таким образом, ответственность по организации проведения работ по надлежащей ликвидации скважин Номер обезличен несет Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области, поскольку выступает от имени казны Российской Федерации. Кроме того, государство обладает на праве собственности имуществом, которое не передано в хозяйственное ведение или оперативное управление государственным или муниципальным юридическим лицам и в силу п. 4 ст. 214 ГК РФ средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, государственную казну субъекта Российской Федерации.

Анализируя представленные в судебное заседании доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования прокуратуры Астраханской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области об обязании организовать проведение работ по надлежащей ликвидации скважин Номер обезличен подлежат удовлетворению.

В соответствии с нормами ФЗ от Дата обезличена года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", поисково-разведочные скважины Номер обезличен относятся к категории опасных производственных объектов. Данный факт также подтверждается приложением к методическим рекомендациям по осуществлению идентификации опасных производственных объектов, утвержденного Приказом Ростехнадзора от Дата обезличена N 131.

На основании ФИО10 ФИО8от Дата обезличена N 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» юридическим лицам независимо от организационно-правовой формы, осуществляющим эксплуатацию опасных производственных объектов, представлять в установленном порядке Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору и федеральным органам исполнительной власти, указанным в пункте 3 настоящего Постановления, сведения, необходимые для формирования и ведения государственного реестра опасных производственных объектов.

Со своей стороны Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области не предпринимает действий по приведению в соответствие с действующим законодательством в части регистрации скважин в реестре опасных производственных объектов, что в данном случае является нарушением.

Анализируя представленные в судебное заседание доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования прокуратуры Астраханской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области об обязании зарегистрировать скважины Номер обезличен подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст.1 Закона РФ «Об окружающей среде» охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

На основании ст.1 ФЗ от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность) - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

В силу ст.2 ФЗ от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.

Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов.

Согласно ст.ст.9,10,11,13,14,15 ФЗ от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; разрабатывать декларацию промышленной безопасности; заключать договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта; выполнять распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников, проведение экспертизы промышленной безопасности, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте.

Под понятием эксплуатации следует понимать владение экологически особо опасным объектом.

В судебном заседании установлено, что по результатам неоднократных проверок поисково-разведочных скважин установлено, что техническое состояние устьев скважин, расположенных на территории лицензированного участка ООО «...» не обеспечивают безопасность в соответствии с нормами промышленной безопасности, ... содержит в своем составе агрессивные компоненты, аномально высокие пластовые давления. Все скважины, вскрывшие продуктивную часть разреза, представляют техногенную и экологическую опасность из-за возможности возникновения в них межколонных, трубных и затрубных давлений, заколонных перетоков.

Факт несоответствия поисково-разведочных скважин требованиям законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов подтверждается представленными в судебное заседание доказательствами.

Довод представителя ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области в части того, что ответственность по обеспечению безопасности поисково-разведочных скважин возлагается на недропользователя является не состоятельным, поскольку данная обязанность в силу норм действующего законодательства возложена на собственника объектов недвижимости.

Доводы представителя ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области о том, что по указанному вопросу велась переписка с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации по вопросу ликвидации и консервации поисково-разведочных скважин, их учету не может являться доказательством исполнения своих обязанностей, поскольку опровергаются представленными в судебное заседание доказательствами, из которых усматривается бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области по решению вопроса, принятии необходимых мер.

Анализируя представленные в судебное заседание доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования прокуратуры Астраханской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области об обязании организовать приведение скважин в соответствие с требованиями законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов подлежащими удовлетворению.

Актом передачи -приемки для промышленного освоения Астраханского ... от Дата обезличена года ПО «...» принимает на баланс, находящиеся в консервации скважины Номер обезличен.

В судебном заседании установлено, и подтверждено материалами дела, что до настоящего времени поисково-разведочные скважины надлежащим образом не ликвидированы. Таким образом, принятие ООО «... ...» под наблюдение указанных скважин невозможно.

Анализируя представленные в судебное заседание доказательства, суд считает, что исковые требования прокуратуры Астраханской области об обязании ООО «...» о принятии под наблюдение скважин Номер обезличен после их надлежащей ликвидации подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Признать бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области по невключению в реестр государственной собственности поисково-разведочных скважин Номер обезличен, по неорганизации работ по надлежащей ликвидации поисково-разведочных скважин Номер обезличен, по неприведению поисково-разведочных скважин в состояние, соответствующее действующему законодательству, незаконным.

Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области включить в реестр государственной собственности поисково-разведочных скважин Номер обезличен расположенные в левобережной части Астраханского газоконденсатного месторождения.

Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области организовать проведение работ по надлежащей ликвидации скважин Номер обезличен

Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области зарегистрировать скважины Номер обезличен в реестре опасных производственных объектов.

Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области организовать приведение скважин в соответствие с требованиями законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Астрахань» принять под наблюдение скважины Номер обезличен после их надлежащей ликвидации.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение десяти дней с момента вынесения решения в окончательной форме.

Полный текст решения изготовлен 2 ноября 2010 года.

Судья Э.А. Юденкова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200