№ 2-3065/2010
Решение по состоянию на 30.12.2010 в законную силу не вступило
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 декабря 2010 г.
Советский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Кострыкиной И.В.,
при секретаре Азизовой Р.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению мэра города Астрахани об отмене представления исполняющего обязанности прокурора Советского района г. Астрахани Номер обезличен «Об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму»,
У С Т А Н О В И Л:
Мэр города Астрахани обратился в суд с заявлением об отмене представления исполняющего обязанности прокурора Советского района г. Астрахани Номер обезличен «Об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму», указав, что исполняющим обязанности прокурора Советского района г. Астрахани внесено представление, в котором указано, что мэром города Астрахани не предпринимаются меры по профилактике противодействия терроризму, что в случае чрезвычайных ситуаций может повлечь за собой гибель людей. Заявитель полагает данное представление незаконным, необоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
По мнению заявителя, насосная станция на ... не подлежит декларированию на предмет безопасности как гидротехническое сооружение, поскольку в соответствии с проектом станции, повреждения указанного гидротехнического сооружения не могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации, способной повлечь за собой человеческие жертвы и значительные материальные потери. Кроме того, в результате проверки данного объекта, проведенной ГУ МЧС РФ по Астраханской области, установлено, что нарушений требований правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций не выявлено. Станция на ... не включена в перечень критически важных объектов Астраханской области, утвержденный Правительством Астраханской области Номер обезличен
Заявитель считает, что, поскольку повреждение насосной станции не может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, то и отсутствует необходимость в осуществлении государственной охраны указанного объекта, в связи с чем, проверка исполнения администрацией г.Астрахани требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений проведена прокуратурой Советского района г.Астрахани не в полном объеме, а предписание исполняющего обязанности прокурора Советского района г.Астрахани является необоснованным. Просит представление исполняющего обязанности прокурора Советского района г.Астрахани Номер обезличен «Об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму» отменить.
В судебном заседании представитель заявителя - мэра города Астрахани, представитель заинтересованного лица - Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации г.Астрахани, Ляпина Т.Н, действующая на основании доверенности, заявление поддержала, просила его удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица - помощник прокурора Советского района г. Астрахани Семин А.С., в судебном заседании с заявлением не согласился, пояснил, что представление прокурора является обоснованным, поскольку оно внесено на основании норм действующего законодательства о противодействии терроризму.
Представитель заинтересованного лица - Муниципального унитарного ... Корнушенко В.В., в судебном заседании поддержал доводы заявителя, просил заявление удовлетворить, представление прокурора отменить.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
На основании ст. 22 ч. 3 Федерального Закона РФ «О прокуратуре РФ» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона праве вносить представление об устранении нарушений закона.
В соответствии со ст. 24 вышеназванного Федерального Закона представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.
В силу ст.1 Федерального закона РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Статьей 7 Федерального закона РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Судом установлено, что насосная станция, расположенная на ..., является объектом собственности муниципального образования «Город Астрахань». Данные обстоятельства усматриваются из сообщения Управления муниципального имущества администрации г.Астрахани от Дата обезличена
На основании распоряжения Администрации г.Астрахани Номер обезличен вышеназванная насосная станция была передана на техническое обслуживание МУ ... Во исполнение указанного распоряжения между Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству администрации г. Астрахани и МУ ... г. Астрахани заключен контракт по содержанию насосной станции. Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Пунктом 14 Постановления Правительства РФ от 14.08.1992г. № 587 установлено, что гидротехнические сооружения, коллекторы водохранилищ, водопроводные станции и объекты водоподготовки в крупных промышленных центрах, в населенных пунктах краевого и областного подчинения, а также в закрытых административно-территориальных образованиях входят в перечень объектов, подлежащих государственной охране.
В силу ст. 3 Федерального Закона РФ «О безопасности гидротехнических сооружений» объект - насосная станция, расположенная на дамбе р.Царев и Приволжского затона, относится к гидротехническим сооружениям.
Статьей 5 данного Федерального закона закреплено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений: на основе общих требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, определенных в статье 8 настоящего Федерального закона, решают вопросы безопасности гидротехнических сооружений на соответствующих территориях, за исключением вопросов безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно ст. 8 Закона обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований:
обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений;
представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений;
государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений;
непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений;
осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение;
необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях;
При этом, ст. 9 данного закона предусмотрены обязанности собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации, в частности:
собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны:
обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;
обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения;
развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;
осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления;
содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций.
В силу ст. 10 Федерального Закона РФ «О безопасности гидротехнических сооружений» на стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения.
Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.
Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения и порядок ее разработки устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения.
Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация представляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений. Поступление в указанный орган декларации безопасности гидротехнического сооружения, разрабатываемой в составе проектной документации, прошедшей государственную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, либо утверждение таким органом декларации безопасности гидротехнического сооружения, составляемой на стадии эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации, является основанием для внесения гидротехнического сооружения в Регистр и получения разрешения на эксплуатацию или вывод из эксплуатации гидротехнического сооружения либо на его восстановление или консервацию.
Из Постановления Правительства Российской Федерации от 06.11.1998 № 1303 «Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений» декларация безопасности является основным документом, обосновывающим безопасность гидротехнических сооружений, их соответствие критериям безопасности, проекту, действующим техническим нормам и правилам, а также определяющим характер и масштаб возможных аварийных ситуаций и меры по обеспечению безопасной эксплуатации (п. 3)
Как пояснил в судебном заседании специалист - главный государственный инспектор Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (РОСТЕХНАДЗОР) Зайцев А.В., декларация безопасности является основным документом, обосновывающим безопасность гидротехнических сооружений, их соответствие критериям безопасности. Для того чтобы определить подлежит или не подлежит гидротехническое сооружение государственной охране, необходимо определить критерии безопасности данного сооружения, которые определяются экспертной организацией на основании проекта. Один только проект сооружения не может свидетельствовать о невозможности причинения вреда в результате чрезвычайных ситуаций. Данное сооружение отнесено к четвертому классу капитальности и вопрос о декларировании сооружения разрешается на местном уровне комиссионно при наличии критериев безопасности.
На основании ст. 11 Федерального закона РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно ст. 2 Федерального Закона РФ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципе приоритета мер предупреждения терроризма.
Таким образом, указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что собственником насосной станции, расположенной на ..., не предприняты все необходимые меры для предотвращения возможного причинения вреда и гибели людей, в частности, по профилактике противодействия терроризма, а именно до настоящего времени не определены критерии безопасности гидротехнического сооружения и не разрешен вопрос о необходимости декларирования данного сооружения, осуществления государственный охраны.
Доводы Мэра г. Астрахани о том, что, поскольку повреждение насосной станции не может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, отсутствует необходимость в осуществлении государственной охраны указанного объекта, суд не принимает во внимание, поскольку данные доводы основаны на ошибочном толковании действующего законодательства и одного лишь проекта несоосной станции, согласно которому повреждения рассматриваемого гидротехнического сооружения (подмывы, абразия и др.) не могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации, способной повлечь за собой человеческие жертвы и значительные материальные потери, в связи чем, декларация безопасности насосной станции не требуется.
Поскольку собственником гидротехнического сооружения - дамбы ... является муниципальное образование - «Город Астрахань», суд приходит к убеждению, что Мэр г. Астрахани обязан обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности данного гидротехнического сооружения при их эксплуатации, в частности, определить критерии безопасности сооружения и решить вопрос о необходимости декларирования данного сооружения.
Оценив представленные доказательства, суд находит обоснованным представление и.о. прокурора Советского района г. Астрахани от Дата обезличена «Об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму», поскольку заявителем допущено нарушение норм действующего законодательства о противодействии терроризму, предусматривающих необходимость обеспечения безопасности гидротехнических сооружений.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Заявление мэра города Астрахани об отмене представления исполняющего обязанности прокурора Советского района г. Астрахани от Дата обезличена «Об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательном виде.
СУДЬЯ