РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 мая 2011 года
Советский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Колбаевой Ф.А.,
при секретаре Мухамедовой Г.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4, ФИО3 к Государственному Учреждению - Управлению ... о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты по категории «Участник Великой Отечественной войны», обязании назначить ежемесячную денежную выплату по категории «Участник Великой Отечественной войны»,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО4, ФИО3 обратились в суд с иском к Государственному Учреждению - Управлению ... о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты по категории «Участник Великой Отечественной войны», обязании назначить ежемесячную денежную выплату по категории «Участник Великой Отечественной войны», указав в обоснование своих требований следующее.
Истцы являются родителями ФИО3 - сотрудника ..., погибшего при исполнении служебных обязанностей. В связи с изложенными обстоятельствами ФИО4 и ФИО3 были предоставлены льготы, установленные для участников Великой отечественной войны, в соответствии с Законом СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» от 01 августа 1989 года. Предоставленными льготами истцы пользовались до 01 мая 2005 г. С указанной даты льготы были заменены истцам ежемесячной денежной выплатой в размере 150 рублей, предусмотренной ст. 23.1 ч. 4 п. 4 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ (в редакции от 09.12.2010 г.) «О ветеранах». Истцы полагают, что ежемесячная денежная выплата должна им выплачиваться в размере в размере 2713 рублей в соответствии со ст. 23.1 ч. 4 п. 2 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ (в редакции от 09.12.2010 г.) «О ветеранах», поскольку права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР, не могут быть отменены без равноценной замены.
Дата обезличена г. истцы обратились к ответчику с заявлением об изменении размера выплачиваемой им ежемесячной надбавки и приведении ее в соответствие с нормами законодательства, однако истцам отказано в перерасчете надбавки.
ФИО4, ФИО3 просят признать отказ Управления ... в назначении им ежемесячной денежной выплаты по категории «Участник Великой Отечественной войны» - незаконным, обязать ответчика назначить им с Дата обезличена г. ежемесячную денежную выплату в размере 2713 рублей в соответствии со ст. 23.1 ч. 4 п. 2 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ (в редакции от 09.12.2010 г.) «О ветеранах»; обязать ответчика возместить материальный ущерб, причиненный истцам, а также выплатить компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей в пользу каждого из истцов.
Истец ФИО4 в судебном заседании требования поддержала, изложив доводы, указанные в исковом заявлении.
Истец ФИО3 в судебном заседании требования поддержал, изложив доводы, указанные в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика - Государственного Учреждения - Управления ... ФИО5, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении иска, в связи с тем, что ... правомерно отказано истцам в перерасчете суммы ежемесячной выплаты, поскольку сын истцов проходил не военную службу, а службу в органах внутренних дел, следовательно на его родителей не распространяется действие ст. 7 Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» от 01 августа 1989 года.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ (в редакции от 09.12.2010 г.) «О ветеранах», меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий, распространяются на членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Указанные меры социальной поддержки предоставляются членам семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий, со времени исключения указанных военнослужащих из списков воинских частей.
Согласно ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ (в редакции от 09.12.2010 г.) «О ветеранах», ежемесячная денежная выплата участникам Великой Отечественной войны устанавливается в размере 2 316 рублей.
Размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации один раз в год с 1 апреля текущего года исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период прогнозного уровня инфляции.
В соответствии со ст. 7 Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» от 01 августа 1989 года № 313-1, на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, распространены льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
В судебном заседании установлено, что Дата обезличена г. умер сын истцов ФИО3, что подтверждается свидетельством о рождении Номер обезличен от Дата обезличена г., свидетельством о смерти Номер обезличен от Дата обезличена г.
Согласно справке ... Номер обезличен от Дата обезличена г., справке ... Номер обезличен от Дата обезличена г., ФИО3, будучи сотрудником органов внутренних дел погиб при исполнении служебных обязанностей, а именно - при задержании правонарушителя. Приказом ... Номер обезличен от Дата обезличена г., ФИО3 с Дата обезличена г. исключен из списков личного состава ....
В связи с принятием Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» от 01 августа 1989 года № 313-1, на истцов распространены льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
ФИО4 и ФИО3 являлись получателями указанных льгот, что подтверждается справкой ... Номер обезличен от Дата обезличена г., справкой ... Номер обезличен от Дата обезличена г.
С учетом предписаний Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» от 01 августа 1989 года № 313-1 и Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ (в редакции от 09.12.2010 г.) «О ветеранах», истцы до 1 января 2005 года пользовалась мерами социальной защиты, установленными для участников Великой Отечественной войны, что подтверждается письмом Администрации ... Номер обезличен от Дата обезличена г.
С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ система мер социальной защиты ветеранов, включая участников Великой Отечественной войны, была преобразована в систему социальной поддержки, в рамках которой основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой, размер которой в 2005 году определен для участников Великой Отечественной войны в сумме 1050 рублей, для членов семей погибших инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий - 150 рублей.
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации признал за истцами право на получение с 1 января 2005 года ежемесячной денежной выплаты в размере 150 рублей, как членам семей погибших участников Великой Отечественной войны, что подтверждается представленными в материалах дела выкопировками выплатных дел ФИО4 и ФИО3.
Считая, что ежемесячная денежная выплата подлежала назначению им как лицам, приравненным в части пользования льготами к участникам Великой Отечественной войны, истцы Дата обезличена г. обратились к ответчику с заявлением о перерасчете ежемесячной надбавки, что подтверждается отметкой на заявлении, копия которого представлена в материалах дела.
Управление ... отказало истцам в перерасчете надбавки.
Разрешая вопрос о правомерности такого отказа, суд принимает во внимание, что возлагая на Российскую Федерацию как социальное государство обязанность по обеспечению гарантий социальной защиты населения, Конституция Российской Федерации вместе с тем не устанавливает конкретные способы и объемы ее предоставления тем или иным категориям граждан.
Из этого следует, что федеральный законодатель располагает достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной защиты, в частности при выборе или изменении формы их предоставления - денежной или натуральной. Однако, внося изменения в содержание мер социальной защиты, в том числе направленные на ее сужение, он должен исходить из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан, и основывать свои решения на конституционных принципах и нормах, как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан - получателей мер социальной поддержки.
Закон СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» от 01 августа 1989 года № 313-1, распространив льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, на родителей лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, признал тем самым их особый правовой статус и соответствующий этому статусу уровень социальной защиты, которые впоследствии, в том числе в связи с принятием Федерального закона «О ветеранах», не пересматривались и не подвергались сомнению компетентными государственными органами, что основывалось, в частности, на предписаниях пункта 3 статьи 11 названного Федерального закона, согласно которому права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены.
Признание данной нормы абзацем вторым пункта 6 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ утратившей силу не означает, однако, как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года N 502-О, что федеральный законодатель отказался от ранее принятой на себя обязанности обеспечивать для отдельных категорий граждан определенный прежним правовым регулированием уровень социальной защиты, и не может рассматриваться как допускающая снижение объема мер социальной защиты родителей лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей, которыми они пользовались до 1 января 2005 года с учетом приобретенного ими в соответствии с союзным законодательством правового статуса, - иное означало бы произвольную отмену ряда ранее установленных для данной категории граждан прав, льгот и гарантий, отказ государства от принятых на себя публично-правовых обязательств перед ними без предоставления равноценной компенсации.
В силу правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года N 8-П и неоднократно подтвержденной в последующих его решениях, изменение законодателем ранее установленных условий социального гарантирования должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в существующую систему норм. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Иначе новое правовое регулирование, по существу, будет означать отмену для определенных лиц прав, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях, что несовместимо с положениями статей 1, 2, 18, 54, 55 и 57 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ принят, согласно его преамбуле, в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, а также решения задач по обеспечению конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышению материального благосостояния граждан, обеспечению экономической безопасности государства и приведению системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой; нормы данного Федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.
По смыслу статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, с принятием которого система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки), ежемесячная денежная выплата представляет собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки ветеранов и членов их семей; по своей правовой природе она направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и, таким образом, на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса.
Поэтому предусмотренный взамен части ранее установленных в натуральной форме социальных гарантий компенсаторный механизм покрытия соответствующих потерь (в денежном выражении) должен обеспечивать лицам, признанным законодателем обладателями особого правового статуса, реальные возможности располагать социальными благами, включая денежные компенсации, в объеме, сопоставимом с объемом ранее предоставлявшейся им социальной защиты в натуральной форме.
Следовательно, взаимосвязанные положения статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) и пункта 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не могут рассматриваться как позволяющие устанавливать ежемесячную денежную выплату родителей лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей, без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которыми они пользовались до 1 января 2005 года, т.е. данная социальная выплата для этой категории граждан подлежит назначению в размере не ниже установленного для участников Великой Отечественной войны.
При таких обстоятельствах, суд приходит к убеждению, что на основании ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ (в редакции от 09.12.2010 г.) «О ветеранах», истцы приобрели право на ежемесячную денежную выплату в размере 2713 (две тысячи семьсот тринадцать) рублей в соответствии со ст. 23.1 ч. 4 п. 2 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ (в редакции от 09.12.2010 г.) «О ветеранах» с последующей индексацией один раз в год с 1 апреля текущего года, исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период прогнозного уровня инфляции.
Поскольку ФИО4 и ФИО3 обратились с заявлением о перерасчете ежемесячной денежной выплаты Дата обезличена г., суд приходит к убеждению, что ежемесячная денежная выплата в размере 2713 рублей в соответствии со ст. 23.1 ч. 4 п. 2 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ, должна быть назначена истцам с Дата обезличена
Вместе с тем, суд находит необоснованными требования истцов о возмещении материального и морального вреда, поскольку доказательств причинения истцам действиями ответчика убытков либо нравственных страданий суду не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 1, 2, 7, 18, 54, 55, 57 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 21, 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ (в редакции от 09.12.2010 г.) «О ветеранах», ст.ст. 194-214 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО4, ФИО3 к Государственному Учреждению - Управлению ... о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты по категории «Участник Великой Отечественной войны», обязании назначить ежемесячную денежную выплату по категории «Участник Великой Отечественной войны», - удовлетворить частично.
Признать отказ Управления ... в назначении ФИО4, ФИО3 ежемесячной денежной выплаты по категории «Участник Великой Отечественной войны» - незаконным.
Обязать Управление ... назначить ФИО4 с Дата обезличена г. ежемесячную денежную выплату в размере 2713 (две тысячи семьсот тринадцать) рублей в соответствии со ст. 23.1 ч. 4 п. 2 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ (в редакции от 09.12.2010 г.) «О ветеранах» с последующей индексацией один раз в год с 1 апреля текущего года, исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период прогнозного уровня инфляции.
Обязать Управление ... назначить ФИО3 с Дата обезличена г. ежемесячную денежную выплату в размере 2713 (две тысячи семьсот тринадцать) рублей в соответствии со ст. 23.1 ч. 4 п. 2 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ (в редакции от 09.12.2010 г.) «О ветеранах» с последующей индексацией один раз в год с 1 апреля текущего года, исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период прогнозного уровня инфляции.
В остальной части исковые требования ФИО4, ФИО3 к Государственному Учреждению - Управлению ... - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в ... суд в течение 10 дней со дня изготовления его полного текста через районный суд, вынесший решение.
Судья Ф.А. Колбаева
Полный текст решения изготовлен и отпечатан 31 мая 2011 года.
Судья Ф.А. Колбаева
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
.........
.........
...
...
...