2-992/2011, решение от 04.05.2011 о признании приказа незаконным



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДАТА года г. Астрахань

Советский районный суд г. Астрахани в составе: председательствующего судьи: Ефремовой И.В., при секретаре: Умеровой А.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Харитонова В.В. к Астраханской таможне о признании приказа п. ... приказа начальника Астраханской таможни от ДАТА года незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Харитонов В.В. обратился в суд с иском к Астраханской таможне о признании незаконным п. ... приказа начальника Астраханской таможни от ДАТА года НОМЕР «О результатах служебной проверки», указав на то, что ДАТА года в Астраханскую таможню поступило представление следственного управления по Астраханской области Следственного комитета при прокуратуре РФ от ДАТА года за НОМЕР . ДАТА года Астраханской таможней был издан приказ НОМЕР «О проведение служебной проверки. ДАТА года в рамках вышеуказанной служебной проверки от него были отобраны объяснения по фактам, указанным в вышеупомянутом представлении следственного управления. ДАТА года по материалам служебной проверки комиссией было подготовлено заключение. На основании данного заключения Астраханской таможней был издан приказ от ДАТА года за НОМЕР «О результатах служебной проверки», в котором п. ... указано, что за неисполнение п. 2 Должностного регламента, выразившееся в нарушении п. 2 ст. 35 Федерального закона от 27 июня 2004 года №79-ФЗ « О государственной гражданской службе» снижен размер единовременного денежного поощрения (ЕДП) на 0,5 должностного оклада в период с ДАТА года по ДАТА года.

Считает, что п. ... приказа принят в нарушении требований законодательства РФ и нарушает его права и законные интересы.

Свои исковые требования основывает на следующем:

В соответствии с положением п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 года за № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» он обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом. Распоряжением ФТС России от ДАТА года за НОМЕР утверждены

методические рекомендации о разработке и утверждения должностного


регламента государственного гражданского служащего таможенного органа РФ, Распоряжением ФТС России п. 2 Должностного регламента начальника отдела специальных таможенных процедур Красноярского таможенного поста, утвержденного ДАТА года начальником Астраханской таможни на должность начальника ОСТП назначается лицо, отвечающее квалификационным требованиям согласно законодательству РФ. С учетом имеющегося у истца образования, стажа работы он соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым для замещения данной должности, в связи с чем не мог нарушить данный пункт п. п. 2 ч. 1 ст. 15 ФЗ за № 79-ФЗ» О государственной гражданской службе».

п. 3 приказа ему был снижен размер единовременного денежного поощрения ЕДП на 0,5 должностного оклада в период с ДАТА года по ДАТА года, при этом в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 года за №79-ФЗ «О государственной гражданской службе» фонд оплаты труда гражданских служащих и работников государственного органа складывается, в том числе из ежемесячного денежного поощрения в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцировано указами Президента РФ, в развитии вышеуказанной нормы был издан приказ от 30.10.2006 года за №1058 «Об утверждении порядка выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов РФ. Указанные приказы не содержат оснований дающих право начальнику таможни для снижения либо отказа в выплате ЕДП данным приказом. ЕДП может не выплачиваться только в отсутствии экономии денежных средств по фонду оплаты труда гражданских служащих. Снижение размера премии в будущем периоде необоснованно.

Основанием для снижения ЕДП послужило осуществления таможенного
осмотра товаров оформленных по ГТД НОМЕР ,

НОМЕР и НОМЕР . Однако осуществление таможенного осмотра товаров предусмотрено п. 42 Должностного регламента, требованиями ст. 358 ч. 1, ч. 1 ст, 371 ТК РФ, системой управления рисками. Указанные в ГТД товары перемещались автомобильным транспортом, в связи с чем, руководствуясь Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перемещаемых по таможенной территории РФ автомобильным транспортом был произведен таможенный осмотр. Из приказа также следует, что при осуществлении таможенного контроля в отношении товаров, оформленных по ГТД таможней были установлены сведения о несоответствии действительности сведений о наименовании, количестве и стоимости перемещаемых через таможенную границу РФ товаров. Однако данные обстоятельства не подтверждены.

Просит признать незаконным п. 3 приказа начальника Астраханской таможни от ДАТА года НОМЕР «О результатах служебной проверки, отменить его.


В судебном заседании представитель истца Харитонова В.В.- Кулагин А.Л. исковые требования по доводам искового заявления поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

Представители ответчика Яницкая А.А., Чернов С.Н. в судебном заседании исковые требования не признали, просили в удовлетворении отказать, указав на то, что п.3 приказа от ДАТА г. НОМЕР о снижении размера ЕДП на 0,5 должностного оклада Харитонову является законным и обоснованным, вынесен по результатам служебной проверки.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Харитонов В.В. согласно штатному расписанию занимает должность начальника ОСТП Красноярского таможенного поста, что подтверждается материалами дела.

ДАТА года в адрес Астраханской таможни поступило представление Следственного управления по Астраханской области от ДАТА года о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступлению, на основании которого предлагалось рассмотреть данное представление на оперативном совещании с начальниками таможенных постов Астраханской области, руководителями отделов Астраханской таможни, контролирующих законность деятельности сотрудников таможенных постов. Провести по данному факту служебную проверку. Решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, бездействие которых способствовало совершению указанного преступления.

Из данного представления следует, что в отношении Харитонова В.А. выделено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК РФ.

На основании данного представления ВРИО начальника таможни полковником таможенной службы А.П. Сухопаровым вынесен приказ от ДАТА года за НОМЕР о проведении служебной проверки в период с ДАТА года поДАТА год.

Служебная проверка была проведена в соответствии инструкцией об организации и о проведении служебной проверки в таможенных органах Российской Федерации от 2 сентября 2008 г. N 1083.

В рамках проведения служебной проверки был согласован перечень вопросов к начальнику отдела специальных таможенных процедур Красноярского таможенного поста Харитонову В.В.

Их письменных объяснений Харитонова В.В. следует, что с приказом о проведении служебной проверки от ДАТА года за НОМЕР он ознакомлен.


ДАТА года по ДАТА год он исполнял обязанности инспектора в составе дежурной смены на международном автомобильном пропускном пункте «Караозек». ДАТА года он ознакомлен с должностным регламентом начальника ОСТП. В составе дежурной смены оформлял товары и транспортные средства, в том числе и оформленные по ГТД. В отношении автомашины и перемещаемых на них товаров по ГТД НОМЕР , НОМЕР и НОМЕР проводил таможенный осмотр и согласно Постановлению Правительства РФ ОТ 032.02.2005 года №50 и приказа ФСБ от 11 февраля 2009 года №49/167 таможенное наблюдение. Докладывать руководству Красноярского таможенного поста о выполненных действиях не входит в его обязанности. Согласно должностному регламенту он наделен полномочиями оформлять разрешение на убытие товаров, вывозимых автомобильным транспортом, изымать из пакета документов, следующие вместе с товаром, экземпляр грузовой декларации (п.38). Согласно приказу №1327 от 18.12.2006 года ФТС РФ при оформлении ГТД проставляется соответствующая отметка. Согласно должностному регламенту в должностные обязанности входит проставление отметок на ГТД. Данный должностной регламент находиться в архиве Астраханской таможни.

По результатам служебной проверки вынесен приказ начальника таможни от ДАТА года за НОМЕР , на основании которого согласно п. 3 за неисполнение п. 2 Должностного регламента начальника отдела специальных таможенных процедур Красноярского таможенного поста, выразившиеся в нарушении п. 2 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 года №79 ФЗ « 0 государственной гражданской службе Российской Федерации» начальнику отдела специальных таможенных процедур Красноярского таможенного поста В.В. Харитонову снижен размер ЕДП на 0,5 должностного оклада в период с ДАТА года по ДАТА года.

Из данного приказа следует, что начальником ОСТП Красноярского таможенного поста Харитоновым В.В. были осуществлены действия, не установленные должностным регламентом начальника ОСТП Красноярского таможенного поста Астраханской таможни, в части применения форм таможенного контроля- таможенное наблюдение, таможенный осмотр товаров и транспортных средств, а также в его объяснениях представлены противоречивые сведения о выполнении должностных обязанностей.

Суд приходит к выводу, что указанные в приказе обстоятельства о совершения Харитоновым В.В. дисциплинарного проступка, выразившиеся в нарушении п. 2 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 года №79 ФЗ « О государственной гражданской службе Российской Федерации» нашли свое подтверждения.

Указанный вывод основан на следующем.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 15 Федерального закона гражданский служащий обязан: соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные


нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом.

В силу ст. 47 ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.

Судом установлено, что с ДАТА по ДАТА года в Астраханской таможне по Красноярскому таможенному посту организационные- штатные мероприятия не проводились. На период с ДАТА по ДАТА года Харитонов В.В. согласно штатному расписанию занимал должность начальника ОСТП Красноярского таможенного поста, что подтверждается докладной запиской отдела кадров Астраханской таможни от ДАТА года' за НОМЕР .

В соответствии с Положением об отделе специальных таможенных процедур Красноярского таможенного поста, утвержденного приказом Астраханской таможни от 15 марта 2007 года за №213 «Об утверждении Положений об отделах Красноярского таможенного поста задачами отдела специальных таможенных процедур является организация оперативного взаимодействия таможенного поста с отделами Астраханской таможни и координации деятельности по вопросам применения специальных таможенных процедур, организация таможенного контроля за перемещением товаров, транспортных средств и физических лиц с применением специальных таможенных процедур в регионе деятельности таможенного поста, обеспечения соблюдения законодательства РФ и международных правовых актов при перемещении товаров, транспортных средств и физических лиц, согласно специальных таможенных процедур глава 22-26 ТК РФ, а также применение положений действующего законодательства по реализации СУР.

В функции отдела входит изучение опыта работы таможенного поста с целью повешения эффективного контроля при перемещении товаров, транспортных средств и физических лиц согласно специальных таможенных процедур. Разрабатывает предложения и принимает меры, направленные на совершения специальных таможенных процедур, ведет электронные базы данных товаров, транспортных средств и физических лиц перемещаемых согласно специальных таможенных процедур, обеспечивать своевременный сбор и передачу информации о товарах, транспортных средств и физических лиц, перемещаемых согласно специальных таможенных в порядке и сроки, установленные федеральной таможенной службой.

Согласно 21-22, 24 указанного положения должностные обязанности должностных лиц отдела регламентируются должностными инструкциями и


должностными регламентами, утвержденными начальником таможни. Должностные лица несут персональную ответственность за исполнение должностных обязанностей. Возложение на отдел и его должностных лиц функций и ответственности, не предусмотренных настоящим положением, должностными инструкциями, и регламентами не допускается, за исключением функций возлагаемых на отдел по решению начальника поста, согласованному с первым заместителем начальника таможни по таможенному контролю, курирующим вопросы, входящие в компетенцию отдела.

Судом установлено, и указанные обстоятельства следует из письменных объяснений и не отрицались в судебном заседании истцом, что в отношении автомашины и перемещаемых на них товаров ДАТА года по ГТД НОМЕР , НОМЕР и НОМЕР он проводил таможенный осмотр и согласно Постановлению Правительства РФ ОТ 032.02.2005 года №50 и приказа ФСБ от 11 февраля 2009 года №49/167 таможенное наблюдение.

В силу п. 2 Должностного регламента начальника отдела специальных таможенных процедур Красноярского таможенного поста начальник отдела специальных таможенных процедур Красноярского таможенного поста обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом, а также

сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которые могут привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта (п. 12), в пределах своих должностных обязанностей выявлять профили рисков и принимать прямые меры по минимизации риска (п. 14), производить таможенное оформление товаров, перемещаемых физическими лицами в сопровождаемом багаже (п. 18), контролировать формы декларирования, порядок заполнения декларации в соответствии с заявленным таможенным режимом (п.20), осуществлять контроль за достоверностью и достаточностью сведений, содержащихся в документах, представляемых для таможенных целей, и

проверку соблюдения порядка проведения предварительных операций с использованием методик выявления рисков (п.21). производить досмотр товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, производить основные операции таможенного оформления и выпуск товаров и транспортных средств в соответствии с заявленным таможенным режимом (п.27), обеспечивать учет товаров, вывозимых за пределы таможенной территории РФ в электронном виде правильно заполнять и вносить информацию в КПС «Вывоз ГТД-П», оформлять разрешение на убытие товаров, вывозимых автомобильным транспортом, подтверждать вывоз товаров в случае, если обращение о подтверждении фактического вывоза получено одновременно с представлением товаров при убытии (п.38-39), совершать все необходимые и достаточное действия, направленные на проведение эффективного таможенного контроля путем применения прямых мер по минимизации рисков до выпуска товаров как самостоятельно, так и при участии оперативных подразделений Астраханской таможни (п.42).


В силу ст. 11 Таможенного кодекса Российской Федерации" выпуск товаров -действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с таможенным режимом

Согласно ст. 366 ТК РФ (действующего на момент совершения дисциплинарного проступка) одними из форм таможенного контроля являются: таможенный осмотр товаров и транспортных средств; таможенный досмотр товаров и транспортных средств.

Согласно ст. 371 ТК РФ, таможенный осмотр товаров и транспортных средств - внешний визуальный осмотр товаров, багажа физических лиц, транспортных средств, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации товаров для целей таможенного контроля, проводимый уполномоченными должностными лицами таможенного органа, если такой осмотр не связан со вскрытием транспортного средства либо его грузовых помещений и нарушением упаковки товаров

В силу ст. 372 ТК РФ, таможенный досмотр - проводимый уполномоченными должностными лицами таможенного органа осмотр товаров и транспортных средств, связанный со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что в должностные обязанности согласно должностного регламента начальника ОСТП Красноярского таможенного поста не входит применение форм таможенного контроля-таможенный осмотр товаров и транспортных средств, таможенное наблюдение в связи с чем действия Харитонова В.В. по осуществлению процедуры убытия товаров с таможенной территории РФ по ГТД НОМЕР , НОМЕР и НОМЕР по проведению таможенный осмотра и таможенного наблюдения не соответствовали требованиям должностного регламента.

Также судом установлено, что Харитонов В.В. при проведении таможенного наблюдение ДАТА года не мог руководствоваться совместным приказом ФСБ России и ФТС России от 11 февраля 2009 года №49/167.

На основании приказа ФТС РФ от 10.06.2005 N 533 "О выплате должностным лицам таможенных органов Российской Федерации ежемесячного денежного поощрения в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач» в целях обеспечения социальных гарантий должностным лицам таможенных органов Российской Федерации, повышения уровня их материального обеспечения и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2005 N 513 "О дополнительных мерах по обеспечению социальных гарантий должностным лицам таможенных органов Российской Федерации" с 1 июля 2005 года установлена выплата ежемесячного денежного поощрения в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач государственным гражданским


служащим таможенных органов Российской Федерации (за исключением государственных гражданских служащих, замещающих должности в центральном аппарате Федеральной таможенной службы) - в размере до двух должностных окладов.

В силу ст. 191 Трудового кодекса РФ, работодатель поощряет работников,
добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность,
выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

В силу вышеуказанного приказа руководители таможенных органов и учреждений, находящихся в ведении ФТС России вправе:

принимать в отношении подчиненных должностных лиц решение об установлении иного размера ежемесячного денежного поощрения в случаях изменения объема работы, сложности и важности выполняемых задач, повышения (снижения) результатов служебной деятельности, условий, в которых выполняются служебные обязанности. Изменение размера ежемесячного денежного поощрения оформлять приказом таможенного органа (учреждения, находящегося в ведении ФТС России) с указанием конкретных причин.

Установив, что Харитоновым В.В. совершен дисциплинарный проступок, на момент окончания служебной проверки от ДАТА года прошло более шести месяцев, нарушение действующего таможенного законодательства установлено, принятия решения начальника Астраханской таможни о снижении Харитонову В.В. ЕДП до 0,5% являться законным и обоснованным.

Довод представителя истца о том, что при проведении таможенного контроля истец был вправе проводить таможенный осмотр на основании положений ст. 358 ТК РФ в части использования системы управления рисками, является, несостоятельным, поскольку для соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, должен был руководствоваться должностным регламентом и применять те формы таможенного контроля, с учетом принципа выборочное™, установленные настоящим должностным регламентом.

Довод представителя истца о том, что при проведении таможенного контроля истец был вправе проводить таможенный осмотр на основании п. 42 Должностного регламента, согласно которому начальник отдела специальных таможенных процедур Красноярского таможенного поста обязан совершать все необходимые и достаточное действия, направленные на проведение эффективного таможенного контроля путем применения прямых мер по минимизации рисков до выпуска товаров как самостоятельно, так и при участии оперативных подразделений Астраханской таможни несостоятелен, поскольку действия совершенные Харитоновым В.В. осуществлялись после выпуска товара, в соответствии с заявленным таможенным режимом, и непосредственно при применении процедуры убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации.

В совокупности представленных доказательств, учитывая их взаимную связь, достаточность и достоверность, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Харитонова В.В. о признании незаконным п. 3 приказа начальника Астраханской таможни от ДАТА года за НОМЕР « о результатах служебной проверки» и его отмене.


На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Харитонова В.В. о признании незаконным п. 3 приказа начальника Астраханской таможни от ДАТА года за НОМЕР « О результатах служебной проверки» и его отмене-отказать.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 0 дней со дня изготовления его полного текста через районный суд, вынесший решения.

Судья

И.В. Ефремова