2-1964/2011, решение от 20.06.2011 об обжаловании неправомерных действий



2-1964/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 июня 2011 года

Советский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Ефремовой И.В.,

при секретаре Каплановой К.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мухина Б.Н. об оспаривании неправомерных действий и решения должностного лица,

У С Т А Н О В И Л:

Мухин Б.Н. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий должностных лиц, указав, что решением начальника управления по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами прокуратуры области, старшего советника юстиции Шамайло А.Г. от Дата обезличена за Номер обезличен, в удовлетворении поданного им обращения «об ознакомлении с материалами и документами, затрагивающими его права и интересы», в ином случае о выдаче копии материалов надзорного производства - отказано. Считает, что решение является незаконным и нарушающим его конституционные права на ознакомление, создающие препятствия в осуществлении его прав на государственную и судебную защиту нарушенных прав. Просит признать решение начальника управления по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами прокуратуры Астраханской области, старшего советника юстиции А.Г. Шамайло от Дата обезличена г. за Номер обезличен, связанное с правом граждан на ознакомление незаконным, обязать устранить допущенное нарушение, признать имевшее место его право на ознакомление.

В судебное заседание заявитель Мухин Б.Н. о дне слушания дела извещен надлежащим образом, отбывает наказание в ФБУ ИК Номер обезличен УФСИН России по ....

В судебном заседании заинтересованное лицо Шамайло А.Г., не явилась, о дне слушания дела извещена, причины неявки суду не известны.

В судебное заседание представитель заинтересованное лицо Прокуратуры Астраханской области - Корженевская И.С. , действующая на основании доверенности, заявление не признала, просила в удовлетворении заявления отказать.

Суд, выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Из содержания ст. 255 ГПК РФ следует, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений определен ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".

Согласно части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

В части 2 статьи 8 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" закреплено право гражданина на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установлено, что при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Пунктом 4.14 Инструкции установлено, что по окончании проверки заявителю, по его просьбе, предоставляется возможность ознакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

В соответствии с пунктом 4.15 Инструкции письменное решение о предоставлении заявителю возможности ознакомиться с документами принимают: в Генеральной прокуратуре Российской Федерации - Генеральный прокурор Российской Федерации, его заместители, заместители Главного военного прокурора, начальники главных управлений, управлений, в том числе Главной военной прокуратуры, в прокуратурах субъектов Российской Федерации и нижестоящих прокуратурах - соответствующие прокуроры, их заместители, начальники управлений и отделов. Работник прокуратуры, ознакомивший заявителя с документами, составляет и приобщает к надзорному производству справку о том, с какими материалами заявитель ознакомлен.

В силу п. 5. 1 Обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней.

В судебном заседании установлено, что Дата обезличена года за Номер обезличен начальником управления по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами прокуратуры области старшим советником юстиции Шамайло А.Г. на имя Мухина Б.Н. дан ответ согласно которого его жалоба от Дата обезличена года прокуратурой области рассмотрена. Ему разъяснено, что ранее ему неоднократно по доводам его обращений сообщалось о возможности и порядке реализации его права на ознакомления в материалами надзорного производства. Дополнительных доводов, подлежащих проверки, вновь поступившее сообщение не содержит. В случае несогласия с принятом по жалобе решением он вправе обжаловать его заместителю прокурора области.

Как установлено судом ранее Мухин Б.Н. подавал обращения на которые были даны ответы от Дата обезличена года, от Дата обезличена года, от Дата обезличена года, согласно которым ему разъяснялось, что в связи с тем, что он в настоящее время отбывает наказание в местах лишения свободы и не имеет возможности лично ознакомиться с материалами надзорного производства, этапирование осужденных для ознакомления с материалами надзорного производства не предусмотрено, его право на ознакомление с материалами надзорного производства может быть реализовано через представителя.

Суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение принято в соответствии с законом по следующим основаниям.

Согласно ст. 77 УИК РФ, осужденный к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии подлежит этапированию при необходимости участия в следственных действиях, либо для участия в судебном разбирательстве в качестве свидетеля, потерпевшего, обвиняемого. Этапирование осужденного для ознакомление с материалами надзорного производство, действующим уголовно-исполнительным кодексом РФ не предусмотрено.

При этом Мухин Б.Н. не лишен был право на ознакомление в материалами надзорного производства через представителя.

При таких обстоятельствах, суд не находит законных оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку действия начальника управления по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами прокуратуры ..., старшего советника юстиции А.Г. Шамайло законные, права заявителя нарушены не были, обращения заявителя прокуратурой ... рассмотрены в соответствии с требованиями Федерального закона "О прокуратуре РФ" и Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генеральной прокуратуры РФ от Дата обезличена года N Номер обезличен

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что заявление Мухина Б.Н. удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Мухина Б.Н. о признании решения начальника управления по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами прокуратуры ..., старшего советника юстиции А.Г. Шамайло от Дата обезличена г. за Номер обезличен, связанное с правом граждан на ознакомление незаконным - отказать.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение десяти дней с момента вынесения решения в окончательной форме.

Полный текст решения изготовлен 24.06.2011 года.

Судья И.В. Ефремова