Р Е Ш Е Н И Е (заочное) 30 июня 2011г. Советский районный суд г. Астрахани в составе: Председательствующего судьи Кострыкиной И.В., При секретаре Ереминой И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Астрахани в защиту интересов неопределенного круга лиц к МУЗ ... Администрации муниципального образования «Город Астрахань» о признании бездействия незаконными, возложении обязанности по оборудованию средствами пожарной безопасности, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Советского района г. Астрахани в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МУЗ ... Администрации муниципального образования «Город Астрахань» о признании бездействия незаконными, возложении обязанности по оборудованию средствами пожарной безопасности, мотивируя свои исковые требования тем, что прокуратурой района совместно с ОГПН г.Астрахани проведена проверка муниципальных учреждений здравоохранения, расположенных на территории Советского района г.Астрахани, в том числе МУЗ ... в здании которого нарушаются правила пожарной безопасности. Так, хозяйствующие субъекты обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, чтобы обеспечивать состояние защищенности граждан, общества и государства. Однако, в ходе проверки было установлено, что МУЗ ... не выполняются требования Правил пожарной безопасности, а именно не дооборудовано помещение 2 этажа главного корпуса автоматической пожарной сигнализацией; не оборудовано помещение главного корпуса, отделение патологии новорожденных инфекционного типа, отделение реанимации системой оповещения людей о пожаре; не оборудовано помещение отделения патологии, бактериологической лаборатории, пищеблока, прачечной, кислородной, гаражей автоматической пожарной сигнализацией; не имеется защитных плафонов на электросветильниках в помещениях кислородной. По результатам проверки был составлен акт. Полагает, что своими действиями МУЗ ... и Комитет по здравоохранению г.Астрахани не обеспечивают состояние защищенности находящихся в здании граждан из числа работающих, посетителей и лиц, находящихся на стационарном лечении и создают угрозу жизни и здоровью людей в случае возникновения пожара. Согласно п.4 раздела 1 Устава учредителем МУЗ ... является администрация г.Астрахани в лице Комитета по здравоохранению г.Астрахани. Муниципальное учреждение здравоохранения отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждения денежных средств субсидиарная ответственность по его обязательствам наступает в порядке, установленном законом (п.8 раздел 1 Устава). Согласно информации Комитета по здравоохранению администрации г.Астрахани на .... МУЗ ... выделено ... руб. на приобретение и монтаж пожарной сигнализации. Вместе с тем, из сведений МУЗ ...следует, что Дата обезличена. больницей оформлена заявка на монтаж автоматической пожарной сигнализации в бактериологической лаборатории на сумму ... Отсутствие автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения препятствует своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременной эвакуации и спасению людей на случай пожара, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного числа лиц. Просит признать бездействие Администрации муниципального образования «Город Астрахань» по отсутствию финансирования МУЗ ... по установке системы пожарной безопасности незаконным; обязать Администрацию муниципального образования «Город Астрахань» в лице комитета по здравоохранению и МУЗ ... : дооборудовать помещение 2 этажа главного корпуса автоматической пожарной сигнализацией; оборудовать помещение главного корпуса, отделения патологии новорожденных инфекционного типа, отделение реанимации системой оповещения людей о пожаре; оборудовать помещение отделения патологии, бактериологической лаборатории, пищеблока, прачечной, кислородной, гаражей автоматической пожарной сигнализацией; закрыть открытые электросветильники в помещениях кислородной защитными плафонами. В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Советского района г.Астрахани Богатыренко В.И. исковые требования поддержала, изложила доводы, указанные в исковом заявлении, просила их удовлетворить. Представители ответчиков - МУЗ ..., Администрации муниципального образования «Город Астрахань», в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения дела извещены надлежаще, причины неявки суду не известны, в связи с чем, суд, с учетом мнения представителя истца, принял решение рассмотреть дело в их отсутствие в порядке заочного производства. Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему. В соответствии ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Судом установлено, что прокуратурой Советского района г.Астрахани совместно с ОГПН г.Астрахани проведена проверка муниципальных учреждений здравоохранения, расположенных на территории Советского района г.Астрахани В ходе данной проверки был выявлен рад нарушений правил пожарной безопасности в здании МУЗ ... расположенного по адресу: г.Астрахань, .... В силу ст. 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. На основании ст. 34 данного Федерального закона граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Статьей 37 названного Федерального закона установлены обязанности руководителей организации в области пожарной безопасности, в том числе обязанность: - соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; - разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; - содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Из содержания указанных правовых норм следует, что хозяйствующие субъекты обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, чтобы обеспечивать состояние защищенности граждан, общества и государства. Согласно ст. 54 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих обязательному оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности. Пунктом 16 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации установлено, что в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре. Пункт 60 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации запрещает при эксплуатации действующих электроустановок использовать приемники электрической энергии (электроприемники) в условиях, не соответствующих требованиям инструкций организаций-изготовителей, или приемники, имеющие неисправности, которые в соответствии с инструкцией по эксплуатации могут привести к пожару, а также эксплуатировать электропровода и кабели с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией. Из п.38 таблицы 3 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации» ( НПБ 110-03) следует, что помещение должно быть оборудовано автоматической сигнализацией. Пунктом 14 Норм Пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации» определен перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией представлен в обязательном приложении. В соответствии с пунктом 12 таблица 2 Норм Пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации» помещения должны быть оборудованы системой оповещения людей о пожаре. Здания общественного административно-бытового назначения (вне зависимости от площади и этажности) отнесены к зданиям, которые в обязательном порядке должны быть оборудованы автоматической пожарной сигнализацией. В соответствии с п. 2.1.1 раздела 2 приложения 1 СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения» лечебные учреждения со стационаром отнесены к категории зданий и помещений общественного значения. В силу ст.1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (01-03) настоящие Правила обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Однако, в нарушение вышеперечисленных норм, в ходе проверки МУЗ ... были выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: не дооборудовано помещение 2 этажа главного корпуса автоматической пожарной сигнализацией; не оборудовано помещение главного корпуса, отделение патологии новорожденных инфекционного типа, отделение реанимации системой оповещения людей о пожаре; не оборудовано помещение отделения патологии, бактериологической лаборатории, пищеблока, прачечной, кислородной, гаражей автоматической пожарной сигнализацией; не имеется защитных плафонов на электросветильниках в помещениях кислородной. Таким образом, своими действиями МУЗ ... и Комитет по здравоохранению г.Астрахани не обеспечивают состояние защищенности находящихся в здании граждан из числа работающих, посетителей и лиц, находящихся на стационарном лечении и создают угрозу жизни и здоровью людей в случае возникновения пожара. Согласно п.4 раздела 1 Устава учредителем МУЗ ... является администрация г.Астрахани в лице Комитета по здравоохранению г.Астрахани. Муниципальное учреждение здравоохранения отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждения денежных средств субсидиарная ответственность по его обязательствам наступает в порядке, установленном законом (п.8 раздел 1 Устава). В силу ч.2 ст. 120 ГК РФ частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Согласно п.15 раздела 3 Устава собственником имущества является Муниципальное образование «Город Астрахань». В соответствии с ч.1 ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета. Из сообщения Комитета по здравоохранению администрации г.Астрахани от Дата обезличена. следует, что на 2011г. МУЗ ... выделено .... на приобретение и монтаж пожарной сигнализации. Вместе с тем, из представленных МУЗ ... следует, что Дата обезличена. больницей оформлена заявка на монтаж автоматической пожарной сигнализации в бактериологической лаборатории на сумму ... руб. На лицевом счете учреждения денег на устранение выявленных прокуратурой нарушений в области пожарной безопасности не имеется виду того, что до настоящего времени не прошли торги согласно Федеральному закону № 94-ФЗ от 21.07.2005г., на основании которых будет установлен победитель конкурса на право заключения муниципального контракта на «Монтаж автоматической пожарной сигнализации». И только после завершения Исполнителем (победителем конкурса) работ бюджетные ассигнования будут перечислены на лицевой счет МУЗ ... Отсутствие автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения препятствует своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременной эвакуации и спасению людей на случай пожара, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного числа лиц. Тогда как в соответствии со ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья. При указанных обстоятельствах, а также с учетом того, что ответчики не представили своих возражений относительно заявленных требований, сведений об устранении нарушений пожарной безопасности также не представили, суд находит исковые требования прокурора Советского района г.Астрахани в защиту интересов неопределенного круга лиц подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать бездействие Администрации муниципального образования «Город Астрахань» по отсутствию финансирования МУЗ ... по установке системы пожарной безопасности незаконным. Обязать Администрацию муниципального образования «Город Астрахань» в лице комитета по здравоохранению, МУЗ ... - дооборудовать помещение 2 этажа главного корпуса автоматической пожарной сигнализацией; - оборудовать помещение главного корпуса, отделения патологии новорожденных инфекционного типа, отделение реанимации системой оповещения людей о пожаре; - оборудовать помещение отделения патологии, бактериологической лаборатории, пищеблока, прачечной, кислородной, гаражей автоматической пожарной сигнализацией; - закрыть открытые электросветильники в помещениях кислородной защитными плафонами. Ответчик вправе подать в суд заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение суда может быть обжаловано, прокурором принесено представление, в Астраханский областной суд в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Полный текст решения изготовлен 05.07.2011. СУДЬЯ