2-3184\11 от 23.09.11 о признании постановления недействительным



Дело № 2-3184/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 сентября 2011 года

Советский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Юденковой Э.А.,

при секретаре Болышевой Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Государственного казенного учреждения Астраханской области «Центр защиты прав детей» о признании постановления администрации Советского района г. Астрахани -м от ДД.ММ.ГГГГ недействительным в части включения Фатьяновой И.А. в общегородскую очередность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

У С Т А Н О В И Л :

Государственное казенное учреждение <адрес> «Центр защиты прав детей» обратилось в суд с заявлением о признании постановления администрации Советского района г. Астрахани -м от ДД.ММ.ГГГГ недействительным в части включения Фатьяновой И.А. в общегородскую очередность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В обоснование своих требований заявитель указал, что на основании приказа директора Государственное казенное учреждение Астраханской области «Центр защиты прав детей» от ДД.ММ.ГГГГ сформирован список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, поставленных на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ В результате формирования вышеуказанного списка было установлено следующее.

ДД.ММ.ГГГГ Фатьянова И.. обратилась в адрес председателя по внеочередному предоставлению жилья с просьбой о постановке на учет в качеству нуждающейся в обеспечении жилым помещением на льготных условиях В силу ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение возникают только у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилья. Кроме того, указанный закон определяет содержание и меры государственной поддержки, к которым относятся право на образование, право на медицинское обслуживание, право на труд. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Фатьяновой И.А. отказано в постановке на учет на льготных условиях, и было предложено встать на учет в администрацию <адрес> на общих основаниях. Однако, согласно выписке из протокола заседания комиссии, Фатьянова И.А. в порядке исключения включена в общегородскую очередность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -м Фатьянова И.А. поставлена в список очередности граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление жилой площади. Таким образом, законных оснований для постановки Фатьяновой И.А. на учет у администрации г.Астрахани в 2001 году не было (постановка была осуществлена в 27 лет). Кроме того, порядок постановки на учет граждан для дальнейшего получения ими жилья, регулировался ЖК РСФСР. До настоящего времени Фатьяновой И.А. не представлены документы, подтверждающие наличие права на внеочередное предоставление жилья. Таким образом, законных оснований для постановки Фатьяновой И.А. в указанный список у администрации г.Астрахани в 2001 году не было. Вместе с тем, Фатьянова И.А., занимая с семьей жилую площадь 33,4 кв.м., в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>, имеет право на обеспечение жилым помещением в общем порядке. Просил суд признать постановление мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -м в части включения Фатьяновой И.А. в общегородскую очередность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей недействительным, обязать управление по жилищной политике администрации <адрес> восстановить Фатьянову И.А. в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на общий основаниях. Восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу заявления об оспаривании действий администрации г. Астрахани в части постановки на учет Фатьяновой И.А. в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как именно при формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, был выявлен указанный факт.

В судебном заседании представитель заявителя ГКУ Астраханской области «Центр защиты прав детей» Забояркина А.В., действующая на основании доверенности, доводы, изложенные в заявлении, поддержала, просила суд признать постановление мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -м в части включения Фатьяновой И.А. в общегородскую очередность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей недействительным, обязать управление по жилищной политике администрации <адрес> восстановить Фатьянову И.А. в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях, одновременно, просила суд восстановить пропущенный срок на подачу заявления о наличии неправомерных действий стало известно ДД.ММ.ГГГГ при формировании списков.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица администрации г.Астрахани Тырнова Н.А., действующая на основании доверенности, заявление не признала, просила суд отказать в удовлетворении заявления, так как заявителем пропущен срок на подачу заявления, поскольку отсутствуют доказательства уважительности пропуска срока. Кроме того, администрация города Астрахани не имеет возможности восстановить Фатьянову И.А. в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях, поскольку она ранее не состояла на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Кроме того, считает, что постановление мэра г.Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ -м в части включения ФИО9 в общегородскую очередность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является законным.

В судебном заседании заинтересованное лицо Фатьянова И.А. заявление не признала, пояснив, что её мама ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ, на тот момент ФИО9 было 11 лет. ФИО6 – отец совместно с ними не проживал. На момент утраты родительского попечения, закрепленного жилого помещения она не имела. С 1986 года по 1991 год её воспитанием занимался дедушка ФИО7, 1928 года рождения. При определении под опеку, жилая площадь не закреплялась, также после окончания института жилое помещение не было предоставлено, она находилась на полном государственном обеспечении как сирота. В учетное дело все документы были представлены. Администрацией <адрес> был утвержден список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей лишь в 2000 году. На данный момент в связи с отсутствием за Фатьяновой И.А. закрепленного жилого помещения, она состоит на учете в общегородской очередности граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на предоставление жилой площади за . Нормы действующего законодательства возлагают обязанности по осуществлению государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на исполнительные органы государственной власти. Действующее законодательство не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, обладающих аналогичным правом на получение жилой площади вне очереди, обеспечение жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, не содержат оно и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Просила суд в удовлетворении заявления отказать.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

На основании ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

На основании ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Преамбула Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Таким образом, данный Закон направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы необходимого финансирования.

В судебном заседании установлено, что постановлением Правительства Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ -П «О передаче отдельных полномочий министерства образования и науки Астраханской области» полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы министерству социального развития и труда Астраханской области с ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Правительства Астраханской области -П от ДД.ММ.ГГГГ создано Государственное казенное учреждение Астраханской области «Центр защиты прав детей».

Согласно акту приема-передачи ДД.ММ.ГГГГ ГУ АО «Центр защиты прав детей» принят от управления по жилищной политике администрации г.Астрахани списки очередности, личные дела, учетные дела.

Приказом ГКУ Астраханской области «Центр защиты прав детей» от ДД.ММ.ГГГГ сформирован список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Как следует из выписки из протокола заседания комиссии по рассмотрению обращений по внеочередному предоставлению жилой площади и других жилищных вопросов от ДД.ММ.ГГГГ, Фатьянова И.А. включена в общегородскую очередность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением администрации <адрес> -м от ДД.ММ.ГГГГ Фатьянова И.А. включена в общегородской список очередности граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно постановлению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Фатьянова И.А. включена дополнительно в список граждан, состоящих на учете для предоставления безвозмездной субсидии.

Из сообщения Управления по жилищной политике администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Фатьянова И.А. состоит в списке на предоставление жилой площади за №110.

Из пояснений Фатьяновой И.А. следует, что она находилась на полном государственном обеспечении в ходе обучения в государственном педагогическом институте, все документы были переданы ею в институт. В настоящее время данные документы утеряны.

Согласно приказа с от ДД.ММ.ГГГГ Государственного педагогического института Фатьянова И.А. была зачислена на полное государственное обеспечение как сирота, документы о сиротстве ФИО9 были представлены.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Учитывая изложенное суд считает, что постановка Фатьяновой И.А. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий была произведена в соответствии с требованиями действующего законодательства, в связи с чем, постановление администрации г. Астрахани является законным и обоснованным.

Одновременно, суд не находит оснований для восстановления срока для обращения в суд с данным заявлением по следующим основаниям.

На основании ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

В судебном заседании установлено, что постановление администрации г.Астрахани вынесено ДД.ММ.ГГГГ, заявитель обратился с данным заявлением ДД.ММ.ГГГГ, просит восстановить срок для обращения в суд, поскольку при формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от ДД.ММ.ГГГГ, заявителю стало известно о наличии неправомерных действий, однако как установлено в судебном заседании акт приема-передачи указанных документов был подписан ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, срок обращения с заявлением об оспаривании действий администрации <адрес> истек.

Анализируя представленные в судебное заседание доказательства, суд приходит к выводу, что заявление ГКУ Астраханской области «Центр защиты прав детей» о признании постановления администрации <адрес> -м от ДД.ММ.ГГГГ недействительным в части включения Фатьяновой И.А. в общегородскую очередность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку постановление является законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 254, 255, 441 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления Государственного казенного учреждения Астраханской области «Центр защиты прав детей» о признании постановления администрации Советского района г. Астрахани -м от ДД.ММ.ГГГГ недействительным в части включения Фатьяновой И.А. в общегородскую очередность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отказать.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение десяти дней.

Полный текст решения изготовлен 28 сентября 2011 года.

Судья Э.А. Юденкова