Дело № 2-3774/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7 декабря 2011 года Советский районный суд г. Астрахани в составе: председательствующего судьи Юденковой Э.А., при секретаре Болышевой Т.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гоман Л.А. к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» о признании недействительным решения жилищно-бытовой комиссии о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, восстановлении на учете, У С Т А Н О В И Л: Истец Гоман Л.А. обратилась в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» о признании недействительным решения жилищно-бытовой комиссии о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, восстановлении на учете указав, что ДД.ММ.ГГГГ жилищно-бытовой комиссией Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» семья истца была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. До сентября 2010 года истец состояла в очереди на получение жилья. После увольнения на пенсию ДД.ММ.ГГГГ истец получила право на получение государственного жилищного сертификата в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. В августе 2010 года истец предоставила в жилищно-бытовую комиссию Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» все необходимые документы, подтверждающие ее право на получение государственного жилищного сертификата. Однако решением жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ истец была исключена из очереди и снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. 3 октября истец обратилась в жилищно-бытовую комиссию с просьбой о восстановлении в очереди и на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ и оформить документы на получение истцом и ее дочерью государственного жилищного сертификата. Однако решением жилищно-бытовой комиссии истцу было отказано. Просила суд отменить решения жилищно-бытовой комиссии Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» (пункт 1 протокола заседания жилищно-бытовой комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ) об исключении Гоман Л.А., ФИО4 из очереди и снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий (предоставлении жилого помещения) и в отказе в восстановлении в очереди по улучшению жилищных условий; восстановить Гоман Л.А., ФИО4 в очереди и на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (предоставлении жилого помещения) с даты первоначальной постановки на очередь – ДД.ММ.ГГГГ; восстановить права истца в получении государственного жилищного сертификата. В судебном заседании истец Гоман Л.А., доводы, изложенные в иске, поддержала, дополнительно пояснив, что все необходимые документы для получения ею государственного жилищного сертификата были предоставлены; брак между ней и ФИО5 был расторгнут в ДД.ММ.ГГГГ., в настоящее время бывший муж истца собирается продавать свою долю в квартире, в которой они проживают, поскольку он получил и реализовал положенный ему жилищный сертификат. Просила суд отменить решения жилищно-бытовой комиссии Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» (пункт 1 протокола заседания жилищно-бытовой комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ) об исключении Гоман Л.А., ФИО4 из очереди и снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий (предоставлении жилого помещения) и в отказе в восстановлении в очереди по улучшению жилищных условий; восстановить Гоман Л.А., ФИО4 в очереди и на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (предоставлении жилого помещения) с даты первоначальной постановки на очередь – ДД.ММ.ГГГГ; восстановить права истца в получении государственного жилищного сертификата. В судебном заседании представитель ответчика ФКУ «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» ФИО11 действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска, пояснила, что Гоман Л.А. была незаконно поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку ею в были предоставлены копии справок, оригиналы которых находились в жилищном деле мужа истца – ФИО5 В 2010 году Гоман Л.А. представила справки по состоянию на 2004 год, хотя справки должны предоставляться ежегодно. Также истцом при постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий были предоставлены те же справки, что и ее мужем ФИО5 Просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. В судебном заседании представитель третьего лица УФСИН России по Астраханской области Пикалова С.В., действующая на основании доверенности, против удовлетворения иска возражала, так как Гоман Л.А. была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии со ст. 55-56 ЖК РФ, действующего на момент постановки истца на учет. Гоман Л.А. была неправомерно поставлена на учет, так как предоставила неполный пакет необходимых документов. Просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Суд, выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в установленном законом порядке обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. В соответствии с подпунктом «а» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №153 право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации (далее - граждане): сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более; сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более; В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ году жилищно-бытовой комиссией Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» Гоман Л.А. была принята на учет на улучшение жилищных условий, что подтверждается протоколом № жилищно-бытовой комиссии. В соответствии со ст. 28 ЖК РСФСР граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью. Согласно ст. 29, 30 ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане: имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию. Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. В соответствии со ст. 6 ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части. Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 01.12.2009 N 1549-О-П положения части 2 статьи 6 в ее конституционно-правовом истолковании не предполагают возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет. Из представленных материалов следует, что Гоман Л.А. была поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с требованиями действующего на тот момент жилищного законодательства, поскольку площадь занимаемого Гоман Л.А. и членами семьи жилого помещения ниже установленной социальной нормы. Согласно справке ЖЭК №№ Советского района г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ Гоман Л.А. проживает по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, имеет состав семьи 4 человека – муж ФИО5, сын – ФИО8, дочь – ФИО4 Согласно сведениям ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» АФ от ДД.ММ.ГГГГ за Гоман Л.А., ФИО5, ФИО8 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ значилось по 1/3 доли квартиры №; ФИО4 в приватизации не участвовала. Согласно выписке из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищно-бытовой комиссии УД-№ УИН Минюста России по <адрес> Гоман Л.А. была поставлена на учет по улучшению жилищных условий. Согласно справке о проверке жилищных условий Гоман Л.А. нуждается в получении трехкомнатной квартиры со всеми удобствами. В соответствии с выпиской из приказа УФСИН России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-лс Гоман Л.А. была уволена из уголовно-исполнительной системы по п. № ст.№ Положения о службе в ОВД РФ с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно протоколу № заседания жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК-№ УФСИН России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Гоман Л.А. была исключена из очереди по улучшению жилищных условий, как необоснованно поставленная на учет. В соответствии с п. 55 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» приобретаемое жилое помещение (жилые помещения) оформляется в общую собственность всех членов семьи владельца сертификата. Согласно п.п. «б» п.22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 Правил. В соответствии с п. 23 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» повторное обращение с заявлением (рапортом) об участии в подпрограмме допускается после устранения оснований для отказа, указанных в подпунктах "б" и "в" пункта 22 Правил. В судебном заседании установлено, что Гоман Л.А. в жилищно-бытовую комиссию были предоставлены все документы, необходимые для получения государственного жилищного сертификата. Пунктом 16 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № установлен норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты. Согласно ответу ФКУ «ИК-№ УФСИН по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, жилищно-бытовая комиссия, рассмотрев заявление Гоман Л.А. от ДД.ММ.ГГГГ о восстановлении в очереди по улучшению жилищных условий пришла к выводу, что Гоман Л.А. не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как ее бывший муж ФИО5 получил и реализовал положенный ему жилищный сертификат. Однако, в судебном заседании было установлено, что брак между Гоман Л.А. и ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ был расторгнут. В судебном заседании истец Гоман Л.А. пояснила, что в настоящее время ее бывший муж ФИО5 имеет намерение продать свою долю в квартире <адрес> и переехать в приобретенную им квартиру. Доводы представителя ответчика о том, что Гоман Л.А. была исключена из очереди по улучшению жилищных условий, как необоснованно поставленная на учет, не нашли своего подтверждения в судебном заседании, поскольку при постановке Гоман Л.А. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий были рассмотрены все представленные документы, оценены жилищные условия заявителя и было установлено, что она нуждается в улучшении жилищных условий. Доводы представителя ответчика о том, что бывшему мужу заявителя Гоман Л.А. – ФИО5 был выдан жилищный сертификат и реализован не являются юридически значимыми, поскольку в результате получение ФИО5 жилищного сертификата, жилищные условия Гоман Л.А. не улучшились, в связи с чем, решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ «Исправительная колония № УФСИН России по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ об исключении ФИО2 из очереди по улучшению жилищных условий, об отказе в восстановлении в очереди по улучшению жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать законными, они подлежат отмене, а Гоман Л.А. – восстановлению на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента первоначальной постановки на учет в ДД.ММ.ГГГГ, а также на получение государственного жилищного сертификата. Анализируя представленные в судебное заседание доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Гоман Л.А. о признании недействительным решения жилищно-бытовой комиссии о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, восстановлении на учете подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Признать решение жилищно-бытовой комиссии Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ об исключении Гоман Л.А. из очереди по улучшению жилищных условий, об отказе в восстановлении в очереди по улучшению жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ незаконными. Восстановить Гоман Л.А. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента первоначальной постановки на учет с ДД.ММ.ГГГГ, на получение государственного жилищного сертификата. Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение десяти дней. Полный текст решения изготовлен 12 декабря 2011 года. Судья Э.А. Юденкова