2-2209/12 решение о признании незаконными и отмене решения об итогах голосования по досрочным выборам от 18.07.2012г.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 июля 2012 года

Советский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Шамухамедовой Е.В.

при секретарях Ерофеевой А.С., Бен Т.Г.

с участием прокурора Корженевской И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шеина ФИО88 к Территориальной избирательной комиссии <адрес>, Избирательной комиссии муниципального образования «<адрес>», главе муниципального образования «<адрес>» Столярову ФИО89 о признании незаконными и отмене ФИО1 об итогах голосования по досрочным выборам главы муниципального образования «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ участковых избирательных комиссий избирательных участков №,

у с т а н о в и л :

Заявитель Шеин О.В. обратился в суд с заявлением к Территориальной избирательной комиссии <адрес> о признании незаконными и отмене ФИО1 об итогах голосования по досрочным выборам главы муниципального образования «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ участковых избирательных комиссий избирательных участков № указав, что ДД.ММ.ГГГГ состоялось голосование на досрочных выборах главы муниципального образования «<адрес>». ФИО6 выдвинут кандидатом на должность главы муниципального образования «<адрес>» местным отделением Политической партии «Справедливая Россия» в городе Астрахани. Постановлением избирательной комиссии муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ досрочные выборы главы муниципального образования «<адрес>» признаны состоявшимися и действительными, комиссией утверждены и подписаны протокол и сводная таблица о результатах выборов главы муниципального образования «<адрес>». При установлении итогов голосования на территории <адрес> допущены существенные нарушения Федерального закона № 67-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, а именно в день голосования ДД.ММ.ГГГГ участковыми избирательными комиссиями № при подсчете голосов перестановка столов под вэб-камеру не осуществлялась; члены комиссий с правом совещательного голоса и наблюдатели располагались перед столами, на которых проводился подсчет голосов, на расстоянии, не позволяющем видеть отметки на бюллетенях, проставленные за кандидатов; разложение избирательных бюллетеней осуществлялось без показа отметки за кандидата; количество разложенных избирательных бюллетеней по стопкам за кандидатов, считались только председателями участковых избирательных комиссий; в возможности убедиться в правильности подсчета разложенных избирательных бюллетеней членам комиссии с правом решающего и совещательного голоса отказывалось. В результате чего в Территориальную избирательную комиссию <адрес> представители участковых избирательных комиссий представили искаженные, не соответствующие действительным результатам подсчета голосов, данные об итогах голосования. Указанные обстоятельства привели к формированию неверных суммарных сведений об итогах голосования по территории <адрес> и формированию неверного результата в целом по единому избирательному округу <адрес> за счет искажения распределения голосов между кандидатами. Искаженные сводные данные введены в систему ГАС - «Выборы». Кроме того, в нарушение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ, нарушен порядок формирования участковых избирательных комиссий №, 516, 517, 527, 532, в которых количество государственных или муниципальных служащих превышает установленную законом норму в 50% от общего количества членов комиссии. Также по имеющейся информации, порядок выдвижения членов участковых избирательных комиссий избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы был грубым образом нарушен. В связи с этим, заявитель Шеин О.В. просит суд признать незаконными и отменить ФИО1 об итогах голосования по досрочным выборам главы муниципального образования «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ участковых избирательных комиссий избирательных участков №

В ходе судебного разбирательства заявитель Шеин О.В. дополнил основания для отмены результатов выборов мэра <адрес>, указав, что подсчет голосов избирателей осуществлен не открыто и не гласно, без оглашения и соответствующего оформления в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий комиссии по подсчету бюллетеней; на ряде участков подсчет голосов по выборам в федеральные органы государственной власти и в органы местного самоуправления осуществлялся одновременно; неиспользованные бюллетени не были погашены в период, определенный законодательством (после закрытия участка, до вскрытия стационарных и переносных урн),а их количество не было оглашено; дальнейшая, до сортировки бюллетеней, работа со списком избирателей проводилась без проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования, список избирателей на это время в сейф или иное специально приспособленное для хранения документов место не убирался; лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, не был обеспечен полный обзор действий членов комиссии; по окончании сортировки комиссия не проводила голосования о признании недействительными всех сомнительных бюллетеней, а сразу приступала к подсчету голосов; подсчет бюллетеней осуществлялся одновременно несколькими или всеми членами избирательной комиссии, при этом лицам, присутствующим на участке, отметки в бюллетенях не показывались. В процессе сортировки бюллетени не показывались в УИК № и не оглашались в УИК №. Сортировка проводилась одновременно несколькими членами комиссий под час одновременно на выборах разных уровней в УИК № , отметки в бюллетенях не показывались при подсчете голосов в УИК №, , бюллетени считались одновременно несколькими членами комиссии в УИК

Определением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в качестве заинтересованных лиц привлечены глава муниципального образования «<адрес>» Столяров М.Н. и Избирательная комиссия муниципального образования «<адрес>».

Заявитель Шеин О.В. и его представители Нестеренко А.И., Чаплыгин С.Н., действующие на основании доверенности, в судебном заседании требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении. Просили суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представители территориальной избирательной комиссии <адрес> Гриценко Н.Н., Пастухова С.А., избирательной комиссии муниципального образования «<адрес>» Свешникова О.М., Литягина Е.В. в судебном заседании возражали против требований Шеина О.В., пояснив, что установленные в ходе судебного заседания нарушения порядка подсчета голосов участковыми избирательными комиссиями не позволили исказить действительную волю избирателей. Жалоб на нарушения порядка подсчета голосов в избирательную комиссию муниципального образования «<адрес>» не поступало. Протоколы участковых избирательных комиссий об итогах голосования по досрочным выборам главы муниципального образования «<адрес>» подписаны членами комиссии, особые мнения приложены к протоколам. Территориальной избирательной комиссией протоколы проверены и искаженных данных не было установлено. Просили заявление Шеина О.В. оставить без удовлетворения.

Глава муниципального образования «Город Астрахань» Столяров М.Н. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд, выслушав заявителя, его представителя, заинтересованных лиц, свидетелей, исследовав материалы дела и видеоматериалы, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Согласно ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что ФИО1 или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

В соответствии со ст. 261 ГПК РФ суд признает оспариваемое ФИО1 или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.

ФИО1 муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении досрочных выборов главы муниципального образования «<адрес>» на ДД.ММ.ГГГГ назначены досрочные выборы главы муниципального образования «<адрес>» в связи с досрочным прекращением полномочий главы муниципального образования «<адрес>» ФИО16 ФИО1 о назначении выборов опубликовано в газете «Горожанин» от ДД.ММ.ГГГГ .

Комиссией, организующей досрочные выборы главы муниципального образования «<адрес>», являлась избирательная комиссия муниципального образования «<адрес>», сформированная ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 муниципального образования «<адрес>» с дополнениями от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ .

Кандидатами на должность главы муниципального образования «<адрес>» Избирательной комиссией муниципального образования «<адрес>» было зарегистрировано 5 кандидатов, в том числе: ФИО2, выдвинутый <адрес> отделением Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации»; ФИО3, выдвинутый в порядке самовыдвижения; ФИО4, выдвинутый Астраханским региональным отделением Политической партии «Либерально-демократическая партия России»; ФИО5, выдвинутый Астраханским региональным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия», и ФИО6, выдвинутый Местным отделением Политической партии «Справедливая Россия» в городе Астрахани.

Постановлением избирательной комиссии муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ досрочные выборы главы муниципального образования «<адрес>» признаны состоявшимися и действительными. Главой муниципального образования «<адрес>» избран Столяров ФИО90, получивший 124 763 голоса избирателей (60,00 % от числа избирателей, принявших участие в голосовании). Шеин О.В. получил 62 299 голосов избирателей (29,96 % от числа избирателей, принявших участие в голосовании).

Результаты досрочных выборов главы муниципального образования «<адрес>» опубликованы в ФИО7 информационном бюллетене «Плюс четыре» от ДД.ММ.ГГГГ .

Как следует из заявления Шеина О.В., в процессе подведения итогов голосования участковыми избирательными комиссиями № допущены нарушения избирательного законодательства, а именно:

- при подсчете голосов перестановка столов под вэб-камеру не осуществлялась;

- члены комиссий с правом совещательного голоса и наблюдатели располагались перед столами, на которых проводился подсчет голосов, на расстоянии, не позволяющем видеть отметки на бюллетенях, проставленные за кандидатов;

- разложение избирательных бюллетеней осуществлялось без показа отметки за кандидата;

- количество разложенных избирательных бюллетеней по стопкам за кандидатов, считались только председателями участковых избирательных комиссий;

- в возможности убедиться в правильности подсчета разложенных избирательных бюллетеней членам комиссии с правом решающего и совещательного голоса отказывалось;

- подсчет голосов избирателей осуществлен не открыто и не гласно, без оглашения и соответствующего оформления в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий комиссии по подсчету бюллетеней;

- на ряде участков подсчет голосов по выборам в федеральные органы государственной власти и в органы местного самоуправления осуществлялся одновременно;

- неиспользованные бюллетени не были погашены в период, определенный законодательством (после закрытия участка, до вскрытия стационарных и переносных урн), а их количество не было оглашено;

- дальнейшая, до сортировки бюллетеней, работа со списком избирателей проводилась без проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования, список избирателей на это время в сейф или иное специально приспособленное для хранения документов место не убирался;

- лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, не был обеспечен полный обзор действий членов комиссии;

- по окончании сортировки комиссия не проводила голосования о признании недействительными всех сомнительных бюллетеней, а сразу приступала к подсчету голосов;

- подсчет бюллетеней осуществлялся одновременно несколькими или всеми членами избирательной комиссии, при этом лицам, присутствующим на участке, отметки в бюллетенях не показывались.

В связи с этим, указанные нарушения существенно повлияли на результаты волеизъявления граждан и не позволили выявить действительную волю избирателей.

Статьей 68 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определен порядок подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования участковой комиссии. Указанным законом также определены принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума и закреплены основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 ст. 77 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) суд может отменить ФИО1 избирательной комиссии об итогах голосования в случае нарушения правил порядка голосования и подсчета голосов, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей. Согласно пункту 6 ст. 77 Федерального закона отмена судом ФИО1 о результатах выборов в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, влечет признание результатов выборов по данному избирательному округу недействительными.

В силу ч. ч. 2, 3 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 9/2009-ОЗ "О выборах в органы местного самоуправления в <адрес>" после установления итогов голосования, определения результатов выборов вышестоящей избирательной комиссией ФИО1 нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов могут быть отменены только судом либо судом может быть принято ФИО1 о внесении изменений в протокол избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу. Суд соответствующего уровня, отменив ФИО1 избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, может принять ФИО1 о проведении повторного подсчета голосов избирателей, если при проведении голосования или установлении его итогов, определении результатов выборов были допущены нарушения Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящего Закона. В случае если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, суд может признать итоги голосования, результаты выборов недействительными.

Основания для отмены ФИО1 избирательной комиссии об итогах голосования либо о результатах соответствующих выборов приведены в пунктах 4 и 5 статьи 97 вышеуказанного <адрес>.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 10-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 64, пункта 11 статьи 32, пунктов 8 и 9 статьи 35, пунктов 2 и 3 статьи 59 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Тульского областного суда" отмена итогов голосования, результатов выборов связана с обнаружением таких существенных нарушений избирательного процесса, вследствие которых не были обеспечены надлежащие условия для подлинно свободного волеизъявления избирателей и которые тем самым привели к неадекватному отражению действительной воли избирателей в итогах голосования. При этом суд, решая вопрос об отмене итогов голосования, результатов выборов должен установить, что обнаруженные существенные нарушения в ходе выборов привели к искажению воли избирателей или воспрепятствовали ее адекватному отражению в итогах голосования, результатах выборов.

Анализируя представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу, что при проведении досрочных выборов главы муниципального образования «<адрес>» и определении итогов голосования на участковых избирательных комиссий избирательных участков № нарушений избирательного законодательства, которые позволяли бы выявить действительную волю избирателей и влекли бы за собой отмену результатов выборов, допущено не было.

В соответствии со ст. 68 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ – ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса.

Подсчет голосов избирателей, участников референдума начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели. В случае совмещения выборов разных уровней в первую очередь осуществляется подсчет голосов по выборам в федеральные органы государственной власти, затем - в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, затем - в органы местного самоуправления.

После окончания времени голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени, затем оглашают и вносят число погашенных неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями, участниками референдума при проведении голосования, в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, находящейся в помещении для голосования. При использовании технических средств подсчета голосов полученные данные после их оглашения вносятся в строку 7 увеличенной формы протокола об итогах голосования.

Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии уточняет, оглашает и вносит в строку 2 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число бюллетеней, полученных участковой комиссией (данные о бюллетенях, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших в помещении территориальной комиссии, комиссии муниципального образования участников референдума, в указанное число не входят). При использовании технических средств подсчета голосов полученные данные после их оглашения вносятся в строку 2 увеличенной формы протокола об итогах голосования.

Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей, участников референдума члены участковой комиссии с правом решающего голоса вносят в каждую страницу списка избирателей, участников референдума следующие суммарные данные по этой странице:

После внесения указанных в пункте 5 настоящей статьи данных каждая страница списка избирателей, участников референдума подписывается внесшим эти данные членом комиссии, который затем их суммирует, оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой комиссии и лицам, присутствующим при подсчете голосов. Итоговые данные, определяемые как сумма данных, установленных в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии оглашает, вносит в последнюю страницу списка избирателей, участников референдума, подтверждает своей подписью и заверяет печатью участковой комиссии. Оглашенные данные вносятся в соответствующие строки протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, а в случае использования технических средств подсчета голосов - только в соответствующие строки увеличенной формы протокола:

Дальнейшая работа со списком избирателей, участников референдума не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования в соответствии с пунктом 22 настоящей статьи. Список избирателей, участников референдума на это время убирается в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место. Хранение списка избирателей, участников референдума, исключающее доступ к нему лиц, находящихся в помещении для голосования, обеспечивается председателем или секретарем участковой комиссии.

При непосредственном подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать члены участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иные лица, указанные в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.

Непосредственный подсчет голосов избирателей, участников референдума производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Членам комиссии с правом решающего голоса, кроме председателя (заместителя председателя) и секретаря комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12, 16 и 17 настоящей статьи. Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов комиссии.

Члены участковой комиссии сортируют бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов, одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. При сортировке бюллетеней члены участковой комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в каждом из них отметки избирателя, участника референдума и представляют бюллетени для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается.

При сортировке бюллетеней участковая комиссия отделяет бюллетени неустановленной формы. Бюллетени неустановленной формы при подсчете голосов не учитываются.

Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно.

В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления избирателя, участника референдума этот бюллетень откладывается в отдельную пачку. По окончании сортировки участковая комиссия решает вопрос о действительности всех сомнительных бюллетеней путем голосования, при этом на оборотной стороне бюллетеня указываются причины признания его действительным или недействительным.

После этого производится подсчет рассортированных бюллетеней установленной формы в каждой пачке отдельно по каждому кандидату, списку кандидатов. При этом бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя, участника референдума в каждом бюллетене. Одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек не допускается.

С рассортированными бюллетенями под контролем членов участковой комиссии с правом решающего голоса вправе визуально ознакомиться наблюдатели, а члены участковой комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета.

Во исполнение требований ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ – ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», устанавливающей принцип проведения выборов гласности, Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от ДД.ММ.ГГГГ – 6 утверждена Инструкция о порядке использования средств видеонаблюдения и трансляции изображения участковыми избирательными комиссиями на выборах Президента Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок видеонаблюдения в помещении для голосования на выборах Президента Российскйо Федерации ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункту 4.1 Инструкции «О порядке использования средств видеонаблюдения и трансляции изображения участковыми избирательными комиссиями на выборах Президента Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ» по окончании голосования избирателей в помещении для голосования члены УИК осуществляют перестановку в центр изображения камеры видеонаблюдения одного из столов, за которым производят действия, связанные с подсчетом и погашением неиспользованных избирательных бюллетеней и подсчетом неиспользованных открепительных удостоверений. После завершения работы со списком избирателей члены УИК осуществляют перестановку в центр изображения камеры видеонаблюдения остальных столов, за которыми производят действия, связанные с непосредственным подсчетом голосов избирателей по избирательным бюллетеням, находящимся в переносных и стационарных ящиках для голосования, и установлением итогов голосования.

Пункт 4.2 инструкции устанавливает, что после проведения итогового заседания УИК и подписания протокола об итогах голосования председатель УИК демонстрирует присутствующим и в сторону камеры видеонаблюдения каждую страницу первого экземпляра протокола УИК, при этом максимально близко подходит (но не ближе 50 см) к камере видеонаблюдения . Одновременно председатель УИК громко оглашает все данные протокола, в том числе наименование и значение каждой из строк первого экземпляра протокола УИК об итогах голосования.

Заявителем указывается, что на избирательных участках № вэб-камеры и столы были установлены таким образом, что при установлении итогов голосования, места работы со списками избирателей, а также места, где производились непосредственная сортировка и подсчет избирательных бюллетеней, не всегда попадали в зону видимости камер видеонаблюдения. При просмотре видеоматериалов данные доводы нашли свое подтверждение в ходе судебного заседания.

Между тем, ст. 68 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не предусмотрено обязательное требование об установлении столов, где производились непосредственная сортировка и подсчет избирательных бюллетеней, на место урн для голосования в целях попадания в полном объеме в зону видимости камер видеонаблюдения. В связи с этим, довод заявителя о несоблюдении Инструкции «О порядке использования средств видеонаблюдения и трансляции изображения участковыми избирательными комиссиями на выборах Президента Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ» несостоятелен, поскольку данное обстоятельство не препятствует гласности процедуры голосования и открытости подсчета голосов.

Доводы заявителя о нарушении прав наблюдателей, членов избирательных комиссий на осуществление наблюдения за ходом голосования и подведения его итогов в виду их расположения на расстоянии, не позволяющем видеть отметки на бюллетенях, проставленные за кандидатов также несостоятельны, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что лица, находившиеся при непосредственном подсчете голосов при обращении к членам избирательных комиссий о невозможности в полном объеме осуществления наблюдения за ходом голосования и подведения его итогов, разрешали данные вопросы сразу же непосредственно в ходе работы участковых избирательных комиссий. Данные обстоятельства подтверждены видеозаписями на избирательных участках. Так, из видеозаписи на УИК № следует, что наблюдатели свободно перемещаются в помещении, где идет подсчет голосов, без каких-либо ограничений. Из видеозаписи на УИК видно, что наблюдатели стоят рядом с членами комиссии. На УИК видно и слышно, что председатель предлагает членам комиссии и наблюдателям подойти поближе. На УИК №, 520 никаких действий, препятствующих наблюдателям осуществлять свои функции со стороны комиссии не усматривается. На УИК наблюдатель подошел к столу и ему никто не препятствует в просмотре подсчета. На УИК наблюдатели свободно перемещаются в комнате, один из наблюдателей сообщает по телефону, что выборы прошли нормально, без нарушений. На УИК наблюдатели стоят возле стола, где идет сортировка и подсчет.

Ссылка заявителя на жалобы и акты наблюдателей, членов комиссии на порядок проведения подсчета голосов, представленные суду, не могут быть приняты во внимание, поскольку данные жалобы и акты в участковые избирательные комиссии, территориальную избирательную комиссию <адрес> и Избирательную комиссию муниципального образования «<адрес>» не поступали, что подтверждено в судебном заседании пояснениями свидетелей ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО27, ФИО22, ФИО28, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26 Протоколы участковых избирательных комиссий об итогах голосования по досрочным выборам главы муниципального образования «<адрес>» были подписаны ФИО27, ФИО23, что свидетельствует о их согласии с установленными результатами. ФИО28 от подписи отказалась, но представила особое мнение, которое приобщено к протоколу.

Доводы заявителя о том, что на избирательных участках сортировка бюллетеней по кандидатам на должность главы муниципального образования «<адрес>» велась одновременно несколькими членами участковых избирательных комиссий и на избирательных участках при сортировки бюллетени не демонстрировались и не оглашались нашли свое частичное подтверждение в судебном заседании. Между тем, при просмотре записей камер видеонаблюдения и допроса свидетелей ФИО17, ФИО23, ФИО28, ФИО24, ФИО25, ФИО26 установлено, что при сортировке бюллетеней отметки в них оглашались. Кроме того, при сортировке бюллетеней по кандидатам члены УИК, участвующие в сортировке бюллетеней и иные лица, присутствующие при подсчете голосов избирателей, имели возможность видеть отметки в избирательных бюллетенях.

Доводы заявителя о том, что на ряде участков подсчет голосов по выборам в федеральные органы государственной власти и в органы местного самоуправления осуществлялся одновременно не свидетельствует о невозможности выявить действительную волю избирателей.

Доводы заявителя о том, что количество разложенных избирательных бюллетеней по стопкам за кандидатов, считались только председателями участковых избирательных комиссий, нашли свое частичное подтверждение в судебном заседании и как следует видеозаписей на УИК № подсчет бюллетеней на должность главы муниципального образования «<адрес>» осуществлялся одновременно за нескольких кандидатов несколькими членами участковых комиссий, а не только председателем.

Вместе с тем, в соответствии с п. 15 ст. 63 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч. 15 ст. <адрес> «О выборах в органы местного самоуправления в <адрес>» председатель комиссии несет ответственность за сохранность избирательных бюллетеней, в связи с чем подсчет бюллетеней одним председателем не является нарушением избирательного законодательства.

Доводы о том, что на избирательных участках подсчет бюллетеней на должность главы муниципального образования «<адрес>» осуществлялся путем загиба уголка, а не путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, однако, указанные действия при сортировке и подсчете бюллетеней не повлияли на итоги голосования, поскольку не позволили исказить действительную волю избирателей.

Доводы о том, что на избирательных участках членам комиссии с правом решающего и совещательного голоса отказывалось в возможности убедиться в правильности подсчета разложенных избирательных бюллетеней судом не могут быть приняты во внимание, поскольку жалобы в этой части в участковые избирательные комиссии, территориальную избирательную комиссию <адрес> и Избирательную комиссию муниципального образования «<адрес>» не поступили. ФИО1 об отказе в пересчете бюллетеней принимались участковыми избирательными комиссиями путем голосования, которые не были обжалованы.

Доводы заявителя о том, что неиспользованные бюллетени не были погашены в период, определенные законодательством (после закрытия участка, до вскрытия стационарных и переносных урн) и их количество не было оглашено, судом установлены в отдельных случаях. Вместе с тем, данные обстоятельства не могут повлечь недействительность результатов протоколов об итогах голосования. Кроме того, как следует из представленных актов, неиспользованные бюллетени были погашены.

Доводы о том, что увеличенная форма протокола об итогах голосования последовательно не заполнялась, а также до сортировки бюллетеней, работа со списком избирателей проводилась без проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования, список избирателей на это время в сейф или иное специально приспособленное для хранения документов место не убирался несостоятельны, поскольку из представленного видеоматериала нельзя утверждать о том, что на избирательных участках не вносились сведения в увеличенную форму протокола и список избирателей в сейф или иное специально приспособленное для хранения документов место не убирался. Кроме того, данные нарушения не могли повлиять на итоги голосования.

Доводы о том, что по окончании сортировки комиссия не проводила голосования о признании недействительными всех сомнительных бюллетеней, а сразу приступила к подсчету голосов в судебном заседании не нашли своего подтверждения, поскольку суду не представлено доказательств, что на избирательных участках имелись сомнительные бюллетени по которым необходимо было решить вопрос об их действительности либо недействительности путем голосования.

Ссылка Шеина О.В. о несоответствии данных в копиях протоколов об итогах голосования, выданных его представителям, данным, введенным в систему ГАС «Выборы» судом не могут быть приняты во внимание, поскольку представленные копии не заверены, составлены не надлежащим образом и время подписания протоколов отличаются от времени, проставленного в протоколах, предъявленных суду территориальной избирательной комиссией. Кроме того, данные обстоятельства не свидетельствует о нарушении избирательного законодательства.

Доводы заявителя ФИО6 о том, что порядок формирования участковых избирательных комиссий № нарушен, поскольку количество государственных или муниципальных служащих превышает установленную законом норму в 50% от общего количества членов комиссии также не нашли своего подтверждения.

Согласно ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной ФИО1 Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Формирование указанных избирательных комиссий осуществляется также на основе предложений политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной ФИО1 Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной ФИО1 Федерального Собрания Российской Федерации"), политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 настоящего Федерального закона, предложений других политических партий и иных общественных объединений.

Избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии по выборам в органы местного самоуправления, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.

Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной второй от общего числа членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии, территориальной, участковой комиссии. Указанное положение может не применяться при формировании участковых комиссий на избирательных участках, образованных на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях, а также за пределами территории Российской Федерации.

Судом установлено, что на основании постановлений Территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ сформированы участковые избирательные комиссии избирательных участков №

В состав участковой избирательной комиссии избирательного участка вошло 9 членов комиссии с правом решающего голоса: ФИО29 - начальник отдела комитета по здравоохранению администрации <адрес>, ФИО30 - начальник отдела комитета по здравоохранению администрации <адрес>, ФИО31 – начальник отдела комитета по здравоохранению администрации <адрес>, ФИО32 – начальник отдела комитета по здравоохранению администрации <адрес>, ФИО33 – ведущий инженер комитета по здравоохранению администрации <адрес>, ФИО34 – заместитель начальника отдела комитета по здравоохранению администрации <адрес>, ФИО35 – временно не работающая, ФИО36, временно не работающая, ФИО37 – пенсионер.

В состав участковой избирательной комиссии избирательного участка вошло 13 членов комиссии с правом решающего голоса: ФИО38 – начальник отдела комитета по образованию и науке администрации <адрес>, ФИО39 - руководитель группы комитета по образованию и науке администрации <адрес>, ФИО40 – ведущий экономист комитета по образованию и науке администрации <адрес>, ФИО41 – ведущий экономист комитета по образованию и науке администрации <адрес>, ФИО42 – ведущий экономист комитета по образованию и науке администрации <адрес>, ФИО43 – экономист комитета по образованию и науке администрации <адрес>, ФИО44 – ведущий экономист комитета по образованию и науке администрации <адрес>; ФИО45 – ведущий экономист комитета по образованию и науке администрации <адрес>, ФИО46 – ведущий экономист комитета по образованию и науке администрации <адрес>, ФИО47 – экономист комитета по образованию и науке администрации <адрес>, ФИО48 – временно не работающая; ФИО49 – временно не работающая; ФИО50 – педагог НДОУ ЦРР «Мир Детства».

В состав участковой избирательной комиссии избирательного участка вошло 13 членов комиссии с правом решающего голоса: ФИО51 – заместитель главного бухгалтера комитета по образованию и науке администрации <адрес>, ФИО52 – руководитель группы комитета по образованию и науке администрации <адрес>, ФИО53 – учитель МБОУ «СОШ », ФИО54 – учитель МБОУ «СОШ », ФИО55 – руководитель группы комитета по образованию и науке администрации <адрес>, ФИО56 – ведущий бухгалтер комитета по образованию и науке администрации <адрес>, ФИО57 – бухгалтер комитета по образованию и науке администрации <адрес>, ФИО58 - бухгалтер комитета по образованию и науке администрации <адрес>, ФИО59 – бухгалтер комитета по образованию и науке администрации <адрес>, ФИО60 – ведущий бухгалтер комитета по образованию и науке администрации <адрес>, ФИО61 – временно не работающая, ФИО62 – находящееся в декретном отпуске, ФИО63 – педагог НДОУ ЦРР «Мир Детства».

В состав участковой избирательной комиссии избирательного участка вошло 13 членов комиссии с правом решающего голоса: ФИО64 – пенсионер, ФИО65 – главный специалист управления по капитальному строительству и жилищно- коммунальному хозяйству администрации <адрес>; ФИО66 – начальник отдела управления по капитальному строительству и жилищно-коммунальному хозяйству; ФИО67 – ведущий инженер управления по капитальному строительству и жилищно- коммунальному хозяйству администрации <адрес>; ФИО68 главный специалист управления по капитальному строительству и жилищно- коммунальному хозяйству администрации <адрес>; ФИО69 – главный специалист управления по капитальному строительству и жилищно- коммунальному хозяйству администрации <адрес>; ФИО70 – ведущий инженер управления по капитальному строительству и жилищно- коммунальному хозяйству администрации <адрес>; ФИО71 – ведущий инженер управления по капитальному строительству и жилищно- коммунальному хозяйству администрации <адрес>; ФИО72 – заведующая сектором управления по капитальному строительству и жилищно- коммунальному хозяйству администрации <адрес>; ФИО73 – заместитель директора МУП <адрес> «Коммунэнерго»; ФИО74 – пенсионер; ФИО75 – временно не работающая; ФИО76 – пенсионер.

В состав участковой избирательной комиссии избирательного участка вошло 9 членов комиссии с правом решающего голоса: ФИО77 –начальник отдела комитета по образованию и науке администрации <адрес>; ФИО78 – ведущий инженер комитета по образованию и науке администрации <адрес>; ФИО79 – ведущий инженер комитета по образованию и науке администрации <адрес>; ФИО80 – ведущий инженер комитета по образованию и науке администрации <адрес>; ФИО81 – ведущий инженер комитета по образованию и науке администрации <адрес>; ФИО82 – бухгалтер кредитного потребительского кооператива «Перемена»; ФИО83 – пенсионер; ФИО84 – временно не работающая; ФИО85 – временно не работающая.

В соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 52/2007-ОЗ "Об отдельных вопросах правового регулирования муниципальной службы в <адрес>" муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы в <адрес>, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Согласно ст. 4 указанного закона должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в <адрес>, установленных согласно приложению 1 к настоящему Закону.

Должности муниципальной службы в <адрес>, классифицированные по органам местного самоуправления, группам и типам муниципальных образований, включены в соответствующие разделы Реестра должностей муниципальной службы в <адрес>.

Установлено, что ФИО77, ФИО78, ФИО79, ФИО80, ФИО81, ФИО51, ФИО52, ФИО55, ФИО56, ФИО57, ФИО58, ФИО59, ФИО60, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47 не являются муниципальными служащими, что следует из Положения о комитете по образованию и науке администрации <адрес>, утвержденным постановлением мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -м (пункт 4.1), согласно которому отдел по технической эксплуатации и содержанию объектов образования, централизованная бухгалтерия и отдел экономики и бюджетного планирования не входят в аппарат комитета и являются структурными подразделениями при комитете.

ФИО31, занимающая должность начальника отдела организации медицинской помощи населению является муниципальной служащей. ФИО29, ФИО86. ФИО32, ФИО33, ФИО34 не являются муниципальными служащими, поскольку занимают должности в структурном подразделении комитета, что подтверждается штатными расписаниями аппарата комитета и структурными подразделениями комитета, из которых следует, что перечисленные граждане занимают должности в структурных подразделениях комитета.

ФИО72, ФИО65, ФИО69, ФИО68 на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлись муниципальными служащими. Работники управления ФИО71, ФИО66, ФИО67, ФИО70 не являются муниципальными служащими, что подтверждается выписками из приказов о назначении на должности указанных работников.

Таким образом, суд приходит к выводу, что порядок формирования УИК № нарушен не был, поскольку в состав указанных участковых избирательных комиссий входили государственные или муниципальные служащие не более одной второй от общего числа членов участковой комиссии, что соответствует нормам Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ.

Доводы заявителя о том, что по имеющейся информации, порядок выдвижения членов участковых избирательных комиссий избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы был грубым образом нарушен, голословны и ничем не подтверждены в ходе судебного разбирательства.

Учитывая, что в судебном заседании нашли свое частичное подтверждение доводы заявителя, которые не свидетельствуют о том, что результаты выборов не позволяют выявить действительную волю избирателей, суд приходит к выводу, что избирательные комиссии имели возможность с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей и установить итоги голосования на избирательных участках в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на, участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Протоколы по итогам голосования на участковых избирательных комиссиях подписаны членами избирательных комиссий, присутствовавшими при подведении итогов голосования, в том числе и представителями Политической партии «Справедливая Россия». Имевшиеся замечания приобщены к протоколам в виде особых мнений.

Территориальная избирательная комиссия <адрес> определила результаты досрочных выборов главы муниципального образования «<адрес>» путем суммирования данных, содержащихся в первых экземплярах протоколов участковых избирательных комиссий <адрес> об итогах голосования и нарушений не установила.

Судом также проверены протоколы по итогам голосования участковых избирательных комиссий, протоколы территориальной избирательной комиссии <адрес> об итогах голосования по выборам главы муниципального образования «<адрес>» в которых отсутствуют ошибки и нарушения при их составлении.

Поскольку судом не установлено обстоятельств, подтверждающих, что при проведении досрочных выборов главы муниципального образования «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ на оспариваемых избирательных участках были нарушены нормы избирательного законодательства, которые привели бы к искажению воли избирателей, то оснований для признания незаконными и отмене ФИО1 об итогах голосования не имеется, в связи с чем в удовлетворении заявления ФИО6 следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Заявление Шеина ФИО91 к Территориальной избирательной комиссии <адрес>, Избирательной комиссии муниципального образования «<адрес>», главе муниципального образования «<адрес>» ФИО5 о признании незаконными и отмене ФИО1 об итогах голосования по досрочным выборам главы муниципального образования «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ участковых избирательных комиссий избирательных участков №, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Астраханского областного суда путем подачи апелляционной жалобы, представления через Советский районный суд г. Астрахани, со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 23 июля 2012 года.

Судья Е.В.Шамухамедова

Решение суда на 24.07.12 в законную силу не вступило.