5-602/11 постановление от 20.12.11 г. о прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.



№ 5-602/2011

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

20 декабря 2011 года

Советский районный суд г. Астрахани в составе судьи Колбаевой Ф.А.,

рассмотрев административное дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>»,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области возбуждено дело об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» по ст. 8.2 КоАП РФ.

Основанием возбуждения дела об административном правонарушении послужили результаты плановой проверки соблюдения ООО «<данные изъяты>» законодательства в области охраны окружающей среды, в ходе которой было выявлено, что деятельность ООО «<данные изъяты>» связана с образованием отходов, в том числе накоплением отходов 4, 5 классов опасности, однако:

- инвентаризация отходов и объектов их размещения не проведена,

- не установлены нормативы образования отходов и объектов их размещения,

- не представляется в установленном порядке необходимая информация в области обращения с отходами,

- отсутствует паспортизация образующихся отходов, а именно: несортированного мусора от бытовых помещений организации, отработанных электрических ламп накаливания, брака.

- ООО «<данные изъяты>» не представляется отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами,

- не представляются сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организациях экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результатах производственного экологического контроля в соответствующий орган государственного надзора,

- порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами производства и потребления в Службу природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области не представлялся,

- отсутствует лицо, прошедшее профессиональную подготовку в области обращения с отходами.

Службой природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области в Советский районный суд г. Астрахани для рассмотрения вопроса о назначении административного наказания направлено административное дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «<данные изъяты>».

Представитель ООО «<данные изъяты>» ФИО2 в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения не признал по мотивам отсутствия в действиях ООО «<данные изъяты>» состава административного правонарушения, пояснил, что ООО «<данные изъяты>» не вырабатывает отходы четвертого класса опасности. Отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, которые вырабатывает ООО «<данные изъяты>» классифицируются по пятому классу опасности и не подлежат паспортизации, поскольку опасными не признаются. Отработанные электрические лампы принадлежат собственнику арендуемого ООО «<данные изъяты>» помещения – ОАО «<данные изъяты>». Вместе с этим, ООО «<данные изъяты>» относится к субъектам малого предпринимательства, в связи с чем не является субъектом обязанности по установлению нормативов образования отходов и объектов их размещения. Необходимая же информация в области обращения с отходами представляется организацией в установленном законом порядке.

Суд, выслушав представителя ООО «<данные изъяты>», представителя Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

На основании ст. 8.2 КоАП РФ, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ст.29.1 КоАП РФ, суд, при рассмотрении дела об административном правонарушении обязан выяснить, было ли совершено административное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, имеются ли обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека;

разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;

проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;

предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.

Ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Согласно ст. 26 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.

Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.

В соответствии с ч. 2 ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающее среды» от 10 января 2002 года N 7-ФЗ, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган государственного надзора.

Согласно ст. 73 Федерального закона «Об охране окружающее среды» от 10 января 2002 года N 7-ФЗ, руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

В соответствии со ст. 4 Федерального Закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» № 209-ФЗ от 24.07.2007 г., к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек.

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом МПР России от 02.12.2002 N 786, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (18710300 01 00 5) относятся к V классу опасности, опасные свойства указанных отходов не установлены.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» в установленном законом порядке зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц, что подтверждается свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, серии , свидетельством о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ, .

ООО «<данные изъяты>» на основании договора аренды нежилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «<данные изъяты>» и ОАО «<данные изъяты>», занимает по адресу: <адрес>, нежилое помещение для размещения предприятия офиса.

Эксплуатация помещений связана с образованием отходов, что подтверждается материалами дела и ООО «<данные изъяты>» не оспаривается.

При таких обстоятельствах, суд приходит к убеждению, что на ООО «<данные изъяты>» лежит обязанность по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

На основании распоряжения руководителя Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ , государственным инспектором Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области ФИО4 в отношении ООО «<данные изъяты>» проведена проверка соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления.

В ходе проверки произведен осмотр нежилого помещения по адресу: <адрес>, эксплуатируемого ООО «<данные изъяты>», в результате которого выявлено, что ООО «<данные изъяты>» производит отходы бумаги, что подтверждается протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ

Доводы представителя Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области о том, что обнаруженные в мусорных корзинах ООО «<данные изъяты>» отходы являются несортированным мусором от бытовых помещений организации, не соответствуют данным, указанным в протоколе осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, и доказательствами не подтверждены.

Обнаруженные отходы являются отходами бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, которые относятся к V классу опасности, опасные свойства указанных отходов не установлены, что подтверждается протоколом биотестирования отхода от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом химического анализа отхода от ДД.ММ.ГГГГ, составленным Центром <данные изъяты>

Отработанные электрические лампы накаливания, на которые указанно в протоколе об административном правонарушении как на мусор, вырабатываемый ООО «<данные изъяты>», принадлежат ОАО «<данные изъяты>» на основании договора аренды нежилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ООО «<данные изъяты>» самостоятельно не производит замену электротехнического оборудования, а сообщает о необходимости его замены ОАО «<данные изъяты>».

ОАО «<данные изъяты>» в свою очередь производит учет и утилизацию указанного мусора, что подтверждается договором от 2201.2010 г., копия которого представлена в материалах дела. Указанные обстоятельства также подтверждаются письмом ОАО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ

Доводы представителя Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области о том, что ООО «<данные изъяты>» вырабатывает отходы, которые можно классифицировать в качестве брака, в судебном заседании подтверждения не нашли.

При таких обстоятельствах, суд приходит к убеждению, ООО «<данные изъяты>» производит отходы пятого класса опасности, которые, в соответствии с действующим природоохранным законодательством, не требуют подтверждения отнесения к конкретному классу опасности, а также паспортизации.

Судом также установлено, что ООО «<данные изъяты>» относится к субъектам малого предпринимательства, что подтверждается справкой ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ о среднесписочной численности работников организации, табелем рабочего времени, Уставом ООО «<данные изъяты>», содержащем сведения о составе учредителей и основных направлениях деятельности общества.

В связи с изложенным, ООО «<данные изъяты>» обязанность по установлению нормативов образования отходов и объектов их размещения, не несет, а обязанность по представлению в установленном порядке необходимой информации в области обращения с отходами подлежит исполнению обществом в уведомительном порядке - в форме предоставления сведений об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов, экологическом контроле.

Указанная обязанность надлежаще исполнена ООО «<данные изъяты>» путем представления в Службу природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области отчета об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов, что подтверждается штампом Службы природопользования и охраны окружающей среды со входящей отметкой от ДД.ММ.ГГГГ

Вместе с этим, в судебном заседании не представлено сведений о том, что деятельность ООО «<данные изъяты>» оказывает негативное воздействие на окружающую среду, а также доказательств в подтверждение данного обстоятельства, что, по убеждению суда, свидетельствует об отсутствии оснований полагать, что ООО «<данные изъяты>» является субъектом закрепленной в ст. 73 Федерального закона «Об охране окружающее среды» обязанности по обеспечению профессиональной подготовки работника организации в области обращения с отходами.

Оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что ООО «<данные изъяты>» соблюдаются экологические и санитарно-эпидемиологические требования.

Из материалов дела не усматривается, в чем действия ООО «<данные изъяты>» носят противоправный характер; данные, свидетельствующие об образовании объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в судебном заседании не установлены.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием в действиях ОАО «Российские железные дороги» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Принимая во внимание изложенное, и руководствуясь ст.ст. 8.2, 24.5, 29.9 КоАП РФ, ст.ст. 1,14, 15, 18, 19, 26 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.ст. 67, 73 Федерального закона «Об охране окружающее среды» от 10 января 2002 года N 7-ФЗ, ст. 4 Федерального Закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» № 209-ФЗ от 24.07.2007 г., суд,

П О С Т А Н О В И Л:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» - прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней со дня получения копии постановления через районный суд, вынесший постановление.

СУДЬЯ Ф.А. Колбаева