П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г.Астрахань 21 декабря 2011 года Судья Советского районного суда г.Астрахани Омарова И.В., при секретаре Алиевой З.Э.к., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении № 5-680/2011 по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ст.16.9 ч.1 КоАП РФ в отношении Открытого акционерного общества «Российские железные дороги», расположенного по адресу: <адрес>, У С Т А Н О В И Л: ДД.ММ.ГГГГ в 17.45 в ОКТТ Астраханского таможенного поста были представлены документы № для завершения процедуры таможенного транзита на товар - «швеллер» из Украины, поступивший железнодорожным транспортом в адрес <данные изъяты> <адрес> для дальнейшей отправки морским транспортом в <адрес>. Отправитель - <данные изъяты> (<адрес>), получатель - <данные изъяты> (<адрес>) для отправки на экспорт в <данные изъяты> для получателя «<данные изъяты> (<адрес>), перевозчик – ОАО «Российские железные дороги». При фактической выгрузке товаров была выявлена недоставка товаров по № (ЖДН №), следовавшего в вагоне № по документам -13 мест, 62056 кг брутто, фактическое количество - 9 мест, 42470 кг брутто. ДД.ММ.ГГГГ по факту недоставки товара, помещенного под таможенную процедуру таможенного транзита в отношении ОАО «РЖД» было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении по ст.16.10 КоАП РФ и проведении административного расследования. Однако в рамках административного расследования подтвердить факт недоставки товара, помещенного под таможенную процедуру таможенного транзита по № (ЖДН №), следовавшего в вагоне № не представилось возможным. В силу указанных причин, Астраханская таможня усмотрела в действиях ОАО «РЖД» признаки правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.9 КоАП РФ, выразившиеся в выдаче (передаче) товара без разрешения таможенного органа, помещенного под таможенную процедуру таможенного транзита. На 5 приемоотправочный путь станции <данные изъяты> вагон № с товаром – швеллер по № прибыл ДД.ММ.ГГГГ в 17.36. В соответствии с пунктами 5, 6 договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования <данные изъяты> по станции Трусово Приволжской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» № о подаче вагона № был уведомлен грузополучатель – <данные изъяты> В соответствии с пунктом 7 указанного договора, вагон № в 06.30, ДД.ММ.ГГГГ был подан на выставочный путь № <данные изъяты> что подтверждается памяткой приемосдатчика №, согласно которой приемосдатчик ж.д. станции <адрес> ФИО2 сдала, а диспетчер ЗАО ФИО3 приняла вагон № с товаром швелле<адрес> уведомления о подаче-уборке ж/д вагонов на ветку <данные изъяты> завершил грузовые операции по выгрузке груза из вагона № ДД.ММ.ГГГГ в 12.00, что также подтверждается памяткой приемосдатчика на уборку вагонов №. Проведенным расследованием установлено, что перевозчиком - ОАО «РЖД» осуществлена передача товара – швеллер, оформленного в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, представителям <данные изъяты> не получавшему разрешение на осуществлении перевозки товаров по процедуре таможенного транзита, данные действия были осуществлены путем подачи ДД.ММ.ГГГГ в 06.30 вагона № на выставочный путь № ЗАО <данные изъяты>, где <данные изъяты> завершил грузовые операции по выгрузке груза из вагона № ДД.ММ.ГГГГ в 12.00. В судебном заседании представители ОАО «РЖД» Гаврилов А.В. и Москвичева И.А. вину в совершении административного правонарушения не признали, поддержали доводы, изложенные в письменных пояснениях по делу, пояснив, что со стороны ОАО «РЖД» обязательства как перевозчика исполнены полностью, поскольку товар и документы доставлены в установленные таможенным органом отправления срока и в место доставки товаров. В связи с чем, просили прекратить производство по делу, ввиду отсутствия в действиях ОАО «РЖД» состава административного правонарушения. В судебном заседании представители Астраханской таможни Имашев А.В. и Гурин А.В. просили привлечь ОАО «РЖД» к административной ответственности по ч.1 ст.16.9 КоАП РФ. Суд, выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему. В соответствии со ст.28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. В силу части 4 названой статьи дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса. В соответствии со ст.28.7 КоАП РФ в случаях, если после выявления административного правонарушения в области таможенного дела осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование. В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. Как следует из материалов дела, несмотря на выявленный факт недоставки товара, помещенного под таможенную процедуру таможенного транзита, ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным ОАР Астраханской таможни было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ОАО «Российский железные дороги» по ст.16.10 КоАП РФ и проведении административного расследования. Статья 16.10 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение порядка внутреннего таможенного транзита или таможенного режима международного таможенного транзита. Между тем, фактически административное расследование по делу проводилось по факту недоставки товара, помещенного под таможенную процедуру таможенного транзита (по ст.16.9 ч.1 КоАП РФ), в ходе которого был опрошен ряд свидетелей, истребованы соответствующие документы в подтверждение факта недоставки товара. В соответствии со ст.28.7 КоАП РФ срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен решением руководителя вышестоящего таможенного органа или его заместителя либо решением руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - на срок до шести месяцев. Решение о продлении срока проведения административного расследования принимается в виде определения. В определении о продлении срока проведения административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, основания для продления срока проведения административного расследования, срок, до которого продлено проведение административного расследования. Однако в нарушение указанных требований, определение о продлении срока проведения административного расследования, в материалах дела отсутствует. Согласно п.6 ст.28.7 названной статьи по окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении. По результатам административного расследования, факт недоставки товара, помещенного под таможенную процедуру таможенного транзита по Т<адрес> (ЖДН №), следовавшего в вагоне № не нашел своего подтверждения. При этом, постановление о прекращении дела об административном правонарушении административным органом не принималось. Выявленные же таможенным органом нарушения, выразившиеся в выдаче (передаче) товара без разрешения таможенного органа, помещенного под таможенную процедуру таможенного транзита, являются самостоятельным поводом к возбуждению дела об административном правонарушении и составлении протокола об административном правонарушении. В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. С учетом вышеизложенного, доказательства представленные таможенным органом относительно недоставки товара, помещенного под таможенную процедуру таможенного транзита, не могут быть признаны судом в качестве допустимых доказательств при рассмотрении правонарушения по факту выдаче (передаче) товара без разрешения таможенного органа, помещенного под таможенную процедуру таможенного транзита. Согласно ст.220 ч.1 Таможенного Кодекса Таможенного Союза, место доставки товаров при таможенном транзите определяется таможенным органом отправления на основании сведений о пункте назначения, указанном в транспортных (перевозочных) документах. Местом доставки товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, является зона таможенного контроля на станции назначения (подъездных путях). В соответствии со ст.225 Таможенного Кодекса Таможенного Союза, таможенная процедура таможенного транзита завершается после доставки товаров в место доставки, установленное таможенным органом отправления. В месте доставки товаров до завершения таможенной процедуры таможенного транзита товары размещаются в зоне таможенного контроля. Размещение товаров в зоне таможенного контроля допускается в любое время суток. Согласно ст.225 ч.6 названного закона, в течение 3 (трех) часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик или иное заинтересованное лицо обязано совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, если иной срок не установлен таможенным законодательством таможенного союза или законодательством государств - членов таможенного союза в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом. Положения настоящего пункта не применяются при завершении таможенной процедуры в месте убытия в отношении товаров, вывозимых с таможенной территории таможенного союза. В соответствии со ст. 57 Федерального закона РФ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ N18-ФЗ, подача и уборка вагонов для грузоотправителей, грузополучателей в портах осуществляются локомотивом, принадлежащим порту на праве собственности или на ином праве, с передачей вагонов, контейнеров порту на железнодорожных выставочных путях в соответствии с договорами на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, договорами на подачу и уборку вагонов. Как установлено судом, в ходе проведения административного расследования установлено, что перевозчиком - ОАО «РЖД» осуществлена передача товара – швеллер, оформленного в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, представителям <данные изъяты> не получавшему разрешение на осуществлении перевозки товаров по процедуре таможенного транзита, данные действия были осуществлены путем подачи ДД.ММ.ГГГГ в 06.30 вагона № на выставочный путь № <данные изъяты> где <данные изъяты> завершил грузовые операции по выгрузке груза из вагона № ДД.ММ.ГГГГ в 12.00. В соответствии с отметками в транзитных декларациях и железнодорожных накладных, вагон № был доставлен перевозчиком на выставочный путь № <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ. Как следует из материалов дела, «<данные изъяты> получен для отправки на экспорт в <адрес> для получателя «<данные изъяты>». ДД.ММ.ГГГГ представителем грузополучателя документы для завершения процедуры таможенного транзита были доставлены в Астраханскую таможню. Диспозицией части 1 статьи 16.9 КоАП РФ, действовавшей на момент совершения правонарушения, предусмотрена ответственность за выдачу (передачу) без разрешения таможенного органа товаров, имеющих статус товаров находящихся на временном хранении, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита либо хранящихся на таможенном складе, либо свободном складе. Таким образом, законодатель предусматривает ответственность за выдачу (передачу) не любых товаров, а имеющих определенный статус находящихся на временном хранении. В соответствии со статьей 167 Таможенного кодекса Таможенного союза, временное хранение товаров хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин налогов. В соответствии с частью 1 статьи 168 Таможенного кодекса Таможенного союза, местами временного хранения являются склады временного хранения и иные места в соответствии с законодательством государств участников Таможенного союза. В соответствии с частью 1 статьи 169 Таможенного кодекса Таможенного союза, для помещения товаров на временное хранение перевозчик, иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров или их представители представляют в таможенный орган транспортные (перевозочные документы), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товаре, отправителе, (получателе) товаров, стране их отправления (назначения). В соответствии с частью 3 статьи 169 Таможенного кодекса Таможенного союза со дня регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, товары считаются находящимися на временном хранении. В рассматриваемом случае, товар подлежал доставке в Астраханскую таможню (таможня назначения) в адреса портовых организаций (получатель товара по процедуре таможенного транзита), для дальнейшей перегрузки и отправки водным транспортом в третьи страны. В свою очередь ОАО «РЖД» для целей завершения процедуры таможенного транзита перевозчиком, подает подвижной состав на выставочный путь портовых организаций (получателей товаров), передача осуществляется в соответствии с двухсторонним договором на использование подъездных путей, согласно памятке приемосдатчика. После завершения указанной процедуры на железнодорожных накладных были проставлены отметки "Товар поступил", т.е. режим таможенного транзита был завершен после доставки товара в место, установленное таможенным органом отправления. После чего, грузополучатель - <данные изъяты> локомотивом доставляет товар на свои подъездные пути. На момент передачи груза <данные изъяты> товар не приобрел статус находящегося на временном хранении, поскольку таможенным органом не производилась регистрация документов, подлежащих представлению для помещения товаров в указанный режим. Таким образом, вагоны с товарами подавались на выставочный путь портовых организаций, а затем доставлялись в порты локомотивами этих организаций, до помещения товаров в зону таможенного контроля. Факт доставки товаров в место доставки и помещение товаров в зону таможенного контроля судом установлен. С момента помещения в зону таможенного контроля, товар, помещенный под процедуру таможенного транзита, приобретает статус, находящегося на временном хранении. Привлечение к административной ответственности по ч. 1 статьи 16.9 КоАП РФ по факту выдачи без разрешения таможенного органа товаров, имеющих статус находящихся на временном хранении, возможно только при наличии доказательств фактического нахождения данных товаров у третьих лиц. Выдача товара заключается в его фактической передаче третьим лицам с юридическим оформлением этого факта или без такового. Согласно материалам дела товары (швеллер) были выгружены <данные изъяты> в зоне таможенного контроля <данные изъяты> доказательства, подтверждающие нахождение товаров за пределами указанной зоны, а также их выдачу другим лицам, отсутствуют. Таможенным органом не представлены доказательства помещения товара на временное хранение, и, соответственно, приобретения товарами в момент передачи статуса товаров, находящихся на временном хранении применительно к понятию помещения товара на временное хранение, содержащемуся в статьях 167-169 Таможенного кодекса Таможенного союза. В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица. Проанализировав вышеуказанные нормы таможенного законодательства и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что таможенным органом не доказано наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ, в связи с чем, оно не может нести ответственность за указанное административное правонарушение. Кроме того, нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности. Согласно п.2 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд П О С Т А Н О В И Л: Производство по делу об административном правонарушении по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ст.16.9 ч.1 КоАП РФ в отношении Открытого Акционерного Общества «Российские железные дороги» - прекратить, ввиду отсутствия состава административного правонарушения. Постановление может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней со дня получения копии постановления через районный суд, вынесший постановление. Судья: подпись Омарова И.В. <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>