О признании незаконными бездействия администрации в области осуществления дорожной деятельности



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

**** года с. Советское

Советский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Анищенко И.М.

при секретаре Аксютиной Л.С.,

с участием прокурора Сырых А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску исполняющего обязанности прокурора Советского района в защиту неопределенного круга лиц к Администрации **** сельсовета Советского района Алтайского края о признании незаконными бездействия администрации **** сельсовета в области осуществления дорожной деятельности,

Установил

Исполняющий обязанности прокурора Советского района обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к Администрации **** сельсовета Советского района Алтайского края о признании незаконными бездействия администрации **** сельсовета в области осуществления дорожной деятельности, указывая, что **** 2010 года прокуратурой Советского района совместно с сотрудниками ОГИБДД ОВД по Советскому району проведено обследование состояния дорожного покрытия по пер. ****, ул. ****, ул. ****, ул. ****, пер. **** в с. **** Советского района Алтайского края. В результате обследования было установлено, что в связи с погодными явлениями (повышение температуры воздуха, снегопады) в период с **** г. по **** г. в с. **** Советского района были засыпаны снегом, а также образовались снежный накат и наледь на всех дорогах указанных улиц данного населенного пункта, не очищены от снега пешеходные дорожки.

Согласно п. 3.1.1 ГОСТА Р 50597-93 «Автомобильные дороги. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

Подпунктами 4 и 15 пункта 13 Приказа Минтранса РФ от 12.11.2007 г. № 160 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них» установлено, что в состав работ по содержанию дорог входит механизированная снегоочистка, расчистка автомобильных дорог от снежных заносов, борьба с зимней скольскозтью, уборка снежных валов с обочин, борьба с наледями на автомобильных дорогах, в том числе у искусственных сооружений.

На дорогах и улицах городов и других населенных пунктов снег с проезжей части следует убирать в лотки или на раздельную полосу и формировать в виде снежных валов с разрывами на ширину 2,0-2,5 м. После очистки проезжей части снегоуборочные работы должны быть проведены на остановочных пунктах общественного транспорта, тротуарах и площадках для стоянки и остановки транспортных средств (п. 3.1.7 ГОСТа Р 50597-93).

Вместе с тем, согласно актам обследования от **** года и от **** года на проезжих частях дорог, а также тротуарах, площадках для остановки транспорта по пер. ****, ул. ****, ул. ****, ул. ****, пер. **** в с. **** Советского района Алтайского края имеется повышенная колейность, снежный накат, дороги и тротуары этих улиц и переулков засыпаны снегом, имеется зимняя скользкость и наледь.

По состоянию на **** года администрацией **** сельсовета мер к очистки улиц, тротуаров от снега, ликвидации наледи и скользкости дорог в с. **** (по пер. ****, ул. ****, ул. ****, ул. ****, пер. **** в с. **** Советского района) не принимается, работы по очистки проезжих частей дорог населенного пункта не ведется, покрытие ни одной из дорог по улицам и переулкам в с. **** в соответствии с ГОСТом Р 50597-93 не приведено, что затрудняет движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

Пунктом 3.1.6 ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» определяющего сроки окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также требования к эксплуатационному состоянию дорог, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения установлено, что нормативный срок ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки, с момента обнаружений наледи и скользкости, а также окончания снегопада соответственно, до момента завершения работ не должен превышать 6 часов.

При этом выполнение указанных работ по пер. ****, ул. ****, ул. ****, ул. ****, пер. **** в с. **** Советского района Алтайского края в иные сроки, не предусмотренных ГОСТом Р 50597-93, не будет отвечать требованиям по обеспечению безопасности дорожного движения.

Таким образом, наличие большого количества снега, а также наледи и скользкости на улицах с. **** на протяжении уже более 48 часов, с момента появления наледи и скользкости (****) свидетельствует о ненадлежащем исполнении администрацией **** сельсовета обязанности по содержанию дорог.

В силу ч. 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-фз «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно ст. 12 указанного закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

При таких обстоятельствах непринятие администрацией **** сельсовета, мер, направленных на содержание дорог, в частности ликвидацию снега и скользкости с них, создает угрозу нарушения указанных выше прав граждан, ставит под угрозу жизнь, здоровье и имущество участников дорожного движения, нарушает права неопределенного круга лиц на безопасные условия проживания, передвижения.

Поэтому и.о. прокурора Советского района обратился в суд и просит признать незаконными бездействие администрации **** сельсовета в области осуществления дорожной деятельности по содержанию дорог и тротуаров по пер. ****, ул. ****, ул. ****, ул. ****, пер. **** в с. **** Советского района Алтайского края. Обязать администрацию **** сельсовета очистить от снега, ликвидировать скользкости и наледь с дорог, тротуаров и площадок для стоянки транспорта по пер. ****, ул. ****, ул. ****, ул. ****, пер. **** в с. **** Советского района Алтайского края в соответствии с Правилами дорожного движения и ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

В судебном заседании исполняющий обязанности прокурора Советского района Сырых А.В., с учетом наступившего времени года, снял требования о возложении обязанности на администрацию Муниципального образования **** сельсовет Советского района Алтайского края очистить от снега, ликвидировать скользкости и наледь с дорог, тротуаров и площадок для стоянки транспорта по пер. ****, ул. ****, ул. ****, ул. ****, пер. **** в с. **** Советского района Алтайского края в соответствии с Правилами дорожного движения и ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Настаивал на удовлетворении требования о признании незаконным бездействия администрации **** сельсовета в области осуществления дорожной деятельности.

Представитель ответчика – глава администрации **** сельсовета М. исковые требования признал. Никаких возражений высказано не было.

Представитель третьего лица – ОГИБДД ОВД по Советскому району должным образом извещенный о месте и времени судебного заседания в суд не явился.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные письменные доказательства, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичного содержания норма предусмотрена и п. 5 ст. 3 Устава муниципального образования «**** сельский совет».

Дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации).

Требования к эксплуатационному состоянию дорог, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения установлены ГОСТом Р 50597-93 «Автомобильные дороги. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Состав работ по содержанию автомобильных дорог на основании п. 3 ст. 17 названного закона определен Приказом Минтранса РФ от 12.11.2007 года № 160 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них».

В судебном заседании установлено, что администрацией **** сельсовета Советского района меры по надлежащему содержанию и ремонту дорог, улиц в границах муниципального образования не принимаются.

Администрацией **** сельсовета названные требования законодательства и возложенные на нее обязанности по содержанию автомобильных дорог в границах населенного пункта, в том числе по проведению работ, входящих в состав работ по содержанию дорог не исполняются.

Так, **** 2010 года прокуратурой Советского района совместно с сотрудниками ОГИБДД ОВД по Советскому району проведено обследование состояния дорожного покрытия по пер. ****, ул. ****, ул. ****, ул. ****, пер. **** в с. **** Советского района Алтайского края. В результате обследования было установлено, что в связи с погодными явлениями (повышение температуры воздуха, снегопады) в период с **** г. по **** г. в с. **** Советского района были засыпаны снегом, а также образовались снежный накат и наледь на всех дорогах указанных улиц данного населенного пункта, не очищены от снега пешеходные дорожки.

Согласно п. 3.1.1 ГОСТА Р 50597-93 «Автомобильные дороги. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

Подпунктами 4 и 15 пункта 13 Приказа Минтранса РФ от 12.11.2007 г. № 160 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них» установлено, что в состав работ по содержанию дорог входит механизированная снегоочистка, расчистка автомобильных дорог от снежных заносов, борьба с зимней скольскозтью, уборка снежных валов с обочин, борьба с наледями на автомобильных дорогах, в том числе у искусственных сооружений.

На дорогах и улицах городов и других населенных пунктов снег с проезжей части следует убирать в лотки или на раздельную полосу и формировать в виде снежных валов с разрывами на ширину 2,0-2,5 м. После очистки проезжей части снегоуборочные работы должны быть проведены на остановочных пунктах общественного транспорта, тротуарах и площадках для стоянки и остановки транспортных средств (п. 3.1.7 ГОСТа Р 50597-93).

Вместе с тем, согласно актам обследования от **** года и от **** года на проезжих частях дорог, а также тротуарах, площадках для остановки транспорта по пер. ****, ул. ****, ул. ****, ул. ****, пер. **** в с. **** Советского района Алтайского края имеется повышенная колейность, снежный накат, дороги и тротуары этих улиц и переулков засыпаны снегом, имеется зимняя скользкость и наледь.

В нарушении названных выше требований к содержанию автомобильных дорог по состоянию на **** года администрация **** сельсовета мер к очистки улиц, тротуаров от снега, ликвидации наледи и скользкости дорог в **** (по пер. ****, ул. ****, ул. ****, ул. ****, пер. **** в с. **** Советского района) не принимает, работы по очистки проезжих частей дорог населенного пункта не ведет, покрытие ни одной из дорог по улицам и переулкам в с. **** в соответствии с ГОСТом Р 50597-93 не приведено, что затрудняет движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

Пунктом 3.1.6 ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», определяющего сроки окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также требования к эксплуатационному состоянию дорог, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения установлено, что нормативный срок ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки, с момента обнаружений наледи и скользкости, а также окончания снегопада соответственно, до момента завершения работ не должен превышать 6 часов.

При этом выполнение указанных работ по пер. ****, ул. ****, ул. ****, ул. ****, пер. **** в с. **** Советского района Алтайского края в иные сроки, не предусмотренных ГОСТом Р 50597-93, не будет отвечать требованиям по обеспечению безопасности дорожного движения.

Таким образом, наличие большого количества снега, а также наледи и скользкости на улицах с. **** на протяжении уже более 48 часов, с момента появления наледи и скользкости (****) свидетельствует о ненадлежащем исполнении администрацией **** сельсовета обязанности по содержанию дорог.

В силу ч. 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-фз «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно ст. 12 указанного закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

При таких обстоятельствах неисполнение органом местного самоуправления – администрацией **** сельсовета, данных требований в области дорожного движения, создает угрозу нарушения указанных прав граждан, ставит под угрозу жизнь, здоровье и имущество участников дорожного движения, нарушает права неопределенного круга лиц на безопасные условия проживания, передвижения.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил

Исковые требования исполняющего обязанности прокурора Советского района в защиту неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию **** сельсовет Советского района Алтайского края, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации **** сельсовета Советского района Алтайского края в области осуществления дорожной деятельности по содержанию дорого и тротуаров по пер. ****, ул. ****, ул. ****, ул. ****, пер. **** в с. **** Советского района Алтайского края.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Советский районный суд в течение десяти дней.

Судья И.М. Анищенко

-32300: transport error - HTTP status code was not 200