Дело №2-293/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
**** г. с. Советское
Советский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Селищева В.Е.
при секретаре Фабер Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Советского района в защиту неопределенного круга лиц к администрации Советского района, комитету по образованию администрации Советского района, муниципальному общеобразовательному учреждению «Никольская средняя общеобразовательная школа» о признании бездействия незаконным,
установил:
Прокурор Советского района обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к администрации Советского района, комитету по образованию администрации Советского района, МОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» о признании бездействия незаконным. В обосновании иска указал, что во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации 19.01.2007 г. «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации приоритетных национальных проектов» прокуратурой района проводятся систематические проверки соблюдения сопровождающими национальные проекты органами государственной власти, местного самоуправления и созданными ими учреждениями законодательства в указанной области правоотношений.
Особое внимание уделяется законности мероприятий, связанных с реализацией на территории Советского района национального проекта «Образование».
Установлено, что администрацией Советского района в лице комитета по образованию в рамках названного национального проекта получен автобус марки **** (государственный регистрационный знак ****) для организации подвоза детей. Данное транспортное средство закреплено за муниципальным общеобразовательным учреждением «Никольская средняя общеобразовательная школа» (далее - МОУ «Никольская СОШ») на праве оперативного управления.
Как показала проверка, названный школьный автобус не в полной мере отвечает требованиям безопасности, предъявляемым к пассажирским перевозкам детей.
Так, вопреки п.п.4.5.9, 4.5.15 и 4.5.16 ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования» сиденья в этом школьном автобусе не оборудованы удерживающими устройствами для детей (совокупность поясного ремня безопасности и устройств регулирования и крепления). В каждом поперечном ряду сидений отсутствует сигнальная кнопка «Просьба об остановке».
Согласно п.1 ст. 4 Федерального закона № 16-ФЗ от 09.02.2007 г. «О транспортной безопасности» обеспечение безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.
Девятым пунктом ст. 1 этого Федерального закона субъектами транспортной инфраструктуры определены юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Принимая во внимание, что указанный автобус находится в казне района и передан в оперативное управление МОУ «Никольская СОШ», администрацией Советского района, комитетом по образованию администрации района и муниципальным общеобразовательным учреждением, являющимися субъектами транспортной инфраструктуры, нарушаются требования ст.8, п.2 ст. 12 Федерального закона «О транспортной безопасности», а также п.2 ст. 16 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.95 г. «О безопасности дорожного движения», а именно, этими субъектами не принимается должных мер по поддержанию участвующих в перевозке детей транспортных средств в надлежащем техническом состоянии.
В то же время, проблема гибели и увечий детей, попавших в процессе перевозки школьными автобусами в дорожно-транспортные происшествия, для Российской Федерации и Алтайского края является крайне актуальной.
По итогам лишь **** года в 19 дорожно-транспортных происшествиях погиб 1 и получили ранения различной степени тяжести 18 детей и подростков. Из числа пострадавших 11,1 % детей участвовали в ДТП в качестве пассажиров. За **** года согласно данным ГИБДД Алтайского края число погибших, а также получивших ранения различной степени тяжести в ДТП несовершеннолетних лиц составило 3 и 192 соответственно.
Таким образом, администрация района, комитет по образованию администрации приняв не соответствующий требованиям ГОСТ Р 51160-98 школьный автобус в казну и закрепив его за МОУ «Никольская СОШ», попустительствовали использованию школьного автобуса по целевому назначению при отсутствии безопасных условий перевозки детей, подвергая опасности их жизнь и здоровье, а МОУ «Никольская СОШ» эксплуатировало такое транспортное средство вопреки нормам Федеральных законов «О транспортной безопасности» и «О безопасности дорожного движения».
Ситуация, когда допускается эксплуатация не соответствующих требованиям ГОСТ Р 51160-98 школьных автобусов при отсутствии безопасных условий перевозки детей (с учётом неудовлетворительного состояния дорог), не допустима.
Бездействием администрации Советского района, комитета по образованию администрации района и руководства МОУ «Никольская СОШ» по приведению технического состояния школьного автобуса марки **** в соответствие с требованиями ГОСТ Р 51160-98, а также действиями МОУ «Никольская СОШ» по перевозке школьников с нарушением условий безопасности ставятся под угрозу закреплённые ст.ст.20, 41 и 43 Конституции Российской Федерации права детей на жизнь, охрану здоровья и общедоступность образования, грубо нарушаются требования Федеральных законов «О транспортной безопасности» и «О безопасности дорожного движения».
На основании изложенного, прокурор Советского района просит суд признать бездействие администрации Советского района, комитета по образованию администрации Советского района и МОУ «Никольская СОШ» по не оснащению школьного автобуса марки КАВЗ **** (государственный регистрационный знак ****) удерживающими устройствами для детей и выведенными на рабочее место водителя сигнальными кнопками «Просьба об остановке» в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51160-98, незаконным, запретить эксплуатацию названного автобуса в целях перевозки школьников до устранения отмеченных недостатков, возложить на главу администрации Советского района, председателя комитета по образованию администрации Советского района и директора МОУ
«Никольская СОШ» обязанность принять неотложные меры к оборудованию школьного автобуса марки **** (государственный регистрационный знак ****) удерживающими устройствами для детей и выведенными на рабочее место водителя сигнальными кнопками «Просьба об остановке» в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования».
В судебном заседании заместитель прокурора Советского района Сырых А.В. на иске настаивал по вышеуказанным основаниям, просил уточнить исковые требования и возложить обязанности на администрацию Советского района, комитет по образованию администрации Советского района и МОУ «Никольская СОШ» принять неотложные меры к оборудованию школьного автобуса марки **** (государственный регистрационный знак ****) удерживающими устройствами для детей и выведенными на рабочее место водителя сигнальными кнопками «Просьба об остановке» в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования».
Представитель ответчика – администрации Советского района по доверенности Панина Т.Н. исковые требования признала
Представитель ответчика – комитета по образованию администрации Советского района председатель Каньшин А.М. исковые требования признал в полном объеме, просил установить срок для исполнения решения в течении шести месяцев.
Представитель ответчика – МОУ «Никольская СОШ» директор Тамбулатова Л.С. исковые требования признала в полном объеме.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные письменные доказательства, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации г 19.01.2007 г. «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации приоритетных национальных проектов» прокуратурой района проводятся систематические проверки соблюдения сопровождающими национальные проекты органами государственной власти, местного самоуправления и созданными ими учреждениями законодательства в указанной области правоотношений.
Особое внимание уделяется законности мероприятий, связанных с реализацией на территории Советского района национального проекта «Образование».
Установлено, что администрацией Советского района в лице комитета по образованию в рамках названного национального проекта получен автобус марки **** (государственный регистрационный знак ****) для организации подвоза детей. Данное транспортное средство закреплено за муниципальным общеобразовательным учреждением «Никольская средняя общеобразовательная школа» (далее - МОУ «Никольская СОШ») на праве оперативного управления.
Как показала проверка, названный школьный автобус не в полной мере отвечает требованиям безопасности, предъявляемым к пассажирским перевозкам детей.
Так, вопреки п.п.4.5.9, 4.5.15 и 4.5.16 ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования» сиденья в этом школьном автобусе не оборудованы удерживающими устройствами для детей (совокупность поясного ремня безопасности и устройств регулирования и крепления). В каждом поперечном ряду сидений отсутствует сигнальная кнопка «Просьба об остановке».
Согласно п.1 ст. 4 Федерального закона № 16-ФЗ от 09.02.2007 г. «О транспортной безопасности» обеспечение безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.
Девятым пунктом ст. 1 указанного Федерального закона субъектами транспортной инфраструктуры определены юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Принимая во внимание, что указанный автобус находится в казне района и передан в оперативное управление МОУ «Никольская СОШ», администрацией Советского района, комитетом по образованию администрации района и муниципальным общеобразовательным учреждением, являющимися субъектами транспортной инфраструктуры, нарушаются требования ст.8, п.2 ст. 12 Федерального закона «О транспортной безопасности», а также п.2 ст. 16 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.95 г. «О безопасности дорожного движения», а именно, этими субъектами не принимается должных мер по поддержанию участвующих в перевозке детей транспортных средств в надлежащем техническом состоянии.
Таким образом, администрация района, комитет по образованию администрации приняв не соответствующий требованиям ГОСТ Р 51160-98 школьный автобус в казну и закрепив его за МОУ «Никольская СОШ», попустительствовали использованию школьного автобуса по целевому назначению при отсутствии безопасных условий перевозки детей, подвергая опасности их жизнь и здоровье, а МОУ «Никольская СОШ» эксплуатировало такое транспортное средство вопреки нормам Федеральных законов «О транспортной безопасности» и «О безопасности дорожного движения».
Ситуация, когда допускается эксплуатация не соответствующих требованиям ГОСТ Р 51160-98 школьных автобусов при отсутствии безопасных условий перевозки детей (с учётом неудовлетворительного состояния дорог), не допустима.
Бездействием администрации Советского района, комитета по образованию администрации района и руководства МОУ «Никольская СОШ» по приведению технического состояния школьного автобуса марки **** в соответствие с требованиями ГОСТ Р 51160-98, а также действиями МОУ «Никольская СОШ» по перевозке школьников с нарушением условий безопасности ставятся под угрозу закреплённые ст.ст.20, 41 и 43 Конституции Российской Федерации права детей на жизнь, охрану здоровья и общедоступность образования, грубо нарушаются требования Федеральных законов «О транспортной безопасности» и «О безопасности дорожного движения».
В соответствии с п.п.1,2 ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с п.3 ст. 173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Суд принимает признание иска ответчиками, считая, что оно не противоречит закону и не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц.
На основании изложенного судья приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований в полном объеме.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В данном случае, по взаимному согласию сторон, суд считает приемлемым установить срок для исполнения решения суда в шесть месяцев.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Советского района, заявленные в защиту неопределенного круга лиц к администрации Советского района, комитету по образованию администрации Советского района, муниципальному общеобразовательному учреждению «Никольская средняя общеобразовательная школа» о признании бездействия незаконным удовлетворить.
Признать незаконным бездействия администрации Советского района, комитета по образованию администрации Советского района и МОУ «Никольская СОШ» по не оснащению школьного автобуса марки **** (государственный регистрационный знак ****) удерживающими устройствами для детей и выведенными на рабочее место водителя сигнальными кнопками «Просьба об остановке» в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51160-98.
Запретить администрации Советского района, комитету по образованию администрации Советского района, муниципальному общеобразовательному учреждению «Никольская средняя общеобразовательная школа» эксплуатацию автобуса **** (государственный регистрационный знак ****) в целях перевозки школьников до устранения отмеченных недостатков.
Возложить на администрацию Советского района, комитет по образованию администрации Советского района и МОУ «Никольская СОШ» обязанность принять неотложные меры к оборудованию школьного автобуса марки **** (государственный регистрационный знак ****) удерживающими устройствами для детей и выведенными на рабочее место водителя сигнальными кнопками «Просьба об остановке» в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки
детей. Технические требования».
Установить, что настоящее решение должно быть исполнено в шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Советский районный суд в течение десяти дней.
Судья: В.Е. Селищев