РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
**** г. с. Советское
Советский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Анищенко И.М.,
при секретаре Фабер Ю.А.,
с участием прокурора Сырых А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Советского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Советского сельсовета Советского района Алтайского края о понуждении к действию,
Установил:
Прокурор Советского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Советского сельсовета Советского района Алтайского края о понуждении к действию, указывая, что прокуратурой Советского района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации и содержании муниципальных дорог.
В ходе этой проверки прокуратурой района выявлены нарушения в части эксплуатации и содержании муниципальной дороги в близи муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № «****».
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» в качестве задачи определена охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог определяются ст. 12 указанного закона, в соответствии с которой ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другими нормативными документами возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п. 5 ч.1 ст. 14 Федерального закона №131-Ф3 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», осуществление дорожной деятельности, т.е. деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п.6 ст. 3 Федеральный закон от 08.11.2007 №257-ФЗ) в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения поселения. Аналогичного содержания норма предусмотрена п. 5 статьи 3 Устава муниципального образования «Советский сельский совет».
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Одной из составляющих надлежащего содержания дорог, исходя из ГОСТа Р 50597-93, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.01.1993 №221, устанавливающего требования к эксплуатационному состоянию дорог, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, является наличие дорожных знаков, что обеспечивает безопасность дорожного движения.
Согласно п. 4.1.1. ГОСТа Р 50597-93 автомобильные дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.
В -------- по -------- расположено муниципальное дошкольное образовательное учреждение № «Аленушка». Указанное учреждение образования расположено в -------- по --------, вдоль автомобильной дороги.
На основании поручения прокуратуры Советского района ОГИБДД ОВД по Советскому району проведено обследование участка дороги, вблизи которой расположено МДОУ детский сад № «****».
Из предоставленного ОГИБДД акта следует, что в -------- по -------- в нарушение требований законодательства о безопасности дорожного движения, отсутствуют дорожный знак 3.24 – «Ограничение максимальной скорости», а так же обустроенный пешеходный переход с разметкой 1.14.1, что не соответствует п.5.4.22 и п.6.2.17 ГОСТа Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограничений и направляющих устройств».
Кроме того, на указанном участке дороги отсутствует искусственная неровность (специально устроенное возвышение по проезжей части для принудительного снижения скорости движения, расположенное перпендикулярно оси дороги), обозначенная техническими средствами организации дорожного движения: дорожными знаками и разметкой, что не соответствует п.6.2 и п.4.15 ГОСТа Р 52605-2006 «Искусственная неровность», согласно которого такие неровности устанавливаются перед детскими и юношескими учебно-воспитательными учреждениями. Для информирования водителей участки дорог с искусственной неровностью должны быть оборудованы техническими средствами организации дорожного движения: дорожными знаками и разметкой.
Таким образом, в нарушение п.5 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 11 и ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» по состоянию на 09.09.2010 орган местного самоуправления - администрация Советского сельсовета не принимает достаточных мер к самостоятельному решению вопроса обеспечения безопасности дорожного движения вблизи МДОУ детский сад № «****» в --------.
Согласно ст.ст.26, 35, 41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь, здоровье и частную собственность.
В соответствии со ст. 1-3 Закона РФ «О безопасности» от 05.03.1992г. безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
К основанным объектам безопасности относится наряду с другими личность - ее права и свободы.
Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.
При таких обстоятельствах, непринятие администрацией Советского сельсовета мер, направленных на устранение указанных выше нарушений законодательства в области дорожного движения ставит под угрозу жизнь, здоровье и имущество участников дорожного движения, в том числе несовершеннолетних учащихся образовательных учреждений, нарушает права неопределенного круга лиц на безопасные условия проживания, передвижения.
В связи с этим прокурор в силу ст.45 ГПК РФ обратился в суд с исковым заявлением в защиту нарушенных прав неопределенного круга лиц и просит обязать администрацию Советского сельсовета на -------- -------- в районе МДОУ детский сад № «****» установить дорожные знаки 3.24 – «Ограничение максимальной скорости» и нанести дорожную разметку 1.14.1 на пешеходный переход. Также обязать администрацию Советского сельсовета установить на -------- -------- в районе МДОУ детский сад № «****» искусственную неровность, обозначив ее дорожным знаком 1.17 «Искусственная неровность» и разметкой 1.25.
В судебном заседании прокурор Советского района Алтайского края Сырых А.В. исковые требования поддержал, ссылаясь на доводы, указанные в заявлении. Дополнительно пояснил, что снимает требования по нанесению дорожной разметки 1.14.1 на пешеходный переход, поскольку такая разметка на сегодняшний день, выполнена ответчиком.
Представитель ответчика администрации Советского сельсовета заместитель главы Емелин С.В. с требованиями согласился.
Представитель третьего лица ОГИБДД ОВД по Советскому району в суд не явился, причины неявки не известны.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные письменные доказательства, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Советского района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации и содержании муниципальных дорог.
В ходе этой проверки прокуратурой района выявлены нарушения в части эксплуатации и содержании муниципальной дороги в близи муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № «****».
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» в качестве задачи определена охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог определяются ст. 12 указанного закона, в соответствии с которой ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другими нормативными документами возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п. 5 ч.1 ст. 14 Федерального закона №131-Ф3 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», осуществление дорожной деятельности, т.е. деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п.6 ст. 3 Федеральный закон от 08.11.2007 №257-ФЗ) в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения поселения. Аналогичного содержания норма предусмотрена и 5, 21 статьи 3 Устава муниципального образования «Советский сельсовет».
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Одной из составляющих надлежащего содержания дорог, исходя из ГОСТа Р 50597-93, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.01.1993 №221, устанавливающего требования к эксплуатационному состоянию дорог, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, является наличие дорожных знаков, что обеспечивает безопасность дорожного движения.
Согласно п. 4.1.1. ГОСТа Р 50597-93 автомобильные дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.
В -------- по -------- расположено муниципальное дошкольное образовательное учреждение № «****». Указанное учреждение образования расположено в -------- по --------, вблизи автомобильной дороги.
На основании поручения прокуратуры Советского района ОГИБДД ОВД по Советскому району проведено обследование участка дороги, вблизи которой расположено МДОУ детский сад № «****».
Из предоставленного ОГИБДД акта следует, что в -------- по -------- в нарушение требований законодательства о безопасности дорожного движения, отсутствуют дорожный знак 3.24 – «Ограничение максимальной скорости», а так же обустроенный пешеходный переход с разметкой 1.14.1, что не соответствует п.5.4.22 и п.6.2.17 ГОСТа Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограничений и направляющих устройств».
Кроме того, на указанном участке дороги отсутствует искусственная неровность (специально устроенное возвышение по проезжей части для принудительного снижения скорости движения, расположенное перпендикулярно оси дороги), обозначенная техническими средствами организации дорожного движения: дорожными знаками и разметкой, что не соответствует п.6.2 и п.4.15 ГОСТа Р 52605-2006 «Искусственная неровность», согласно которого такие неровности устанавливаются перед детскими и юношескими учебно-воспитательными учреждениями. Для информирования водителей участки дорог с искусственной неровностью должны быть оборудованы техническими средствами организации дорожного движения: дорожными знаками и разметкой.
Таким образом, в нарушение п.5 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 11 и ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» по состоянию на 09.09.2010 орган местного самоуправления - администрация Советского сельсовета не принимает достаточных мер к самостоятельному решению вопроса обеспечения безопасности дорожного движения вблизи МДОУ детский сад № «****» в --------.
Согласно ст.ст.26, 35, 41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь, здоровье и частную собственность.
В соответствии со ст. 1-3 Закона РФ «О безопасности» от 05.03.1992г. безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
К основанным объектам безопасности относится наряду с другими личность - ее права и свободы.
Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.
При таких обстоятельствах, непринятие администрацией Советского сельсовета мер, направленных на устранение указанных выше нарушений законодательства в области дорожного движения ставит под угрозу жизнь, здоровье и имущество участников дорожного движения, в том числе несовершеннолетних учащихся образовательных учреждений, нарушает права неопределенного круга лиц на безопасные условия проживания, передвижения.
На основании изложенного судья приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований истца.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В данном случае, по взаимному согласию сторон, суд считает приемлемым установить срок для исполнения решения суда в три месяца.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Советского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Советского сельсовета Советского района Алтайского края о понуждении к действию, удовлетворить.
Обязать администрацию Советского сельсовета Советского района Алтайского края в соответствии с требованиями Правил дорожного движения и ГОСТа Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограничений и направляющих устройств» на -------- -------- в районе МДОУ детский сад № «****» установить дорожные знаки 3.24 – «Ограничение максимальной скорости».
Обязать администрацию Советского сельсовета Советского района Алтайского края установить на -------- -------- Алтайского края в районе МДОУ детский сад № «****» искусственную неровность в соответствии с требованиями Правил дорожного движения и ГОСТом Р 52605-2006 «Искусственная неровность», обозначив ее дорожным знаком 1.17 «Искусственная неровность» и разметкой 1.25 согласно ГОСТа Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограничений и направляющих устройств».
Установить, что настоящее решение должно быть исполнено в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Советский районный суд в течение десяти дней.
Судья И.М.Анищенко