РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 октября 2010 г. с. Советское
Советский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Селищева В.Е.,
при секретаре Гущиной Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Советского района в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанностей на администрацию Шульгинского сельсовета устранить нарушения требований противопожарной безопасности,
установил:
Прокурор Советского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанностей на администрацию Шульгинского сельсовета устранить нарушения требований противопожарной безопасности. В обосновании иска указал, что прокуратурой Советского района проведена проверка соблюдения законодательства при реализации органами местного самоуправления полномочий по организации противопожарного водоснабжения. Установлено, что деятельность администрации Шульгинского сельсовета в данном направлении не в полной мере соответствует требованиям федерального законодательства и правил пожарной безопасности.
Так, статья 41 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому человеку охрану здоровья.
Статьей 1 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» предусмотрено, что требования пожарной безопасности – это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нарушением требований пожарной безопасности является невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 34 этого же Закона, граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, которое обеспечивается исполнением органами государственной власти и органами местного самоуправления, организациями и должностными лицами требований пожарной безопасности, предусмотренных Правилами.
Требования по противопожарному водоснабжению на территории населенных пунктов определены пунктами 89-95 «Правил пожарной безопасности в РФ», утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)», а также ст.2.10.12 «Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации МДК 3-02.2001», утвержденных приказом Госстроя России от 30.12.1999 № 168.
Согласно вышеприведенным нормам на территории сельских населенных пунктов, дачных и садоводческих поселков должны иметься запасы воды для целей пожаротушения (п.114 ППБ 01-03).
В силу требования п.89 ППБ 01-03, сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью).
Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года. Электродвигатели пожарных насосов должны быть обеспечены бесперебойным питанием.
У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника (п.90 ППБ 01-03).
При наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (п. 94 ППБ 01-03).
Водонапорные башни должны быть приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года (п.95 ППБ 01-03).
Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления) (п. 94 ППБ 01-03).
На территории Шульгинского сельсовета Советского района названные требования законодательства о противопожарной безопасности не исполняются.
Так, согласно информации 23 ПЧ ФПС 2 ОФПС по Алтайскому краю от ****, в нарушение названных выше законодательных норм на территории ------ отсутствуют противопожарные источники, что в случае возникновения пожара в данном населенном пункте Шульгинского сельсовета обеспечить требуемый расход воды на нужды пожаротушения будет не возможным.
Кроме этого, на территории ------ имеется 3 пожарных гидранта, расположенные по ------ водонапорные башни, расположенные по ------. Однако указанные водонапорные башни не оборудованы приспособлениями для отбора воды пожарной техникой. В свою очередь, у имеющихся в ------ 3 исправных пожарных гидрантов, расположенных по ------, а также по направлению движения к ним необходимо установить соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) в соответствии с ГОСТ Р12.4.026-2001, поскольку такие указатели у данных водоисточников и по направлению движения к ним не соответствуют названному ГОСТу.
В соответствии с п.9 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения (Аналогичного содержания норма закреплена в Уставе муниципального образования «Шульгинский сельсовет»).
Согласно ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 23.07.2010) «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
Таким образом, органом местного самоуправления - администрацией Шульгинского сельсовета Советского района, ответственным за организацию противопожарного водоснабжения на территории поселения не исполняются, возложенные на него федеральным законодательством о пожарной безопасности обязанности и нарушаются требования Правил пожарной безопасности.
Нарушение ответчиком Правил пожарной безопасности, препятствует своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
Закон Российской Федерации «О безопасности» от 05.03.1992 г. определяет, что безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации № 4866-1 от 27.04.1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» в суд могут быть обжалованы действия (бездействия) государственных органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
Кроме того, Законом Российской Федерации «О безопасности» специально определено, что судебные органы обеспечивают судебную защиту граждан, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности.
На основании изложенного прокурор просит, обязать администрацию Шульгинского сельсовета организовать на территории ------ водоисточник и запас воды для целей пожаротушения; обязать администрацию Шульгинского сельсовета Советского района оборудовать приспособлениями для забора воды пожарными автомобилями водонапорной башни ------, расположенные по ------.; обязать администрацию Шульгинского сельсовета установить у 3 имеющихся на территории ------ гидрантов по ------, а так же по направлению движения к ним соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026-2001.
В судебном заседании помощник прокурора Советского района Кучеревский С.А. на иске настаивал в полном объеме, подтвердив изложенные в исковом заявлении обстоятельства.
Представитель ответчика – администрация Шульгинского сельсовета в судебное заседание не явился, хотя были надлежащим образом извещены о месте и времени начала судебного заседания.
Представитель третьего лица – 23 ПЧ ФПС 2 ОФПС по Алтайскому краю Вебер В.В. считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме..
Представитель третьего лица – ТО ГПН по Алтайскому и Советскому районам Ефименко А.С. считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме..
С учетом мнения сторон суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителей ответчика.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные письменные доказательства, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Советского района проведена проверка соблюдения законодательства при реализации органами местного самоуправления полномочий по организации противопожарного водоснабжения. Установлено, что деятельность администрации Шульгинского сельсовета в данном направлении не в полной мере соответствует требованиям федерального законодательства и правил пожарной безопасности.
Так, статья 41 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому человеку охрану здоровья.
Статьей 1 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» предусмотрено, что требования пожарной безопасности – это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нарушением требований пожарной безопасности является невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 34 этого же Закона, граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, которое обеспечивается исполнением органами государственной власти и органами местного самоуправления, организациями и должностными лицами требований пожарной безопасности, предусмотренных Правилами.
Требования по противопожарному водоснабжению на территории населенных пунктов определены пунктами 89-95 «Правил пожарной безопасности в РФ», утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)», а также ст.2.10.12 «Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации МДК 3-02.2001», утвержденных приказом Госстроя России от 30.12.1999 № 168.
Согласно вышеприведенным нормам на территории сельских населенных пунктов, дачных и садоводческих поселков должны иметься запасы воды для целей пожаротушения (п.114 ППБ 01-03).
В силу требования п.89 ППБ 01-03, сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью).
Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года. Электродвигатели пожарных насосов должны быть обеспечены бесперебойным питанием.
У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника (п.90 ППБ 01-03).
При наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (п. 94 ППБ 01-03).
Водонапорные башни должны быть приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года (п.95 ППБ 01-03).
Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления) (п. 94 ППБ 01-03).
На территории Шульгинского сельсовета Советского района названные требования законодательства о противопожарной безопасности не исполняются.
Так, согласно информации 23 ПЧ ФПС 2 ОФПС по Алтайскому краю от ****, в нарушение названных выше законодательных норм на территории ------ сельсовета отсутствуют противопожарные источники, что в случае возникновения пожара в данном населенном пункте Шульгинского сельсовета обеспечить требуемый расход воды на нужды пожаротушения будет не возможным.
Кроме этого, на территории ------ имеется 3 пожарных гидранта, расположенные по ------ водонапорные башни, расположенные по ------. Однако указанные водонапорные башни не оборудованы приспособлениями для отбора воды пожарной техникой. В свою очередь, у имеющихся в ------ 3 исправных пожарных гидрантов, расположенных по ------, а также по направлению движения к ним необходимо установить соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) в соответствии с ГОСТ Р12.4.026-2001, поскольку такие указатели у данных водоисточников и по направлению движения к ним не соответствуют названному ГОСТу.
В соответствии с п.9 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения (Аналогичного содержания норма закреплена в Уставе муниципального образования «Шульгинский сельсовет»).
Согласно ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 23.07.2010) «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
Таким образом, органом местного самоуправления - администрацией Шульгинского сельсовета Советского района, ответственным за организацию противопожарного водоснабжения на территории поселения не исполняются, возложенные на него федеральным законодательством о пожарной безопасности обязанности и нарушаются требования Правил пожарной безопасности.
Нарушение ответчиком Правил пожарной безопасности, препятствует своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
Закон Российской Федерации «О безопасности» от 05.03.1992 г. определяет, что безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации № 4866-1 от 27.04.1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» в суд могут быть обжалованы действия (бездействия) государственных органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
Кроме того, Законом Российской Федерации «О безопасности» специально определено, что судебные органы обеспечивают судебную защиту граждан, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В данном случае, по взаимному согласию сторон, суд считает приемлемым установить срок для исполнения решения суда в три месяца.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Советского района, заявленные в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанностей на администрацию Шульгинского сельсовета Советского района Алтайского края устранить нарушения требований противопожарной безопасности удовлетворить.
Обязать администрацию Шульгинского сельсовета Советского района Алтайского края организовать на территории ------ водоисточник и запас воды для целей пожаротушения.
Обязать администрацию Шульгинского сельсовета Советского района Алтайского края оборудовать приспособлениями для забора воды пожарными автомобилями водонапорной башни ------, расположенные по ------.
Обязать администрацию Шульгинского сельсовета Советского района Алтайского края установить у 3 имеющихся на территории ------ гидрантов по ------, а так же по направлению движения к ним соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026-2001.
Установить, что настоящее решение должно быть исполнено в трехмесячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Советский районный суд в течение десяти дней.
Судья В.Е.Селищев