РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 ноября 2010 г. с. Советское
Советский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Анищенко И.М.,
при секретаре Фабер Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Советского района в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанностей на администрацию Советского сельсовета устранить нарушения требований противопожарной безопасности,
установил:
Прокурор Советского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанностей на администрацию Советского сельсовета устранить нарушения требований противопожарной безопасности. В обосновании иска указал, что прокуратурой Советского района проведена проверка соблюдения законодательства при реализации органами местного самоуправления полномочий по организации противопожарного водоснабжения. Установлено, что деятельность администрации Советского сельсовета в данном направлении не в полной мере соответствует требованиям федерального законодательства и правил пожарной безопасности.
Так, статья 41 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому человеку охрану здоровья.
Статьей 1 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» предусмотрено, что требования пожарной безопасности – это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нарушением требований пожарной безопасности является невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 34 этого же Закона, граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, которое обеспечивается исполнением органами государственной власти и органами местного самоуправления, организациями и должностными лицами требований пожарной безопасности, предусмотренных Правилами.
Требования по противопожарному водоснабжению на территории населенных пунктов определены пунктами 89-95 «Правил пожарной безопасности в РФ», утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)», а также ст.2.10.12 «Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации МДК 3-02.2001», утвержденных приказом Госстроя России от 30.12.1999 № 168.
Согласно вышеприведенным нормам (п.89 ППБ 01-03) сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью).
Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года. Электродвигатели пожарных насосов должны быть обеспечены бесперебойным питанием.
У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника (п.90 ППБ 01-03).
При наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления) (п. 94 ППБ 01-03).
На территории ------ названные требования законодательства о противопожарной безопасности не исполняются.
Согласно информации 23 ПЧ ФПС 2 ОФПС по Алтайском у краю от ****, акту проверки технического состояния пожарных гидрантов, пожарных водоемов от **** на территории ------ имеется 55 пожарных гидрантов. Однако 10 из них, расположенные по ------ по ------ по ------, ------ в близи автостанции, а так же по пер. Центральный, 15 – не исправны, в связи с чем, требуется их капитальный ремонт.
Кроме того у имеющихся на территории ------ 49 гидрантов, расположенных: по ------, ------, на пересечении ------, ------, вблизи газового хозяйства, по ------, вблизи здания столовой ЗАОр (НП) «------», ------ вблизи автостанции по ------ ------ в заречном районе села вблизи 2 магазинов и по ------, а так же по направлению движения к ним необходимо установить соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) в соответствии с ГОСТ Р12.4.026-2001, поскольку такие указатели у данных гидрантов и по направлению к ним либо отсутствуют, либо находятся в ненадлежащем состоянии и требуют замены.
В соответствии с п.9 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения (Аналогичного содержания норма закреплена в Уставе муниципального образования «Советский сельсовет»).
Согласно ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 23.07.2010) «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
Таким образом, органом местного самоуправления - администрацией Советского сельсовета Советского района, ответственным за организацию противопожарного водоснабжения на территории поселения не исполняются, возложенные на него федеральным законодательством о пожарной безопасности обязанности и нарушаются требования Правил пожарной безопасности.
Нарушение ответчиком Правил пожарной безопасности, препятствует своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
Закон Российской Федерации «О безопасности» от 05.03.1992 г. определяет, что безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации № 4866-1 от 27.04.1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» в суд могут быть обжалованы действия (бездействия) государственных органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
Кроме того, Законом Российской Федерации «О безопасности» специально определено, что судебные органы обеспечивают судебную защиту граждан, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности.
На основании изложенного прокурор просит, обязать администрацию Советского сельсовета Советского района устранить неисправность 10 пожарных гидрантов ------ расположенных по ------ по ------ в близи автостанции, а так же по пер. ------ обязать администрацию Советского сельсовета установить у имеющихся на территории ------ 49 гидрантов, расположенных: по ------ на пересечении ------, вблизи газового хозяйства, по ------ вблизи здания столовой ЗАОр (НП) «------», по ------ вблизи автостанции по ------ в заречном районе села вблизи 2 магазинов и по ------, а так же по направлению движения к ним соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) в соответствии с ГОСТ Р12.4.026-2001.
В судебном заседании прокурор Советского района Кучеревский С.А. на иске настаивал в полном объеме по вышеуказанным основаниям, новых доводов суду не привела.
Представитель ответчика глава администрации Советского сельсовета Маликов А.В. законность исковых требований признал. Указал, что устранение неисправностей 10 гидрантов влечет значительные материальные затраты, поэтому для выполнения этого требования необходимо время.
Представитель третьего лица ООО «****» Остапенко М.В. пояснил, что указатели со светоотражающим покрытием приобретены и частично установлены. Устранение неисправностей 10 пожарных гидрантов, фактически означает из замену, поэтому потребует значительных материальных расходов и времени.
Представители третьего лица 23 ПЧ ФПС 2 ОФПС по Алтайскому краю Маликов Е.А. и Вебер В.В. исковые требования поддержали.
Представитель третьего лица ТО ГПН по Алтайскому и Советскому районам Москалев Д.В. исковые требования поддержал.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные письменные доказательства, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Советского района проведена проверка соблюдения законодательства при реализации органами местного самоуправления полномочий по организации противопожарного водоснабжения. Установлено, что деятельность администрации Советского сельсовета в данном направлении не в полной мере соответствует требованиям федерального законодательства и правил пожарной безопасности.
Так, статья 41 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому человеку охрану здоровья.
Статьей 1 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» предусмотрено, что требования пожарной безопасности – это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нарушением требований пожарной безопасности является невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 34 этого же Закона, граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, которое обеспечивается исполнением органами государственной власти и органами местного самоуправления, организациями и должностными лицами требований пожарной безопасности, предусмотренных Правилами.
Требования по противопожарному водоснабжению на территории населенных пунктов определены пунктами 89-95 «Правил пожарной безопасности в РФ», утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)», а также ст.2.10.12 «Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации МДК 3-02.2001», утвержденных приказом Госстроя России от 30.12.1999 № 168.
Согласно вышеприведенным нормам (п.89 ППБ 01-03) сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью).
Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года. Электродвигатели пожарных насосов должны быть обеспечены бесперебойным питанием.
У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника (п.90 ППБ 01-03).
При наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления) (п. 94 ППБ 01-03).
На территории ------ названные требования законодательства о противопожарной безопасности не исполняются.
Согласно информации 23 ПЧ ФПС 2 ОФПС по Алтайском у краю от ****, акту проверки технического состояния пожарных гидрантов, пожарных водоемов от **** на территории ------ имеется 55 пожарных гидрантов. Однако 10 из них, расположенные по ------ в близи автостанции, а так же по ------ – не исправны, в связи с чем, требуется их капитальный ремонт.
Кроме того у имеющихся на территории ------ 49 гидрантов, расположенных: по ------ на пересечении ------, вблизи газового хозяйства, по ------ вблизи здания столовой ЗАОр (НП) «------», по ------ вблизи автостанции по ------. в заречном районе села вблизи 2 магазинов и по ------, а так же по направлению движения к ним необходимо установить соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) в соответствии с ГОСТ Р12.4.026-2001, поскольку такие указатели у данных гидрантов и по направлению к ним либо отсутствуют, либо находятся в ненадлежащем состоянии и требуют замены.
В соответствии с п.9 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения (Аналогичного содержания норма закреплена в Уставе муниципального образования «Советский сельсовет»).
Согласно ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 23.07.2010) «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
Таким образом, органом местного самоуправления - администрацией Советского сельсовета Советского района, ответственным за организацию противопожарного водоснабжения на территории поселения не исполняются, возложенные на него федеральным законодательством о пожарной безопасности обязанности и нарушаются требования Правил пожарной безопасности.
Нарушение ответчиком Правил пожарной безопасности, препятствует своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
Закон Российской Федерации «О безопасности» от 05.03.1992 г. определяет, что безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации № 4866-1 от 27.04.1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» в суд могут быть обжалованы действия (бездействия) государственных органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
Кроме того, Законом Российской Федерации «О безопасности» специально определено, что судебные органы обеспечивают судебную защиту граждан, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В данном случае, по взаимному согласию сторон, суд считает приемлемым установить срок для исполнения решения суда в три месяца.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333,6 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
С ответчика подлежит взысканию в бюджет Советского района государственная пошлина в размере 200 рублей, как с исковых заявлений неимущественного характера.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Советского района, заявленные в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанностей на администрацию Советского сельсовета устранить нарушения требований противопожарной безопасности удовлетворить.
Обязать администрацию Советского сельсовета ------ устранить неисправность 10 пожарных гидрантов ------ расположенных по ------
Обязать администрацию Советского сельсовета установить у имеющихся на территории ------ 49 гидрантов, расположенных: по ------, на пересечении ------ вблизи здания столовой ЗАОр (НП) «------», по ------ в заречном районе села вблизи 2 магазинов и по ------, а так же по направлению движения к ним соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) в соответствии с ГОСТ Р12.4.026-2001.
Установить, что настоящее решение в части установки указателей, должно быть исполнено в месячный срок, а в остальной части – в шестимесячный срок, со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с администрации Советского сельсовета государственную пошлину в бюджет Советского района в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Советский районный суд в течение десяти дней.
Судья И.М.Анищенко