РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 февраля 2011 г. с. Советское
Советский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Левыкина Д.В.
при секретаре Аксютиной Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Советского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Красноярского сельсовета Советского района Алтайского края о признании бездействия незаконным и понуждении к действию,
УСТАНОВИЛ
Прокурор Советского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Красноярского сельсовета Советского района Алтайского края о признании бездействия незаконным и понуждении к действию. В обосновании иска указал, что прокуратурой Советского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции. В ходе проверки установлено, что администрацией Красноярского сельсовета Советского района Алтайского края не исполняется обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы нормативно правовых актов.
На основании ст.1 Федерального закона от **** № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее Федеральный закон № 273-ФЗ) противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одной из мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от **** № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее - Федеральный закон) основным принципом организации антикоррупционной экспертизы является обязательность ее проведения.
На основании п. 4 ст. 3 Федерального закона органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную, экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Выявленные коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы (п.п. 2 п. 1 ст. 4 Федерального закона).
В администрации Красноярского сельсовета Советского района Алтайского края антикоррупционная экспертиза в отношении принятых ей нормативных правовых актов не проводится, заключения о проведении данной экспертизы как этого требуют вышеназванные нормы закона, не составляются.
Таким образом, установленная федеральным законодательством, обязанность проведения антикоррупционной экспертизы, исполнительным органом местного самоуправления муниципального образования «Красноярский сельсовет Советского района Алтайского края» не исполняется, вместе с тем, проведение антикоррупционной экспертизы является обязанностью, а не правом организаций, принимающих нормативные правовые акты.
Статьей 3 Федерального закона № 273-ФЗ установлены основные принципы противодействия коррупции. Одним из принципов является признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина. Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от **** №, определены основные коррупциогенные факторы, выявляемые в нормативных актах. Все факторы связаны с ограничением или умалением прав и свобод человека. Таким образом, в связи с бездействием Красноярского сельского Совета депутатов Советского района Алтайского края, выразившемся в не проведении антикоррупционной экспертизы и не выявлении в нормативных актах коррупционных признаков, нарушаются права граждан и Российской Федерации в целом.
На основании изложенного прокурор Советского района просит суд признать бездействие администрации Красноярского сельсовета Советского района Алтайского края в виде неисполнения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов незаконным, обязать администрацию Красноярского сельсовета Советского района Алтайского края провести антикоррупционную экспертизу всех действующих нормативных правовых актов, принятых данным органом.
В судебном заседании заместитель прокурора Советского района ****** настаивал на заявленных требованиях.
Представитель ответчика **** Красноярского сельсовета Советского района Алтайского края Жданова Н.С. в судебном заседании требования заявления признала.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные письменные доказательства, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Советского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции. В ходе проверки установлено, что администрацией Красноярского сельсовета Советского района Алтайского края не исполняется обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы нормативно правовых актов.
На основании ст.1 Федерального закона от **** № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее Федеральный закон № 273-ФЗ) противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одной из мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от **** № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее - Федеральный закон) основным принципом организации антикоррупционной экспертизы является обязательность ее проведения.
На основании п. 4 ст. 3 Федерального закона органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную, экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Выявленные коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы (п.п. 2 п. 1 ст. 4 Федерального закона).
В администрации Красноярского сельсовета Советского района Алтайского края антикоррупционная экспертиза в отношении принятых ей нормативных правовых актов не проводится, заключения о проведении данной экспертизы как этого требуют вышеназванные нормы закона, не составляются.
Таким образом, установленная федеральным законодательством, обязанность проведения антикоррупционной экспертизы, исполнительным органом местного самоуправления муниципального образования «Красноярский сельсовет Советского района Алтайского края» не исполняется, вместе с тем, проведение антикоррупционной экспертизы является обязанностью, а не правом организаций, принимающих нормативные правовые акты.
Статьей 3 Федерального закона № 273-ФЗ установлены основные принципы противодействия коррупции. Одним из принципов является признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина. Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от **** №, определены основные коррупциогенные факторы, выявляемые в нормативных актах. Все факторы связаны с ограничением или умалением прав и свобод человека. Таким образом, в связи с бездействием Красноярского сельского Совета депутатов Советского района Алтайского края, выразившемся в не проведении антикоррупционной экспертизы и не выявлении в нормативных актах коррупционных признаков, нарушаются права граждан и Российской Федерации в целом.
Согласно ст. 2 Закона РФ от **** № «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» в суд могут быть обжалованы действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, в результате которого нарушены права и свободы человека и гражданина.
Законом РФ «О безопасности» специально определено, что судебные органы обеспечивают судебную защиту граждан, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В данном случае, по взаимному согласию сторон, суд считает приемлемым установить срок для исполнения решения суда в три месяца.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Требования заявления прокурора Советского района, заявленные в интересах неопределенного круга лиц к администрации Красноярского сельсовета Советского района Алтайского края о признании бездействия незаконным и понуждении к действию, удовлетворить.
Признать незаконным бездействия администрации Красноярского сельсовета Советского района Алтайского края в виде неисполнения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.
Обязать администрацию Красноярского сельсовета Советского района Алтайского края провести антикоррупционную экспертизу всех действующих нормативных правовых актов, принятых данным органом.
Установить, что настоящее решение должно быть исполнено до ****.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Советский районный суд в течение десяти дней.
Судья Д.В. Левыкин