Решение об удовлетворении заявленных требований



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 февраля 2011 года с. Советское

Советский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Анищенко И.М.,

при секретаре Фабер Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Советского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Половинского сельсовета Советского района Алтайского о понуждении к совершению действий,

установил:

Прокурор Советского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Половинского сельсовета Советского района Алтайского о понуждении к совершению действий. В обосновании иска указал, что прокуратурой Советского района проведена проверка исполнения законодательства, направленного на защиту объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). По результатам проведенной проверки установлено, что на территории муниципального образования Половинский сельсовет находится памятник истории и архитектуры: «Мамориальный комплекс воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.)», расположенный по ул. Центральная, д. 40 с. Половинка Советского района Алтайского края.

Постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов № 94 от 02.04.2001г. в целях соблюдения норм государственного учета утвержден список памятников Великой Отечественной войны и отнесен их к категории памятников истории и культуры местного значения: «Мемориальный комплекс воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)», расположенный по ул. Центральная, 40 с. Половинка Советского района Алтайского края.

Пунктом 2 Постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов № 94 от 02.04.200Jr, предложено органам местного самоуправления принять соответствующие правовые акты о закреплении памятников Великой Отечественной войны в муниципальную собственность, установлено, что правовой акт о закреплении вышеуказанного памятника в муниципальную собственность до настоящего времени не принят, соответственно в реестр объектов муниципальной собственности данный памятник не внесен.

Право муниципальной собственности на данный объект культурного наследия в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю не зарегистрировано.

Бремя его содержания и сохранения юридически никто не несет.

Бездействие Половинской администрации по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества противоречит интересам муниципального образования Половинский сельсовет, связанным с возможностью признания права муниципальной собственности на указанный объект культурного наследия по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет.

Таким образом, непринятие администрацией муниципального образования Половинский сельсовет мер по постановке на учет бесхозяйного объекта культурного наследия - «Мемориальный комплекс воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)», расположенный по ул. Центральная, 40 с. Половинка Советского района Алтайского края, может повлечь за собой его разрушение либо изменение облика и интерьера в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных последствий.

Кроме того, умаляются конституционные права каждого на доступ к культурным ценностям и на сохранность объекта историко - культурного наследия «Мемориальный комплекс воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)» в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в целях сохранения памяти о подвиге предков, погибших при защите Родины, а также не исполняются конституционные обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры в целях предотвращения их разрушения или причинения им вреда.

На основании изложенного, прокурор Советского района просит суд обязать администрацию муниципального образования Половинский сельсовет по ставить на учет как безхозяйное недвижимое имущество ««Мемориальный комплекс воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)», расположенный по ул. Центральная, 40 с. Половинка Советского района Алтайского края – объект культурного наследия на учет в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В судебном заседании заместитель прокурора Советского района Сырых А.В. на иске настаивал в полном объеме по вышеуказанным основаниям, новых доводов суду не привел.

Представитель ответчика – исполняющая обязанности **** Половинского сельсовета Советского района Алтайского края Головина Р.И. выразила согласие с заявленными требованиями.

Представитель третьего лица – Управление Алтайского края по культуре и архивному делу в суд не явился. Причины неявки суду неизвестны.

Представитель третьего лица – Советский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации. Кадастра и картографии по Алтайскому краю в суд не явился. Причины неявки суду неизвестны.

Представитель третьего лица – Управление по культуре администрации Советского района Алтайского края Бутова Р.А. согласилась с заявленными требованиями.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные письменные доказательства, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Советского района проведена проверка исполнения законодательства, направленного на защиту объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). По результатам проведенной проверки установлено, что на территории муниципального образования Половинский сельсовет находится памятник истории и архитектуры: «Мамориальный комплекс воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.)», расположенный по ул. Центральная, д. 40 с. Половинка Советского района Алтайского края.

Указанный объект соответствует требованиям ст. 3 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и Постановления Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года № 865 «Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры» и находится на государственной охране в качестве объекта культурного наследия.

Постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов № 94 от 02.04.2001г. в целях соблюдения норм государственного учета утвержден список памятников Великой Отечественной войны и отнесен их к категории памятников истории и культуры местного значения: «Мемориальный комплекс воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)», расположенный по ул. Центральная, 40 с. Половинка Советского района Алтайского края.

Пунктом 2 Постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов № 94 от 02.04.200Jr, предложено органам местного самоуправления принять соответствующие правовые акты о закреплении памятников Великой Отечественной войны в муниципальную собственность.

Вместе с тем, ходе проверки установлено, что правовой акт о закреплении вышеуказанного памятника в муниципальную собственность до настоящего времени не принят, соответственно в реестр объектов муниципальной собственности данный памятник не внесен.

Право муниципальной собственности на данный объект культурного наследия в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю не зарегистрировано.

Бремя его содержания и сохранения юридически никто не несет.

Согласно данным Советского отдела УФРС по Алтайскому краю в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав на этот объект - «Мемориальный комплекс воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)» отсутствуют.

Согласно ст. 49 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

Однако бездействие Половинской администрации по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества противоречит интересам муниципального образования Половинский сельсовет, связанным с возможностью признания права муниципальной собственности на указанный объект культурного наследия по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет.

Техническое состояние объекта удовлетворительное.

В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечения года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно п.п. 2,4,5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 г. № 580 принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется территориальным органом Федеральной регистрационной службы в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества.

На учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

В соответствии с п. 13 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.

В силу ст. 9.3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся:

1) сохранение, использование и популяризация объектов культурного
наследия, находящихся в собственности поселений;

2) государственная охрана объектов культурного
наследия местного (муниципального) значения.

Согласно ч. 1 ст. 13 вышеуказанного Федерального закона источниками финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия являются, в том числе и местные бюджеты.

В преамбуле к Федеральному закону «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» провозглашено, что Российской Федерацией гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Вместе с тем, ст. 6 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предусмотрено, что под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия.

Статьей 33 данного Закона закреплены цели и задачи государственной охраны объектов культурного наследия, к которым относятся предотвращение их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также их защита от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Под сохранением объектов культурного наследия ст. 40 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» понимает комплекс мер, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия путем проведения ремонтно-реставрационных работ, работ, направленных на приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, научно-методического руководства, технического и авторского надзора.

Таким образом, непринятие администрацией муниципального образования Половинский сельсовет мер по постановке на учет бесхозяйного объекта культурного наследия - «Мемориальный комплекс воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)», расположенный по ул. Центральная, 40 с. Половинка Советского района Алтайского края, может повлечь за собой его разрушение либо изменение облика и интерьера в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных последствий.

Кроме того, умаляются конституционные права каждого на доступ к культурным ценностям и на сохранность объекта историко - культурного наследия «Мемориальный комплекс воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)» в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в целях сохранения памяти о подвиге предков, погибших при защите Родины, а также не исполняются конституционные обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры в целях предотвращения их разрушения или причинения им вреда.

Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 №4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» в суд могут быть обжалованы действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, в результате которого нарушены права и свободы человека и гражданина.

Законом Российской Федерации «О безопасности» специально определено, что судебные органы обеспечивают судебную защиту граждан, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности.

В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В данном случае, по взаимному согласию сторон, суд считает приемлемым установить срок для исполнения решения суда в шесть месяцев.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора Советского района, заявленные в интересах неопределенного круга лиц к администрации Половинского сельсовета Советского района Алтайского о понуждении к совершению действий, удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Половинский сельсовет по ставить на учет как безхозяйное недвижимое имущество ««Мемориальный комплекс воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)», расположенный по ул. Центральная, 40, в с. Половинка Советского района Алтайского края – объект культурного наследия, на учет в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Установить, что настоящее решение должно быть исполнено в шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Советский районный суд в течение десяти дней.

Судья И.М.Анищенко