РЕШЕНИЕ Дело №2-306/2011 Именем Российской Федерации 12 сентября 2011 г. с. Советское Советский районный суд Алтайского края в составе: при секретаре Вуккерт Н.В., с участием прокурора Лебедкина В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Советского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад №13 «Тополек» о возложении обязанности по разработке специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму и согласовании ее с территориальным органом государственного пожарного надзора, УСТАНОВИЛ Прокурор Советского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад №13 «Тополек» о возложении обязанности по разработке специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму и согласовании ее с территориальным органом государственного пожарного надзора. В обоснование иска указал, что в ходе проведенной проверки соблюдения требований пожарной безопасности в МДОУ детский сад №13 «Тополек» установлены нарушения. Согласно Уставу муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №13 «Тополек» создано в целях обеспечения воспитания, обучения, присмотра, ухода и оздоровления детей. В соответствии с Уставом МДОУ обеспечивает охрану и укрепление психического и физического здоровья ребенка. Руководитель МДОУ на местах обучает педагогический коллектив и вспомогательный персонал в объеме пожарно-технического минимума и инструктажа, однако специальная программа обучения пожарно-техническому минимуму, согласованная с территориальным органом государственного пожарного надзора отсутствует. Между тем согласно ст.3 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности является проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности. Обязанности по организации обучения пожарно-техническому минимуму в организации возлагаются на ее руководителя, организуется как с отрывом, так и без отрыва от производства. По разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации обучаются среди прочих: работники, ответственные за обеспечение пожарной безопасности в подразделениях; педагогические работники дошкольных образовательных учреждений; работники, осуществляющие круглосуточную охрану организации. Специальные программы разрабатываются и утверждаются администрациями (собственниками) организаций. Согласование специальных программ организаций, не находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется территориальными органами государственного пожарного надзора. Отсутствие в МДОУ специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму, согласованной с территориальным органом государственного пожарного надзора представляет собой неисполнение учреждением возложенной на него ст.25 Федерального закона №69-ФЗ обязанности в области обеспечения пожарной безопасности. В результате отсутствия специальной программы обучения и, следовательно, непосредственного обучения пожарно-техническому минимуму работников МДОУ, создаются условия, при которых учреждение не может гарантировать безопасность воспитанников, педагогов и работников учреждения и ставит под угрозу их жизнь и здоровье в случае возникновения пожара. На основании изложенного, прокурор Советского района просит суд возложить на муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №13 «Тополек» обязанность разработать специальную программу обучения пожарно-техническому минимуму и согласовать ее с территориальным органом государственного пожарного надзора до **** В судебном заседании прокурор Советского района Лебедкин В.Г. на иске настаивал в полном объеме по вышеуказанным основаниям, новых доводов суду не привел. Представитель ответчика МДОУ детский сад №13 «Тополек» Р. в судебное заседание не явилась, предоставила заявление о рассмотрении дела без ее участия, с исковыми требованиями согласна. Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные письменные доказательства, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной проверки соблюдения требований пожарной безопасности в МДОУ детский сад №13 «Тополек» установлены нарушения. Согласно Уставу муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №13 «Тополек» создано в целях обеспечения воспитания, обучения, присмотра, ухода и оздоровления детей. В соответствии с Уставом МДОУ обеспечивает охрану и укрепление психического и физического здоровья ребенка. Руководитель МДОУ на местах обучает педагогический коллектив и вспомогательный персонал в объеме пожарно-технического минимума и инструктажа, однако специальная программа обучения пожарно-техническому минимуму, согласованная с территориальным органом государственного пожарного надзора отсутствует. Между тем согласно ст.3 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности является проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности. Статьей 25 названного Федерального закона установлено, что обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией (собственниками) этих организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденными соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти и согласованными в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Пунктом 9 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом президента РФ №868 от 11.07.2004, определено, что МЧС России в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты и иные документы по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, осуществляет контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями. Приказом МЧС России № 645 от 12.12.2007 утверждены Нормы пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" устанавливающие требования пожарной безопасности к организации обучения мерам пожарной безопасности работников организаций, к которым относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. В соответствии с п. 4 названных Норм, основными видами обучения работников организаций мерам пожарной безопасности являются противопожарный инструктаж и изучение минимума пожарно-технических знаний (далее - пожарно-технический минимум). Согласно пунктам 31,34,35,39,40,51,52,53 Норм пожарной безопасности, руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре. Обязанности по организации обучения пожарно-техническому минимуму в организации возлагаются на ее руководителя, организуется как с отрывом, так и без отрыва от производства. По разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации обучаются среди прочих: работники, ответственные за обеспечение пожарной безопасности в подразделениях; педагогические работники дошкольных образовательных учреждений; работники, осуществляющие круглосуточную охрану организации. Специальные программы разрабатываются и утверждаются администрациями (собственниками) организаций. Согласование специальных программ организаций, не находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется территориальными органами государственного пожарного надзора. Отсутствие в МДОУ специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму, согласованной с территориальным органом государственного пожарного надзора представляет собой неисполнение учреждением возложенной на него ст.25 Федерального закона №69-ФЗ обязанности в области обеспечения пожарной безопасности. В результате отсутствия специальной программы обучения и, следовательно, непосредственного обучения пожарно-техническому минимуму работников МДОУ, создаются условия, при которых учреждение не может гарантировать безопасность воспитанников, педагогов и работников учреждения и ставит под угрозу их жизнь и здоровье в случае возникновения пожара. В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В данном случае, по взаимному согласию сторон, суд считает приемлемым установить срок для исполнения решения суда до **** года. Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ Исковые требования прокурора Советского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад №13 «Тополек» о возложении обязанности по разработке специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму и согласовании ее с территориальным органом государственного пожарного надзора, удовлетворить. Возложить на муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №13 «Тополек» обязанность разработать специальную программу обучения пожарно-техническому минимуму и согласовать ее с территориальным органом государственного пожарного надзора до **** Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Советский районный суд в течение десяти дней. Судья В.Е.Селищев
председательствующего Селищева В.Е.,