Решение об удовлетворении заявленных требований



РЕШЕНИЕ Дело №2-91/2011

Именем Российской Федерации

24 февраля 2011 г. с. Советское

Советский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Селищева В.Е.,

при секретаре Вуккерт Н.В..,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Советского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Коловского сельсовета Советского района Алтайского края о признании бездействия незаконным и понуждении к действию,

УСТАНОВИЛ

Прокурор Советского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Коловского сельсовета Советского района Алтайского края о признании бездействия незаконным и понуждении к действию. В обоснование заявления указал, что прокуратурой Советского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции. В ходе проверки установлено, что администрацией Коловского сельсовета Советского района Алтайского края не исполняется обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы нормативно правовых актов.

На основании ст.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее Федеральный закон № 273-ФЗ) противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).

В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одной из мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее - Федеральный закон) основным принципом организации антикоррупционной экспертизы является обязательность ее проведения.

На основании п. 4 ст. 3 Федерального закона органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную, экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Выявленные коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы (п.п. 2 п. 1 ст. 4 Федерального закона).

В администрации Коловского сельсовета Советского района Алтайского края при оценке проектов нормативных актов данного органа антикоррупционная экспертиза не проводится, заключения о проведении данной экспертизы не составляются. Кроме этого, антикоррупционная экспертиза не проводится и в отношении принятых нормативно правовых актов администрации Коловского сельсовета.

Таким образом, установленная федеральным законодательством, обязанность проведения антикоррупционной экспертизы, исполнительным органом местного самоуправления муниципального образования « Коловский сельсовет Советского района Алтайского края» не исполняется, вместе с тем, проведение антикоррупционной экспертизы является обязанностью, а не правом организаций, принимающих нормативные правовые акты.

Статьей 3 Федерального закона № 273-ФЗ установлены основные принципы противодействия коррупции. Одним из принципов является признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина. Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, определены основные коррупциогенные факторы, выявляемые в нормативных актах. Все факторы связаны с ограничением или умалением прав и свобод человека. Таким образом, в связи с бездействием администрации Коловского сельсовета Советского района Алтайского края, выразившемся в не проведении антикоррупционной экспертизы и не выявлении в нормативных актах коррупционных признаков, нарушаются права граждан и Российской Федерации в целом.

На основании изложенного прокурор Советского района просит суд признать бездействие администрации Коловского сельсовета Советского района Алтайского края в виде неисполнения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов незаконным, обязать администрацию Коловского сельсовета Советского района Алтайского края провести антикоррупционную экспертизу всех действующих нормативных правовых актов, принятых данным органом.

В судебном заседании заместитель прокурора Советского района Сырых А.В. настаивал на заявленных требованиях, подтвердив изложенные в заявлении обстоятельства..

Представитель ответчика – администрации Коловского сельсовета Советского района Алтайского края в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело без их участия.

С учетом мнения сторон и согласно ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителя ответчика.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные письменные доказательства, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Советского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции. Администрацией Коловского сельсовета Советского района Алтайского края не исполняется обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы нормативно правовых актов.

На основании ст.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее Федеральный закон № 273-ФЗ) противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).

В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одной из мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее - Федеральный закон) основным принципом организации антикоррупционной экспертизы является обязательность ее проведения.

На основании п. 4 ст. 3 Федерального закона органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную, экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Выявленные коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы (п.п. 2 п. 1 ст. 4 Федерального закона).

В администрации Коловского сельсовета Советского района Алтайского края при оценке проектов нормативных актов данного органа антикоррупционная экспертиза не проводится, заключения о проведении данной экспертизы не составляются. Кроме этого, антикоррупционная экспертиза не проводится и в отношении принятых нормативно правовых актов администрации Коловского сельсовета.

Таким образом, установленная федеральным законодательством, обязанность проведения антикоррупционной экспертизы, исполнительным органом местного самоуправления муниципального образования « Коловский сельсовет Советского района Алтайского края» не исполняется, вместе с тем, проведение антикоррупционной экспертизы является обязанностью, а не правом организаций, принимающих нормативные правовые акты.

Статьей 3 Федерального закона № 273-ФЗ установлены основные принципы противодействия коррупции. Одним из принципов является признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина. Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, определены основные коррупциогенные факторы, выявляемые в нормативных актах. Все факторы связаны с ограничением или умалением прав и свобод человека. Таким образом, в связи с бездействием администрации Коловского сельсовета Советского района Алтайского края, выразившемся в не проведении антикоррупционной экспертизы и не выявлении в нормативных актах коррупционных признаков, нарушаются права граждан и Российской Федерации в целом.

Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 №4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» в суд могут быть обжалованы действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, в результате которого нарушены права и свободы человека и гражданина.

Законом Российской Федерации «О безопасности» специально определено, что судебные органы обеспечивают судебную защиту граждан, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности.

В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В данном случае, суд считает приемлемым установить срок для исполнения решения суда в три месяца.

Руководствуясь ст.ст.167, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

Требования прокурора Советского района, заявленные в интересах неопределенного круга лиц к администрации Коловского сельсовета Советского района Алтайского края о признании бездействия незаконным и понуждении к действию, удовлетворить.

Признать незаконным бездействия администрации Коловского сельсовета Советского района Алтайского края в виде неисполнения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

Обязать администрацию Коловского сельсовета Советского района Алтайского края провести антикоррупционную экспертизу всех действующих нормативных правовых актов, принятых данным органом и проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных актов администрации.

Установить, что настоящее решение должно быть исполнено в трехмесячный срок со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Советский районный суд в течение десяти дней.

Судья В.Е.Селищев