Решение №2-412/2011 (вступило в законную силу 31.01.2012 г.)



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 декабря 2011 г. с. Советское

Советский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Селищева В.Е.,

при секретаре Вуккерт Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Советского района в защиту неопределенного круга лиц к Крестьянскому (фермерскому) хозяйству «Селищев С.А.» о признании незаконными бездействия администрации,

установил:

Прокурор Советского района обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к Крестьянскому (фермерскому) хозяйству «Селищев С.А.» о признании незаконными бездействия администрации. Указывая, что прокуратурой Советского района по поручению прокуратуры Алтайского края проведена проверка исполнения законодательства об охране труда в организациях района. Установлено, что крестьянское (фермерское) хозяйство «Селищев С.А.» осуществляет деятельность по <данные изъяты>

Согласно представленной информации от крестьянского (фермерского) хозяйства «Селищев С.А.» аттестация рабочих мест в хозяйстве не проводилась.

Согласно ст. 209 Трудового кодекса РФ, аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В силу ст. 212 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан проведение аттестации рабочих мест по условиям труда сертификацией организации работ по охране труда.

Согласно положениям Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04.2011 г. № 342н «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. Результаты аттестации используются в целях:

разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда;

информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или)" опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными, и иными особыми условиями труда, компенсациях;

контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;

оценки профессионального риска;

обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия, а также средствами коллективной защиты;

подготовки статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;

подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников;

расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания;

рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников;

санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда;

обоснования, ограничений труда для отдельных категорий работников; приведения в соответствие наименований должностей (профессий) с наименованиями, указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;

обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей.

Аттестации подлежат все рабочие места работодателя.

Результаты аттестации оформляются аттестационной комиссией в виде отчета об аттестации, к которому прилагаются среди прочих документов протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый).

Работодатель в течение десяти рабочих дней с даты поступления указанного протокола и отчета об аттестации подписывает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации, а также знакомит работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места.

Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливается исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.

Ответственность за проведения аттестации рабочих мест по условиям труда несет руководитель организации.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации труд и здоровье людей в Российской Федерации охраняется государством.

Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Вместе с тем в нарушение конституционных норм и требований статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, положений Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04.2011 г. № 342н в крестьянском (фермерском) хозяйстве «Селищев С.А.» до настоящего времени не проведена аттестация рабочих мест. Таким образом, работодатель не выполняет обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

На основании изложенного, прокурор Советского района просит суд признать незаконными бездействия крестьянского(фермерского) хозяйства «Селищев С.А.» по исполнению обязанностей работодателя в обеспечении безопасных условий и охраны труда; обязать крестьянское (фермерское) хозяйство «Селищев С.А.»
провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей
сертификацией работ по охране труда в организации.

В судебном заседании заместитель прокурора Советского района Лебедкин В.Г. на иске настаивал в полном объеме по вышеуказанным основаниям, новых доводов суду не привел.

Представитель ответчика КХ «Селищев С.А.» Селищев С.А. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, с исковыми требованиями согласен, просил предоставить срок для выполнения до мая 2012 г.

Представитель третьего лица – Отдел по труду администрации Советского района Алтайского края не явился, были надлежащим образом извещены.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные письменные доказательства, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Советского района по поручению прокуратуры Алтайского края проведена проверка исполнения законодательства об охране труда в организациях района. Установлено, что крестьянское (фермерское) хозяйство «Селищев С.А.» осуществляет деятельность по выращиванию <данные изъяты>

Согласно представленной информации от крестьянского (фермерского) хозяйства «Селищев С.А.» аттестация рабочих мест в хозяйстве не проводилась.

Согласно ст. 209 Трудового кодекса РФ, аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В силу ст. 212 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан проведение аттестации рабочих мест по условиям труда сертификацией организации работ по охране труда.

Согласно положениям Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04.2011 г. № 342н «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. Результаты аттестации используются в целях:

разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда;

информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или)" опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными, и иными особыми условиями труда, компенсациях;

контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;

оценки профессионального риска;

обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия, а также средствами коллективной защиты;

подготовки статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;

подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников;

расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания;

рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников;

санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда;

обоснования, ограничений труда для отдельных категорий работников; приведения в соответствие наименований должностей (профессий) с наименованиями, указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;

обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей.

Аттестации подлежат все рабочие места работодателя.

Результаты аттестации оформляются аттестационной комиссией в виде отчета об аттестации, к которому прилагаются среди прочих документов протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый).

Работодатель в течение десяти рабочих дней с даты поступления указанного протокола и отчета об аттестации подписывает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации, а также знакомит работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места.

Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливается исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.

Ответственность за проведения аттестации рабочих мест по условиям труда несет руководитель организации.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации труд и здоровье людей в Российской Федерации охраняется государством.

Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Вместе с тем в нарушение конституционных норм и требований статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, положений Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04.2011 г. № 342н в крестьянском (фермерском) хозяйстве «Селищев С.А.» до настоящего времени не проведена аттестация рабочих мест. Таким образом, работодатель не выполняет обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В данном случае, по взаимному согласию сторон, суд считает приемлемым установить срок для исполнения решения суда в четыре месяца.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора Советского района в защиту неопределенного круга лиц к Крестьянскому (фермерскому) хозяйству «Селищев С.А.» о признании незаконными бездействия администрации удовлетворить.

Признать незаконными бездействия крестьянского (фермерского) хозяйства «Селищев С.А.» по исполнению обязанностей работодателя в обеспечении безопасных условий и охраны труда.

Обязать крестьянское (фермерское) хозяйство «Селищев С.А.»
провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей
сертификацией работ по охране труда в организации.

Установить, что настоящее решение должно быть исполнено в четырехмесячный срок со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Советский районный суд в течение десяти дней.

Судья В.Е.Селищев