РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17.11.2010 года г. Махачкала
Советский районный суд г. Махачкалы <адрес> в составе председательствующего судьи Дарбишухумаева З.А., с участием представителя истца Айгумовой А.Ш. (по доверенности) Айгумова Т.Г., представителей Министерства здравоохранения РД Буттаева А.Ю. и Казанбековой П.М., при секретаре Фейзулаевой З.Ш., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Айгумовой А.Ш. к Министерству здравоохранения РД о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Айгумова А.Ш. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения РД о признании не соответствующими законодательству ограничения в части лимита суммы определенного Минздравом РД, в пределах которого составляется заявка и производится отпуск лекарственных средств, для обеспечения больных, сохранивших право на набор социальных услуг в части лекарственного обеспечения в 2010 году, признании не соответствующими законодательству ограничения в части установления индивидуальных перечней назначаемых лекарственных средств, отличных от перечня назначаемых лекарственных средств, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития, в пределах которого производится отпуск лекарственных средств для обеспечения больных, сохранивших право на набор социальных услуг в части лекарственного обеспечения в 2010 году и признании не соответствующими законодательству Приказ Минздрава РД № 666-М от 14 октября
2009 года «О представлении заявки на лекарственные препараты в рамках ОНЛС» и взыскании судебных расходов в размере 450 рублей.
В судебном заседании представитель истца Айгумовой А.Ш. (по доверенности) Айгумов Т.Г. исковые требования своего доверителя поддержал и по изложенным в исковом заявлении основаниям просит суд удовлетворить иск.
Представитель ответчика – Министерство здравоохранения РД (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) Буттаев А.Ю иск Айгумовой А.Ш. не признал и пояснил суду, что региональная заявка составляется на утвержденную для региона сумму, складывающуюся из произведения числа льготников, сохранивших право на набор социальных услуг в части лекарственного обеспечения, умноженное на норматив финансирования на одного льготника в месяц, устанавливаемое федеральными нормативными актами на одного льготника (то есть, в момент издания приказа - на 4 квартал 2009 года 480 рублей в месяц, а на 2010 год - 531 рублей в месяц) и на 12 месяцев. Перечень лекарственных средств для отпуска по бесплатным рецептам утвержден приказом Минздравсоцразвития России № от ДД.ММ.ГГГГ.
Министерство здравоохранения РД не установило лимит суммы в 480 руб. в месяц, как это указывает истец в своем исковом заявлении.
Понятие «Установление индивидуальных перечней назначаемых лекарственных средств», как это указывает в иске истец, не существует. На основании медицинского обследования, установленного диагноза и стандартов лечения, для составления общей заявки применяется перечень запланированных к назначению лекарственных средств. При разработке приказа использованы Методические рекомендации, согласованные Росздравнадзором, Федеральным Фондом ОМС и одобренные Минздравсоцразвития РФ ДД.ММ.ГГГГ «Организация работы по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг» а также принципа осуществления лекарственной терапии в соответствии со стандартами лечения.
Приказ направлен на организацию исполнения решений федеральных органов власти по обеспечению необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан и не ущемляет права, свободы и законные интересы граждан и организаций.
Учитывая, что Айгумовой А.Ш. отпущены лекарственные средства в 2009 году на сумму 42 884,08 руб., в 2010 году на сумму 11 150,78 рублей (в 2010 году годовой норматив финансирования на одного льготника составляет всего 6372 руб.) и представитель истца данное не отрицает, права Айгумовой А.Ш. в получении набора социальных услуг в части дополнительного лекарственного обеспечения никак не ущемлены, а следовательно не ограничены в пределах средств 480 рублей в 2009г. и 531 в 2010г., выделяемых на эти цели в виде субсидий с федерального бюджета бюджету <адрес>.
Представитель ответчика – Министерство здравоохранения РД (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) Казанбекова П.М. иск Айгумовой А.Ш. не признала и пояснила суду, что приказ №-М от ДД.ММ.ГГГГ «О представлении заявки на лекарственные препараты в рамках программы ОНЛС» принят во исполнение федерального законодательства, в частности, Федерального закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в статье 4.1. указанного закона четко предусмотрены полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданные для осуществления органам власти субъектов Российской Федерации (пункт 1, подпункты 1,2,3). В пункте 3 определяется порядок расчета общего объема средств, предусмотренных в виде субвенций. Указом Президента <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Министерство здравоохранения РД установлено уполномоченным органом по осуществлению переданных полномочий в данной области и приказ №-М от ДД.ММ.ГГГГ исполняет положения данного закона в связи, с чем просит суд в удовлетворении искового заявления Айгумовой А.Ш. отказать.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении искового заявления Айгумовой А.Ш по следующим основаниям.
В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения <адрес>, утвержденного постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ № «Вопросы Министерства здравоохранения <адрес>» (далее - Положение) Министерство здравоохранения <адрес> является органом исполнительной власти <адрес>, обеспечивающим проведение в установленном порядке государственной политики в сфере здравоохранения.
В соответствии с п.4 Положения Министерство здравоохранения <адрес> принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности.
Приказ Минздрава РД № 666-М от ДД.ММ.ГГГГ «О представлении заявки на лекарственные препараты в рамках программы ОНЛС» не носит нормативного характера и является локальным, ведомственным актом.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 72-ФЗ установлено, что в 2009 году общий объем средств, предусмотренных в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных в соответствии с частью 1 статьи 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" полномочий, определяется в соответствии с методикой, утвержденной Правительством Российской Федерации (постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №), исходя из численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи "(дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами), а также с учетом норматива финансовых затрат в размере 480 рублей в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде указанной социальной услуги.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 298-ФЗ в 2010 г. установлен новый норматив финансовых затрат в размере 531 рубль в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде указанной социальной услуги.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 72-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан» (вносящий изменения в Федеральный закон № 178-ФЗ) «на оплату предоставления гражданину набора социальных услуг направляется 641 рубль в месяц, в том числе: на оплату социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 6.2 настоящего федерального закона -570 рублей».
Пункт 1 части 6.2 Федерального закона №178-ФЗ конкретизирует состав социальной услуги, которая состоит из обеспечения лекарственными средствами и санаторно-курортного лечения.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №72-ФЗ (прилагается) норматив финансовых затрат на одного гражданина установлен в размере 480 рублей в месяц, социальной услуги на одного льготника в части обеспечения лекарственными средствами составляла 480 рублей в месяц. Указанный норматив был использован в приказе МЗ РД №666-М от ДД.ММ.ГГГГ и противоречия с законодательством отсутствуют.
На 2010 год федеральным законом № 298-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ 531 рублей в месяц) и данный закон принят после издания приказа №-М.
Перечень лекарственных средств для отпуска по бесплатным рецептам утвержден приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании медицинского обследования, установленного диагноза и стандартов лечения для составления общей заявки применяется перечень запланированных к назначению лекарственных средств в рамках Перечня, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ №.
При разработке приказа также использованы Методические рекомендации, согласованные Росздравнадзором, Федеральным Фондом ОМС и одобренные Минздравсоцразвития РФ ДД.ММ.ГГГГ «Организация работы по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг» а также принципа осуществления лекарственной терапии в соответствии со стандартами лечения.
Таким образом, суд пришел к выводу, что приказ Минздрава РД № 666-М от ДД.ММ.ГГГГ «О представлении заявки на лекарственные препараты в рамках программы ОНЛС» издан в целях формирования сводной заявки для организации закупок, поставок и отпуска лекарственных средств по рецептам, предназначен для специалистов и руководителей учреждений здравоохранения республики, участвующих в реализации федеральной программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС), не ущемляет права, свободы и законные интересы граждан и организаций, в целом направлен на организацию исполнения решений федеральных органов власти по обеспечению необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан и не противоречит федеральному законодательству.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193,194 и 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Айгумовой А.Ш. к Министерству здравоохранения РД о признании не соответствующими законодательству ограничения в части лимита суммы определенного Минздравом РД, в пределах которого составляется заявка и производится отпуск лекарственных средств, для обеспечения больных, сохранивших право на набор социальных услуг в части лекарственного обеспечения в 2010 году, признании не соответствующими законодательству ограничения в части установления индивидуальных перечней назначаемых лекарственных средств, отличных от перечня назначаемых лекарственных средств, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития, в пределах которого производится отпуск лекарственных средств для обеспечения больных, сохранивших право на набор социальных услуг в части лекарственного обеспечения в 2010 году и признании не соответствующими законодательству Приказ Минздрава РД № 666-М от ДД.ММ.ГГГГ «О представлении заявки на лекарственные препараты в рамках ОНЛС» и взыскании судебных расходов в размере 450 рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке Верховный суд РД в течение 10-ти дней со дня вынесения.
Председательствующий: