о признании действий незаконными



Дело №

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 5 октября 2010 года

Судья Советского районного суда <адрес> Адзиев М.М. при секретаре Ильясовой А.Г., с участием прокурора Абакарова А.А., адвоката Маматова Р.Я., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Махмудовой Л.Д. к министерству по национальной политике, делам религий и внешним связям <адрес> о восстановлении на работе, взыскании заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, признании приказа о наложении дисциплинарного взыскания незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Махмудова Л.Д. обратилась в суд с иском к министерству по национальной политике, делам религий и внешним связям <адрес> о признании незаконными действия министра по национальной политике, делам религии и внешним связям <данные изъяты> в части ее отстранения от должности начальника отдела с предложением ей должности консультанта отдела межрегионального сотрудничества, по работе с представительствами <данные изъяты> в субъектах РФ.

В обоснование указанного требования Махмудова Л.Д. в заявлении сослалась на то, что 04.06.2010 года ее уведомили о предстоящем сокращении занимаемой ею должности и предложили ей другую, более низкую по положению и по оплате должность, с чем она не согласилась. Экземпляр уведомления ей был вручен ДД.ММ.ГГГГ.

Из уведомления следовало, что в связи с Указом Президента <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ за № Министерство по национальной политике информации и внешним связям <данные изъяты> преобразовано в Министерство по национальной политике, делам религии и внешним связям <данные изъяты>.

Со ссылкой на Постановления Правительства <данные изъяты> № № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, на утверждение новой штатной структуры министерства сообщалось, что замещаемая ею должность начальника отдела межрегиональных и внешних связей Министерства по национальной политике информации и внешним связям <данные изъяты> сокращена. Согласно данному уведомлению ей предложена нижестоящая должность консультанта отдела межрегионального сотрудничества по работе с представительствами <данные изъяты> в субъектах РФ, в то время как должна была быть предложена равноценная должность

В случае ее несогласия исполнять обязанности по предлагаемой должности служебный контракт будет прекращен, она будет освобождена от занимаемой должности и уволена с государственной службы по истечению 2 месяцев со дня предупреждения.

В уведомлении имеется ссылка на то, что утверждена новая штатная структура Министерства, однако вместо указания номера приказа, даты его издания, в скобках внесена пустая графа с оставленными пробелами для последующего заполнения; с самим новым штатным расписанием она также не ознакомлена.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», законодатель устанавливает в качестве основания для увольнения «отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы".

Однако работодатель не счел необходимым соблюсти требования ст. 31 указанного Федерального закона.

Согласно п. 2 ст. 31 Закона: «При реорганизации государственного органа или изменении его структуры государственно-служебные отношения с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы в этом государственном органе, могут быть прекращены в случае сокращения должностей гражданской службы».

Она считает, что действия министерства в отношении нее необоснованны и незаконны.

В соответствии с требованиями ст. 31 ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации»:

«. ..7. Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности».

Утвержденная постановлением Правительства <адрес> от 11 мая 2010 № 137 «Структура аппарата министерства по национальной политике, делам религий и внешним связям <адрес>» предусматривает в составе министерства девять отделов, три из которых, как минимум, она может возглавить.

В системе МИД она работает с сентября 1999 года; работала в Комитете Правительства <адрес> по делам религий; имеет три высших образования; неоднократно направлялась на учебу на курсы повышения квалификации в МИД РФ, которые успешно заканчивала; имеет дипломатический ранг третьего секретаря, представлена к дипломатическому рангу второго секретаря; неоднократно поощрялась по работе, в том числе и нынешним министром.

26 января 2010 года она сдала государственный квалификационный экзамен

У нее на иждивении двое несовершеннолетних детей, она состоит в разводе.

Ее бывший супруг алименты на содержание детей не уплачивает, поэтому перевод на нижеоплачиваемую работу существенно ухудшает ее материальное положение и отрицательно сказывается на благосостоянии детей, чьи интересы охраняются государством и это положение декларируется в конституции Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, в соответствии с п. 2 ст. 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 года № 79-ФЗ, ее предстоящее увольнение, либо перевод на другую нижестоящую должность являются незаконными.

Согласно п. 5 ст. 75 Трудового кодекса РФ изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации».

Махмудова Л.Д. ДД.ММ.ГГГГ подала дополнительное исковое заявление, в котором просила отменить наложенное на нее министром по национальной политике, делам религий и внешним связям <данные изъяты> приказом № от ДД.ММ.ГГГГ дисциплинарное взыскание в виде замечания.

Махмудова Л.Д. в заявлении в обоснование этого требования сослалась на то, что с октября 2005г. она возглавляет отдел межрегиональных и внешних связей министерства по национальной политике, делам религий и внешним связям <данные изъяты> (ныне преобразовано в министерство по национальной политике, делам религий и внешним связям РД).

Ей ДД.ММ.ГГГГ поступило поручение внести предложение к письму Представительства МИД РФ в Махачкале о повышении квалификации и профессиональной переподготовки сотрудников в Дипломатической Академии МИД России. Поручение было исполнено ею ДД.ММ.ГГГГ, после чего этот документ к ней не вернулся и в общем отделе ей сообщили, что по нему дано поручение бухгалтерии.

В последующем ДД.ММ.ГГГГ у нее на столе оказался исполненный ею ранее ДД.ММ.ГГГГ документ и завизированная ею ДД.ММ.ГГГГ служебная записка, на которой стояла виза министра Б. Бекмурзаева от ДД.ММ.ГГГГ и на ней тем же числом министром записано поручение уже бухгалтерии.

Поскольку после того как документ исполнен, он подшивается в дело, которое хранится в общем отделе министерства, либо передается другому исполнителю, согласно визе министра, она обратилась в общий отдел за разъяснениями, каким образом и для чего данный документ оказался у нее на столе. В общем отделе ей ничего объяснить по этому поводу не смогли и сообщили, что его необходимо передать в бухгалтерию. Тогда она, сделав копию, сразу в тот же день ДД.ММ.ГГГГ вернула документ в общий отдел для передачи исполнителю, т.е. в бухгалтерию.

По каким-то причинам министр Б.Бекмурзаев ДД.ММ.ГГГГ, спустя 3 месяца с момента исполнения ею поручения вдруг решил объявить ей по нему дисциплинарное взыскание - замечание. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № ей было объявлено замечание. Сам приказ фактически был подписан министром ДД.ММ.ГГГГ, а зарегистрирован по его указанию задним числом ДД.ММ.ГГГГ Ознакомили ее с данным приказом ДД.ММ.ГГГГ При этом объяснительную у нее не взяли и служебное расследование не провели. Копию приказа выдать ей на руки отказались.

При ознакомлении в самом приказе ею была сделана запись о несогласии по следующим причинам:

-контроль за прохождением документов министерства, а также подготовка предложений о повышении квалификации сотрудников министерства не входят в ее должностные обязанности и возложены на отдел по общим и кадровым вопросам министерства. В соответствии с п. 18 ее служебного контракта запрещается требовать от гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом государственного гражданского служащего РД.

-Кроме того предложенные Дипломатической Академией МИД России курсы повышения квалификации по одной и той же тематике повторяются в течении года по несколько раз и при желании министра можно направить сотрудников на обучение в любое удобное время, о чем подробно было ею сообщено министру, а также представлено расписание и условия проведения курсов.

Указанные ею факты подтверждают угрозы Бекмурзаева Б.А., неоднократно сделанные в ее адрес о том, что в случае, если она добровольно не согласится на понижение в должности, то он объявит ей дисциплинарное взыскание сначала в виде замечания, затем выговор, а затем уволит за несоответствие. На понижение в должности она не согласилась, в связи с отсутствием на то законных оснований, по этой причине ей было вручено уведомление о предстоящем сокращении в связи с чем, она обратилась в суд с предыдущим иском от ДД.ММ.ГГГГ

Махмудова Л.Д. ДД.ММ.ГГГГ подала дополнительное исковое заявление о восстановлении ее на работе, взыскании заработка за время вынужденного прогула, отмене приказа № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ее к дисциплинарной ответственности, компенсации морального вреда в размере 50000 рублей и возмещении расходов на оплату услуг представителя.

В обоснование указанных требований Махмудова Л.Д. в заявлении сослалась на то, что С октября 2005г. она работала в должности начальника отдела межрегиональных и внешних связей министерства по национальной политике, информации и внешним связям <данные изъяты> (ныне преобразовано в министерство по национальной политике, делам религий и внешним связям <данные изъяты>).

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ она была освобождена от занимаемой должности со ссылкой на п.6 ч. 1 ст.31 Закона <данные изъяты> «О государственной гражданской службе <данные изъяты>» от 12.10.2005г. № 32.

Увольнение считает незаконным по следующим причинам.

Указом Президента РД от ДД.ММ.ГГГГ № Министерство по национальной политике, информации и внешним связям <данные изъяты> преобразовано в Министерство по национальной политике, делам религий и внешним связям <данные изъяты> и ему переданы функции упраздненного Комитета Правительства РД по делам религий. Согласно тому же Указу образован Комитет по печати и массовым коммуникациям <данные изъяты>, которому переданы функции в установленной сфере деятельности преобразованного Министерства по национальной политике, информации и внешним связям <данные изъяты>. При этом функции по внешним связям сохранились за вновь преобразованным Министерством по национальной политике, делам религий и внешним связям <данные изъяты>.

Постановлением Правительства <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № Министерству установлена предельная численность работников аппарата в количестве 48 единиц (ранее, до преобразования численность работников составляла 36 единиц).Согласно структуре, утвержденной тем же Постановлением Правительства <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № вместо отдела межрегиональных и внешних связей в числе других образовано два новых отдела «Отдел межрегионального сотрудничества, по работе с представительствами <адрес> в субъектах Российской Федерации» и «Отдел международных связей, по работе с соотечественниками и представительствами <адрес> за рубежом». Таким образом, сокращение не имело места, поскольку из одного отдела межрегиональных и внешних связей согласно новой структуре образовано два отдела, которые согласно наименованию отделов и положениям об отделах выполняют те же функции, которые ранее выполнял один отдел.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ произведены назначения, в том числе на должности начальников вновь образованных отделов до выдачи ей соответствующего уведомления о предстоящем увольнении и до истечения двух месячного срока со дня уведомления. При этом с уведомлением о предстоящем освобождении от должности ее ознакомили ДД.ММ.ГГГГ- через 4 дня с даты уже произведенных назначений на должности. Само уведомление ей выдали на руки ДД.ММ.ГГГГ

При этом с учетом того, что работодатель ссылается на сокращение необходимо отметить, что им не были соблюдены требования п.1 и 2 ст. 179 ТК РФ и п.7 ст.31 ФЗ О государственной гражданской службе Российской Федерации от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности».

Она имеет 24 года трудового стажа. 11 лет с 1999 года находится на государственной гражданской службе. Имеет три высших образования: педагогическое, экономическое (с отличием), юридическое (с отличием). Имеет дипломатический ранг Третьего секретаря МИД России. Награждена юбилейной медалью «200 лет МИД России». Прошла обучение в Дипломатической Академии МИД России. Не раз стажировалась в соответствующих Департаментах МИД России. В феврале 2010г. сдала квалификационный экзамен, по результатам рекомендована на присвоение очередного классного чина государственный советник <адрес> 2 класса. Неоднократно поощрялась приказами по министерству.

С 2005 года и за весь период работы в Миннаце <данные изъяты> по количеству исполненных документов и поручений возглавляемый ею отдел, а так же она лично всегда были в числе первых, что подтверждается отчетами отдела по общим и кадровым вопросам и отзывами - характеристиками, в том числе подписанными и нынешним министром (копии прилагаются). По результатам работы за период с 11 января по ДД.ММ.ГГГГ возглавляемый ею отдел на первом месте по исполнительской дисциплине министерства, лично она за тот же период явилась второй по счету из 36-ти работников министерства по количеству исполненных документов и подготовленных материалов.

Она одна воспитывает двоих детей сына -15 лет и дочь - 13 лет, алименты не получает, что также согласно ст. 179 ТК РФ необходимо учитывать.

На должность начальника Отдела международных связей, по работе с соотечественниками и представительствами <адрес> за рубежом назначен Гаджиев Р.Г., который ранее занимал должность начальника отдела по взаимодействию с органами государственной власти и местного самоуправления.

Гаджиев Р.Г. имеет соответствующие квалификацию и уровень профессиональной подготовки, большую продолжительность стажа гражданской службы и работы по специальности, а также высокие результаты профессиональной служебной деятельности. Гаджиев Р.Г. имеет на иждивении четырех членов семьи, находящихся на его полном содержании.

На должность начальника отдела межрегионального сотрудничества, по работе с представительствами <адрес> в субъектах Российской Федерации назначен Каймарасов С.Г., который до преобразования министерства занимал должность главного специалиста-эксперта отдела по работе с политическими партиями и общественными объединениями.

Каймарасов С.Г. имеет меньшие, чем у нее, квалификацию, уровень профессионального образования, продолжительность стажа гражданской службы и более низкие результаты профессиональной служебной деятельности. Каймарасов С.Г. не имеет иждивенцев.

В этой связи считает, что согласно действующему трудовому законодательству ей обязаны предоставить должность начальника Отдела межрегионального сотрудничества, по работе с представительствами <адрес> в субъектах Российской Федерации.

Она обращалась к руководству Министерства с письменным заявлением о предоставлении ей должности начальника отдела. Однако ее законные требования не были удовлетворены.

С момента назначения министра на должность с ДД.ММ.ГГГГ им оказывалось на нее сильное морально-психологическое давление, регулярно и грубо нарушались ее права. Министр неоднократно требовал, чтобы она добровольно написала заявление о переводе на нижестоящую должность и предупреждал, что в случае ее несогласия на понижение в должности, он объявит ей дисциплинарное взыскание сначала в виде замечания, затем выговор, а затем уволит за несоответствие.

Своими незаконными действиями министр причинил ей нравственные страдания, в связи с чем резко ухудшилось состояние ее здоровья.

Представитель ответчика Дагиров Д. в возражении на требования Махмудовой Л.Д. сослался на то, что В соответствии с Указом Президента <адрес> от 03.03.2010 года № «О структуре органов исполнительной власти <адрес>» Министерство по национальной политике, информации и внешним связям <адрес> преобразовано в Министерство по национальной политике, делам религий и внешним связям <адрес>, передав ему функции упраздняемого Комитета Правительства <адрес> по делам религий, (далее по тексту Министерство).

В соответствии с п.8 ст.78 Конституции <адрес>, Президент <адрес> наделен правом утверждения структуры республиканских органов исполнительной власти.

Во исполнение Указа Президента <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О структуре органов исполнительной власти <адрес>», по Министерству был издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об уведомлении», в соответствии с которым, все работника аппарата министерства (в том числе и Махмудова Л.Д.) были под роспись уведомлены о возможных изменениях в структуре Министерства, а так же изменения условий, ранее заключенных служебных контрактов.

Постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена структура аппарата Министерства по национальной политике, по делам религии и внешним связям <данные изъяты> Постановления и распоряжения Правительства <адрес>, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в <адрес> (ст.90 Конституции <данные изъяты>).

В возражении также указано, что согласно утвержденных вышеуказанным Постановлением Положения о Министерстве по национальной политике, делам религий и внешним связям <адрес> и структуры Аппарата Министерства, Министерство по

национальной политике, делам религий и внешним связям <адрес>, не является правопреемником бывшего Министерства по национальной политике, информации и внешним связям <адрес> и в утвержденной структуре Министерства по национальной политике, делам религий и внешним связям <адрес> отсутствует должность начальника отдела межрегиональных и внешних связей, на которую претендует истица Махмудова Л.Д.

Уведомлением № ДД.ММ.ГГГГ Махмудова Л.Д. была извещена о сокращении ранее возглавляемого ей отдела в связи с реорганизацией Министерства и ей, с учетом действующего взыскания за нарушение исполнительской дисциплины, была предложена должность консультанта вновь созданного отдела межрегионального сотрудничества, по работе с представительствами <адрес> в субъектах Российской Федерации. От предложенной ей должности она отказалась.

Согласно части 2 ст.29 Закона <адрес> «О государственной гражданской службе <адрес>» «при реорганизации государственного органа или изменении его структуры государственно-служебные отношения с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы в этом государственном органе, могут быть прекращены в случае сокращения должностей гражданской службы».

В соответствии с частью 4 ст. 29 Закона <адрес> «О государственной гражданской службе <адрес>» «в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 31 настоящего Закона».

В соответствии с пунктом 6 части 1 ст. 31 Закона <адрес> «О государственной гражданской службе <адрес>» «отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при не предоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы», является основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы.

Ссылка Махмудовой Л.Д. на то, что ее ознакомили с уведомлением ДД.ММ.ГГГГ, то есть через 4 дня с даты произведенных назначений необоснованна, т.к. приказ №-л от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении» был подписан после того, как Махмудова Л.Д. была ознакомлена с уведомлением, на котором она собственноручно подписалась о не согласии перевода на предложенную ей должность государственной службы.

По истечению двухмесячного срока предусмотренного частью 5 ст. 29 Закона <адрес> «О государственной гражданской службе <адрес>», приказом от ДД.ММ.ГГГГ за №-л Махмудова Л.Д уволена с соблюдением требований ст. 36 Закона <адрес> «О государственной гражданской службе <адрес>».

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ за №-л «О взыскании» Махмудовой Л.Д. за неисполнение поручения Министра от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу прохождения курсов повышения квалификации и профессиональной подготовки в Дипломатической Академии МИД России, неадекватное реагирование на критику и некорректное поведение -объявлено замечание.

Согласно записей в журнале регистрации входящей документации за порядковым номером 364 от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано письмо Представительства МИД РФ в <данные изъяты> за № от ДД.ММ.ГГГГ. Данное письмо с резолюцией Министра от ДД.ММ.ГГГГО года «прошу подготовить предложения», было поручено к исполнению Махмудовой Л.Д.

Аналогичное письмо от 1-го Заместителя Председателя Правительства <данные изъяты> за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, поступило в Министерство ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрировано под номером 421 в вышеуказанном журнале с резолюцией Министра от ДД.ММ.ГГГГ «Отд. взаимод-я. Пр. внести предложения», исполнение которого было поручено отделу, руководимому на тот момент Махмудовой Л.Д.

ДД.ММ.ГГГГ Министру поступает служебная записка начальника отдела МВС (Махмудовой Л.Д.) в которой она рекомендует направить себя на курсы повышения квалификации в Дипакадемию МИД РФ.

Указанная служебная записка в тот же день возвращается с резолюцией Министра, «Пр. продумать» и с записью, что Махмудова Л.Д. уже ранее проходила переподготовку, а так же указание в бухгалтерию о выяснении наличии средств на обучение Со слов главного бухгалтера служебную записку отдела МВС она получила ДД.ММ.ГГГГ, о чем ею была сделана запись в журнале регистрации после получения служебной записки.

Согласно записи в графе 9 регистрационного номера 421, служебная записка от ДД.ММ.ГГГГ поступила в общий отдел ДД.ММ.ГГГГ и в тот же день вручена главному бухгалтеру Байрамовой У.Б.

В результате неисполнения своевременно поручения Министра от ДД.ММ.ГГГГ оказался сорванным вопрос прохождения курсов повышения квалификации и профессиональной подготовки в Дипломатической Академии МИД РФ.

По результатам проведенной проверки Махмудовой Л.Д. объявлено замечание.

В судебном заседании истица Махмудова Л.Д., ее представитель по доверенности адвокат Маматов Р.Я., уточнили исковые требования и просили: восстановить истицу на прежней работе, взыскать в ее пользу заработок за время вынужденного прогула, признать незаконным приказ №л от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ее к дисциплинарной ответственности в виде замечания, компенсировать ей моральный вред в размере 50000 рублей и возместить расходы на оплату услуг представителя в размере 15000 рублей. Основания указанных требований, изложенные в заявлениях, они подтвердили.

Представитель ответчика Дагиров М.Н. исковые требования не признал и просил оставить их без удовлетворения по основаниям, приведенным в возражении на иск.

Выслушав сторон, заключение прокурора, полагавшего, что истица подлежит восстановлению на прежней работе, исследовав доказательства, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

Исходя из предмета и оснований иска, характера правоотношений сторон и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, подлежали доказыванию в суде в качестве юридически значимых обстоятельства о том:

1) уволена ли Махмудова Л.Д.с работы в связи с сокращением занимаемой ею должности;

2) имело ли место сокращение занимаемой Махмудова Л.Д. должности начальника отдела межрегиональных и внешних связей министерства по национальной политике, делам религий и внешним связям <данные изъяты>;

3) если сокращение имело место, соблюдены ли требования ст. 179 ТК РФ о преимущественном праве на оставление на работе, а также требования ч.7 ст. 31 ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», а также ч.7 ст. 29 Закон <адрес> "О государственной гражданской службе <адрес>" преимущественное право на замещение должности гражданской службы при увольнении Махмудова Л.Д. и не обладает ли она преимуществом перед другими лицами на занятие должности начальника отдела по новой структуре министерства;

4) соблюден ли порядок увольнения Махмудова Л.Д. в связи с сокращением занимаемой должности;

5) налагалось ли на Махмудову Л.Д. дисциплинарное взыскание в виде замечания;

6) совершила ли Махмудова Л.Д. виновно дисциплинарный проступок, имелись ли основания для привлечения ее к дисциплинарной ответственности в виде замечания и соблюден ли при этом порядок наложения дисциплинарного взыскания.

Обязанность доказывания в суде юридически значимых обстоятельств возложена: на истицу Махмудову Л.Д., указанных в п.п.1 и 5, а на ответчика министерство по национальной политике, делам религий и внешним связям РД - в п.п.2-4,6.

В судебном заседании сторонам было объявлено о том, какие обстоятельства имеют значение для дела, на ком из сторон лежит бремя их доказывания, и было предложено сторонам представить доказательства относительно юридически значимых обстоятельств.

С учетом характера правоотношений сторон спор должен быть разрешен на основании норм ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», Закона <адрес> "О государственной гражданской службе <адрес>" и Трудового кодекса Российской Федерации.

В п.30. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

При этом необходимо иметь в виду, что исходя из статьи 73 названного Федерального закона Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

В <адрес> вопросы государственной гражданской службы регулируются так и Законом <адрес> "О государственной гражданской службе <адрес>".

Согласно ч.1 ст. 55 Закона <адрес> "О государственной гражданской службе <адрес>" за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии; 4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы; 5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами "а"-"г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 35 настоящего Закона.

В соответствии со ст. 56 названного Закона до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания (часть 1)

Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка (часть 2).

Приказом министра по национальной политике, делам религий и внешним связям <данные изъяты> № за неисполнение поручения Министра от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу прохождения курсов повышения квалификации и профессиональной подготовки в дипломатической Академии МИД России, неадекватное реагирование на критику и некорректное поведение на начальника отдела межрегиональных и внешних связей министерства Махмудову Л.Д. наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания

Как следует из объяснений сторон и представленных ими документов, в министерство по национальной политике, делам религий и внешним связям РД ДД.ММ.ГГГГ поступило письмо из Представительства МИВ РФ в <данные изъяты> за № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что Дипломатическая Академия МИД России предлагает услуги по подготовке кадров, повышения квалификации и профессиональной переподготовки и приглашает на обучение лиц, занятых в сфере внешних связей

Указанное письмо носило рекомендательный характер. Оно ДД.ММ.ГГГГ с резолюцией Министра "Пр. внести предложения" адресовано в отдел межрегиональных и внешних связей. За получение указанного документа расписалась Махмудова Л.Д.

Такое же письмо поступило и ДД.ММ.ГГГГ. Оно с поручением внести предложения также адресовано в тот же отдел. За его получение расписалась зам. начальника отдела межрегиональных и внешних связей Барыкина.

Начальник указанного отдела Махмудова Л.Д. в порядке исполнения поручения Министра ДД.ММ.ГГГГ составила служебную записку и по журналу передала в общий отдел для доклада Министру. В своей служебной записке Махмудова Л.Д. внесла предложение направить себя для прохождения курсов.

На служебной записке Махмудовой Л.Д. Министр ДД.ММ.ГГГГ наложил резолюцию следующего содержания: "Пр. продумать, Махмудова ранее проходила переподготовку работников в Представительстве. Подпись ДД.ММ.ГГГГ" В резолюции не указано, кому оно адресовано.

На этой же служебной записке Министром наложена и вторая резолюция следующего содержания "Бух. Есть ли у нас средства на обучение? Проработать, доложить. Подпись ДД.ММ.ГГГГ"

Из изложенного следует, что Махмудова Л.Д. поручение Министра исполнила ДД.ММ.ГГГГ и в служебной записке внесла Министру свои предложения.

Ответчику надлежало доказать в суде, что повторно после ДД.ММ.ГГГГ Министром по указанному вопросу Махмудовой Л.Д. было дано новое поручение в соответствии со своими приведенными выше резолюциями, но представитель ответчика не представил суду доказательства о том, что после ДД.ММ.ГГГГ указанные документы под расписку в журнале, как это делается в Министерстве, были переданы повторно Махмудовой Л.Д.

В журнале регистрации переданных на исполнение документов за порядковыми номерами № имеются записи о передаче поручений в отдел межрегиональных и внешних связей и имеется отметка об исполнении Махмудовой Л.Д. этих двух одинаковых поручений по одному и тому же вопросу путем составления служебной записки от ДД.ММ.ГГГГ. В журнале сведения о передаче упомянутых документов после ДД.ММ.ГГГГ обратно Махмудовой Л.В. отсутствуют.

В судебном заседании Махмудова Л.В. утверждала, что эти поручения Министра она исполнила ДД.ММ.ГГГГ. Документы со служебной запиской передала, как это предусмотрено в Министерстве, через общий отдел Министру. После этого эти документы ей не передавались, за их повторное получение она не расписывалась. Она ДД.ММ.ГГГГ на своем письменном столе обнаружила указанные документы. Поскольку после того как документ исполнен, он подшивается в дело, которое хранится в общем отделе министерства, либо передается другому исполнителю, согласно визе министра, она обратилась в общий отдел за разъяснениями, каким образом и для чего данный документ оказался у нее на столе. В общем отделе ей ничего объяснить по этому поводу не смогли и сообщили, что его необходимо передать в бухгалтерию. Тогда она, сделав копию, сразу в тот же день ДД.ММ.ГГГГ вернула документ в общий отдел для передачи исполнителю, т.е. в бухгалтерию. После этого через общий отдел документы согласно визе Министра были переданы в бухгалтерию. Министр по этому случаю служебную проверку не провел и, не разобравшись в наличии ее вины, незаслуженно привлек ее к дисциплинарной ответственности.

В связи с указанными обстоятельствами ответчику, как это предусмотрено ч.2 ст. 56 Закона <адрес> "О государственной гражданской службе <адрес>", надлежало перед применением дисциплинарного взыскания провести служебную проверку.

Порядок проведения служебной проверки предусмотрен в ст. 57 Закона <адрес> "О государственной гражданской службе <адрес>".

В силу требований приведенной статьи проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.

При проведении служебной проверки в числе других должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; вина гражданского служащего; причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка.

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:

1) давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;

2) обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку;

3) ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются:

1) факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;

2) предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.

Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.

Служебная проверка в отношении Махмудовой Л.Д. с составлением письменного заключения не проведена и поэтому суд приходит к выводу, что ответчик бесспорными доказательствами не доказал, что истица Махмудова виновно совершила дисциплинарный проступок.

То обстоятельство, что министр решил провести служебную проверку, видно из его резолюции на служебной записке бухгалтерии от ДД.ММ.ГГГГ следующего содержания: "Общ. отд. Выяснить почему не выполн-ся мои поручения. Провести служебное расследование. Подготовить приказ о наказании ответств-х. Подпись. ДД.ММ.ГГГГ"

При наличии такого указания Министра служебная проверка в том порядке, в котором она предусмотрена приведенными выше нормами Закона <адрес> "О государственной гражданской службе <адрес>" с составлением заключения в письменном виде" не проведена. Служебная проверка сведена лишь к составлению акта о том, что Махмудова Л.Д. от дачи объяснения отказалась.

Ответчик указывает, что в результате неисполнения своевременно поручения Министра от ДД.ММ.ГГГГ года оказался сорванным вопрос прохождения курсов повышения квалификации и профессиональной подготовки в Дипломатической Академии МИД РФ.

Вместе с тем в докладной отдела бухгалтерии на имя Министра от ДД.ММ.ГГГГ указано, что "Во исполнение Вашего поручения, рассмотрев возможность оплаты обучения дипломатических курсов, сообщаем, что в бюджете министерства на 2010 год финансовые средства на обучение работников не предусмотрены".

В судебном заседании представитель ответчика подтвердил, что, действительно, в бюджете министерства на 2010 год финансовые средства на обучение работников не предусмотрены

Суд не находит, что по вине Махмудовой Л.Д. оказался сорванным вопрос прохождения курсов повышения квалификации и профессиональной подготовки в Дипломатической Академии МИД РФ, поскольку на указанном в рекомендательном письме сайте Дипломатической Академии имеется график курсов, они проводятся периодически, и, если министерство имело средства на оплату обучения своего работника, то оно не было лишено возможности произвести оплату и направить работника на курсы согласно графику.

Согласно обжалованному приказу основанием для замечания послужило также неадекватное реагирование на критику и некорректное поведение Махмудовой Л.Д.

В обоснование изложенного ответчик представил протокол совещания у Министра от ДД.ММ.ГГГГ, где указано, что Махмудова Л.Д. допускала некорректные выражения, отказалась выполнить поручения министра (не указано какие), что после выступления министра Махмудова Л.Д. на замечания министра по докладу начала грубо пререкаться в оскорбительных выражениях За нетактичное поведение в ходе совещания, а также высказывания по фактам, не относящимся к обсуждаемому вопросу, Махмудова Л.Д. была удалена с совещания.

Указано, что протокол вела Раджабова К., но протокол в представленном ответчиком варианте Раджабовой К. не подписан.

Истица Махмудова Л.Д. представила подписанный Раджабовой К и утвержденный министром Бекмурзаевым Б. протокол совещания у Министра от ДД.ММ.ГГГГ, но в этом варианте протокола про отрицательное поведение начальника отдела Махмудовой Л.Д. и удаление ее ничего не сказано.

Ответчик в состязательном процессе не представил суду подлинник протокола совещания у Министра от ДД.ММ.ГГГГ.

Если указанные действия Махмудовой Л.Д. имели место ДД.ММ.ГГГГ и они образуют дисциплинарный проступок, то мера дисциплинарного воздействия могла быть применена не позднее чем через один месяц со дня его обнаружения (ДД.ММ.ГГГГ), но Махмудова вопреки требованиям ст. 56 ч.4 Закона <адрес> "О государственной гражданской службе <адрес> привлечена к дисциплинарной ответственности ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчик также представил копию протокола совещания у Министра от ДД.ММ.ГГГГ, который также не подписан Раджабовой К., которая вела его. В этом протоколе также указано, что "за некорректное поведение и отказ от выполнения поручений Махмудова Л.Д. была удалена с совещания и было указано, что она и ранее также была удалена с совещания за аналогичное поведение".

В протоколе не указано в чем выразилось некорректное поведение Махмудовой Л.Д. и от выполнения каких поручений она отказалась.

В протоколе имеются противоречивые сведения. Если верить содержанию протокола, то Махмудова Л.Д. была удалена до подведения министром итогов совещания. Вместе с тем, в протоколе указано, что, подводя итоги совещания, министр Бекмурзаев дал поручения сотрудникам. В их числе названа и Махмудова Л.Д. (по трем поручениям из четырех). Получается, что Махмудова Л.Д. была удалена с совещания, но, тем не менее, министр, подводя итоги совещания, дает ей поручения. В конце протокола имеется запись "В заключение совещания Ильясов З.З. и Махмудова Л.Д. заявили, что этот визит никогда не состоится". Из этой записи следует, что все-таки Махмудова Л.Д. не была удалена.

Поскольку указанный протокол не подписан работником, который вел его, и в состязательном процессе ответчиком не представлен подлинник названного протокола, суд не находит этот не подписанный протокол, текст которого набран с использованием компьютера, допустимым доказательством.

Ответчик не представил суду доказательства, из которых можно было бы сделать бесспорный вывод о том, что Махмудов Л.Д. виновно совершила дисциплинарный проступок, а представленные им и приведенные выше доказательства не достаточны для бесспорного вывода о виновности Махмудовой Л.Д.

При изложенных обстоятельствах требование истицы о признании обжалованного приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности подлежит удовлетворению.

Согласно п.1 ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Указом Президента <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № Министерство по национальной политике, информации и внешним связям <данные изъяты> преобразовано в Министерство по национальной политике, делам религий и внешним связям <данные изъяты> и ему переданы функции упраздненного Комитета Правительства <данные изъяты> по делам религий.

Согласно приведенному Указу образован Комитет по печати и массовым коммуникациям <данные изъяты>, которому переданы функции в установленной сфере деятельности преобразованного Министерства по национальной политике, информации и внешним связям <данные изъяты>.

При этом функции по внешним связям сохранились за вновь преобразованным Министерством по национальной политике, делам религий и внешним связям <данные изъяты>.

Министром по национальной политике, по делам религии и внешним связям <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Махмудова Л.Д. уведомлена о том, что в связи с преобразованием Министерства по национальной политике, информации и внешним связям <адрес> в Министерство по национальной политике, делам религий и внешним связям <адрес> (Указ Президента <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №), в. соответствии с Постановлениями Правительства РД № от ДД.ММ.ГГГГ и. № от ДД.ММ.ГГГГ, утверждением новой штатной структуры Министерства (приказ от «31» мая 2010г. №) замещаемая ею должность начальника отдела межрегиональных и внешних связей Министерства по национальной политике, информации и внешним связям <адрес> сокращается.

Махмудовой Л.Д. предложена должность консультанта отдела межрегионального сотрудничества, по работе с представительствами <адрес> в субъектах Российской Федерации Министерства по национальной политике, делам религий и внешним связям <адрес>.

В уведомлении указано, что в случае, если она не согласна исполнять обязанности по предлагаемой должности, служебный контракт с ней будет прекращен, она будете освобождена от замещаемой должности и. уволена с государственной службы по истечении двух месяцев со дня предупреждения о сокращении ее должности в соответствии с п.6 ч.1 ст.33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Приказом министра по национальной политике, делам религий и внешним связям <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-л Махмудова Л.Д. освобождена от занимаемой должности и уволена с государственной гражданской службы <адрес> в соответствии с п.6 ч.1 ст. 31 Закона <адрес> "О государственной гражданской службе <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № по окончании отпуска с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п.6 ч.1 ст. 31 Закона <адрес> "О государственной гражданской службе <адрес>" основанием для прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (часть 4 статьи 29 настоящего Закона);

Статья 29 упомянутого Закона предусматривает:

1. При сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае:

1) предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе;

2) направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

2. При реорганизации государственного органа или изменении его структуры государственно-служебные отношения с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы в этом государственном органе, могут быть прекращены в случае сокращения должностей гражданской службы.

3. При ликвидации государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим могут быть продолжены в случае:

1) предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в государственном органе, которому переданы функции ликвидированного государственного органа, либо в другом государственном органе;

2) направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

4. В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 31 настоящего Закона.

5. При сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим.

6. В течение срока, указанного в части 5 настоящей статьи, в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих в соответствии со статьей 46 настоящего Закона. По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

7. Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

Министерство по национальной политике, информации и внешним связям <данные изъяты> до преобразования имело предельную численность работников аппарата в количестве 36 единиц, что видно из штатного расписания министерства, утвержденного приказом №-од от ДД.ММ.ГГГГ.

После преобразования Министерству по национальной политике, делам религий и внешним связям РД Постановлением Правительства <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № установлена предельная численность работников аппарата в количестве 48 единиц.

Согласно структуре, утвержденной упомянутым Постановлением Правительства <данные изъяты> вместо отдела межрегиональных и внешних связей в числе других образовано два новых отдела:

«Отдел межрегионального сотрудничества, по работе с представительствами <адрес> в субъектах Российской Федерации»;

«Отдел международных связей, по работе с соотечественниками и представительствами <адрес> за рубежом».

Согласно утвержденной Правительством РД структуре приказом министра по национальной политике, делам религий и внешним связям <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ утверждено новое штатное расписание министерства.

Согласно новому штатному расписанию министерство по национальной политике, делам религий и внешним связям РД состоит из 9 отделов, общее количество штатных единиц министерства составляет 48 единиц, в то время по штатному расписанию до преобразования министерство состояло из 8 отделов и общая численность работников составляла 36.

До преобразовании министерство в числе других имело отдел «Межрегиональных и внешних связей». Начальником этого отдела являлась Махмудова Л.Д.

Согласно новому штатному расписанию вместо отдела «Межрегиональных и внешних связей» созданы два отдела:

«Отдел межрегионального сотрудничества, по работе с представительствами <адрес> в субъектах Российской Федерации»;

«Отдел международных связей, по работе с соотечественниками и представительствами <адрес> за рубежом».

Таким образом, в преобразованном министерстве из одного отдела созданы два, передав при этом ранее выполняемые отделом функции по вопросам межрегиональных связей одному отделу, а по вопросам внешних связей- другому. Если ранее работа по этим двум направлениям проводилась одним отделом, состоящим из трех чел., то новые отделы, выполняющие в целом ту же работу, состоят из 8-ми работников (по 4 чел. в каждом отделе).

Вопросы как межрегиональных, так и внешних связей, как были ранее, так и остались после преобразования вопросами данного министерства. Преобразование министерства не повлекло за собой урезание его функций по вопросам межрегиональных и внешних связей. Наоборот, судя по названиям отделов, дополнительно придана значимость вопросам работы с представительствами <адрес> в субъектах Российской Федерации и с соотечественниками и представительствами <адрес> за рубежом.

Преобразование отдела «Межрегиональных и внешних связей» повлекло за собой и соответствующее преобразование наименования должности начальника этого отдела, разделив наименование должности на две новые, именуемые: "начальника отдела межрегионального сотрудничества, по работе с представительствами <адрес> в субъектах Российской Федерации" и "начальника отдела международных связей, по работе с соотечественниками и представительствами <адрес> за рубежом".

При изложенных обстоятельствах имело место не сокращение возглавляемой истицей Махмудовой Л.Д. отдела «Межрегиональных и внешних связей», а также замещаемой ею должности, а преобразование и отдела и должности путем раздела на два самостоятельных отдела с соответствующим увеличением численности работников и с соответствующим изменением наименований должностей руководителей отделов.

Махмудовой Л.Д. должность начальника ни того, ни другого отдела не предложена.

Приказом министра по национальной политике, по делам религии и внешним связям <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ назначены с ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела международных связей, по работе с соотечественниками и представительствами <адрес> за рубежом Гаджиев Р.Г. (он ранее замещал должность начальника отдела по взаимодействию с органами государственной власти и местного самоуправления), а начальником отдела межрегионального сотрудничества, по работе с представительствами <адрес> в субъектах Российской Федерации- Каймарасов С.Г.

После издания указанного приказа в тот же день (ДД.ММ.ГГГГ) Махмудова Л.Д. уведомлена о сокращении замещаемой ею должности начальника межрегиональных и внешних связей и ей предложена нижестоящая должность консультанта отдела межрегионального сотрудничества, по работе с представительствами <адрес> в субъектах Российской Федерации.

В соответствии с требованиями ч.7 ст. 31 ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», а также ч.7 ст. 29 Закон <адрес> "О государственной гражданской службе <адрес>" преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности».

Ответчик не представил суду доказательства о том, почему Махмудовой Л.Д. не могла быть предложена должность начальника одного из этих отделов, и, исходя из каких критерий, к примеру, начальником отдела межрегионального сотрудничества, по работе с представительствами <адрес> в субъектах Российской Федерации назначен Каймарасов С.Г., а Махмудовой Л.Д. предложена должность консультанта этого отдела.

Суд обозрел личное дело Каймарасова С.Г. и установил, что он родился ДД.ММ.ГГГГ, в 2005 году окончил юридический факультет <данные изъяты>, стаж работы с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ работал главным специалистом отдела прогнозирования общественно-политических процессов министерства. Он не женат.

А истица Махмудова Л.Д. имеет 24 года трудового стажа. Имеет три высших образования: педагогическое, экономическое (с отличием), юридическое (с отличием). Она с 1999 года находится на государственной гражданской службе. Имеет дипломатический ранг Третьего секретаря МИД России. Награждена юбилейной медалью «200 лет МИД России». С марта 2005 года замещала должность начальника отдела межрегиональных и внешних связей министерства, имеет классный чин государственного советника <адрес> 3 класса. Прошла обучение в Дипломатической Академии МИД России. Она одна воспитывает двоих несовершеннолетних детей.

Согласно сведениям об исполнительской дисциплине за 2006 год Каймарасов С.Г. исполнил всего 1 документ, а Махмудова Л.Д.-182, а в 2009 году Каймарасов исполнил всего 3 документа, а Махмудова Л.Д.- 176.

Нынешний министр Бекмурзаев Б. в бытность представителем МИД РФ в Махачкале в отзыве-рекомендации о работе в то время Третьего секретаря представительства МИД РФ в Махачкале Махмудовой Л.Д. указывал, что она проявила себя как квалифицированный работник, обладающий аналитическими способностями. Умеет реально оценить обстановку, принимать взвешенные и согласованные решения, нацелена на достижение положительного конечного результата. Махмудова Л.Д. обладает высокой работоспособностью, организованностью и личной ответственностью при выполнении служебных обязанностей, умеет правильно спланировать свою работу, обладает качествами организатора и воспитателя трудового коллектива, строго соблюдает установленный режим, распорядок работы и общие принципы служебного поведения государственных служащих

Таким же образом Махмудова Л.Д. положительно охарактеризована в Представлении бывшего министра Уразаева Э.К. на присвоение ей очередного классного чина "Государственный советник <адрес>" 3 класса.

В отзыве от ДД.ММ.ГГГГ о работе начальника отдела межрегиональных и внешних связей Махмудовой Л.Д. первый заместитель министра З.Ильясов указал, что она за период работе в аппарате Министерства проявила себя как квалифицированный специалист, ответственный и инициативный работник. Обладает качествами организатора. Вверенный ей отдел справляется с возложенными на него задачами.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что Махмудова Л.Д. имела перед Каймарасовым С.Г. преимущественное право на замещение должности начальника отдела, поскольку она имеет более высокую квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы и работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности, одна воспитывает двоих несовершеннолетних детей.

Изложенное свидетельствует, что ответчиком нарушены в отношении истицы Махмудовой Л.Д. требования ч.7 ст. 31 ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», а также ч.7 ст. 29 Закон <адрес> "О государственной гражданской службе <адрес>" о преимущественном праве на замещение должности гражданской службы.

При обстоятельствах, когда Махмудова Л.Д. была лишена возможности занять равнозначную должность в соответствии с новой структурой министерства, предложение ей занять должность консультанта отдела, не является, по мнению суда, выполнением ответчиком приведенных выше требований о необходимости предоставить гражданскому служащему Махмудовой Л.Д. с учетом уровня ее квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы.

Ответчик был обязан предложить Махмудовой Л.Д. равнозначную должность, т.е. должность начальника одного из отделов, созданных на место ранее возглавляемой ею отдела.

Махмудова Л.Д. согласно п.1 приказа Министра от ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске по ДД.ММ.ГГГГ. Однако согласно п.2 этого же приказа она уволена с работы с ДД.ММ.ГГГГ, в то время как у нее отпуск заканчивался ДД.ММ.ГГГГ, и она не могла быть уволена не ранее ДД.ММ.ГГГГ.

В данном случае ответчиком нарушено требование ч.6 ст. 81 ТК РФ, согласно которому не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске.

Согласно ч.1 ст.392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением спора об увольнении в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

В силу требований ст. 394 ТК РФ в случае признания увольнения незаконным работник должен быть восстановлен на прежней работе с выплатой среднего заработка за все время вынужденного прогула.

Махмудова Л.Д. уволена с должности начальника отдела межрегиональных и внешних связей Министерства по национальной политике информации и внешним связям <адрес>.

Поскольку в ч.1 ст.392 ТК РФ прямо указано, что работник подлежит восстановлению на прежней работе, Махмудова Л.Д. подлежит восстановлению именно на прежней работе- на работе в должности начальника отдела межрегиональных и внешних связей.

В пункте 60 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" также разъяснено, что работник, уволенный без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения, подлежит восстановлению на прежней работе.

Далее в приведенном пункте разъяснено, что при невозможности восстановления его на прежней работе вследствие ликвидации организации суд признает увольнение незаконным, обязывает ликвидационную комиссию или орган, принявший решение о ликвидации организации, выплатить ему средний заработок за все время вынужденного прогула. Одновременно суд признает работника уволенным по пункту 1 части первой статьи 81 ТК РФ в связи с ликвидацией организации.

Из приведенного разъяснения следует, что препятствием к восстановлению работника на прежнюю работу является только случай ликвидации организации.

То обстоятельство, что в связи с преобразованием указанного отдела из него образовались два самостоятельных отдела, не является препятствием к восстановлению истицы на прежней работе.

Восстановление работника не на должность, с которой он уволен, а на другую, будет являться вторжением суда в компетенцию работодателя.

Истица Махмудова Л.Д. должна быть восстановлена на должность, с которой она уволена и таким образом восстанавливается положение, существовавшее до увольнения истицы. После восстановления положения, существовавшего до увольнения, работодатель должен устранить изложенные выше нарушения и предоставить Махмудовой Л.Д. возможность занять другую равнозначную прежней должность согласно действующему в настоящее время штатному расписанию министерства с учетом требований ч.7 ст. 31 ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» и ч.7 ст. 29 Закон <адрес> "О государственной гражданской службе <адрес>" о преимущественном праве на замещение должности гражданской службы.

В связи с восстановлением Махмудовой Л.Д. на работе подлежит взысканию в ее пользу средний заработок за время вынужденного прогула.

За период с августа 2009 года по июль 2010 года (12 мес.) Махмудова получила заработок в сумме 455129 руб.94 коп. Средний заработок за 1 мес. составил 37927 руб.50к. За период вынужденного прогула с 13 августа по ДД.ММ.ГГГГ (1 мес. и 22 дня) следует взыскать заработок в размере 65740 руб.

В соответствии с ч.9 ст. 394 ТК РФ в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.

В силу требований ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Одним из обязательных условий денежной компенсации морального вреда является вина работодателя в нарушении трудовых прав работника.

Виновными действиями ответчика нарушены трудовые права Махмудовой Л.Д. Ею перенесены нравственные страдания (моральный вред), которые возникли из-за невозможности выполнять прежнюю трудовую функцию, невозможности продолжать активную трудовую деятельность из-за потери работы.

Суд с учетом требований закона о разумности и справедливости размер морального вреда определяет в сумме 10 000 рублей и находит требование о компенсации морального вреда в остальной части подлежащим оставлению без удовлетворения.

В соответствии со ст. 100 ч.1 ГПК РФ в пользу истицы подлежат возмещению и ее расходы на оплату услуг представителя, которые согласно квитанции 0000497 составляют 15 тыс. рублей

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Махмудова Л.Д. восстановить с ДД.ММ.ГГГГ на работе в должности начальника отдела межрегиональных и внешних связей министерства по национальной политике, делам религий и внешним связям <адрес>.

Взыскать с министерства по национальной политике, делам религий и внешним связям <адрес> в пользу Махмудова Л.Д. заработок за время вынужденного прогула в размере 65740 руб.

Взыскать с министерства по национальной политике, делам религий и внешним связям <адрес> в пользу Махмудова Л.Д. для компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей.

Махмудова Л.Д. в иске о компенсации морального вреда в остальной части отказать.

Приказ министра по национальной политике, делам религий и внешним связям <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об объявлении замечания Махмудова Л.Д. признать незаконным.

Взыскать с министерства по национальной политике, делам религий и внешним связям <адрес> в пользу Махмудова Л.Д. для компенсации расходов по оплате услуг представителя в размере 15 тыс. рублей.

Решение в части восстановления Махмудова Л.Д. на работе подлежит немедленному исполнению.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме.

Судья М. Адзиев

-32300: transport error - HTTP status code was not 200