О взыскании компенсационных средств



Дело № 2-1426/10

РЕШЕНИЕ

Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6 сентября 2010 г. г. Махачкала

Федеральный суд Советского района г. Махачкала в составе:

председательствующего судьи Гусейнова Г.Я.,
при секретаре Джамалдиновой Р.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Магомедовой А.Д. к Правительству Российской Федерации и Правительству Республики Дагестан о взыскании компенсационных средств в размере 8561700 рублей,

Установил:

Магомедова А.Д. обратилась в суд с иском к Правительству Республики Дагестан о взыскании компенсационной выплаты за оставленное домовладение в результате переселения из зоны затопления Ирганайской ГЭС, сославшись в его обоснование на то, что она с покойным мужем Магомедовым Г.М. имели домовладение в местности <адрес>, которое попало под зону затопления в связи со строительством Ирганайской ГЭС. Им пришлось переехать на новое место жительства, они были включены в списки граждан, переселяемых из зоны затопления на новое место жительства. Как разъяснили им работники администрации района, всем переселенцам компенсировалась стоимость всего имущества, включая сады, зеленые насаждения, хозяйственные постройки, то есть все, что они теряли в связи с вынужденным переселением. В течение нескольких лет некоторые односельчане получили компенсационные средства в размере и в порядке, определенном Положением о порядке и условиях выплаты компенсационных средств населению <адрес>, переселяемому на новое место жительства в связи с затоплением Ирганайского водохранилища, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 30 июня 2003 г. № 159. Она и её семья ждали своих компенсационных средств в соответствии с этим же порядком. За это время они своими силами и средствами возвели новый жилой дом. Однако им была уплачена лишь сумма в размере 3000 рублей ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что выплата компенсационных средств переселенцам должно было обеспечить Правительство Республики Дагестан. Основанием для этого является первоначальное распоряжение Совета Министров ДАССР от ДД.ММ.ГГГГ №, а также постановление Правительства Республики Дагестан от 30.06.2003 г. № 159. Изданием этих нормативных актов Правительство Республики Дагестан приняло на себя обязательство по возмещению затрат людям, которые были вынуждены переселится на новое место жительства в угоду интересам государства. Эти обязательства Правительство Республики Дагестан на сегодняшний день перед ней и ее семьей не выполнило. Она письменно обратилась в адрес ответчика с просьбой обеспечить выплату причитающихся ей компенсационных выплат, но ответа не получила.

В ходе судебных разбирательств истца представила в суд дополнительное заявление, в котором увеличила размер исковых требования и просит взыскать с ответчика 8 561700 рублей, мотивировав тем, что на момент затопления принадлежащего им домовладения, произошедшего в ДД.ММ.ГГГГ, в этом доме проживали все их дети вместе со своими семьями, при выплате компенсации норма возмещения должна быть рассчитана с учетом прироста семьи, с учетом их внуков. В списки переселенцев они включены с учетом прироста, количество лиц, проживавших в их доме, составляло 21 человек.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в связи с характером спорного правоотношения в качестве соответчика по настоящему делу привлечено Правительство Российской Федерации

В судебном заседании представитель истца Алигаджиева Х.Ш., выступающая на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ №, иск поддержала и просила его удовлетворить, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснив, что предъявленные к взысканию компенсационные средства в размере 8561700 рублей рассчитаны исходя прироста семьи истицы, которые на момент затопления проживали в принадлежащем Магомедовой А.Д. и ее покойному мужу доме в <адрес> и обусловлено фактом их совместного проживания в одном доме и включением их всех в списки, которые является основанием в соответствии с п. 2 Положения для выплаты компенсационных средств за оставленные в зоне затопления водохранилища Ирганайской ГЭС жилые дома, хозяйственные постройки и многолетние насаждения. После переселения из зоны затопления и затопления домовладения Магомедовой А.Д., имевшее место в 2007 году, ее доверитель обратилась в декабре 2008 года в Государственное учреждение «Отдел Правительства <адрес> по подготовке зон водохранилищ гидроэлектростанций» с заявлением о выплате компенсационных средств на основании представленных <адрес> списков, однако заявление было оставлено без ответа. После этого Магомедова А.М. в феврале 2009 года обратилась в суд с исковым заявлением, поэтому доводы ответчика о том, что истицей пропущен срок исковой давности считает безосновательными и надуманными. В результате бездействия уполномоченного органа Правительства <адрес>, обязанного осуществлять выплаты компенсационных средств, истица и члены ее семьи остались без положенной им компенсационной выплаты, которое Правительство Республики обязано осуществить переселенцам в установленном им же порядке, взамен оставленных домовладений, затопленных под Ирганайское водохранилище, поскольку полученные из федерального бюджета и предусмотренные в республиканском бюджете на выплату компенсационных выплат средства распределялись Правительством Республики и были выделены на эти цели своему же учреждению, за которое Правительство Республики несет ответственность, поэтому просит взыскать компенсационные средства с Правительства <адрес> как с надлежащего ответчика.

Представитель ответчика Правительства Республики Усманов М.У., выступающий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск не признал, пояснив, что финансирование строительства Ирганайской ГЭС и выплаты компенсационных средств лицам, переселенным из зоны затопления, осуществлялось из капитальных вложений, предусмотренных в федеральном бюджете, поэтому Правительство Республики не является надлежащим ответчиком. Считает, что истцом пропущен предусмотренный законом срок исковой давности, который он просит применить и отказать в удовлетворении иска.

Представитель ответчика Правительства Российской Федерации в суд не явился, хотя о времени и месте рассмотрения дела Правительство Российской Федерации извещено надлежащим образом, что подтверждается телеграммой с уведомлением.

Судом в соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя Правительства Российской Федерации.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о порядке выплаты компенсационных средств населению <адрес>, переселяемому на новое место жительство в связи с затоплением Ирганайского водохранилища, которым установлены условия и порядок выплаты компенсационных средств населению <адрес>, переселяемому на новое место жительства в связи с затоплением Ирганайского водохранилища.

Пунктом 2 данного Положения предусмотрено, что выплаты компенсационных средств за оставляемые жилые дома, многолетние насаждения и на строительство или приобретение жилья, восстановление многолетних насаждений, производится только на основании списка граждан, переселяемых из зоны затопления в переселенческие поселки и определенных в соответствии со ст.137 Жилищного кодекса по состоянию на 5 марта 1977 года (дата принятия распоряжения Совета Министров ДАССР от 5 марта 1977 г. № 78-р).

В соответствии с пунктами 3, 4, 5 и 14 указанного Положения составление и утверждение списка граждан, переселяемых из зоны затопления, возложены на <адрес> с последующей передачей этих списков после утверждения в установленном порядке в Отдел Правительства Республики Дагестан по подготовке зон водохранилищ гидроэлектростанций, который был уполномочен принимать решения по выплате гражданам компенсационных средств за оставляемые ими жилые дома, и выплачивать их путем перечисления на лицевые счета граждан, открываемые ими в банковских учреждениях.

В судебном заседании установлено, что истице и ее покойному мужу принадлежало на праве общей совместной собственности домовладение в <адрес>, что подтверждается архивной справкой Администрации МО «Унцукульский район» от ДД.ММ.ГГГГ №-А, из которой видно, что согласно похозяйственной книге № Унцукульского с/совета <адрес> за ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ. по лицевому счету №, значится хозяйство Магомедова Г.М. и состав семьи, состоящий из 6 человек, а также справкой МО «Селение Унцукуль» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой Магомедов Г.М. с семьей имел домовладение в местности «Хинтлимита» <адрес> администрации, которое подпадает в зону затопления водохранилища Ирганайской ГЭС.

Из утвержденного <адрес> списка переселенцев <адрес> сельской администрации, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на основании «Ведомостей строений, сооружений, принадлежащих <адрес> расположенных в зоне водохранилища Ирганайской ГЭС (ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ год) и протокола исполкома <адрес> н/д от ДД.ММ.ГГГГ №, которым утвержден «Список граждан, проживающих в <адрес> за ДД.ММ.ГГГГ», обновленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, видно, что Магомедов Г.М. и его четверо детей были включены в списки переселенцев из зоны Ирганайской ГЭС, и этот список представлен в Отдел Правительства Республики Дагестан по подготовке зон водохранилищ гидроэлектростанций.

Указанное обстоятельство подтверждается и представленными в суд справками Муниципального образования селение Унцукуль от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, из которых усматривается, что в списках переселенцев с ДД.ММ.ГГГГ обновленных по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ числятся переселенцы: под № № Магомедова А.Д., Магомедова А.Г., Магомедова П.Г., Магомедов М.Г. и Магомедова З.Г..

Включение Магомедова Г.М. и членов его семьи в списки граждан, переселяемых из зоны затопления, и представление их в Отдел Правительства Республики Дагестан по подготовке зон водохранилищ гидроэлектростанций для выплаты компенсационных средств, также подтверждается справкой Отдела по подготовке зон водохранилищ гидроэлектростанций от ДД.ММ.ГГГГ №, из которой следует, что согласно списка 2000 года переселенцев по населенным пунктам зоны затопления Ирганайской ГЭС по оплате компенсаций за затапливаемые и сносимые жилые дома, находящиеся в личной собственности граждан в местности «<адрес> за подписью Председателя Госкомархстроя РД Далгатова Д., Магомедовым Г.М. получена сумма 3665 рублей, что также свидетельствует о признании за Магомедовым Г.М. и членами его семьи права на получение компенсационных средств.

В связи с отводом земель в <адрес> под водохранилище Ирганайской ГЭС, в том числе земель населенных пунктов <адрес>, и подготовкой зоны затопления водохранилища, истица вместе с членами своей семьи была переселена в <адрес> с оставлением принадлежащего ей и ее покойному мужу домовладения в сел. Хинтлимита этого же района, что ответчиком не оспаривается.

Как видно из технического паспорта, составленного Дочерним унитарным предприятием «Техинвентаризация» по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и справки Администрации сел. Унцукуль от ДД.ММ.ГГГГ Магомедову Г.М. в <адрес> принадлежит целый жилой дом, площадью 212 кв.м.

Данный дом возведен после переселения истицы и членов ее семьи в <адрес> хозяйственным способом собственными силами и за свой счет.

Материалами дела установлено что, несмотря на получение утвержденных в установленном порядке <адрес> списка переселенных из зоны затопления граждан Правительством Республики в лице его Отдела по подготовке зон водохранилищ гидроэлектростанции неправомерно не выплачены причитающиеся истице компенсационные средства в полном объеме за построенный хозяйственным способом своими силами и за свой счет жилой дом, и положенные по закону денежные средства истицей не получены.

В соответствии с п. 27 Положения о порядке выплаты компенсационных средств населению <адрес>, переселяемому на новое место жительства в связи с затоплением Ирганайского водохранилища, утвержденного постановлением Правительства <адрес> от 30.06 2003 г. № 159, в редакции постановления Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ №, за жилые дома, ранее возведенные хозяйственным способом собственными силами граждан и за счет собственных средств граждан, компенсационные средства выплачиваются исходя из средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади по <адрес> на момент выдачи средств и социальной нормы общей площади жилья по составу семьи, на основании правоустанавливающих документов на жилые дома. Размер выделяемых средств определяется без учета плановых накоплений и накладных расходов.

Согласно п.10 Положения социальная норма общей жилой площади, устанавливается в соответствии со ст.3 Закона Республики Дагестан от 26.11.2006 № 4 «О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и порядка его предоставления данным категориям граждан» в следующих размерах: на одиноко проживающих граждан -33 кв.м.; на семью из двух человек- 42 кв.м.; на семью из трех человек и более по – 18 кв.м. на каждого члена семьи.

Согласно справке МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в списке переселенцев составленных в 2009 г. числится Магомедова А.Д. и четверо ее детей.

Приказом Министерства регионального развития РФ от 30 июня 2010 №313 стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья за третий квартал 2010 года по Республике Дагестан установлена в сумме 22750 рублей.

Учитывая изложенное и, исходя из того, что на момент переселения в оставленном под затопление доме проживала семья истицы, состоящая из нее самой и ее четверых детей, суд с зачетом ранее выплаченных денежных средств в сумме 3665 определяет подлежащие выплате компенсационные средства в размере 2043 835 рублей согласно следующего расчета: 5 х 18 кв.м.=90 х 22750 = 2047500 – 3665 = 2043 835.

Доводы представителя ответчика о том, что Правительство Республики Дагестан не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку финансирование строительства Ирганайской ГЭС и выплаты компенсационных средств лицам, переселенным из зоны затопления, осуществлялось за счет средств федерального бюджета и эти средства перечислялись на счет Государственного учреждения « Отдел Правительства Республики по подготовке зон водохранилищ гидроэлектростанций», которое самостоятельно распоряжалось ими, несостоятельны.

В соответствии с п.7 Положения о порядке выплаты компенсационных средств населению <адрес>, переселяемому на новое место жительства в связи с затоплением Ирганайского водохранилища, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 20.06.2003 г. № 159, финансирование расходов, связанных в выплатой компенсационных средств, осуществляется за счет средств, ежегодно предусматриваемых на указанные цели в федеральном, республиканском РД бюджетах и бюджете ОАО «РАО «ЕЭС России».

Из исследованных Титульных списков стройки за 2003-2005 г.г. видно, что осуществлялось смешанное финансирование строительства жилых домов переселенцам и других социально-бытовых объектов в переселенческих населенных пунктах за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Дагестан и средств ОАО «РАО «ЕЭС.еспублики Да

Из распоряжений Правительства Республики Дагестан от 12.03.2004 г. № 57-р, от 14.04.2005 г. № 43-р, от 17.03.2006 г. № 55-р и от 16.03.2007 г. видно, что средства, поступающие из федерального бюджета на финансирование строительства объектов Федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год зачислялись на счет республиканского бюджета Республики Дагестан и распределялись Правительством Республики Дагестан среди заказчиков –застройщиков, определенных им же.

Так из приложенного к распоряжению Правительства Дагестан от 16.03.2007 г. № 42-р списка заказчиков-застройщиков и объектов, строящихся на территории Республики Дагестан в соответствии с перечнем строек и объектов для федеральных государственных нужд на 2007 год видно, что Правительством Республики Дагестан для обеспечения семей, подлежащих переселению из зоны затопления Ирганайской ГЭС предоставлены ГУ «Отдел Правительства Республики Дагестан по подготовке зон водохранилищ гидроэлектростанций» средства в сумме 67071,97 тысячи рублей.

Отдел является органом Правительства РД по организации мероприятий по подготовке зон водохранилищ строящихся гидроэлектростанций на территории Республики Дагестан согласно постановлению Правительства Республики Дагестан от 27.02.2001 г. № 52 «Вопросы Отдела Правительства Республики Дагестан по подготовке зон водохранилищ».

В силу п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

Согласно п. 1 ст. 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.

Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.

Исходя из того, что государственное учреждение «Отдел Правительства Республики по подготовке зон водохранилищ гидроэлектростанций» не выплатило истцу компенсационные средства, субсидиарную ответственность несет учредитель и собственник данного учреждения – Правительство Республики Дагестан.

По обязательствам, которые возникли между жителями населенных пунктов <адрес> РД переселяемых на новое место жительства, в связи с затоплением Ирганайского водохранилища, главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых для выплаты компенсаций за оставленное в зоне затопления жилье, является Правительство Республики Дагестан, поэтому Правительство Республики Дагестан, суд признает надлежащим ответчиком, с которого подлежит взысканию компенсационная выплата.

Нельзя признать обоснованным и довод представителя ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, поскольку в соответствии с ч.2 ст.200 ГК РФ по обязательствам, срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования, течение срока исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требования об исполнении обязательства, а если должнику представляется льготный срок для исполнения такого требования, исчисление исковой давности начинается по окончании указанного срока.

В соответствии со ст.309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

Соответствующее обязательство Правительства Республики Дагестан может быть прекращено только путем его исполнения надлежащему лицу.

Согласно подп.19 п.1 ст.336.36 НК РФ, в редакции Федерального закона от 27.12.2009 г. № 374-ФЗ, ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины. Истец не освобожден от уплаты государственной, поэтому в соответствии со ст.ст.98 и 103 ГПК РФ с него подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально той части искового требования, в удовлетворении которой ему отказано.

По изложенным основаниям и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Решил:

Взыскать с Правительства Республики Дагестан за счет казны Республики Дагестан в пользу Магомедовой А.Д. денежную компенсацию за ранее возведенный собственными силами и за свой счет жилой дом в сумме 2043 835 рублей (два миллиона сорок три тысячи восемьсот тридцать пять) рублей.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с Магомедовой А.Д. в доход государства государственную пошлину пропорционально той части исковых требований, в удовлетворении которых ей отказано, в сумме в сумме 40 789 (сорок тысячи семьсот восемьдесят девять) рублей 33 копейки.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Дагестан в течение 10 дней со дня составления в окончательной формулировке.

Председательствующий

Решение в окончательной формулировке составлено 10 сентября 2010 г.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200