О признании незаконным бездействия Администрации ГУ `Дагестанавтодор`



РЕШЕНИЕ

Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4 августа 2010 г. г. Махачкала

Федеральный суд Советского района г. Махачкала в составе:

председательствующего судьи Гусейнова Г.Я.,

с участием помощника прокурора <адрес> Абакарова А.А.,

при секретаре Джамалдиновой Р.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Правительства Республики и Администрации государственного учреждения «Управление автомобильных дорог Республики Дагестан» (далее ГУ «Дагестанавтодор»), выразившиеся в неудовлетворительном содержании автомобильной дороги «Хасавюрт-Адильотар – Сулевкент», и возложении обязанности провести строительно-дорожные работы по реконструкции и ремонту в течение ДД.ММ.ГГГГ этой дороги и приведению в соответствие с установленными правилами, стандартами и техническими нормами,

Установил:

Прокурор <адрес> обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с иском о признании бездействия Администрации ГУ «Дагестанавтодор» незаконным и возложении обязанности устранить выявленные нарушения по содержанию автодороги «Хасавюрт – Адильотар» и провести работы по приведению указанной автодороги в соответствие с установленными правилами, стандартами и техническими нормами, указав, что проведенной проверкой автомобильной дороги «Хасавюрт-Адильотар», протяженностью 33,4 км., установлено, что на многих участках отсутствуют дорожный знаки, практически на всей протяженности данного участка дороги большое количество ям, выбоин и иных разрушений дорожного покрытия, что требует незамедлительной реконструкции и ремонта. В государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенный между ГУ «Дагестанавтодор» и ОАО «Хасавюртовское ДЕП -37» и приложении к нему не включена как объект ремонта и реконструкции на 2010 г. автомобильная дорога «Хасавюрт-Адильотар», указано, что данная дорога соответствует требуемому уровню эксплуатации. Статьей12 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных обмеров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих исполнительных органов. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам, возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Однако в нарушение указанных норм закона администрация ГУ «Дагестанавтодор» по настоящее время не достаточной мере обеспечивает ремонт и содержание находящихся на балансе учреждения автомобильных дорог общего пользования в границах района и в частности автомобильной дороги «Хасавюрт-Адильотар», не принимаются меры к обеспечению безопасности дорожного движения. Указанные нарушения способствуют не только совершению дорожно-транспортных происшествий, но и причинению материального ущерба участникам дорожного движения из-за неудовлетворительного состояния данной дороги.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ в связи с характером спорного правоотношения судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Правительство Республики Дагестан.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Исаев Э.Б. уточнил исковые требования и просил признать незаконным бездействие Правительства <адрес> и Администрации ГУ «Дагестанавтодор», выразившиеся в неудовлетворительном содержании автомобильной дороги «Хасавюрт-Адильотар- Сулевкент», и возложении обязанности провести дорожно-строительные работы по реконструкции и ремонту в течение 2010 года этой автодороги и приведению этой автомобильной дороги в соответствие с установленными правилами, стандартами и техническими нормами, пояснив, что данная автомобильная автодорога находится на балансе государственного учреждения «Дагестанавтодор», на это учреждение непосредственно возложена обязанность по содержанию дороги, но никаких работ по поддержанию данной дороги в состоянии, отвечающим элементарным требованиям, не проводится в течение длительного времени, в настоящее время данная автодорога не пригодна к эксплуатации, что существенно нарушает права и интересы граждан, проживающих в населенных пунктах, расположенных вдоль этой дороги, что способствует аварийно-опасным ситуациям на дорогах, что в свою очередь создает угрозу жизни и здоровья населения. В ходе проверки состояния автомобильной дороги «Хасавюрт-Адильотар-Сулевкент», проведенной работниками прокуратуры совместно с сотрудниками ОГИБДД и специалистами ОАО «Хасавюртовское ДЭП-37» установлено, что дорожное покрытие по всей протяженности автодороги не соответствует требованиям законодательства о безопасности дорожного движения, дорожное покрытие на отдельных участках вообще отсутствует, имеются многочисленные ямы, выбоины и просадки, что затрудняет движение транспортных средств или делает невозможным движение автомобильным транспортом, на многих опасных участках дороги отсутствуют дорожные знаки. Указанные нарушения подтверждаются актом проверки соответствия участка автомобильной дороги «Хасавюрт - Адильотар» установленным правилам, стандартам и техническим нормам от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с <данные изъяты> «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

Представитель Правительства Республики Дагестан Усманов М.Ч., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск не признал, пояснив, требования необоснованны и подлежат отклонению, поскольку Правительством Республики Дагестан ежегодно выделяются достаточные средства на содержание и ремонт автомобильных дорог республиканского и межмуниципального значения. Автомобильная дорога «Хасавюрт – Адильотар – Сулевкент» к дорогам республиканского значения не отнесена в связи, с чем Правительство Республики не может нести ответственность по содержанию этой дороги.

В представленном в суд письменном возражении и в судебном заседании представитель Государственного учреждения «Управление автомобильных дорог Республики Дагестан» Аслалиев Н.М., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск не признал, пояснив, что автомобильная дорога «Хасавюрт – Адильотар – Сулевкент» находится на балансе их учреждения, в настоящее покрытие данной дороги сильно изношено и нуждается в ремонте. Сметная стоимость капитального ремонта этой дороги, согласно нормативам затрат, составляет порядка 420 млн. рублей, в то время как общий годовой объем финансирования мероприятий по государственной поддержке мероприятий дорожного хозяйства республики в рамках республиканского бюджета составляет порядка 1089 млн. рублей. Для ремонта этой дороги необходимо 40 процентов годового объема финансирования всей дорожной отрасли. Недоремонт и многократные нарушения сроков на автомобильных дорогах в республике это неоспоримый факт, но ситуация эта не имеет никакого отношения к работе дорожных служб, а находится в компетенции органов формирующих бюджет республики. В сложившейся обстановке остается только поддерживать состояние дороги, приближая ее к минимальным требованиям по техническому состоянию, в рамках имеющихся лимитов затрат на содержание дороги в пределах 700-800 тыс. рублей в год, путем заделки выбоин и производство локального ямочного ремонта. Ими был заключен контракт с ОАО «Хасавюртовское ДЭП-37» ДД.ММ.ГГГГ на содержание местных дорог в границах <адрес>, куда была включена и автомобильная дорога «Хасавюрт – Адильотар-Сулевкент». По оздоровлению финансовой обстановки данная автодорога будет включена в планы работ на 2011-2015 годы, как предусмотрено программой развития территориальных дорог общего пользования, утвержденной законом Республики Дагестан.

Заслушав прокурора, объяснения представителей ответчиков и исследовав письменные доказательства, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.5 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения; регионального и межмуниципального значения, местного значения и частные автомобильные дороги.

Частью 8 ст.5 данного закона предусмотрено, что критерии отнесения дорог автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Частью 10 этой статьи установлено автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального и межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог.

Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в соответствии с ч. 8 ст.5 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 84 Конституции Республики Дагестан постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Дагестан является Правительство Республики Дагестан.

В соответствии с показателями определения автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Дагестан, утвержденными постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ №, в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ №, к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Республики Дагестан относятся:

соединяющие административный центр Республики Дагестан г. Махачкалу с административными центрами муниципальных образований;

соединяющие административные центры муниципальных образований с дорогами федерального значения;

соединяющие дороги регионального значения с дорогами федерального значения, а также соединяющие между собой дороги регионального значения;

соединяющие между собой административные центры муниципальных образований Республики Дагестан с административными центрами муниципальных образований соседних субъектов Российской Федерации и сопредельных государств в границах Республики Дагестан;

являющиеся подъездами от автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения к аэропортам, железнодорожным станциям, городам, административным центрам муниципальных образований, другим важным объектам.

Пунктом 2 предусмотрено, что к автомобильным дорогам общего пользования межмуниципального значения Республики Дагестан относятся автомобильные дороги, проходящие по территориям двух и более муниципальных образований.

В соответствии с п.1 Порядка утверждения перечней автомобильных дорог, относящихся к собственности Республики Дагестан, утвержденных этим же постановлением Правительства Республики Дагестан перечни автомобильных дорог, относящихся к собственности Республики Дагестан, разрабатываются государственным учреждением «Управление автомобильных дорог Республики Дагестан» и утверждается постановлением Правительства Республики Дагестан.

В соответствии с ч.5 ст.6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Из утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 5 октября 2007 г. № 279, в редакции постановления Правительства РД от 24.04.2009 г. № 111, перечня автомобильных дорог республиканского и межмуниципального значения Республики Дагестан видно, что автомобильная дорога «Хасавюрт-Адильотар-Сулевкент» в данный перечень не включена и в нем не значится.

Частью 10 ст.6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что к собственности муниципального района относятся автомобильные общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений и частных автомобильных дорог.

Из административной карты Хасавюртовского района видно, что автомобильная дорога «Хасабюрт-Адильотар-Сулевкент» находится в границах Хасавюртовского района и, следовательно, является автомобильной дорогой общего пользования местного значения этого муниципального района

Согласно п.5 ч.1 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в редакции Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.

Пунктом 6 ст.13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно п.6 ст.3 Федерального закона ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», для целей этого закона используется понятие « дорожная деятельность», под которым понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии с ч.1 ст. 34 указанного закона дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования.

Учитывая названные правовые нормы и установленные обстоятельства, суд не находит оснований для удовлетворения требования в части признания незаконным бездействия Правительства Республики и Администрации государственного учреждения «Управление автомобильных дорог Республики Дагестан», выразившиеся в неудовлетворительном содержании автомобильной дороги «Хасавюрт-Адильотар-Сулевкент».

В то же время суд считает, что требование в части возложения обязанности на Правительство Республики Дагестан и ГУ «Дагестанавтодор» по реконструкции и проведению в 2010 ремонтных работ автомобильной дороги «Хасавюрт-Адильотар-Сулевкент» подлежит удовлетворению.

Согласно ст.210 ГК РФ бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Законом Республики Дагестан от 1 февраля 2010 № 4 утверждена Республиканская целевая программа « Развитие территориальных автомобильных дорог общего пользования Республики Дагестан на период 2010-2015 годов и до 2020 года».

Согласно паспорта данной программы функции государственного заказчика возложены на Правительство Республики Дагестан, исполнителем программы утверждено ГУ «Дагестанавтодор», источником финансирования программы определены средства федерального и республиканского бюджетов

Положениями раздела 5 Республиканской целевой программы «Развитие территориальных автомобильных дорог общего пользования Республики Дагестан на период ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ. и до ДД.ММ.ГГГГ», утвержденной указанным законом предусмотрено, в частности, строительство и реконструкция автодорог, обеспечивающих связь сельских населенных пунктов с дорогами республиканского и межмуниципального значения.

Пунктом 22 Приложения 4 «Перечень объектов строительства и реконструкции дорог общего пользования в сельской местности, обеспечивающих связь сельских населенных пунктов с дорогами общего пользования республиканского и межмуниципального значения, на период ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ по <адрес>» к указанной республиканской целевой программе, на ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено строительство и реконструкция автодороги «Хасавюрт –Адильотар-Сулевкент» км 9 – км 30», протяженностью 6 км, на общую сумму 36 млн. рублей.

В соответствии со ст. 4 Конституции Республики Дагестан Правительство Республики Дагестан в пределах своих полномочий обеспечивает, в том числе исполнение законов Республики Дагестан.

Согласно ст.12 Устава Государственного учреждения «Управление автомобильных дорог Республики Дагестан», утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ №, на это учреждение возложены, в частности функции по реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог Республики Дагестан, разработки и реализации целевых программ в области содержания, ремонта, строительству и реконструкции автомобильных дорог Республики Дагестан, осуществления финансирования работ по проектированию, строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог и сооружений на них и обеспечению соответствия состояния сети автомобильных дорог Республики Дагестан действующим стандартам и техническим условиям.

Допустимых доказательств, подтверждающих выполнение строительно-дорожных работ по реконструкции и ремонту автомобильной дороги «Хасавюрт-Адильотар-Сулевкент» в 2010 году, ответчиками в суд не представлено и судом не исследованы.

При таких обстоятельствах, суд находит возможным удовлетворить требование в части возложения обязанности выполнить дорожно-строительные работы по реконструкции и ремонту в течение ДД.ММ.ГГГГ автомобильной дороги «Хасавюрт-Адильотар-Сулевкент».

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Решил:

Иск прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Обязать Правительство Республики Дагестан и Государственное учреждение «Управление автомобильных дорог Республики Дагестан» выполнить в 2010 году строительно-дорожные работы по реконструкции и ремонту автомобильной дороги ««Хасавюрт-Адильотар-Сулевкент», протяженностью 6 км, в соответствии с требованиями технических регламентов.

Расходы по государственной пошлине отнести на федеральный бюджет.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение 10 дней со дня составления в окончательной формулировке.

Председательствующий

Решение в окончательной формулировке составлено ДД.ММ.ГГГГ

-32300: transport error - HTTP status code was not 200