о взыскании морального вреда



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06.12.2010 года гор. Махачкала

Федеральный суд Советского района гор. Махачкалы в составе председательствующего судьи Дарбишухумаева З.А., с участием представителя истца Магомедова М.А. (по доверенности) Джафарова ФИО7, представителя ответчика Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по РД Насибуллиной В.Ш., при секретаре Фейзулаевой З.Ш., рассмотрев в открытом судебном заседа­нии гражданское дело по иску Магомедова М.А. к Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности и незаконным применением меры пресечения,

установил:

Постановлением следователя СЧ СУ при МВД РД от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Магомедова Магомеда Ахмедовича возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 222 УК РФ.

ДД.ММ.ГГГГ Магомедов М.А. задержан в порядке ст.ст. 91 и 92 УПК РФ по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 222 УК РФ.

Постановлением Кировского районного суда гор. Махачкалы от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Магомедова М.А. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

Постановлением Советского районного суда гор. Махачкалы от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении ходатайства следователя о продлении срока содержания под стражей, в отношении Магомедова М.А. отказано.

Постановлением следователя по ОВД СЧ СУ при МВД по РД от ДД.ММ.ГГГГ прекращено уголовное преследование в отношении Магомедова М.А. по факту незаконного приобретения, хранения и перевозки огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывного устройства, совершенное организованной группой по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ.

Магомедов М.А. обратился в Советский районный суд г. Махачкалы с иском к Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности и незаконным применением меры пресечения в виде заключения под стражу и подписки о невыезде и надлежащем поведении в размере <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании представитель Магомедова М.А. (по доверенности) Джафаров Р.Б., исковое требование своего доверителя поддержал и пояснил, что в результате незаконного привлечения Магомедова М.А. к уголовной ответственности и незаконного применения в качестве меры пресечения в виде заключение под стражу и подписки о невыезде и надлежащем поведении, истцу причинены глубокие нравственные и физические страдания.

Магомедов М.А. является студентом 4 курса экономического факультета ДГУ. В селении после его задержания начали распускать слухи, что он является боевиком, и вступил в бандформировании.

С учетом изложенного представитель истца Джафаров Р.Б. просит суд в счет компенсации морального вреда с учетом степени причиненных истцу физических и нравственных страданий взыскать с ответчика в пользу истца <данные изъяты> рублей.

Представитель Министерства финансов Российской Федерации – Управления федерального казначейства по Республике Дагестан Насибуллина В.Ш. иск Магомедова М.А. не признала и по основаниям, изложенным в возражении, просит суд в удовлетворении иска отказать.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает, исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям:

Исследованными судом постановлением следователя СЧ СУ при МВД РД от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении в отношении Магомедова М.А. уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 222 УК РФ, незаконно содержался в условиях ИВС и СИЗО с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Нравственные переживания истца и его физические страдания подтверждены иными исследованными судом доказательствами, в том числе объяснениями истца, и иными письменными документами из дела.

Судом установлена высокая степень нравственных переживаний истца, вызванных незаконным уголовным преследованием со стороны государства. Законодательная ветвь государственной власти, которой истец добросовестно служил, несправедливо низвела его до уровня преступника.

Суд приходит к выводу, что нахождение истца Магомедова М.А. под стражей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ почти 2 месяца пагубно отразилось на состоянии его здоровья.

Статья 53 Конституции Российской Федерации установила право лица на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездейст­вием) органов государственной власти или должностных лиц.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со ст.1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 1069 настоящего Кодекса.

Согласно статьи 1100 Гражданского Кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий.

При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости (ст.1101 ГК РФ).

Пленум Верховного суда РФ в Постановлении № от ДД.ММ.ГГГГ «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ) разъяснил, что моральный вред состоит из двух элементов: нравственные переживания и физические страдания. При этом степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.

В силу требований ст. 152 ч. 1 ГК РФ жизнь и здоровье, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, право свободного передвижения являются личными неимущественными правами каждого гражданина.

Указанные права истца в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности и избрания меры пресечения в виде содержания под стражей и подписки о невыезде и надлежащем поведении также нарушены, что является дополнительным подтверждением причинения морального вреда истцу.

Размер и компенсация морального вреда зависит от характера и объема, причиненных истцу нравственных и физических страданий, степени вины ответчика и иных заслуживающих внимание обстоятельств (п. 2 ч. 1 ст. 151 ГК РФ).

Степень нравственных и физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего истца и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.

При определении степени нравственных страданий суд учитывает, что истец был незаконно задержан и содержался под стражей почти 2 месяца. И в течение всего этого времени претерпевал нравственные страдания, был ограничен в своих правах, опорочен перед близкими родственниками и друзьями, а деловая репутация подорвана. В результате истец был лишен возможности вести сложившийся привычный уклад жизни и реализовать многочисленные права свободного человека и гражданина.

С учетом анализа представленных в суд доказательств, степени вины нарушителя, степени физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями истца, а также исходя из принципов разумности и справедливости, суд считает необходимым определить размер компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое требование Магомедова М.А. удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации – за счет Казны Российской федерации в пользу Магомедова М.А., в счет компенсации морального вреда <данные изъяты> рублей.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке Верховный суд РД в течение 10-ти дней со дня выне­сения.

Председательствующий:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200