о возмещении вреда



Дело№2-3901/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации


19 января 2011 года г. Махачкала

Федеральный суд Советского района г. Махачкала в составе:

председательствующего Алиева M.Г.

при секретаре Джамиевой З.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казиханова М.К. к Министерству Финансов РФ о взыскании морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Казиханов М.К. обратился в Федеральный суд Советского района г. Махачкала с иском о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны РФ 500 000 рублей в его пользу в качестве компенсации морального вреда, причиненного ему в результате незаконного задержания и незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу.

В суде представитель истца по доверенности Сейфудинов Н.С. поддержал исковые требования и показал, что на основании протокола старшего следователя Избербашского МРСО СУ СК при Прокуратуре РФ по РД юриста 2 класса Магомедова Г.А. от ДД.ММ.ГГГГ Казиханов М.К. в порядке п. 2 ч. 1 ст. 91 УПК РФ задержан в качестве подозреваемое в совершении преступления, предусмотренного ст. 131 ч. 2 п. «Б» УК РФ.

ДД.ММ.ГГГГ согласно постановлению судьи Каякентского районного суда в отношении Казиханова М.К. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

04 июли 2009 года, на основании постановления следователя <данные изъяты> по РД Гаджимагомедова А.Г. мера пресечения в виде заключения под стражу в отношении Казиханова М.К. отменена.

Постановлением следователя Избербашского МРСО СУ СК при Прокуратуре РФ по РД Гаджимагомедова А.Г. от ДД.ММ.ГГГГ уголовное преследование в отношении Казиханова М.К. прекращено, на основании п.2 ч. 1 ст. 24, ст.ст. 212 и 213 УПК РФ.

В результате незаконного задержания Казиханова М.К. и избрания в отношении него меры пресечения и виде заключения под стражу, он оказался в течение 10 дней под стражей, был изолирован от общества и своих родителей, кроме того, после отмены в отношении него меры пресечения в виде заключения под стражу, в отношении него была применена подписка о невыезде.

Задержав, а в последующем арестовав Казиханова М.К., ему причинен моральный вред, выразившийся в нравственных и физических страданиях, которые заключались в том, что Казиханов М.К., находясь под стражей в изоляции от общества и своих родителей, был полностью лишен всех человеческих прав и свобод. Более того, задержав и арестовав Казиханона М.К., сотрудники правоохранительных органов полностью подорвали его репутацию и репутацию его близких, так как его подозревали в совершении тяжкого преступления против личности, то есть за то, чего он не совершал.

Представитель истца просит суд взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда, причиненного в результате незаконного задержания и незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу, в размере 500 000 рублей.

Ответчик, представитель УФК РФ по РД по доверенности Ахмедов М.Ш., исковые требования истца не признал и показал, что суд должен удовлетворить исковые требования в части взыскания морального вреда с учетом требований разумности и справедливости. В данном случае требования истца о взыскании 500 000 рублей в его пользу в качестве компенсации морального вреда являются не соответствующими этим принципам.

Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы гражданского дела, находит иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу.

Судом установлен факт незаконного привлечения к уголовной ответственности истца, незаконного применения меры пресечения в виде заключения под стражу, а после подписки о невыезде, так как постановлением от ДД.ММ.ГГГГ уголовное преследование в отношении Казиханова М.К. было прекращено.

Было ограничено его право передвижения, предусмотренное ст. 22 и 27 Конституции РФ.

В соответствии со ст.1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде… возмещается за счет казны Российской Федерации.

При определении размера компенсации морального вреда суд исходит в соответствии со ст. 1101 п. 2 ГК РФ из требований разумности и справедливости.

Суд принимает во внимание следующие обстоятельства при определении размера компенсации морального вреда.

Находясь под стражей в изоляции от общества и своих родителей, истец был полностью лишен всех человеческих прав и свобод, истец испытывал тяжелые нравственные страдания, так как обвинялся в тяжком преступлении против личности. Санкция ст. 131 ч. 2 п. «Б» УК РФ предусматривает лишение свободы сроком до 10 лет.

Кроме того, сам факт нахождения под стражей, а после под подпиской о не выезде повлиял на репутацию Казиханова М.К., отношение к нему родственников, знакомых, коллег.

Факт нахождения под стражей и подпиской о не выезде не мог не сказаться на нервной системе и психике истца, так как он переживал за свою судьбу, здоровье, судьбу своих близких.

Указанные обстоятельства усугубляли его нравственное состояние.

Принимая во внимание все эти обстоятельства, суд считает, что компенсация морального вреда в размере 100 000 рублей будет наиболее реальной компенсацией за причиненные ему нравственные страдания.

На основании изложенного и руководствуясь ст.1100 ГК РФ, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Казиханова М.К. удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счёт средств казны РФ в пользу Казиханова М.К. компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение 10 дней со дня его вынесения.

Председательствующий М.Г. Алиев

-32300: transport error - HTTP status code was not 200