о восстановлении на работе



РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

г.Махачкала 16 февраля 2011г.

Судья Советского районного суда г. Махачкалы Мусаев М.М. при секретаре Алишаевой К.М., с участием прокурора Алиева Б.Б., адвоката Гамидова A3., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Кунжуева М.М. к МВД о восстановлении на работе,

УСТАНОВИЛ:

Кунжуев М.М. обратился в суд с иском к МВД по РД о восстановлении на работе в должности равноценной должности начальника Новолакского РОВД или на любой другой должности. Приказом министра ВД от ДД.ММ.ГГГГ он уволен с работы по достижении предельного возраста.

В заявлении истец свое несогласие с увольнением мотивировал тем, что он служил честно и добросовестно, неоднократно поощрялся, ему всего 53 года, медицинских противопоказаний прохождению службы в милиции не имеет. В интересах службы с учетом положительной аттестации и отсутствия медицинских противопоказаний его могли оставить на службе сверх установленного предельного возраста. О предстоящем увольнении он не был уведомлен.

В дополнительном исковом заявлении Кунжуев М.М. указал, что дисциплинарных взысканий не имел. К нему на службу ДД.ММ.ГГГГ приехали двое сотрудников кадровой службы и в устной форме сообщили, что он якобы уволен из <данные изъяты> по достижении предельного возраста, копию приказа ему не вручили. Он был лишен возможности воспользоваться правом на очередной отпуск. При его увольнении нарушены требования Инструкции о порядке применения «Положения о службе в органах внутренних дел РФ» о принятии решения об оставлении на службе или увольнении путем утверждения персональных списков сотрудников, оставляемых на службе сверх установленного возраста, об уведомлении сотрудника о предстоящем увольнении, о направлении увольняемого на военно-врачебную комиссию, о направлении на имя начальника, имеющего право на увольнение, представления об увольнении. Назначая его на должность начальника ОВД в 2008 году, ответчик должен был учитывать, что он по возрасту не перспективен на должность начальника ОВД. Ответчиком нарушено его конституционное право на труд, предусмотренное ст. 37 Конституции РФ, право на защиту от безработицы, охраняемое Законом РФ «О занятости населения в РФ». Вопреки требованию указанного Закона ответчик за два месяца до увольнения сведение о нем в территориальный орган занятости населения не представил.

В судебном заседании Кунжуев М.М. по изложенным в заявлении основаниям просил иск удовлетворить, восстановить его на службе в органах внутренних дел в должности <данные изъяты> по <адрес>, взыскать заработок за время вынужденного прогула и компенсировать моральный вред

Представитель ответчика по доверенности Исмаилова ХМ. иск не признала. Она считала, что увольнение истца со службы по п. "б" ст. 19 Закона Российской Федерации "О милиции" по достижении предельного возраста является законным.

Выслушав объяснения сторон, заключение прокурора, полагавшего заявление необходимым удовлетворить, исследовав доказательства, суд находит иск Кунжуева М.М. подлежащим удовлетворению.

Из материалов дела видно, что истец проходил службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ, в последнее время - в должности <данные изъяты> по <адрес>, имеет специальное звание подполковника милиции. Ему ДД.ММ.ГГГГ исполнилось <данные изъяты>

В 2001-2009 гг. министром ВД по РД принимались решения об оставлении Кунжуева М.М. с его согласия на службе сверх установленного предельного возраста.

Приказом министра ВД по РД от ДД.ММ.ГГГГ № л/с начальник <данные изъяты> по <адрес> Кунжуев ММ.. уволен со службы по п. "б" ст. 19 Закона Российской Федерации "О милиции" по достижении предельного возраста с выплатой денежной компенсации за неиспользованный очередной отпуск за 2010 год.

Представитель ответчика объяснил в суде, что министр ВД РД на совещании, которое проводилось 1 марта 2010 года, предупредил всех сотрудников милиции, достигших предельного возраста службы, в т.ч. и присутствовавшего на совещании Кунжуева М.М., о предстоящем увольнении и было предложено по окончании совещания получить у работника кадровой уведомление о предстоящем увольнении. Однако по окончании совещания Кунжуев отказался получить уведомление о предстоящем увольнении и направление на прохождение военно-врачебной комиссии. Об этом был составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответствующее уведомление на имя начальника ОВД Кунжуева было направлено по почте заказным письмом.

Допрошенные судом Багаудинов А.К., Салихов И.О. и Атаев М.Х. объяснили суду, что министром ВД по РД Магомедовым на совещании ДД.ММ.ГГГГ Кунжуев М.М. и другие старшие офицеры, достигшие предельного возраста, были предупреждены об увольнении по достижении предельного возраста и было объявлено, что им по окончании совещания необходимо получить у работника кадровой службы письменные уведомления о предстоящем увольнении и направления на прохождение военно-врачебной комиссии. В числе других лиц Кунжуев отказался получить уведомление. В связи с этим в тот же день был составлен акт об отказе Кунжуева получить уведомление. На следующий день соответствующее уведомление было направлено Кунжуеву по почте заказным письмом. В последующем ДД.ММ.ГГГГ Кунждуев в своем рабочем кабинете отказался получить и копию приказа об увольнении. Об этом также был составлен акт и копия приказа была вручена заместителю Кунжуева по кадрам Мугадову А.А.

Истец Кунжуев М.М. не отрицал в суде, что он ДД.ММ.ГГГГ присутствовал на совещании, проводимом министром ВД по РД, но его лично никто не предупреждало предстоящем увольнении и он не отказывался в получении предупреждения, никто ему не предлагал получить копии приказа об увольнении.

ДД.ММ.ГГГГ уведомление о предстоящем увольнении и направление для прохождения военно-врачебной комиссии направлены заказным письмом <данные изъяты> по <адрес> Кунжуеву М.М. Заказное письмо получено в <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, что видно из уведомления о вручении, кто получил законное письмо установить не представилось возможным.

Служба сотрудников органов внутренних дел регулируется специальными нормативными актами - Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. "О милиции" и Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. (далее - Положение). Законодательство Российской Федерации о труде применяется к правоотношениям, возникшим в связи с прохождением службы в органах внутренних дел, в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами, либо тогда, когда эти правоотношения не урегулированы ими и требуется применение норм Трудового кодекса Российской Федерации по аналогии.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 177-ФЗ "О применении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О милиции" до принятия федерального закона, регулирующего порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел, указанные вопросы регулируются Положением в части, не противоречащей Закону Российской Федерации "О милиции".

В ст. 19 Закона Российской Федерации "О милиции" содержится перечень оснований увольнения сотрудников милиции со службы, в который входит и такое основание, как достижение сотрудником предельного возраста, установленного Положением (п. "б").

В соответствии с п. "б" ст. 58 Положения сотрудники органов внутренних дел могут быть уволены со службы по достижении предельного возраста, установленного ст. 59 Положения. Сотрудники, имеющие специальные звания от младших лейтенантов милиции, младших лейтенантов внутренней службы, младших лейтенантов юстиции до подполковников милиции, подполковников внутренней службы, подполковников юстиции включительно, могут состоять на службе в органах внутренних дел до достижения возраста 45 лет (п. "а" ст. 59); сотрудники органов внутренних дел, достигшие предельного возраста, установленного данной статьей для службы в органах внутренних дел, подлежат увольнению, за исключением случаев, предусмотренных Законом и Положением. В интересах службы при положительной аттестации и отсутствии медицинских противопоказаний сотрудники органов внутренних дел в персональном порядке и с их согласия могут быть оставлены на службе сверх установленного предельного возраста на срок до пяти лет начальниками, которым предоставлено право назначения на должности этих сотрудников. В исключительных случаях срок оставления на службе сотрудников органов внутренних дел из числа лиц среднего, старшего и высшего начальствующего состава может быть продлен в таком же порядке повторно на пять лет.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Л.М. Башиловой на нарушение её конституционных прав пунктом «б» части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации», достижение сотрудником органа внутренних дел предельного возраста службы не влечет обязательного увольнения со службы, поскольку части третья и четвертая статьи 59 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, конкретизируя статью 19 Закона РСФСР «О милиции», закрепляют, что в интересах службы при положительной аттестации и отсутствии медицинских противопоказаний сотрудники органов внутренних дел в персональном порядке могут быть оставлены на службе сверх установленного предельного возраста на срок до пяти лет начальником, которому предоставлено право назначения на должность этих сотрудников.

Данная норма не является нормой - льготой для сотрудника и не означает, что он сам решает вопрос о продолжении службы, в свою очередь начальник не обязан применять ее, - ему предоставлено право с учетом названных обстоятельств оставить сотрудника на службе сверх установленного срока либо принять решение о его увольнении в связи с достижением предельного возраста. При этом последнее не связывается с другими условиями.

Законодательное ограничение права сотрудника органа внутренних дел на службу сверх установленного предельного возраста не противоречит пункту 2 статьи 1 Конвенции № ДД.ММ.ГГГГ относительно дискриминации в области труда и занятий, согласно которому различия, исключения или предпочтения в области труда и занятий, основанные на специфических (квалификационных) требованиях, связанных с определенной работой, не считаются дискриминацией.

Таким образом, оставление сотрудников органов внутренних дел на службе сверх установленного предельного возраста является правом лица, которому предоставлено право назначения на должности этих сотрудников. Увольнение по достижении предельного возраста в силу ч, 2 ст. 58 Положения может быть инициировано как сотрудником, так и начальником соответствующего органа внутренних дел.

В соответствии с пунктом 17.10 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № решения об оставлении сотрудников на службе сверх установленного для них предельного возраста принимаются начальниками, имеющими право назначения этих сотрудников на должность, путем утверждения персональных списков. Списки сотрудников органов внутренних дел, оставляемых на службе сверх установленного возраста, составляются кадровыми подразделениями ежегодно к 1 марта.

Кунжуев ММ., имеющий звание подполковника милиции, по достижении 45 лет не был уволен. Начиная с 2001 года (год достижения предельного возраста), министром ВД по РД ежегодно принималось решение об оставлении его на службе сверх установленного срока.

Министром ВД по РД ДД.ММ.ГГГГ утвержден список сотрудников, оставляемых повторно на службе сверх установленного предельного возраста и в этот список <данные изъяты> по <адрес> Кунжуев ММ. не включен.

Принимая решение о нецелесообразности продления срока оставления на службе на очередной год, ответчик учел, что истец Кунжуев ММ. имеет два действующих дисциплинарных взысканий, в т.ч. о предупреждении о неполном служебном соответствии, объявленном приказом министра ВД по РД № от ДД.ММ.ГГГГ, что за три месяца текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года раскрываемость общей преступности в руководимом Кунжуевым ММ. <данные изъяты> ухудшилась на 22,4%, в т.ч. тяжких и особо тяжких преступлений- на 50 %. Выявляемость преступлений по милиции общественной безопасности снижена на 40%, по линии незаконного оборота наркотиков выявлено всего 1 преступление. В результате отсутствия должного контроля со стороны Кунжуева М.М. имело место укрытие преступления путем непринятия заявления о преступлении. Кунжуев М.М. критику в свой адрес со стороны руководства МВД по РД и предложения, касающиеся улучшения оперативно-служебной деятельности, воспринимает болезненно, правильных выводов из конструктивной критики не делает.

В судебном заседании Кунжуев М.М. не отрицал, что на день увольнения имел два действующих дисциплинарных взыскания, что ухудшение указанных выше показателей, приведенных в представлении к увольнению из органов внутренних дел, имело место.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что министр ВД по РД имел право принять решение о нецелесообразности в интересах службы продлевать в дальнейшем срок оставления Кунжуева М.М. на службе сверх предельного срока.

На ответчике лежала обязанность уведомить истца о предстоящем увольнении не менее чем за два месяца до увольнения. Эта обязанность ответчиком не выполнена. Следовательно, порядок увольнения, предусмотренный ст. 60 Положения, ответчиком не был соблюден.

Кунжуев имел поощрения по работе, имеет награды, указанные в исковом заявлении, указанные обстоятельства не учтены министром ВД по РД при увольнении истца по достижении предельного возраста.

Как указано выше, истец Кунжуев достиг <данные изъяты>. В течение 8 лет ему срок оставления на службе продлевался. Последующее (сверх пяти лет) продление этого срока возможно только при наличии исключительных обстоятельств, вышеуказанные обстоятельства суд считает исключительными.

От требований о взыскании заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда Кунжуев М.М. в судебном заседании отказался.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск Кунжуева М.М. к МВД о восстановлении на работе, удовлетворить.

Восстановить его на работе в должности равнозначной должности <данные изъяты> по <адрес> или на любой другой должности.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Мотивированное решение составлено 21 февраля 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме.

Судья Мусаев М.М.

Отпечатано в сов.комнате.


-32300: transport error - HTTP status code was not 200