Дело № 2-728/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Махачкала ДД.ММ.ГГГГ Судья Федерального суда Советского района г. Махачкала ГАДЖИЕВ Д.И., с участием: прокурора Магомедова Р.М., помощника прокурора Советского района г. Махачкала, при секретаре Кошелевой С.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Азизова А.И. к Министерству труда и социального развития РД о восстановлении в должности начальника Управления социальной защиты населения в МО «Табасаранский район» и взыскании зарплаты за время вынужденного прогула, УСТАНОВИЛ: А.И. обратился в суд с иском к Министерству труда и социального развития о восстановлении в должности начальника Управления социальной защиты населения в МО «Табасаранский район» и взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула, указывая, что он работал начальником Управления социальной защиты населения в муниципальном образовании «Табасаранский район» Министерства труда и социального развития Республики Дагестан с ДД.ММ.ГГГГ. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ он уволен в соответствии с п. 6 части 1 статьи З5 Закона Республики Дагестан «О государственной гражданской службе <адрес>» за грубое нарушение должностных обязанностей, выразившееся в представлении в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан заведомо недостоверных сведений и документов с целью содействия в неправомерном, в нарушение федерального законодательства, получении Гайдаровым Г.С. субсидии на улучшение жилищных условий, повлекшее за собой неправомерную выдачу свидетельства о выделении субсидии на улучшение жилищных условий и последующую подготовку приказа на перечисление денежных средств, в размере 810 тысяч рублей. Увольнение считает незаконным по следующим обстоятельствам: 1. В констатирующей части приказа отмечено, что в нарушение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О ветеранах», постановления Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № «О форме и порядке предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет инвалидам Великой Отечественной войны и участникам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны и нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до ДД.ММ.ГГГГ инвалидам боевых действий, ветеранам боевых действий, членам семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов», начальник Управления социальной защиты населения в муниципальном образовании «Табасаранский район» А.И. в целях выплаты субсидий на приобретение жилья, зная об отсутствии оснований для этого, представил в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан список инвалидов и участников Великой Отечественной войны, вдов погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет после ДД.ММ.ГГГГ, с включением в него Г.С., являющегося участником боевых действий, вставшим на учет в целях улучшения жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ В приказе вся ответственность за неправомерную выдачу свидетельства о выделении безвозмездной субсидии на приобретение жилья Г.С. возлагается на него, хотя он как руководитель территориального органа Министерства никакого участия в принятии решения о выдаче свидетельства Г.С. не принимал и в его компетенцию это не входит. Упущения, допущенные работниками министерства при рассмотрении учетного дела Г.С. «взваливаются» на него. В приказе не указано, конкретно какой пункт статьи Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О ветеранах» (далее Закон) и постановления Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № «О форме и порядке предоставления нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до ДД.ММ.ГГГГ ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей- инвалидов, безвозмездной субсидии на приобретение жилья (далее - Порядок), он нарушил. Предусмотренные законом меры социальной поддержки указанной категории граждан, входящие в функции Управления социальной защиты населения, выплата ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг этой категории граждан осуществлялись без нарушений. Учет граждан и представление учетных дел в министерство в соответствии с пунктом 3 Порядка, являются полномочиями администраций муниципальных районов и городских округов, а предоставление безвозмездной субсидии на приобретение жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 Порядка - Министерства труда и социального развития РД, а не его территориального органа, каковым является Управление социальной защиты населения в муниципальном образовании «Табасаранский район». Он в Министерство никакого списка не представлял. В соответствии с п. 3 Порядка Администрация муниципального района «Табасаранский район» письмом от ДД.ММ.ГГГГ № представила в министерство список и учетные дела ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и принятых на учет в Администрации МО «Табасаранский район» после ДД.ММ.ГГГГ, под которым стоит и его подпись, подтверждающая, что указанные лица, в том числе и Гайдаров Г.С.- инвалид, участник боевых действий, состоят на учете в Управлении социальной защиты населения в МО «Табасаранский район» и пользуются мерами социальной поддержки, предусмотренными законодательством. Список, представленный администрацией МО «Табасаранский район», не является основанием для принятия какого- либо решения, а является описью, чьи учетные дела представляются в Министерство на рассмотрение. 3десь ни Администрация МО «Табасаранский район», ни он никакого искажения действительности не допустили. Г.С. - участник боевых действий в Северной Корее со стороны Китая в ДД.ММ.ГГГГ, имеющий удостоверение участника войны серии А № был включен в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, принятых на учет в Администрации МО «Табасаранский район» для рассмотрения его учетного дела в Министерстве, после неоднократных звонков работника Аппарата Правительства Республики Дагестан А. Мехтиева и согласования с курирующим заместителем Министра М.М.Джамаевым. При этом в учетном деле Г.С. наряду с другими документами содержатся копии архивной справки Минобороны РФ, справка МСЭ об инвалидности и удостоверение участника войны, подтверждающие, что он является участником боевых действий на территории других государств. В соответствии с п. б «Порядка» проверка полученных от администраций муниципальных районов и городских округов сведений о нуждающихся в улучшении жилищных условий и их учетных дел и формирование сводного по республике списка нуждающихся в улучшении жилищных условий входит в полномочия Министерства, а не его территориальных органов - управлений социальной защиты населения в муниципальных районах и городских округах. Поэтому обвинение его в нарушении Закона считает не обоснованным. 2. Констатация факта в приказе о том, что им выдано Г.С. свидетельство о выделении субсидии на приобретение жилья не соответствует действительности. Им лишь вручено Г.С. свидетельство о выделении субсидии на приобретение жилья, которое Министерством выписано на его имя и передано в Управление социальной защиты населения в МО «Табасаранский район» для вручения от имени Министерства владельцу по месту его жительства. 3. Действительно, в последующем он письмом управления представил в Министерство заявления владельцев свидетельств на имя Министра на перечисление денежных средств с приложением договоров купли - продажи (такой неофициальный порядок принят в Министерстве, чтобы участники войны сами не приезжали в Министерство). В приказе все это изложено будто бы А.И. это сделал с каким-то умыслом. Считает, что эти аргументы приказа также являются не состоятельными. 4. В его должностные обязанности, как начальника Управления социальной защиты населения в муниципальном образовании «Табасаранский район», вопросы принятия на учет, подготовки документов для обеспечения жильем ветеранов войны и других категорий граждан и принятие каких- либо решений по этим вопросам не входят и естественно, грубое нарушение должностных обязанностей по этим вопросам не может иметь место. 5. Первоначально пунктом 1 приказа Министерства от ДД.ММ.ГГГГ №, он освобожден от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволен с гражданской службы в соответствии с пунктом 3 статьи 35 Закона Республики Дагестан «О государственной гражданской службе <адрес>», который гласит, что гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период временной нетрудоспособности гражданского служащего, и в период его пребывания в отпуске. После моего возмущения, что это за документ, работники Министерства, составившие приказ, в спешном порядке исправили его и отправили факсом новый вариант статьи увольнения - п.6 части 1 статьи 35 закона. Таких казусов, как и со случаем выдачи свидетельства Г.С. в этом Министерстве случаются множество. К сведению сообщает, что у Г.С. отозвано свидетельство о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья, выданное Министерством труда и социального развития Республики Дагестан, и денежные средства на эти цели не перечислены. С ДД.ММ.ГГГГ он не работает. Поскольку он уволен без законного основания и на этой почве у него обострилась ишемическая болезнь сердца, в настоящее время он находится на стационарном лечении, ему причинены нравственные страдания и моральный вред, которые он оценивает в 450000 рублей. В судебном заседании истец иск поддержал, просил его удовлетворить. От требований о возмещении морального вреда он отказывается. Представитель ответчика по доверенности Джамаев М.М. иск не признал, пояснив суду, что приказом Министерства труда и социального развития Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № А.И. уволен с должности начальника управления социальной защиты населения в муниципальном образовании «Табасаранский район» в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 35 Закона Республики Дагестан «О государственной гражданской службе <адрес>» (однократное грубое нарушение гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение федерального законодательства или законодательства <адрес>). Основанием для увольнения А.И. послужило следующее. В нарушение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О ветеранах» (далее - Закон), постановления Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № «О форме и порядке предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет инвалидам Великой Отечественной войны и участникам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны и нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до ДД.ММ.ГГГГ членам семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранам боевых действий, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов» А.И., будучи начальником управления социальной защиты населения в муниципальном образовании «Табасаранский район» в целях выплаты субсидии на приобретение жилья, зная об отсутствии оснований для этого, представил в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан (далее также Министерство) список участников Великой Отечественной войны, семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны вставших на учет на улучшение жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ в администрации МО «Табасаранский район» (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №) с включением в него Г.С., являющегося участником боевых действий. Согласно архивной справке Министерства обороны Российской Федерации, Г.С. Г. Г. является участником боевых действий в Северной Корее со стороны Китая. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Закона обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 этого Закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. В соответствии со статьей 23.2 Закона полномочия Российской Федерации по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 Закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, переданы субъектам Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта РФ. Принятым в целях реализации Закона постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № «О форме и порядке предоставления безвозмездной субсидии на при обретение жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет инвалидам Великой Отечественной войны и участникам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны и нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до ДД.ММ.ГГГГ членам семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранам боевых действий, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов» (далее - Порядок) предусматриваются в соответствии с федеральным законодательством следующие условия обеспечения жильем указанных категорий граждан: постановка на учет (без ограничения каким-либо сроком) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны; постановка на учет до ДД.ММ.ГГГГ инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Утверждение Азизова Г.С., что администрацией МО «Табасаранский район» письмом от ДД.ММ.ГГГГ № направлен список ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов ВОВ является необоснованным. Так в журнале регистрации входящих документов Министерства такой документ не зарегистрирован. Однако, зная об отсутствии оснований, А.И. включил Г.С. в список отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет на улучшение жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ (в нарушение статьи 23.2 Закона), тогда как в данный список могли быть включены только инвалиды Великой Отечественной войны и участники Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны (от ДД.ММ.ГГГГ №). Доводы А.И. о том, что он, зная об отсутствии оснований, включил Г.С. в данный список после звонков отдельных лиц и согласования с заместителем Министра Джамаевым М.М., материалами дела не подтверждаются. Более того, даже при наличии неправомерного поручения, А.И., являясь государственным служащим, в соответствии с Законом Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной гражданской службе <адрес>» не вправе был исполнять его. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения. В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами. В случае исполнения неправомерного поручения истцом также нарушена вышеприведенная норма Закона РД «О государственной гражданской службе <адрес>». Впоследствии за подписью А.И. в Министерство представлена ведомость на выдачу свидетельств о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья участникам и вдовам участников Великой Отечественной войны, принятых на учет на улучшение жилищных условий в <адрес> после ДД.ММ.ГГГГ, куда также был включен Г.С., также А.И. Г.С. выдано свидетельство о выделении субсидии на приобретение жилья. Доводы А.И., что в его обязанности не входит представление предложений по перечислению денежных средств продавцам жилья с приложением договоров купли-продажи и, что такой порядок носит неофициальный характер, являются не обоснованными. Так, приказом Министерства труда и социального развития Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении очередного (пятнадцатого) списка ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и принятых на учет в администрациях муниципальных образований после ДД.ММ.ГГГГ, - получателей субсидии на приобретение жилья в 2010 году» начальникам управлений социальной защиты населения поручено обеспечить до ДД.ММ.ГГГГ представление в Министерство предложений по перечислению средств на лицевые счета продавцов или застройщиков жилья. Вместе с тем, в результате дополнительной проверки представленных А.И. документов, проведенной специалистами Министерства, выявлена необоснованность включения Г.С. в вышеуказанные списки и необходимость аннулирования выданного свидетельства о выделении субсидии на приобретение жилья, чем по существу предотвращено нецелевое использование средств федерального бюджета. Положением об управлении социальной защиты населения в муниципальном образовании «Табасаранский район», утвержденным приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ № и согласованным распоряжением Министерства имущественных отношений Республики Дагестан ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что управление является территориальным органом Министерства, обеспечивающим на территории муниципального образования реализацию государственной политики в сфере социальной защиты населения, полномочий Минтруда в области социальной поддержки отдельных категорий граждан, в том числе ветеранов боевых действий, руководствуется в своей деятельности федеральным законодательством и законодательством РД, его работники являются государственными гражданскими служащими Республики Дагестан, его деятельность возглавляет начальник, который несет персональную ответственность за осуществление возложенных на управление функций. Приказом Министерства труда и социального развития Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по реализации постановления Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ №» управлениям социальной защиты населения в муниципальных образованиях поручено ежегодно, до 1 февраля, представление администрациями муниципальных образований в Министерство уточненных списков, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, с указанием реквизитов согласно пункту 3 Порядка, и их учетных дел, оформленных в установленном порядке. Кроме того, постановлением коллегии Министерства труда и социального развития Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № «О состоянии работы по обеспечению улучшения жилищных условий участников Великой Отечественной войны ДД.ММ.ГГГГ и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны» начальникам управлений социальной защиты населения в муниципальных образованиях поручено представлять, оформленные в соответствии с законодательством учетные дела ветеранов ВОВ, принятых на учет после ДД.ММ.ГГГГ, также начальники управлений предупреждены о персональной ответственности за представление в Министерство неукомплектованных в установленном порядке учетных дел. Поскольку А.И. были грубо нарушены нормы федерального законодательства, законодательства Республики Дагестан, а также правовые акты Министерства, он на законных основаниях привлечен к дисциплинарной ответственности. Для сведения сообщаем, что согласно вышеуказанного приказа за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей предупрежден о неполном должностном соответствии специалист 1 разряда отдела по вопросам граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, и улучшения жилищных условий ветеранов и инвалидов Рагимханов Э.З., вопрос об ответственности заместителя Министра Джамаева М.М. предусмотрено рассмотреть по выходу его на работу. Требования А.И. о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ также являются незаконными и необоснованными, поскольку в его исковом заявлении указывается, что с ДД.ММ.ГГГГ он находится на стационарном лечении. Полагали бы также необоснованными требования истца о взыскании морального вреда в размере 450 тыс. руб. Поскольку трудовое законодательство не закрепляет понятие морального вреда, следует руководствоваться нормами статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая предусматривает, что под моральным вредом понимаются физические и нравственные страдания, причиненные работнику действиями или бездействиями работодателя, нарушающими его трудовые права. Действиями или бездействиями Министерства труда и социального развития Республики Дагестан А.И. не причинялись какие-либо физические или нравственные страдания, соответственно ее требования о взыскании морального вреда в размере 450 тыс. руб. подлежат отклонению. Просил в иске отказать. Другие представители ответчика по доверенности Бакриева Н.Г. и Масютина Л.Н. подтвердили пояснения Джамаева М.М., просили в иске отказать. Выслушав объяснения сторон, заключение прокурора, полагавшего удовлетворить исковые требования, и исследовав письменные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению. А.И. работал в должности начальника Управления социальной защиты населения в муниципальном образовании «Табасаранский район» Министерства труда и социального развития Республики Дагестан с ДД.ММ.ГГГГ. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ за грубое нарушение должностных обязанностей, выразившееся в представлении в Министерство заведомо недостоверных сведений и документов с целью содействия в неправомерном, в нарушение федерального законодательства, получении Гайдаровым Г.С. субсидии на улучшение жилищных условий, повлекшее за собой неправомерную выдачу свидетельства о выделении субсидии на улучшение жилищных условий и последующую подготовку приказа на перечисление денежных средств в размере 810 тыс.рублей, начальника управления социальной защиты населения в муниципальном образовании «Табасаранский район» А.И. освобожден от занимаемой должности государственной гражданской службы начальника управления социальной защиты населения в муниципальном образовании «Табасаранский район» в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 35 Закона Республики Дагестан «О государственной гражданской службе <адрес>». В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 35 названного закона служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае однократного грубого нарушения гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории "руководители", своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение федерального законодательства или законодательства Республики Дагестан. Доказательства о грубом нарушении А.И. своих должностных обязанностей стороной ответчика суду не представлены. Из содержания приказа № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в нарушение Федерального закона от 12.01.1995 г№ «О ветеранах», постановления Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ № «О форме и порядке предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет инвалидам Великой Отечественной войны и участникам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны и нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до ДД.ММ.ГГГГ инвалидам боевых действий и ветеранам боевых действий, членам семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, начальник управления социальной защиты населения в муниципальном образовании «Табасаранский район» А.И. в целях выплаты субсидий на приобретение жилья, зная об отсутствии оснований для этого, представил в Министерство труда и социального развития РД список инвалидов и участников Великой Отечественной войны, вдов погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет после ДД.ММ.ГГГГ, с включением в него Г.С., являющегося участником боевых действий, вставшим на учет в целях улучшения жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ В названном приказе нет сведений, какие именно требования федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О ветеранах» и постановления Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ № А.И. не выполнены. Более того, в суде установлено, что учетное дело на Г.С. и список участников войны в Министерство труда и социального развития РД предоставил не А.И., а <адрес> и в представленном списке Г.С. не значится как участник ВОВ, а значится как участник боевых действий, то есть, сведения на Г.С., как об участнике боевых действий и в учетном деле и в списках, изложены достоверные. В соответствии с постановлением Правительства РД № от ДД.ММ.ГГГГ и утвержденного названным постановлением Порядка предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет инвалидам Великой Отечественной войны и участникам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны и нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до ДД.ММ.ГГГГ инвалидам боевых действий и ветеранам боевых действий, членам семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов ежегодно до 1 февраля администрации муниципальных районов представляют в Министерство труда и социального развития РД уточненные списки нуждающихся в улучшении жилищных условий и их учетные дела, оформленные в установленном порядке. Из материалов дела следует, что учетное дело на Г.С. было укомплектовано в Администрации «Табасаранский район» и им же направлено в Министерство труда и социального развития РД ДД.ММ.ГГГГ Из обозренного в судебном заседании учетного дела на Г.С., укомплектованного администрацией МО «Табасаранский район» и списка ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и принятых на учет в Администрации МО «Табасаранский район», представленных в Министерство администрацией МО «Табасаранский район» видно, что в Министерство труда и социального развития администрацией МО «Табасаранский район» сведения на Г.С. были представлены как на участника боевых действий, но не как участника ВОВ и проект приказа Министерства на перечисление Г.С. субсидии в размере 810 тысяч рублей был подготовлен, как об этом указывается в приказе Министерства труда и социального развития № от ДД.ММ.ГГГГ по вине самых работников Министерства. В учетном деле на Г.С., представленного Администрацией МО «Табасаранский район» в Министерство труда и социального развития нет каких-либо документов, выданных А.И. с недостоверными сведениями о Г.С., в представленном учетном деле и в списке Г.С. значится как участник боевых действий, но не как участник ВОВ. Согласно постановлению главы Администрации Турагской сельской администрации <адрес> Г.С. был принят на учет для улучшения жилищных условий также как участник боевых действий, и учетное дело было укомплектовано на Г.С. как на участника боевых действий. В соответствии с п. 49 Пленума Верховного Суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса Российской Федерации» работодатель вправе расторгнуть трудовой договор по пункту 10 части первой статьи 81 Кодекса с руководителем организации (филиала, представительства) или его заместителями, если ими было допущено однократное грубое нарушение своих трудовых обязанностей. Вопрос о том, являлось ли допущенное нарушение грубым, решается судом с учетом конкретных обстоятельств каждого дела. При этом обязанность доказать, что такое нарушение в действительности имело место и носило грубый характер, лежит на работодателе. В качестве грубого нарушения трудовых обязанностей руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями следует, в частности, расценивать неисполнение возложенных на этих лиц трудовым договором обязанностей, которое могло повлечь причинение вреда здоровью работников либо причинение имущественного ущерба организации. Исходя из содержания пункта 10 части первой статьи 81 Кодекса руководители других структурных подразделений организации и их заместители, а также главный бухгалтер организации не могут быть уволены по этому основанию. Однако трудовой договор с такими работниками может быть расторгнут за однократное грубое нарушение ими своих трудовых обязанностей по пункту 6 части первой статьи 81 ТК РФ, если совершенные ими деяния подпадают под перечень грубых нарушений, указанных в подпунктах "а" - "д" пункта 6 части первой статьи 81 Кодекса, либо в иных случаях, если это предусмотрено федеральными законами. Из обозренного в судебном заседании Положения об управлении социальной защиты населения в муниципальном образовании «Табасаранский район» и названного выше Постановления Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ - № на начальника Управления социальной защиты МО «Табасаранский район» не возложена обязанность представления учетных дел и списков нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ. Такая обязанность согласно Постановлению Правительства РД № возложена на администрации муниципальных районов. Представленными ответчиком документами в суде не установлено, что А.И. допущено однократное грубое нарушение своих обязанностей. Представленный ответчиком приказ министерства № от ДД.ММ.ГГГГ «О состоянии работы по обеспечению улучшения жилищных условий участников ВОВ», согласно которому начальникам управлений социальной защиты населения в муниципальных образованиях поручено представлять оформленные в соответствии с законодательством учетные дела ветеранов ВОВ, принятых на учет после ДД.ММ.ГГГГ, и требование которого, по мнению ответчика, А.И. нарушено, не может, по мнению суда, служить основанием для увольнения А.И. В соответствии с общими нормами трудового и гражданского законодательства приказы министерств и других органов исполнительной власти, не должны противоречить постановлениям Правительства РД. В соответствии с ч. 1 ст. 56 Закона РД «О государственной гражданской службе <адрес>», ст. 193 ТК РФ до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания Эти требования ответчиком выполнены. У истца до увольнения было истребовано объяснение. В соответствии с ч. 3 ст. 193 ТК РФ дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Из представленных в Министерство труда и социального развития РД учетного дела и списка участников ВОВ следует, что учетное дело на Г.С. и список участников ВОВ администрацией <адрес> ответчику направлены письмом от ДД.ММ.ГГГГ, а в Министерстве, согласно штампа и регистрации, получены ДД.ММ.ГГГГ В представленном же А.И. ДД.ММ.ГГГГ в Министерство списке Г.С. как участник ВОВ не значится, что могло бы служить основанием для применения дисциплинарного взыскания в отношении А.И. Суд считает, что ответчик в нарушение требований ч. 3 ст. 193 ТК РФ применил в отношении истца дисциплинарное взыскание позднее одного месяца со дня обнаружения, как ответчик считает, проступка. В связи с изложенным суд считает, что увольнение А.И. ответчиком произведено незаконно, и он подлежит восстановлению на работе. В соответствии с ч. 1 ст. 394 ТК РФ в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор. В соответствии ч. 2 ст. 394 ТК РФ орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 196-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Азизова А.И. удовлетворить. Восстановить Азизова А.И. в должности начальника Управления социальной защиты населения в муниципальном образовании «Табасаранский район территориального органа Министерства труда и социального развития Республики Дагестан с ДД.ММ.ГГГГ Взыскать с Министерства труда и социального развития Республики Дагестан в пользу Азизова А.И. средний заработок за время вынужденного прогула за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Решение в части восстановления Азизова А.И. на работе привести в исполнение немедленно. Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд РД в течение 10 суток со дня вручения мотивированного решения. Судья ГАДЖИЕВ Д.И. Отпечатано в совещательной комнате