о признании права собственности



Дело №

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 23 марта 2011 года

Судья Советского районного суда <адрес> Адзиев М.М. при секретаре Генжеханове С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по искам Шамилова А.В. и Гаджиевой Д.Н. о признании права собственности на самовольную постройку,

УСТАНОВИЛ:

Шамилов А.В. обратился в суд с иском к Администрации <адрес> о признании права собственности на самовольное строение под лит. "№ состоящее из комнат №№1, 2 и 3 по <адрес> полезной площадью 40,7 кв.м, указывая, что его отцу Шамсудинову В.М. на основании Свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ принадлежал дом в общем дворе равной 3/32 доле домовладения, состоящий из лит. «В»- комнат №, коридора №. Согласно свидетельству об установлении отцовства от ДД.ММ.ГГГГ Шамсудинов A.M. является его отцом.

После смерти отца (умер ДД.ММ.ГГГГ) им ДД.ММ.ГГГГ им получено Свидетельство о праве на наследство по закону на имущество, состоящее из 3/32 доли жилого дома <адрес>,

Согласно этому Свидетельству он унаследовал от отца наследственное имущество, состоящее из лит. «В». При жизни отец произвел перепланировку комнат. После смерти отца он на месте комнаты № в 1986-88 г.г. построил две жилые комнаты и коридор обшей площадью 40,7 кв.м в том числе жилой 33.0 кв.м., обозначенные в техническом паспорте под литером «№» (жилые комнаты №№№ и коридор №).

Решением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановлено признать за Шамиловым А.В. право собственности на самовольное строение по <адрес> под лит. №, состоящее из комнат №№№ общей площадью 40, 7 кв.м.

Кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение по кассационной жалобе Гаджиевой Д.Н. отменено и дело направлено на новое рассмотрение.

Гаджиева Д.Н. ДД.ММ.ГГГГ предъявила иск о признании за ней права собственности на самовольную постройку по лит. № в жилом доме по <адрес>, ссылаясь на то, что жилой дом под лит. "№" был построен ею и находится в ее пользовании и владении. Она же оплачивает налоги и коммунальные услуги.

В судебном заседании Шамилов А.В. свой иск по изложенным в его заявлении основаниям поддержал. Он считал, что принятие части наследства на основании Свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ дает ему право на признание права собственности и на самовольное строение под лит. "№"

Гаджиева Д.Н. иск Шамилова А.В. не признала, свой иск поддержала и объяснила, что она в 1974 году вышла замуж за старшего брата Шамилова А.В. по отцу Гаджиева Д.А. и тех пор проживает в доме по <адрес>. В том же году они с мужем с разрешения отца начали строить во дворе две комнаты и коридор. По завершении строительства она с мужем заселилась в построенные ими комнаты, которые значатся по техпаспорту как жилые комнаты №№№ и коридор № лит. "№". Живя в этих комнатах, она родила четверых детей. После смерти мужа она также продолжает жить в этих помещениях. Вместе с ней проживает и дочь, которая является инвалидом. Она оплачивает налоги и коммунальные услуги. Шамилов А.В. отношение к строительству этих помещений не имеет, он ни одного дня не проживал и не проживает в помещениях лит."№".

Представитель Гаджиевой Д.Н. по доверенности Рабаданова М.Д. также требование Шамилова А.В. не признала и объяснила, что Гаджиева Д.Н. ее мать. Дом под лит. "В-4" был построен ее родителями. Дом занесен в техпаспорт в 1980 году и значится постройкой 1980 года, но он фактически построен раньше. Она родилась и выросла в этом доме, вышла замуж оттуда. В настоящее время в этом доме проживают мать и сестра, которые являются инвалидами. Истец Шамилов А.В. это брат отца. Он отношение к дому, построенному ее родителями, не имеет, в нем он не проживал и не проживает. Он решил воспользоваться тем, что ее мать осталась без мужа и без защиты, получил решение, введя суд в заблуждение, и пытался продать этот дом.

Администрация <адрес> представителя в судебное заседание направила, о наличии уважительной причины суде не сообщила.

Выслушав сторон, исследовав доказательства, суд находит иск Шамилова А.В. подлежащим оставлению без удовлетворения, а иск Гаджиевой Д.Н.- удовлетворению.

Согласно заключению филиала по <адрес> ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ № жилой дом жилой дом под лит. "В-4" полезной площадь. 40,7 кв.м., в т.ч. жилой 33.0 кв.м. является самовольной постройкой 1980 года. На день составления заключения пользователем этого жилого дома является Гаджиева Д.Н.

Самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (п.1 ст.222 ГК РФ)

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки (п.2 ст.222 ГК РФ).

В силу изложенного самовольная постройка под лит. "В-4" не являлась собственностью наследодателя Шамсутдинова А., умершего ДД.ММ.ГГГГ, и поэтому не могла перейти в собственность в порядке наследования.

В заявлении Шамилов А.В. утверждал, что отец при жизни построил фундамент жилого дома под лит. "В-4", а после смерти отца он в 1986-1988г.г. построил этот литер, состоящий из комнат №№ №

Шамилов А.В. в подтверждение указанного довода доказательства суду не представил.

Согласно техпаспорту жилой дом под лит. "В-4" в том виде, в каком он находится в настоящее время, значится построенным в 1980 году. Он занесен в техпаспорт, составленный ДД.ММ.ГГГГ. Это указывает на то, что утверждение Шамилов А.В. о постройке им указанного жилого дома в 1986-1988г.г. не соответствует действительности.

В судебном же заседании Шамилов А.В. голословно стал утверждать, что указанный дом построил отец, что отец отдал ему одну комнату в этом доме. Он также утверждал, что Гаджиева Д.Н. и ее муж Джанатли не пустили его жить, выкинули его вещи, что он только один день жил в этом доме.

В судебном заседании Шамилов А.В. не отрицал, что в спорном жилом доме проживала и проживает в настоящее время семья его покойного брата Джанатли.

Истец Шамилов А.В. в доказательство того, что после смерти отца Шамсудинова А.М. принял наследство в виде 3/32 доли в доме по <адрес>, представил свидетельство о праве на наследство по Закону, полученное им ДД.ММ.ГГГГ. Этим Шамилов утверждал, что он принял наследство от отца. В связи с этим к нему перешло право пользования земельным участком, что дает ему право претендовать и на признание за ним права собственности на самовольную постройку под лит. "В-4".

Однако суд не может согласиться с этим доводом Шамилова А.В.

Наследодатель Шамсудинов А.М. умер ДД.ММ.ГГГГ. После его смерти наследство в виде 3/32 доли приняли проживавшие вместе с наследодателем на день открытия наследства его жена Шамсудинова З. и дочь Шамсудинова М. и им об этом ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о праве на наследства по Закону.

Таким образом, та идеальная доля наследства, которая якобы принята Шамиловым А. в 2009 году, была принята 29 лет назад до этого другими наследниками (Шамсудиновыми З. и М.) и эта доля, как установлено вступившим в законную силу решением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, состояла из жилого дома под лит. "№", а не из лит. "№", как указал Шамилов А. в своем заявлении.

Шамсудинова З. в 1982 году свою наследственную долю в доме под лит. "Е" продала Муртузалиевым.

Вступившим в законную силу решением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ произведен выдел Шамсутдиновой М.А. ее наследственной доли в натуре в виде комнат № жилой площадью 5,4 кв.м., № жилой площадью 10,0кв.м., № жилой площадью 22,9 кв.м., № жилой площадью 16,7 кв.м. и коридора № площадью 6,6 кв.м. второго этажа литера "№" жилого дома <адрес>.

Истец Шамилов А.В. в доме по <адрес> не проживает, на регистрационном учете по этому адресу не состоит. Он, хотя по истечении почти 30 лет со дня открытия наследства и 29 лет со дня принятия этого наследства другими лицами, получил свидетельство о принятии наследства, но фактически он наследство не принимал. Это обстоятельство не отрицал в суде и сам Шамилов А.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что истец Шамилов А.В. к строительству самовольной постройки под лит. "№" отношение не имеет. Он в ней не проживал и не проживает, коммунальными услугами по этому адресу не пользуется, налоги не оплачивает. В его реальном пользовании или владении какая-либо доля из наследственного имущества не находится и земельным участком он по этому адресу не пользуется.

При изложенных обстоятельствах законных оснований для удовлетворения требования Шамилова А.В. о признании за ним право собственности на самовольную постройку под литером "В-4", построенную более 30 лет назад супругами Гаджиевыми Д. и Д. , и находящуюся в настоящее время в пользовании и владении Гаджиевой Д., не имеется.

Из материалов дела усматривается, что самовольная постройка в виде литера №" фактически более 30 лет назад построена супругами Гаджиевыми Д. и Д.. Живя в этом доме, Гаджиева Д. родила и вырастила четверо детей и продолжает проживать в этом доме по настоящее время, оплачивая коммунальные услуги и налоги. Она и ее дети состоят на регистрационном учете по этому адресу, другого жилого помещения не имеет. У Гаджиевой Д. спор с кем-либо из совладельцев жилого дома по поводу самовольной постройки не имеется, самовольной постройкой права и законные интересы других лиц не нарушены. Сама постройка, как это видно из заключения специалиста ГУ "<данные изъяты> центр судебной экспертизы" № от ДД.ММ.ГГГГ соответствует основным требованиям СНиП и противопожарным нормам.

То обстоятельство, что постройка под лит. "№" находится в фактическом пользовании и владении Гаджиевой Д., видно и из представленных ею квитанций об оплате за коммунальные услуги, в т.ч. за природный газ, электроэнергию. Она же оплачивает налоги за дом под лит. "№" общей площадью 40,7 кв.м.

Совладельцы жилого дома Салахбекова У.А., Султанахмедолва З.Р. в заявлениях, удостоверенных нотариусом, выразили свое согласие на узаконение за Гаджиевой Д. самовольной постройки, в которой она проживает.

В судебном заседании согласие на признание за Гаджиевой Д. права собственности на самовольную постройку выразила и совладелец Раджабова С.

Совет Министров <данные изъяты> постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № в связи с крайней нецелесообразностью сноса большого количе­ства домостроений и исключительной сложности решения жилищной проблемы в республике, с учетом сложившейся тяжелой обстановки и в це­лях упорядочения нарушений, допущенных при строительстве индиви­дуальных домовладений, своевременной подготовки инвентаризационных данных о состоянии жилищного фонда <адрес>, необходимых для корректировки генерального плана города постановил: принять предложение Министерства жилищно-коммунального хозяйства <данные изъяты>, Госстроя <данные изъяты> и <данные изъяты> горисполкома о соответствующем оформлении за гражданами земельных участков и регистрации индивидуальных домостроений на территории <адрес>, на которые своевременно не были оформлены необходимые документы.

Согласно указанному постановлению СМ <данные изъяты> за гражданами, которые с нарушением норм и правил построили в <адрес>, в том числе в поселках <адрес> <адрес>, индивидуальные жилые дома, подлежали оформлению земельные участки с регистрацией индивидуальных домостроений, на которые своевременно не были оформлены необходимые документы;

Исполком <данные изъяты> городского Совета народных депутатов <данные изъяты> решением № от ДД.ММ.ГГГГ разрешил исполкома <адрес> и <адрес> Советов народных депутатов <адрес> осуществить выдачу домовых книг и прописку граждан согласно справкам БТИ.

Гаджиевыми самовольное строение возведено до принятия постановления СМ <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и земельный участок за ними согласно названным нормативным актам подлежал оформлению. Действие названного Постановления СМ <данные изъяты> в последующем не отменялось.

Таким образом, в связи с названным Постановлением препятствия к оформлению за супругами Гаджиевыми земельного участка и жилого дома отпали.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст.19) все равны перед законом и поэтому само по себе, то обстоятельство, что Гаджиевы реально не воспользовались до сих пор возможностью, предоставленной приведенным выше Постановлением СМ <данные изъяты>, не должно в настоящее время служить препятствием к признанию за Гаджиевой права собственности на самовольную постройку и получению земельного участка в собственность при отсутствии других препятствий к этому согласно действующему земельному законодательству. Иной вывод означал бы, что те граждане, которые к 1987 году имели самовольные постройки, но не воспользовались в последующем возможностью оформить земельные участки и индивидуальные жилые дом и получить правоустанавливающие документы, окажутся в неравном положении по сравнению с теми, кто таким правом воспользовался.

Гаджиев Д.В. умер ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти №).

Гаджиева Д. спор с соседями по поводу земельного участка или строения не имеет. Кроме этого строение находится в районе индивидуальных жилых строений, архитектурно-планировочное строение участка сложилось, строение находится в пределах красной линии, по участку коммуникации, препятствующие строительству, не проходят, участок по своему целевому назначению предназначен для использования под индивидуальное строительство.

Сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Признание за Гаджиевой Д.Н. права собственности на самовольную постройку права и законные интересы Шамилова А. не нарушает, поскольку последний в доме по <адрес> не проживает, на регистрационном учете не состоит, реально жилыми помещениями и земельным участком по этому адресу он не пользуется.

Согласно п.3 ст.222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка, если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Принимая во внимание эти обстоятельства, суд находит необходимым признать право собственности на дом под литером "В-4" за Гаджиевой Д., в пользовании и владении которой он находится.

В справках филиала по <адрес> ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» жилой дом под лит. "<данные изъяты>" общей площадью 40,7 кв.м., в том числе жилой 33.0 кв.м., значится то по <адрес> то по <адрес> В техпаспорте указана <адрес> а в домовой книге- <адрес> Гаджиева Д.Ш. и ее дети прописаны по адресу <адрес> Из объяснения сторон и из материалов дела видно, что речь идет об одном и том же строении. При вынесении настоящего решения суд исходит из адреса строения: <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Шамилову А.В. в иске о признании права собственности на жилой дом под лит. "№" общей площадью 40,7 кв.м., в том числе жилой 33.0 кв.м по адресу: <адрес> отказать.

Признать за Гаджиевой Д.Н. право собственности на жилой дом под лит. "№" по адресу: <адрес>, состоящий из жилых комнат № и №, коридора № общей площадью 40,7 кв.м в том числе жилой 33.0 кв.м. и находящийся на земельном участке площадью 1178,8 кв.м.

Мотивированное решение составлено 28 марта 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме.

Судья М. Адзиев

-32300: transport error - HTTP status code was not 200