о компенсации морального вреда



Дело №2-1905/11 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Махачкала 30 мая 2011 года

Федеральный суд Советского района г. Махачкалы в составе председательствующего Магомедова Р.А., при секретаре Расуловой И., с участием представителя истца Азуева CO., представителя УФК РФ по РД Насибуллиной В.Ш., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Магомедова М.М. к Министерству финансов Российской Федерации и УФК РФ по РД о компенсации морального вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности

Установил:

Магомедов М.М. обратился в суд с иском к МФ РФ и УФК по РД о компенсации морального вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности ссылаясь на то, что по возбужденному ДД.ММ.ГГГГ уголовному делу ему ДД.ММ.ГГГГ было предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст.30, п.п. «ж,з» ч.2 ст. 105 УКРФ и объявлен розыск, ДД.ММ.ГГГГ он был задержан, ДД.ММ.ГГГГ в отношении него судом была избрана мера пресечения - заключение под стражу. Дело с обвинительным заключением было направлено в суд и Верховным судом РД приговором от ДД.ММ.ГГГГ он был оправдан по всем предъявленным обвинениям, Судебной коллегией Верховного суда РФ кассационным определением от ДД.ММ.ГГГГ данный приговор оставлен в силе. В результате незаконного привлечения к уголовной ответственности он находился под стражей в течение почти <данные изъяты>, был объявлен в розыск, задержан в <адрес> на посту и доставлен в РД, во время нахождения под стражей подвергался пыткам, издевательствам, не только ему, но и всем родственникам пришлось терпеть унижения от производимых обысков и подозрений в совершении столь тяжких и опасных преступлений, была подорвана честь и авторитет всей семьи. Находясь в СИЗО-1 вынужден был терпеть еще большие унижения с лицами, которые являлись преступными элементами, среди которых были больные разными заразными болезнями, из-за отсутствия достаточного места приходилось спать по очереди. Из-за переживаний было постоянно подавленная психика, это отразилось на состоянии здоровья и после освобождения из-под стражи вынужден систематически лечиться от <данные изъяты>, других заболеваний., потерял источник дохода, систематически лечился от обострения болезней в течение <данные изъяты> и продолжает болеть в настоящее время.. Он потерял доверие и доброе имя, деловую репутацию, стал раздражительным и несдержанным, участились головные боли, пребывал в психически подавленном состоянии, испытывал обиду, стыд, разочарование, страх за свою жизнь и жизнь своей семьи. Из-за привлечения к уголовной ответственности друзья и знакомые стали к нему относиться с недоверием, был опорочен в глазах родственников, соседей, коллег. Моральный вред оценивает в 5000000 рублей и просит взыскать его в полном объеме.

В судебном заседании представитель истца поддержал требования в части взыскания морального вреда и просил суд в счет компенсации морального вреда с учетом степени причиненных истцу физических и нравственных страданий взыскать в пользу истца 5 миллионов рублей.

Представитель Министерства финансов Российской Федерации -Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан по доверенности- Насибуллина В.Ш. иск Магомедова М.М. не признала и просила его отклонить, представив письменный отзыв, при вынесении судом решения просила руководствоваться требованиями п.2 ст. 1101 ГК РФ о разумности и справедливости требований.

Выслушав объяснения сторон и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или должностных лиц.

В соответствии с ч.1 ст. 133 УПК РФ право на реабилитацию включает в себя возмещение имущественного вреда и устранение последствий морального вреда.

Суд считает, что требования истца Магомедова М.М. о компенсации морального вреда в размере 5 миллионов рублей подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При его определении должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (ст. 1101 ГК РФ). По делу установлено, что истец Магомедов М.М. в течение <данные изъяты> находился под уголовным преследованием, в течение почти <данные изъяты> содержался под стражей, обвинялся в совершении особо тяжкого преступления, был объявлен в розыск и задержан, ему ДД.ММ.ГГГГ было предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст.30, п.п. «ж,з» ч.2 ст. 105 УКРФ, ДД.ММ.ГГГГ он был задержан, ДД.ММ.ГГГГ в отношении него судом была избрана мера пресечения - заключение под стражу. Дело с обвинительным заключением направлено в суд и Верховным судом РД приговором от ДД.ММ.ГГГГ он оправдан по всем предъявленным обвинениям, Судебной коллегией Верховного суда РФ кассационным определением от ДД.ММ.ГГГГ данный приговор оставлен в силе. В результате незаконного уголовного преследования, незаконного привлечения к уголовной ответственности и нахождения под стражей ему причинен моральный вред, выразившийся в унижении его чести и достоинства в связи с незаконным уголовным преследованием, ограничении свободы передвижения, подрыве здоровья. Физические страдания выразились в том, что он в период уголовного преследования и содержания под стажей ухудшилось состояние здоровья, потеряв источник дохода, систематически лечился от обострения болезней в течение <данные изъяты> и продолжает болеть в настоящее время. Он потерял доверие и доброе имя, деловую репутацию, стал раздражительным и несдержанным, участились головные боли, пребывал в психически подавленном состоянии, испытывал обиду, стыд, разочарование, страх за свою жизнь и жизнь своей семьи. Из-за привлечения к уголовной ответственности друзья и знакомые стали к нему относиться с недоверием, был опорочен в глазах родственников, соседей, коллег.

В подтверждение своих доводов в причинении физических и нравственных страданий в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности и нахождения под стражей истцом представлены в суд письменные доказательства, которые не вызывают у суда сомнения е объективности.

В опровержение доводов истца в этой части ответчиком доказательства не представлены и судом они не добыты.

Анализ исследованных судом доказательств, с учетом степени вины нарушителя, степени физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями истца Магомедова М.М. свидетельствует о необходимости определения размера компенсации морального вреда причиненного последнему незаконными действиями органов следствия по его незаконному привлечению к уголовной ответственности, незаконному нахождению под стражей в размере 1000000 (один миллион) рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Магомедова М.М. удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации- казны Российское Федерации(<адрес>) в пользу Магомедова М.М. в счет компенсации морального вреда 1000000 (один миллион) рублей, в остальной части иска отказать.

Председательствующий

Решение отпечатано в совещательной комнате.


Решение может быть обжаловано в. Верховный суд РД в течение 10 суток со дня вынесения в окончательной форме.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200