Дело № 2-2582/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11 августа 2011 г. г. Махачкала Федеральный суд Советского района г. Махачкала в составе: председательствующего судьи Гусейнова Г.Я., при секретаре Тажибовой Д.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Налибиева А.А. к Министерству внутренних дел по Республике Дагестан о восстановлении в списках очередности на улучшение жилищных условий со дня принятия его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, Установил: Налибиев А.А. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Дагестан о восстановлении его в списках очередников по улучшению жилищных условий Министерства внутренних дел по Республике Дагестан со дня принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищно-бытовых условий с 26 августа 1983 г., сославшись в обоснование иска на то, что <данные изъяты>. С 26 августа 1983 года состоит на учете в списках очередников по улучшению жилищно-бытовых условий. В сентябре 1990 г. был переведен с аппарата МВД РД в Советский РОВД на должность оперуполномоченного УУР МВД по РД. В декабре 1999 г. по указанию руководства МВД РД он был переведен для дальнейшей службы в <данные изъяты> С 2003 г. по 2004 г. его перевели для дальнейшего прохождения службы в г. Буйнакск. В настоящее время проходит службу в <данные изъяты> на должности <данные изъяты>. 26.02.2010 г. им подан рапорт о восстановлении его в очереди на получение жилья с 26 августа 1983 года. ДД.ММ.ГГГГ МВД по РД известило его, что решением ЦЖБК МВД по РД (протокол №) от ДД.ММ.ГГГГ, ему отказано в восстановлении в списках очередности аппарата МВД по РД, в связи с отсутствием на это правовых оснований. Копия решения о снятии меня с учета или выписка из протокола ЦЖБК МВД по РД от ДД.ММ.ГГГГ ему не представлена через 3 дня после его принятия, как это предусмотрено ч. 2 ст. 56 ЖК РФ. О принятом решении ему сообщили письмом от ДД.ММ.ГГГГ №. Основанием отказа в восстановлении явилось следующее решение: «Отказать Налибиеву А.А., в восстановлении в списках очередности аппарата МВД по РД в связи с требованием Приказа МВД России № года, п.8, так как он был перемещён по службе в другой населенный пункт за пределы <адрес> в связи с чем утратил основания состоять на жилищном учете в аппарате МВД по РД». С принятым решением он не согласен, так как оно противоречит законодательству. Указанные перемещения проводились на основании приказов руководства МВД по РД в интересах службы и в системе МВД по РД. В соответствии со ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилищных помещений по договору социального найма или до выявления обстоятельств, предусмотренных ст. 56 ЖК РФ. Основания исключения меня из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий указаны в ст. 56 ЖК РФ. Согласно п. 2 ст. 56 ЖК РФ, решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке. При этом не указано, какое именно основание и какое именно обстоятельство указанные в ч. 1 ст. 56 ЖК РФ явилось основанием исключения его из списков. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч. 1 ст. 56 Кодекса. Часть 1 ст. 56 ЖК РФ, даёт исчерпывающий перечень этих обстоятельств: В соответствии с положением к приказу МВД России № от ДД.ММ.ГГГГ «Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел» следует: П.4. учет очередников ведется по единому списку с одновременным включением в отдельные списки очередников, имеющих право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений. Сотрудники, перемещаемые по службе из другой местности и передающие занимаемые жилые помещения органу, предоставившему данное жилое помещение, включаются в списки без квартирных сотрудников. П. 8. учет сотрудников, перемещаемых в интересах службы в пределах одного населенного пункта (пригородной зоны), осуществляется исходя из даты принятия на учет по прежнему месту службы. Считает, что указанный в решении пункт 8 приказа МВД России № от ДД.ММ.ГГГГ как основание для отказа - не может быть принят во внимание, так как противоречит ст. 56 ЖК РФ и напротив даёт ему право восстановления в очереди исходя из даты принятия на учет по прежнему месту службы. В период службы его статус нуждающегося в улучшении жилищных условий сохранился. С 1980 г. моя служебная деятельность не изменилась. В данной структуре он жильё не получил, до сих пор нуждается в жилом помещении для себя и членов своей семьи. В судебном заседании истец уточнил исковое требование и просил обязать жилищно-бытовую комиссию МВД по РД восстановить его в списках очередности МВД по РД со дня принятия его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ по изложенным в исковом заявлении основаниям, дополнительно пояснив, что с 80-х годов он с членами своей постоянно проживают <данные изъяты> на квартире, которую нанимают у частного лица. В период работы в других городах он утром выезжал на работу и затем ночью возвращался домой. Собственного жилья он и члены его семьи не имеют и за 30 лет службы ему жилье не предоставлялось. В представленном в суд письменном возражении и судебном заседании представитель ответчика Джанакаева Р.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск не признала, пояснив, что истец перемешался по службе в другие муниципальные образования, т.е. <данные изъяты> В соответствии с подпунктом 3 ст.56 Жилищного Кодекса Российской Федерации гражданин снимается с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Действующим законодательством ЖК РФ и нормативно-правовыми актами МВД России не предусмотрено при перемещении по службе и перемещение жилищной очереди, кроме как в случае перемещении в интересах службы в пределах одного населенного пункта (пригородной зоны) в соответствии <данные изъяты>, в котором указано, что учет сотрудников, осуществляется исходя из даты принятия на учет по прежнему месту службы. Из сути указанной нормы следует, что в данном случае истец сохранил бы очередь в центральном аппарате МВД, если состоялся бы на жилищном учете в ОВД расположенный на территории г. Махачкалы или пригородной зоне, только в этом случае вышеуказанной нормой допускается принятие на учет из даты принятия по прежнему месту службы. Выслушав объяснения истца и представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению. Из исследованного в судебном заседании послужного списка Налибиева А.А. усматривается, что Налибиев А.А. проходит службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ, с указанного времени и до ДД.ММ.ГГГГ служил в различных подразделениях Министерства внутренних дел Республики Дагестан и Отделов внутренних дел <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время состоит на службе в должности начальника отдела МВД по Республике Дагестан. В августе 1983 г. Налибиев А.А. был принят на учет нуждающихся в получении жилых помещений и состоял в списках сотрудников МВД ДАССР на улучшение жилищных условий, что подтверждается списком очередности на улучшение жилищных условий, получение и расширение квартир по МВД ДАССР на 1989 г. и справкой МВД по РД от ДД.ММ.ГГГГ №. Как видно из содержания протокола заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ, Налибиев А.А. в сентябре 1990 г. был снят с жилищного учета МВД по РД в связи с переводом из аппарата МВД РД в Советский РОВД на должность оперуполномоченного УУР МВД по РД. Решением Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ Налибиеву А.А. отказано в восстановлении в списках очередности аппарата МВД по Республике Дагестан на основании <данные изъяты> так как он был перемещен по службе в другой населенный пункт за пределы г. Махачкала и утратил основания состоять на жилищном учете в аппарате МВД по РД, что послужило основанием для обращения истца с иском в суд. Правовое регулирование жилищных правоотношений с участием сотрудников органов внутренних дел, осуществляется в соответствии с ЖК РФ (ЖК ФИО3) Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № « О милиции», Федеральным законом от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ « О полиции», а также другими законодательными и иными правовыми актами, в том числе и ведомственными. На момент возникновения спорных правоотношений действовал Жилищный кодекс РСФСР. Основания, по которым граждане признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий, устанавливались ст. 29 ЖК РСФСР, Примерными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 мая 1984 г. № 335 Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в ДАССР, утвержденных Постановлением Совета Министров ДАССР от 12 ноября 1984 г. N 248. В соответствии с п. 6 ст. 29 ЖК РСФСР, подп. «е» п. 7 Примерных правил, подп. "ж" п.7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений ДАССР, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, квартирах, принадлежащих гражданам на праве собственности, не имеющие другой жилой площади. Основания, по которым граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусматривались ч.2 ст.32 ЖК РСФСР, согласно которой граждане подлежали снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях: 1) улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; 2) выезда на другое постоянное место жительства; 3) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; 4) прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы, и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность. Не могут быть сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи, потерявшие кормильца, состоявшего на учете. Снятие с учета осуществляется органами, по решению которых граждане были приняты на учет, о чем должны были быть поставлены в известность в письменной форме. Приведенный перечень оснований для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий является исчерпывающим. Как видно из упомянутого выше списка очередности на улучшение жилищных условий, получение и расширение квартир по МВД ДАССР на 1989 г. в нем адрес места жительства Налибиева А.А. указан: <данные изъяты>. Из исследованных в судебном заседании справки ООО «Управляющая организация №» от ДД.ММ.ГГГГ № и справки Управления по работе с личным составом МВД по Республике Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что семья Налибиева А.А. состоящая из 4 человек, включая его самого, жену и двоих несовершеннолетних детей, проживает на съемной <данные изъяты> Проживание Нурбалиева А.А. на условиях найма в указанной квартире подтверждается также справкой Центра финансового обеспечения МВД по РД от ДД.ММ.ГГГГ № н/ж, согласно которой Налибиев А.А. получал компенсацию за наем жилья в 2008-2010 г.г. и договором найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому собственник квартиры передал ее во владение и пользование Налибиеву А.А. за плату сроком на один год. Данных о том, что Налибиев А.А. выезжал в другую местность на постоянное жительство материалах дела не содержится и судом не получены. Проживание в течение длительного времени на условиях найма жилья в домах, принадлежащих гражданам на праве собственности, является самостоятельным основанием для признания гражданина, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Из представленных в суд уведомления Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, справки отделения по <адрес> филиала ФГУП «Ростехинвентарация - Федеральное БТИ» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, №, справки филиала ГУП «Дагтехинвентаризация» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № справки филиала ГУП «Дагтехинвентаризация» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, справки филиала ГУП «Дагтехинвентаризация» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, справки филиала ГУП «Дагтехинвентаризация» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ б/н видно, что Налибиев А.А. и члены его семьи на праве собственности или по договору социального найма жилых помещений не имеют. С учетом изложенных обстоятельств и ч.1 ст.32 ЖК РСФСР, предусматривавшего сохранение за гражданами права состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до получения жилого помещения, суд считает Налибиев А.А. имел все основания состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента принятии его на учет в центральном аппарате МВД РД. Согласно справке МВД по РД от ДД.ММ.ГГГГ № ДД.ММ.ГГГГ Налибиев А.А. действительно до перевода в Хасавюртовский ГОВД состоял в списках очередности по аппарату МВД по РД с 1983 г., кроме копий списков в архиве Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по РД другая документация не сохранилась. Эти обстоятельства подтвердил допрошенный в судебном заседании по ходатайству представителя ответчика в качестве свидетеля Гусейнов К.Д., секретарь Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по РД. Из послужного списка Налибиева А.А. видно, что заместителем начальника <данные изъяты> Между тем в соответствии со ст.60 ГПК РФ обстоятельства о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и исключение из списка очередников на улучшение жилищных условий могут быть подтверждены только решением уполномоченного законом органа, по решению которого граждане были приняты на учет. Ответчиком допустимых доказательств, подтверждающих снятие Налибиева А.А. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и исключение его из списка очередников на улучшение жилищных условий и получения жилой площади по МВД РД начиная с сентября 1990 г. и в последующие годы, в суд не представлено и судом не исследованы. В силу ч. 2 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Жилые помещения по договорам социального найма таким лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений указанной части. По смыслу названной нормы закона за гражданами, не реализовавшими до ДД.ММ.ГГГГ право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма, данное право сохраняется и после ДД.ММ.ГГГГ Доводы представителя ответчика о том, что Налибиев А.А. перемещался по службе в другие муниципальные образования города Буйнакск, Хасавюрт и в соответствии с п.3 ст.56 ЖК РФ снимается с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, неосновательны и не могут быть приняты судом во внимание. Подпунктом 3 ч.1 ст.56 ЖК РФ предусмотрено, что граждане снимаются с учета с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Местом жительства согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Закон РФ ДД.ММ.ГГГГ № "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" конкретизирует содержание понятия "место жительства" и устанавливает, что местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ. Установлено, что Налибиева А.А. с семьей в течение длительного времени постоянно проживает в г. Махачкала по адресу: <данные изъяты> Доказательства, подтверждающие их выезд на место жительства в другое муниципальное образование, ответчиком в суд не представлены и такими доказательствами суд не располагает. Федеральным законом от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ « О полиции», учитывая особые условия деятельности сотрудников полиции, установлены гарантии их правовой и социальной защиты. Одной из таких гарантий является, предусмотренный ч.1 ст. 44 Закона порядок обеспечения сотрудников милиции жилой площадью. В соответствии с ч.1 данной статьи обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Деятельность структурный подразделений МВД России по учету лиц рядового и начальствующего состава, государственных служащих, работников и пенсионеров органов внутренних дел, а также членов семей сотрудников погибших при исполнении служебного долга, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, и распределению жилых помещений, регулируется Положением о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденным Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23 мая 2003 г. №, в редакции Приказа от 27 июля 2004 г. №. Согласно указанному Положению постановка на учет сотрудников органов внутренних дел и предоставление им жилых помещений по месту расположения соответствующих органов внутренних дел осуществляется жилищно-бытовыми комиссиями. По изложенным основаниям и учитывая, что право истца на обеспечение жилым помещением может быть реализовано им только после восстановления его в списке очередников на получение жилых помещения, суд считает возможным удовлетворить требование истца, возложив на Центральную жилищно-бытовую комиссию МВД по Республике Дагестан обязанность восстановить Налибиева А.А. в списке очередности на улучшение жилищных условий Министерства внутренних дел по Республике Дагестан со дня принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. На основнии изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ Решил: Исковое заявление Налибиева А.А. удовлетворить. Обязать Центральную жилищно-бытовую комиссию Министерства внутренних дел по Республике Дагестан восстановить Налибиева А.А. в списке очередности на улучшение жилищных условий Министерства внутренних дел по Республике Дагестан со дня принятия его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в августе 1983 года. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение 10 дней со дня составления в окончательной формулировке. Председательствующий Решение в окончательной формулировке составлено ДД.ММ.ГГГГ