РЕШЕНИЕ именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело № 2-1497/10 17.06.2010 года г. Махачкала Советский районный суд г. Махачкалы в составе: Председательствующего судьи Абдулгапурова К.А., с участием адвоката Кахриманова А.Р., при секретаре Бабаевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Эседулаева М.Х. к Министерству труда и социального развития РД на неправомерные действия, установил: Эседулаев М.Х. обратился в суд с жалобой на неправомерные действия Министерства труда и социального развития РД выразившиеся в его постановке на учет нуждающихся в жилье под № вместо №. В судебном заседании Эседулаев М.Х. поддержал свою жалобу и сослался на то, что как инвалид <данные изъяты> и остро нуждающийся в жилье ДД.ММ.ГГГГ под № администрацией <адрес> он был включен в список очередников на получение жилья. Постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ Министерство труда и социального развития РД определено уполномоченным органом по обеспечению жильем <данные изъяты>, где в сводном списке нуждающихся он поставлен на учет под №, т.е. в очередности его отодвинули на <данные изъяты>. При этом его не известили и документов, на основании которых совершена эта «операция» ему не показывают. Эти действия ответчика нарушают его, <данные изъяты>, права на жилье и поэтому являются незаконными. При сохранении за ним № жилищная проблема была бы разрешена. В связи, с чем Эседулаев М.Х. просит суд признать неправомерными действия Министерства труда и социального развития РД, выразившиеся в постановке его на учет, нуждающихся в жилье под № и обязать его решить вопрос об обеспечении истца жильем в соответствии с прежним номером 57 в ближайшее время. Представитель Министерства труда и социального развития РД (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) Амирханов М.М. жалобу Эседулаева М.Х. не признал и пояснил суду, что в соответствии с частью 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Согласно пункту 2 Порядка предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до ДД.ММ.ГГГГ инвалидам Великой Отечественной войны и участникам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны и нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до ДД.ММ.ГГГГ инвалидам боевых действий и ветеранам боевых действий, членам семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Порядок) администрации муниципальных районов и городских округов ежегодно, до 1 февраля, представляют в Министерство уточненные списки нуждающихся в улучшении жилищных условий и их учетные дела, оформленные в установленном порядке. В соответствии с пунктом 6 Порядка Министерство в целях предупреждения нецелевого использования проверяет полученные от администраций муниципальных районов и городских округов сведения о нуждающихся в улучшении жилищных условий и их учетные дела и формирует сводный (по республике) список нуждающихся в улучшении жилищных условий. Список формируется в той же хронологической последовательности, в какой нуждающиеся в улучшении жилищных условий граждане были поставлены на учет. Согласно спискам представленным администрацией муниципального образования «<адрес>» М.Х.Эседулаев состоит на учете с ДД.ММ.ГГГГ, в связи, с чем в сформированном Министерством сводном (по республике) списке нуждающихся в улучшении жилищных условий М.Х.Эседулаев значится под №. В соответствии с пунктом 4 Порядка предоставления нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до ДД.ММ.ГГГГ ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, безвозмездной субсидии на приобретение жилья, утвержденным постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ №, Министерством труда и социального развития Республики Дагестан субсидия предоставляется за счет средств федерального бюджета в безналичной форме путем перечисления средств продавцу жилого помещения или застройщику жилья. Получение субсидии является добровольным и носит заявительный характер. Заявление подается лично каждым гражданином, за исключением семей, имеющих детей-инвалидов. Кроме того, субсидия предоставляется в соответствии со списком, сформированным в той же хронологической последовательности, в какой нуждающиеся в улучшении жилищных условий граждане были поставлены на учет. Выделение субсидии указанным категориям граждан Министерством осуществляется строго в хронологической последовательности, в какой граждане поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ администрациями муниципальных районов и городских округов. Кроме того, следует отметить, что постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № постановление Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о форме и порядке предоставления из республиканского бюджета Республики Дагестан мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» на которое ссылается истец признано утратившим силу. С учетом изложенного Министерство труда и социального развития Республики Дагестан просит суд в удовлетворении исковых требований М.Х.Эседулаева отказать. Выслушав объяснения сторон и, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ 1. Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Согласно пункту 2 Порядка предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до ДД.ММ.ГГГГ инвалидам Великой Отечественной войны и участникам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны и нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до ДД.ММ.ГГГГ инвалидам боевых действий и ветеранам боевых действий, членам семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Порядок) администрации муниципальных районов и городских округов ежегодно, до ДД.ММ.ГГГГ, представляют в Министерство уточненные списки нуждающихся в улучшении жилищных условий и их учетные дела, оформленные в установленном порядке. В соответствии с пунктом 6 Порядка Министерство в целях предупреждения нецелевого использования проверяет полученные от администраций муниципальных районов и городских округов сведения о нуждающихся в улучшении жилищных условий и их учетные дела и формирует сводный (по республике) список нуждающихся в улучшении жилищных условий. Список формируется в той же хронологической последовательности, в какой нуждающиеся в улучшении жилищных условий граждане были поставлены на учет. Согласно спискам представленным администрацией муниципального образования «<адрес>» М.Х.Эседулаев состоит на учете с ДД.ММ.ГГГГ, в связи, с чем в сформированном Министерством сводном (по республике) списке нуждающихся в улучшении жилищных условий М.Х.Эседулаев значится под №. То обстоятельство, что заявитель, как инвалид <данные изъяты> и остро нуждающийся в жилье был принят на учет и включен в список очередников в качестве нуждающегося в жилом помещении <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ под № не может служит основанием для изменения его номера 693 в сформированном Министерством сводном (по республике) списке нуждающихся в улучшении жилищных условий на №. На основании указанного свободного списка в порядке очередности эти лица должны получать субсидии для приобретения жилья, получение субсидии является добровольным и носит заявительный характер. В судебном заседании заявитель и его адвокат сослались на то, что Эсудулаев М.Х. отказывается от получения субсидии, поскольку эти суммы не достаточны для приобретения жилья и заявили, что он претендует только на получение жилья. В части первой ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, как следует из части второй названной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями ст. 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ, которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Вместе с тем в п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК) установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди. Граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Жилые помещения по договорам социального найма таким лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом приведенных в данном абзаце положений ч. 2 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации". Таким образом, за гражданами, не реализовавшими до ДД.ММ.ГГГГ право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма, независимо от времени их принятия на учет после указанной даты это право сохраняется. Из ст. 31 Федерального закона N 181-ФЗ следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору. В силу требований ст. 52 ЖК РФ 1. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. 3. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. С учетом требований этой нормы закона заявитель в порядке очередности должен получить жилье по месту принятия на учет в <адрес> в порядке установленной очередности. После отмены Президиумом Верховного суда РД в порядке надзора решения Советского районного суда гор. Махачкалы от ДД.ММ.ГГГГ и определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РД от ДД.ММ.ГГГГ судом у ответчика был истребован уточненный список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и принятых на учет в администрациях муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан до ДД.ММ.ГГГГ (по данным представленным администрациями муниципальных районов и городских округов). Согласно этих списков истец числится в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий под №. Все лица стоящие в очереди перед истцом взяты на учет раньше, чем истец, сводные списки Министерством труда и социального развития РД формируются на основании сводных списков поступающих к ответчику со всех администраций муниципальных районов и городских округов по Республике Дагестан. Находясь в администрации <адрес> в списках нуждающихся в улучшении жилищный условий, как инвалид под № с ДД.ММ.ГГГГ, в сводных списках по всей Республике Дагестан, он никак не может быть включен под этим же №, поскольку изучение истребованного уточненного списка из Министерства труда и социального развития РД показало, что все 798 человек, состоящие в очередности на улучшение жилищных условий были взяты на учет до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до момента взятия истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Поэтому требования заявителя, изложенные в жалобе в части обязании ответчика обеспечить его жильем в соответствии с прежним № 57, судом признаны необоснованными и подлежащими отказу в удовлетворении. Руководствуясь ст.ст. 194 - 199, ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении жалобы Эседулаева М.Х. на неправомерные действия должностных лиц Министерства труда и социального развития РД выразившиеся в его постановке на учет нуждающихся в жилье под № вместо № и обязании решить вопрос об обеспечении жильем отказать. Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня его вынесения в Верховный Суд РД. Судья К. Абдулгапуров