РЕШЕНИЕ Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело № 2-2075/11 13.07.2011г. гор. Махачкала Советский районный суд гор. Махачкалы в составе: председательствующего судьи Абдулгапурова К.А., с участием представителя прокуратуры РД – старшего прокурора отдела по надзору за исполнением законодательства о государственном муниципальном контроле Решетникова С.Н., главного специалиста – эксперта МРИ ФНС России по работе с крупнейшими налогоплательщиками по РД Магомедовой Т.Г., при секретаре Бабаевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление заместителя прокурора Республики Дагестан о признании бездействия Межрайонной инспекции ФНС России по работе с крупнейшими налогоплательщиками по Республике Дагестан, выразившегося в неисполнении требований прокурора и обязании ее исполнить требования прокурора в полном объеме, установил: Заместитель прокурора Республики Дагестан обратился в суд с данным заявлением. В обоснование своих требований указал, что в рамках проверки законности принятия МРИ ФНС России по работе с крупнейшими налогоплательщиками по РД решений о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов направленных оформленных на основании этих решений поручений соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и зачтенных суммах излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов на основании ст.ст. 6, 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратурой Республики Дагестан в Межрайонную инспекцию ФНС России по работе с крупнейшими налогоплательщиками по Республике Дагестан ДД.ММ.ГГГГ направлено письмо с требованием в срок до ДД.ММ.ГГГГ представить в прокуратуру РД информацию за 2010 год о принятых ответчиком решениях по указанным вопросам. Однако Межрайонная инспекция ФНС России по работе с крупнейшими налогоплательщиками по РД, ссылаясь на письмо ФНС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении информации», приказ МНС России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов», на требования, вытекающие из Налогового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 27.07.2006года № 149- ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» отказала в предоставлении запрашиваемой информации. В судебном заседании представитель прокуратуры Республики Дагестан - старший прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства о государственном муниципальном контроле - Решетников С.Н. считал отказ Межрайонной инспекции ФНС России по работе с крупнейшими налогоплательщиками по РД в отказе предоставлении запрашиваемой информации неправомерным, препятствующим осуществлению деятельности прокуратуры. Просил признать бездействие Межрайонной инспекции ФНС России по работе с крупнейшими налогоплательщиками по РД в части непредставления запрашиваемых сведений незаконным, а также обязать руководителя названного органа выполнить упомянутые требования, по основаниям, изложенным в исковом заявлении заместителя прокурора Республики Дагестан. Представитель межрайонной инспекции ФНС России по работе с крупнейшими налогоплательщиками по РД – Магомедова Т.Г. иск не признала и сослалась на то, что в соответствии со статьей 21 Федерального закона № «О прокуратуре Российской Федерации», на органы прокуратуры возложены функции надзора по соблюдению Конституции Российской Федерации и исполнению законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти. Ненормативно правовые акты ФНС Российской Федерации не относятся к документам, подведомственными контролю органов прокуратуры в связи с тем, что приняты для внутреннего руководства в работе для работников ФНС РФ и не регулируются Федеральным законодательством о налогах и сборах В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона № при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (в данном случае ФНС РФ). Сведения и материалы, отнесенные законодательством Российской Федерации к конфиденциальной информации, предоставляются налоговыми органами органам прокуратуры при строгом соблюдении Федерального закона № «О прокуратуре Российской Федерации», Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27.07.2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ), Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов, утвержденного Приказом МНС России от ДД.ММ.ГГГГ № (зарегистрирован в Минюсте России от ДД.ММ.ГГГГ №). В соответствии с требованиями, изложенными в письме ФНС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О представлении информации», проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. Запросы органов прокуратуры о представлении информации в отношении определенной категории налогоплательщиков, не связанных непосредственно с проверкой или иным процессуальным действием органа прокуратуры, налоговый орган самостоятельно определяет: в какой части запрашиваемая информация является конфиденциальной, а также оценить объем запрашиваемой информации и при необходимости согласовать и уточнить показатели (их перечень), масштаб выборки, сроки представления информации или предложить свой формат сведений в целях актуализации процесса сбора и обработки информации и недопущения необоснованного отвлечения трудовых ресурсов, которое может дестабилизировать работу налогового органа. Порядок доступа к информации налоговых органов, составляющей налоговую тайну, установлен Приказом МНС России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов». В соответствии с пунктами 6, 7 Порядка основанием для рассмотрения запроса в налоговом органе является ссылка на положение федерального закона, устанавливающего право пользователя на получение конфиденциальной информации. Обоснованием (мотивом) запроса является конкретная цель, связанная с исполнением пользователем определенных федеральным законом обязанностей, для достижения которой ему необходимо использовать запрашиваемую конфиденциальную информацию (например, находящееся в производстве суда, правоохранительного органа дело с указанием его номера; проведение правоохранительным органом оперативно-розыскных мероприятий или проверки по поступившей в этот орган информации с указанием даты и номера документа, на основании которого проводится оперативно-розыскное мероприятие или проверка информации). Согласно пунктам 11-12 Порядка запросы по форме и содержанию не отвечающие требованиям Порядка, исполнению не подлежат, не допускается предоставление налоговыми органами баз, банков данных, архивов, списков налогоплательщиков и работников налоговых органов, содержащих конфиденциальную информацию, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, или соглашением об информационном обмене между пользователем и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, заключенным в соответствии с федеральным законом. Запрос органа прокуратуры должен содержать обоснование конкретной цели получения информации от налогового органа, определенной предметом надзора и полномочиями прокурора в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации». Учитывая изложенное, запросы органов прокуратуры об истребовании сведений и материалов, отнесенных законодательством Российской Федерации к конфиденциальной информации, не содержащие соответствующего законодательству Российской Федерации обоснования налоговыми органами не исполняются, как не соответствующие Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации», Налоговому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ№ 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Порядку доступа к конфиденциальной информации налоговых органов, утвержденному Приказом МНС России от ДД.ММ.ГГГГ №. С учетом этих обстоятельств дела представитель ответчика – Магомедова Т.Г. считает действия Межрайонной инспекции ФНС России по работе с крупнейшими налогоплательщиками по РД законными, а требования зам. прокурора Республики Дагестан подлежащими отказу в удовлетворении. Выслушав объяснения сторон и изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ 1. Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. 2. Заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями 24 - 27 настоящего Кодекса. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются. Из материалов дела усматривается, что в соответствии с заданием прокуратуры РД о проверке законности принятия МРИ ФНС России по работе с крупнейшими налогоплательщиками по РД решений о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов прокуратурой РД проводилась проверка. В этой связи со ссылкой на ст.ст. 6, 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № ответчику направлен запрос от ДД.ММ.ГГГГ, в котором содержалось требование о предоставлении информации за 2010год о принятых ответчиком решениях по указанным вопросам в срок до ДД.ММ.ГГГГ Информацию было предложено представить по суммам свыше 100тыс. руб. в разрезе каждого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, а также дат выявления факта переплаты, принятия решения о возврате (зачете) и направления в органы казначейства поручения. Посчитав указанный запрос незаконным, ответчик отказал прокуратуре РД в предоставлении запрашиваемой информации по указанным в их отзыве от ДД.ММ.ГГГГ основаниям. Эти действия Межрайонной инспекции ФНС Росси по работе с крупнейшими налогоплательщиками по РД судом признаны необоснованными и противоречащими действующему законодательству по следующим основаниям. Согласно статье 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ № прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В соответствии с положениями части 1 статьи 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Частью 1 статьи 22 указанного Федерального закона установлено, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов. Признавая незаконным требование прокуратуры Республики Дагестан о предоставлении запрашиваемой информации за 20110год о принятых решениях о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направленных оформленных на основании этих решений поручений соответствующим территориальным органом Федерального казначейства для исполнения и зачтенных суммах излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, ответчик в ходе судебного заседания и в своих возражениях на иск сослался на Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации», Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 27.07.2006г.№ 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов, утвержденного Приказом МНС России от ДД.ММ.ГГГГ № Однако доводы ответчика в той части, что порядок доступа к информации налоговых органов, составляющей налоговую тайну установлен Приказом МНС России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов», что они в своей работе должны руководствоваться указанным Приказом МНС России и по этим основаниям правомерно отказали в предоставлении запрашиваемой информации судом признаны противоречащими действующему законодательству. В соответствии со статьей 32 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" от ДД.ММ.ГГГГ № надзор за соблюдением законодательства при обеспечении защиты государственной тайны и законностью принимаемых при этом решений осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры. Названная норма материального закона не учтена ответчиком при исполнении запроса прокуратуры РД о предоставлении запрашиваемой информации. В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Согласно статье 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц, указанных в данном Федеральном законе органов, представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений. В силу требований пункта 2 статьи 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, в том числе и налоговыми органами. Из пункта 3 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» следует, что надзор за законностью правовых актов, издаваемых федеральными органами исполнительной власти, законодательными (представительными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами, осуществлять независимо от поступления информации о нарушениях законности. Между тем, несмотря на правовую аргументацию и обоснование запроса, требования прокуратуры республики ответчиком не исполнены. Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, возложен на органы прокуратуры. Неисполнение законных требований прокурора препятствует осуществлению прокурорского надзора и снижает его эффективность, в результате чего затрагиваются интересы Российской Федерации на обеспечение в государстве режима законности, от имени которой осуществляется прокурорский надзор. В силу требований ст. 258 ГПК РФ 1. Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. 2. Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу. Изложенные обстоятельства свидетельствуют об обоснованности заявленных зам. прокурора Республики Дагестан требований и необходимости их удовлетворения. Руководствуясь ст.ст. 254- 258 ГПК РФ, суд решил: Признать бездействие Межрайонной инспекции ФНС России по работе с крупнейшими налогоплательщиками по Республике Дагестан, выразившегося в неисполнении требований прокурора по представлению запрашиваемых сведений, незаконным. Обязать Межрайонную инспекцию ФНС России по работе с крупнейшими налогоплательщиками по Республике Дагестан исполнить требования прокурора в полном объеме, направив в прокуратуру Республики Дагестан информацию за ДД.ММ.ГГГГ. о принятых решениях о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направленных оформленных на основании этих решений поручений соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и зачтенных суммах, излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов. Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение 10-ти суток со дня вынесения. Судья К. Абдулгапуров