Дело № 2-1041/11 Р Е Ш Е Н И Е 24.03.2011г. гор. Махачкала Советский суд г. Махачкала РД в составе: председательствующего Абдулгапурова К.А., при секретаре Бабаевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Хайбулаева Х.Х. к Министерству здравоохранения и социального развития РФ, Министерству труда и социального развития. РД и управлению социальной защиты населения в Шамильском районе РД, установил: Хайбулаев Х.Х. обратился в суд с иском к Минздравсоцразвития России, Министерству труда и социального развития РД и управлению социальной защиты населения в <адрес> РД об обязании министерства труда и социального развития Республики Дагестан устранить в полном объеме допущенное ими нарушение его права на льготное получение автотранспортного средства, восстановить его в очередности на получение автотранспортного средства или выплатить компенсацию в размере стоимости такого автомобиля, а также о компенсации морального вреда, в размере 500000 (пятьсот тысяч) рублей. В судебном заседании представитель истца по доверенности – Хайбулаев Х.Р. поддержал иск своего доверителя и сослался на то, что его сын Хайбулаев Х.Х. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом с детства с первой группой инвалидности, с диагнозом ДЦП и ограничением трудоспособности третьей степени. У него не работают нижние конечности, и он не может самостоятельно передвигаться и нуждается в постоянном постороннем уходе. Статья.30 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет, что инвалиды, имеющие соответствующие медицинские показания, обеспечиваются автотранспортными средствами бесплатно или на льготных условиях. Дети - инвалиды, достигшие пятилетнего возраста и страдающие нарушением функций опорно - двигательного аппарата, обеспечиваются автотранспортными средствами на тех же условиях с правом управления этими транспортными средствами взрослыми членами семьи. В соответствии со статьей 30 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» он имеет право на получение автотранспортного средства на льготных условиях, так как является инвалидом с детства первой группы, страдает нарушением функций опорно-двигательного аппарата, и он как его отец имеет водительское удостоверение с соответствующей категорией для вождения автомобиля. Указанный Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. По причине того, что он не мог самостоятельно передвигаться, и обслуживать себя, он не имеет возможности хоть как то реализовать свои права, предоставленные ему Конституцией РФ, такие как право на свободное передвижение, образование и т.д., не имеет возможности получить профессию, трудиться и принести какую – либо пользу своей семье и близким и в возрасте 24 лет находится на иждивении своих родителей, что причиняет ему не малые неудобства и моральные страдания. Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, и соответствующие средства на обеспечение инвалидов автотранспортом заложены в бюджете страны. С целью реализации предоставленного ему законом права на бесплатное получение автотранспортного средства истец состоял в очереди на получение транспорта в органах социальной защиты населения <адрес> и по непонятным ему причинам был снят с очередности в ДД.ММ.ГГГГ, о чем ему стало известно только в ДД.ММ.ГГГГ, после того как его отец обратился в органы социальной защиты населения, с просьбой объяснить причину того, почему задерживается выделение автомобиля или выдача компенсации. Так как к тому времени многие инвалиды, состоявшие в очереди с ним, уже получили денежные компенсации в размере стоимости автомобиля. В ДД.ММ.ГГГГ он обратился в министерство труда и социального развития РД с просьбой восстановить сына в очередности на получение автотранспорта на льготных условиях. На что, письмом от ДД.ММ.ГГГГ, министерство труда и социального развития РД уведомило истца о необходимости представить документы, подтверждающие факт наличия у него медицинских показаний для обеспечения автотранспортом, с целью рассмотрения обстоятельств снятия его с очередности в ДД.ММ.ГГГГ и повторного постановления на очередь. После получения этого письма, он направил в адрес министерства труда и социального развития РД запрашиваемые ими документы – справку ВТЭК о признании его инвалидом с детства первой группы с ограничением трудоспособности третьей степени бессрочно, справку к акту освидетельствования во МСЭК по определению медицинских показаний на обеспечение транспортными средствами с ручным управлением со сроком действия до 2010 года, водительское удостоверение Хайбулаева Х.Р. Однако, несмотря на это, письмом от ДД.ММ.ГГГГ, министерство труда и социального развития РД сообщило ему, что в соответствии со статьей 1 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». При этом, согласно статье 30 указанного закона дети-инвалиды, достигшие пятилетнего возраста и страдающие нарушением опорно-двигательного аппарата, обеспечивались автотранспортными средствами с правом управления взрослыми членами семьи. В связи с тем, что к категории ребенок инвалид при достижении восемнадцатилетнего возраста он уже не относится ему необходимо пройти переосвидетельствование на определение медицинских показаний на получение транспортного средства в бюро медико-социальной экспертизы по месту жительства и представить необходимые документы в министерство. И поскольку, по утверждению ответчика, в министерство необходимые документы представлены не были, он был удален из списка получателей транспортного средства. Указанные факты считает недостаточными основаниями для того, что бы лишить его права на получение транспортного средства, предоставленного ему Законом. В письме от ДД.ММ.ГГГГ указанно, что истец был снят с очередности в ДД.ММ.ГГГГ, тогда как в ДД.ММ.ГГГГ ему было только <данные изъяты>, а исполнилось <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, в соответствии с положениями ФЗ от 22.08.2004 года N 122-ФЗ - ст. 30 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» утратила силу, то есть еще до достижения им <данные изъяты>. А Минтруда РД извещает его о том, что он был снят с очередности по причине достижения <данные изъяты> возраста и необходимости переосвидетельствоваться, тогда как ст.30 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» к тому времени уже утратила силу. Более того, ст.2 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» раскрывает понятие социальной защиты инвалидов. Так социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Истец является инвалидом с раннего детства, и по этой причине не мог получить соответствующего профессионального образования, что влечет незнание многих своих прав и обязанностей. Такое же положение и у большинства детей инвалидов. Поэтому законодатель указывает в вышеназванной статье, что социальная защита инвалидов – это система гарантированных государством правовых мер поддержки. Что Минтруда и органы социальной защиты населения не исполняют. Откуда он может знать, о необходимости переосвидетельствоваться и, какие могут поступить правовые последствия, если ему не разъясняют права и обязанности, если его вовремя не извещают о необходимости осуществления тех или иных действий. Если он действительно был снят с очередности по причине достижения <данные изъяты>, и ему необходимо было переосвидетельствоваться, то необходимо было поставить в известность, так как это касается непосредственно истца и этим решением ограничиваются его права. А орган социальной защиты населения самовольно снял его с очередности, даже не известив истца об этом, ему об этом стало известно случайно, только по истечении 6 лет в 2009 году. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 685 "О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов" Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемые: Правила предоставления легковых автомобилей за счет средств федерального бюджета отдельным категориям инвалидов, которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями; Правила выплаты единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета отдельным категориям инвалидов, которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями. Считает, что его незаконно сняли с учета в органах социальной защиты населения для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями и в соответствии с указанными выше положениями Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 685 он должен быть восстановлен в очередности и обеспечен положенными ему социальными гарантиями. Так как 22 августа 2004 года, когда в соответствии с ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ ст.30 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» утратила силу, и соответственно прекратились все правовые последствия этой статьи, ему еще не исполнилось 18 лет, и он не должен был проходить переосвидетельствование, или выполнять какие – либо еще действия связанные с нормами статьи, утратившей силу. В связи, с чем представитель истца по изложенным им основаниям просит суд удовлетворить исковые требования его доверителя. Представитель ответчика в суд не явился, хотя своевременно и надлежащим образом был извещен о времени и месте проведения судебного заседания. Просит суд рассмотреть дело без его участия. Вместе с тем ответчиком - Министерством труда и социального развития РД направлено в суд возражение на исковое заявление Хайбулаева Х.Х. нижеизложенного содержания. Минтруда РД рассмотрело исковое заявление Хайбулаева Х.Х. о восстановлении его в очередности на получение автотранспортного средства или компенсации в размере стоимости такого автомобиля и считает его необоснованным и подлежащим отклонению. В соответствии с действовавшей до 01 января 2005 года нормой ст.30 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалиды, в том числе дети – инвалиды, достигшие пятилетнего возраста, имевшие соответствующие медицинские показания, обеспечивались транспортными средствами в качестве средства реабилитации бесплатно или на льготных условиях. Освидетельствование инвалидов на предмет наличия медицинских показаний и отсутствия противопоказаний к вождению автотранспорта. В соответствии с заявлением и представленными в Минтруда РД документами ребенок инвалид Хайбулаев Х.Х. (дата рождения ДД.ММ.ГГГГ), имевший в соответствии с выпиской из акта освидетельствования бюро медико-социальной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ №, медицинские показания для обеспечения автотранспортом на льготных условиях, был включен в список инвалидов имеющих право на обеспечение автотранспортом на льготных условиях. При этом согласно представленной справке об инвалидности № от ДД.ММ.ГГГГ Хайбулаеву Х.Х., инвалидность была установлена до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до достижения им 18 летнего возраста. Учитывая, что по достижении 18 лет Хайбулаев Х.Х. утрачивал право на обеспечение автотранспортом на льготных условиях с правом вождения взрослыми членами семьи и мог претендовать на получение автотранспорта только при отсутствии медицинских противопоказаний к вождению автотранспорта, ему необходимо было пройти переосвидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы и представить в Минтруда заключение бюро МСЭ о наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для получения автотранспорта. В то же время, Хайбулаевым Х.Х. указанные документы не были представлены в Минтруда РД и с ДД.ММ.ГГГГ он был исключен из списка очередников – получателей автотранспорта. В соответствии с абзацем два пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» суду следует также устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора. Истцом не представлено доказательств о получении им морального вреда. С учетом изложенного, Минтруда РД просит в удовлетворении искового заявления Хайбулаева Х.Х. отказать. Выслушав объяснении представителя истца, и исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Хайбулаева Х.Х. подлежащими удовлетворению частично, а доводы, указанные в возражении ответчика частично не соответствующими фактическим обстоятельствам дела и противоречащими нормам законодательства по следующим основаниям. Согласно ксерокопии письма от ДД.ММ.ГГГГ, Хайбулаев Х.Х. был снят с очередности в ДД.ММ.ГГГГ, тогда как в ДД.ММ.ГГГГ ему было только <данные изъяты>, а исполнилось <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ. А в возражении от ДД.ММ.ГГГГ Минтруда РД указывает на то, что Хайбулаев Х.Х. был снят с очередности ДД.ММ.ГГГГ по причине того, что до ДД.ММ.ГГГГ не прошел переосвидетельствование, тогда как Хайбулаеву Х.Х. <данные изъяты> исполняется не ДД.ММ.ГГГГ, а ДД.ММ.ГГГГ, что можно определить путем арифметических действий. Кроме того, 22 августа 2004 года, в соответствии с ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ, ст.30 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» утратила силу, т.е. еще до достижения истцом <данные изъяты>. Вместе с тем, срок выписки из акта освидетельствования бюро медико-социальной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ № истекает в ДД.ММ.ГГГГ и при необходимости переосвидетельствования, ответчик должен был известить об этом истца, и своевременно способствовать совершению такого освидетельствования. Истец Хайбулаев Х.Х. является инвалидом с детства с диагнозом ДЦП (детский цевибральный паралич), который на сегодняшний день не лечится. И при достижении <данные изъяты> возраста истец не перестает быть инвалидом. А способствование в реализации инвалидом соответствующих освидетельствований и переосвидетельствований является прямой обязанностью органов социальной защиты населения, указанной в ст.2 ФЗ «О социальной защите населения». Указанные меры социальной поддержки инвалидов являются обязательствами взятыми на себя государством, а органы социальной защиты населения являются проводниками этих обязательств, призванными обслуживать инвалидов в этой части. Далее, в соответствии с положениями ФЗ от 22.08.2004 года N 122-ФЗ - ст. 30 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» утратила силу, то есть еще до достижения истцом 18 лет. А Минтруда РД извещает истца о том, что он был снят с очередности по причине достижения 18 летнего возраста и необходимости переосвидетельствоваться, тогда как ст.30 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» к тому времени уже утратила силу. Так как 22 августа 2004 года, в соответствии с ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ, ст.30 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» утратила силу, и соответственно прекратились все правовые последствия этой статьи, истцу еще не исполнилось <данные изъяты>, и он не должен был проходить переосвидетельствование, или выполнять какие – либо еще действия связанные с нормами статьи, утратившей силу. Следовательно, истец Хайбулаев Х.Х. не успел воспользоваться правом, предоставленным ему ст. 30 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», необоснованно был снят с очередности и соответственно подпадает под действие Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 685 "О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов". Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 685 определяет, что в связи с празднованием 63-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов и в целях выполнения обязательств государства в отношении отдельных категорий граждан постановлено: 1. Правительству Российской Федерации осуществить следующие меры по выполнению обязательств государства перед проживающими на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации, которые на ДД.ММ.ГГГГ состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями: а) в 2008 году - обеспечить инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов боевых действий, участников Великой Отечественной войны из числа лиц, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, инвалидов из числа бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, бесплатно легковыми автомобилями или выплатить им единовременную денежную компенсацию в размере 100 тыс. рублей; б) в 2009 году - обеспечить граждан, ставших инвалидами вследствие воздействия радиации, а также инвалидов из числа реабилитированных лиц бесплатно легковыми автомобилями или выплатить им единовременную денежную компенсацию в размере 100 тыс. рублей, а инвалидам вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, инвалидам с детства и детям-инвалидам взамен предоставления легкового автомобиля выплатить единовременную денежную компенсацию в размере 100 тыс. рублей. 2. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации сформировать списки граждан, имеющих право на получение легкового автомобиля или единовременной денежной компенсации в соответствии с пунктом 1 настоящего Указа. 3. Установить, что граждане, получившие легковой автомобиль или единовременную денежную компенсацию в соответствии с настоящим Указом, подлежат снятию органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации с учета для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях. 4. Правительству Российской Федерации: а) внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающий внесение соответствующих изменений в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ"; б) предусмотреть в проекте Федерального закона "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ" бюджетные ассигнования, необходимые для реализации настоящего Указа; в) определить порядок обеспечения легковыми автомобилями и выплаты единовременной денежной компенсации в соответствии с настоящим Указом. 5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания. Также ст.2 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» раскрывает понятие социальной защиты инвалидов. Так социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Исходя из положений указанных правовых актов, регулирующих в настоящее время вопросы обеспечения инвалидов, у которых право на получение транспортного средства возникло до ДД.ММ.ГГГГ, одним из основных условий для предоставления инвалиду транспортного средства бесплатно или на льготных условиях является факт его постановки на соответствующий учет в органах социальной защиты населения субъекта РФ на ДД.ММ.ГГГГ Истец является инвалидом с раннего детства, и по этой причине не мог получить соответствующего профессионального образования, что влечет незнание многих своих прав и обязанностей. Законодатель прямо указывает в вышеназванной статье, что социальная защита инвалидов – это система гарантированных государством правовых мер поддержки. Что Минтруда и органы социальной защиты населения не исполняют. Истец может не знать, о необходимости переосвидетельствоваться и какие могут поступить правовые последствия, если ему не разъясняют права и обязанности, если его вовремя не извещают о необходимости осуществления тех или иных действий, без его ведома, принимают решение о снятии с очередности, лишая истца тем самым права на судебное обжалование решения и защиту своих законных прав и интересов иными не запрещенными законом способами. Судом было установлено, что Хайбулаев Х.Х. состоял на учете как очередник для получения автотранспорта на льготных условиях, а снятие его с учета осуществлено незаконно. Из всего вышеизложенного вывод суда о том, что истец Хайбулаев Х.Х. был необоснованно снят с очередности на получение автотранспорта или компенсационных выплат и должен быть восстановлен в указанных правах. Следовательно, решение Минтруда РД о снятии Хайбулаева Х.Х. с очередности на получение автотранспорта или компенсации суд считает не законным и подлежащим отмене. В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (ст.67 ГПК РФ). Суд основывает свое решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (ст. 195 ГПК РФ). Истцом в суд не представлены доказательства в подтверждении факта причинения ему противоправными действиями ответчика физических или нравственных страданий, поэтому его требования о компенсации морального вреда в размере 500000 (пятьсот тысяч) рублей судом признаны необоснованными. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Хайбулаева Х.Х. удовлетворить частично. Обязать Министерство труда и социального развития РД отменить свое решение о снятии с очередности на получение автотранспорта или денежной компенсации Хайбулаева Х.Х. и восстановить его в списке очередников на получение компенсации, предусмотренной положениями Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 685, то есть в размере 100000 (сто тысяч) рублей. Сумму указанной денежной компенсации индексировать в соответствии с ростом инфляции начиная с 2009 года. В удовлетворении требований о взыскании морального вреда в размере 500000 (пятьсот тысяч) отказать. Судья К.Абдулгапуров