на неправомерные действия должностых лиц



Дело РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Махачкала 30 июня 2011 года

Судья Советского районного суда гор. Махачкалы Гасанов Ш.О., с участием истца Мухтарова М.Г. представителя администрации г.Махачкала Магомедовой М.А., представителя Правительства РД Курбаналиева Ю.М., при секретаре Ибрагимовой Д.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Мухтарова М.Г. к администрации г.Махачкала о признании незаконными действий должностных лиц,

УСТАНОВИЛ:

Мухтаров М.Г. обратился в суд с иском к администрации г. Махачкалы о признании незаконными действий должностных лиц, выразившихся в отказе включить его в списки граждан участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2002-2010 годы, и обязании ответчика предоставить ему жилищный сертификат в части недостающих 39 кв.м.

Иск мотивирован тем, что он проживает с семьей в приватизированной квартире общей площадью 66,3 кв.м., жилой площадью 41,8 кв.м.

Данная 3-х комнатная квартира получена его супругой в 1991 году от МВД РД (с 1980 года по настоящее время она работает участковой медицинской сестрой в МСЧ МВД РД).

Семья Мухтарова М.Г. состоит из пяти человек. Все проживают в данной квартире.

С ДД.ММ.ГГГГ истец принят на учет для улучшения жилищных условий в список многодетных семей в администрации Кировского района г. Махачкалы, о чем имеется выписка из протокола общественной жилищной комиссии о принятии на учет граждан района для улучшения жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ.

В 2009 году Мухтаров М.Г. обратился с письменным заявлением в администрацию Кировского района г. Махачкалы с просьбой о включении его в списки граждан участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2002-2010 годы.

В ответе главы администрации Кировского района г. Махачкалы истцу было сообщено, что согласно постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы имеют право на участие в этой программе граждане, уволенные из органов внутренних дел РФ до ДД.ММ.ГГГГ, а Мухтаров М.Г. из органов внутренних дел не уволен.

В августе 2010 года истец обратился с заявлением в администрацию г. Махачкалы в Отдел по учету, распределению, приватизации, обмену жилой площади, где получил ответ, что в подпрограмме имеют право на участие граждане, уволенные с военной службы до ДД.ММ.ГГГГ и вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ. Он уволен из органов внутренних дел ДД.ММ.ГГГГ, более того он обеспечен жилой площадью, в связи с чем просьба не удовлетворена.

Решение администрации Кировского района г. Махачкалы об отказе включения истца в списки граждан участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2002-2010 годы является незаконным также и потому, что согласно Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается по 18 кв.м. на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более (п. 16). Семья истца состоит из пяти человек. Площадь жилья, которую занимает его семья, ниже нормы, установленной законом, в связи с чем он и встал на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Таким образом, ссылка ответчика на то, что он обеспечен жильем, не состоятельна.

В судебном заседании Мухтаров М.Г. требования по изложенным в иске основаниям поддержал и просил их удовлетворить.

Представитель администрации г.Махачкалы по доверенности Магомедова М.А. иск не признала, просила в иске отказать указывая, что Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ предусматривается, что для участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» граждане, указанные в п. 5 Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявление (рапорт) об участии в подпрограмме.

Органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с п. 19 Правил. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы.

В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.

В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.

Орган местного самоуправления формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта РФ на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, на планируемый год, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы.

Согласно дополнению от ДД.ММ.ГГГГ к вышеуказанному постановлению Правительства от ДД.ММ.ГГГГ истец может получить недостающую жилую площадь к имеющейся квартире за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета. Также согласно данному закону с ДД.ММ.ГГГГ военнослужащим, нуждающимся в улучшении жилищных условий не будут выдаваться жилищные сертификаты.

Таким образом, роль органов местного самоуправления заключается в ведении установленного законом учета лиц, имеющих право на участие в указанной подпрограмме, а также предоставлении сведений об указанных лицах в уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ.

Как сотрудник органов внутренних дел, прослуживший более 10 лет и уволившийся со службы по причине болезни, вставший на жилищный учет до ДД.ММ.ГГГГ, истец имеет право на участие в данной подпрограмме. Однако предоставление истцу, как лицу имеющему право на улучшение жилищных условий, жилого помещения либо единовременной выплаты на его приобретение или строительство осуществляется органами государственной власти субъектов РФ за счет субвенций из федерального бюджета.

Привлеченный по делу в качестве соответчика представитель Правительства Республики Дагестан Курбаналиев Ю.М. иск не признал и представил возражения на иск, где указывает, что Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", которые регламентируют организацию работы по выдаче гражданам государственных жилищных сертификатов.

Согласно п. 5 Правил на получение сертификата имеют право сотрудники органов внутренних дел, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, которые признаны в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).

В первую очередь сертификаты предоставляются гражданам, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и признанным в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).

Основаниями для признания граждан не имеющими жилых помещений являются: отсутствие жилых помещений для постоянного проживания; проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания; проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания. При этом граждане - участники подпрограммы приобретают право на получение сертификата за год до увольнения со службы. В общую продолжительность службы включается суммарная продолжительность службы в подразделениях органов внутренних дел, содержащихся за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с п. 17 Правил применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина - участника подпрограммы.

Согласно указанному постановлению от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, на планируемый год по форме согласно приложению , утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).

Таким образом, если гражданин, обратившийся с заявлением об участии в подпрограмме «Государственные жилищные сертификаты» на 2002-2010гг. не был включен в списки лиц, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, то вопрос о формировании сводного списка граждан, изъявивших желание получить сертификат на планируемый год по форме согласно приложению , а также его утверждение и представление государственному заказчику подпрограммы Правительством РД не рассматривается.

Исследовав представленные материалы дела, выслушав доводы сторон, суд находит исковые требования подлежащими отклонению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Как следует из заявления Мухтарова М.Г., обратился с требованиями о признании незаконными действий должностных лиц, администрации г.Махачкалы выразившихся в отказе включить его в списки граждан участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты».

Порядок выдачи государственных жилищных сертификатов определен постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах реализации программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы».

Согласно данному подзаконному акту государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии) для приобретения жилого помещения.

Предусматривается, что для участия в подпрограмме граждане, указанные в п. 5 Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий заявление (рапорт) об участии в подпрограмме.

Органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с п. 19 Правил. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы.

В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.

В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.

Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в п. 5 Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта РФ.

Орган исполнительной власти субъекта РФ на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, на планируемый год по форме согласно приложению , утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы.

В соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Истец имеет жилье, состоит на учете на улучшение жилищных условий. Подпрограмма «Государственные жилищные сертификаты» на 2002-2010 годы не функционирует, соответственно правовых оснований для удовлетворения данных требований не имеются.

На основании изложенного, руководствуясь со ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске Мухтарова М.Г. к администрации г.Махачкала о признании незаконными действий должностных лиц, отказать.

Мотивированное решение составлено 05 июля 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий Гасанов Ш.О.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200