о признании права на получение безвозмездной субсидии



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Махачкала 15 июня 2011 года

Судья Советского районного суда гор. Махачкалы Гасанов Ш.О., при секретаре Ибрагимовой Д.М. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Юзбекова В.И. интересах Малаев А.Ш. к Министерству образования и науки РД, Администрации городского округа «город Каспийск» и ГУ «Дирекция молодежных жилищно-строительных программ» о признании бездействий незаконным, признании право на получение безвозмездной субсидии и взыскания 520695 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Юзбеков В.И. в интересах Малаева А.Ш. обратился в суд с иском к Министерству образования и науки РД, Администрации городского округа «город «Каспийск» и ГУ «Дирекция молодежных жилищно-строительных программ» о признании незаконным бездействие Администрации городского округа «город Каспийск» в части несвоевременного представления Малаев А.Ш. в качестве участника Республиканской Целевой Программы «Обеспечение жильём молодых семей в Республике Дагестан на 2003-2010 годы» в Министерство образования и науки РД; признании Малаев А.Ш. участником Республиканской Целевой Программы «Обеспечение жильём молодых семей в Республике Дагестан на 2003-2010 годы» с ДД.ММ.ГГГГ; признании право получения безвозмездной субсидии молодой семьёй при рождении каждого ребенка за Малаевым А.Ш.; взыскании с Министерства образования и науки РД денежную сумму в размере 520695 рублей в качестве безвозмездной субсидии при рождении каждого ребенка.

В обоснование своего иска указывает, что в 2004 году Малаевым А.Ш. было подано заявление в Администрацию города Каспийск, о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и о рассмотрении его участия в Республиканской Целевой Программе «Обеспечение жильём молодых семей в Республике Дагестан на 2003-2010 годы».

Постановлением Администрации города Каспийск от ДД.ММ.ГГГГ Малаев А.Ш. принят на учет в общегородскую очередность лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий под номером 22, так же принят в список учета молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий под номером 5.

С ДД.ММ.ГГГГ Малаев А.Ш. признан участником Республиканской Целевой Программы «Обеспечение жильём молодых семей в РД на 2003-2010 годы» утвержденной Постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ .

В октябре 2006 года ГУ «Дирекция молодёжных жилищно-строительных программ» уведомила Малаева А.Ш. о возможности приобретения строящегося жилья и 31 октября Малаев А.Ш., как участник программы подал заявление о заключении договора на приобретение квартиры.

ДД.ММ.ГГГГ между Малаевым А.Ш. и ГУ «Дирекция молодёжных жилищно-строительных программ», был заключен договор на право приобретения части строящегося жилого дома по <адрес> городе Каспийск и получения в собственность части жилого дома в виде трёхкомнатной квартиры общей площадью 68,3 кв.м.

С момента признания Малаева А.Ш. участником программы (с ДД.ММ.ГГГГ) и до момента прекращения действия РЦП «Обеспечение жильём молодых семей в РД на 2003-2010 годы» (до ДД.ММ.ГГГГ) истец обзавелся двумя детьми.

Малаев А.Ш. обращался в Министерство образования, науки и молодежной политики РД за предоставлением субсидий предусмотренных программой в случае рождения ребенка, где ему было отказано со ссылкой на то, что первенец Малаева А.Ш. родился до признания его участником программы.

Данное положение не соответствует действительности и противоречит Положению о порядке и условиях участия молодых семей в РЦП. По поводу субсидий на второго сына Малаева А.Ш. Минобразования мотивировало отказ тем, что Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ отменено действие Постановления Правителства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, хотя Малаев А.Ш. является участником Республиканской Целевой Программы «Обеспечение жильём молодых семей в Республике Дагестан на 2003-2010 годы» действие которой отменено только с ДД.ММ.ГГГГ.

Республиканской Целевой Программой утвержденной Постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ предусматривалось предоставление безвозмездных субсидий молодым семьям при рождении каждого ребенка. Субсидия предоставлялась при рождении каждого ребенка в размере стоимости 18 кв.м. от общей площади приобретенного (построенного, строящегося) жилья. Данный документ утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с изданием Постановления Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ .

Стоимость приобретенного жилья в соответствии с договором составляет 987874,12 руб., стоимость одного квадратного метра составляет 14463,75 руб. Стоимость 18 квадратных метров составляет 260347,5 руб. итого за двоих детей 520695 рублей.

В судебном заседании Юзбеков В.И. и Малаев Ш. требования по изложенным в иске основаниям поддержали и просили удовлетворить.

Представитель Администрации городского округа «город Каспийск» извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом на судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не известил.

Представитель Министерства образования и науки РД, ГУ «Дирекция молодежных жилищно-строительных программ» и Комитета по молодежной политике Республики Дагестан Шейхов Ш.А. иск не признал и показал, что истец обратился в Министерство образования и науки о предоставлении субсидии лишь в апреле 2008 года, тогда как, постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2001-2010 годы, которое предусматривало предоставлении субсидии при рождении (усыновлении) ребенка, признано утратившим силу с ДД.ММ.ГГГГ, то есть истец обращался за получением субсидии после того, как нормативный акт, предусматривающий предоставлении субсидии, утратил силу.

Так же незаконна ссылка истца на постановление Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ, так как оно вынесено во исполнение постановления Правительства РФ , которое, утратило силу ДД.ММ.ГГГГ, тогда как договор между истцом и ГУ «Дирекция молодежных жилищно-строительных программ» заключено в декабре 2006 года. Постановление Правительства РД не может служить основанием для предоставления субсидии из средств федерального бюджета, если федеральное законодательство не предусматривает этого. ГУ «Дирекция молодежных жилищно-строительных программ» не имеет Положение, а руководствуется Уставом. Просит в иске отказать.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит, что иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Решением Советского районного суда г. Махачкалы от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Юзбекова В.И. в интересах Малаева А.Ш. удовлетворены частично. Малаев А.Ш. признан участником Республиканской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в РД на 2003-2010 годы» с ДД.ММ.ГГГГ. Также за Малаевым А.Ш. признано право получения безвозмездной субсидии при рождении каждого ребенка. В остальной части иска отказано.

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РД от ДД.ММ.ГГГГ решение от ДД.ММ.ГГГГ в части признания за Малаевым А.Ш. права на получение безвозмездной субсидии при рождении каждого ребенка отменено, и дело в этой части направлено на новое рассмотрение. Также из решения в части признания Малаева А.Ш. участником программы исключены слова «с ДД.ММ.ГГГГ». В остальной части решение суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.

Как следует из материалов дела Малаев А.Ш. является участником подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей на 2003-2010 годы».

Цель и задачи подпрограммы являются государственная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Основными задачами подпрограммы являются: предоставление молодым семьям субсидий на приобретение жилья, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья.

Данная Подпрограмма имеет два этапа реализации: I этап - 2003 - 2005 годы, II этап - 2006 - 2010 годы.

Государственная поддержка молодых семей в 2003 - 2005 годах осуществлялась в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 638, в соответствии с которой многие регионы разработали свои программы улучшения жилищных условий молодых семей. В Республике Дагестан разработана Республиканская Целевая Программа «Обеспечение жильем молодых семей в Республике Дагестан».

В соответствии с этой подпрограммой ее участником могла быть молодая семья, признанная в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий, но возможность получения субсидии за счет средств федерального бюджета была обусловлена только рождением (усыновлением) ребенка.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ отДД.ММ.ГГГГ Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы признано утратившим в силу.

Тем же Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы предусмотренная на втором этапе её реализации на 2006-2010 годы.

В соответствии с данной Подпрограммой, предусмотренная на втором этапе её реализации на 2006-2010 годы, в 2006 году реализовывались мероприятия, связанные с выполнением обязательств перед молодыми семьями - участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 г. N 638. К числу данных обязательств относятся обязательства по компенсации при рождении (усыновлении) ребенка в 2006 году части затрат на приобретение или строительство жилья, произведенных молодыми семьями - участниками указанной подпрограммы, на условиях и в порядке, которые определены этой подпрограммой.

Субъекты Российской Федерации, на территории которых реализовывалась подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", входящая в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 638, обязаны были представить государственному заказчику подпрограммы информацию по обязательствам перед молодыми семьями, которые должны быть исполнены в 2006 году.

Молодые семьи, имеющие право на участие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 638, должны были быть извещены об изменении начиная с ДД.ММ.ГГГГ механизма реализации подпрограммы и о подтверждении исполнения в 2006 году обязательств в соответствии с ранее действующими условиями и порядком.

Однако, семья Малаевых не была извещена исполнителями Программы об изменениях механизма реализации подпрограммы.

Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат (далее - порядок), устанавливается Правительством Российской Федерации и закреплен в ПРАВИЛАХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МОЛОДЫМ СЕМЬЯМ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ЖИЛЬЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ" ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ" НА 2002 - 2010 ГОДЫ, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 285.

Порядок регулирует также механизм выполнения в 2006 году обязательств перед участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 638.

Настоящие Правила устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома также выполнения в 2006 году обязательств по компенсации части затрат на приобретение или строительство жилья, произведенных молодыми семьями - участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , при рождении (усыновлении) ребенка.

В соответствии с п. 55 Правил предоставления социальных выплат Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых реализовывалась подпрограмма, указанная в пункте 54 настоящих Правил, в целях получения из федерального бюджета средств для выполнения в 2006 году обязательств перед молодыми семьями представляют в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству сведения о размере средств, необходимых для выполнения указанных обязательств, и списки молодых семей, перед которыми имеются эти обязательства, в порядке и по форме, которые устанавливаются этим Агентством.

Право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета предоставляется молодой семье только один раз.

Согласно Положения о порядке и условиях участия молодых семей в Республиканской целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Республике Дагестан на 2003-2010 годы», финансирования программы и предоставления молодым семьям государственной поддержки, утвержденный постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ , бюджетные средства на реализацию Программы расходуются Дирекцией в соответствии с утвержденными списками участников Программы, следовательно надлежащим ответчиком по делу является ГУ «Дирекции молодежных жилищно-строительных программ».

Семья Малаевых будучи участниками Республиканской Целевой Программы Обеспечение жильем молодых семей не получила государственную поддержку в какой либо форме.

Как следует из материалов дела Малаев А.Ш. обзавелся двумя детьми, ММ. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Однако, второй ребенок М. рожден после того как подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", входящая в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 638 утратила силу и вступила в силу новая подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» предусмотрена для реализации на втором этапе.

Согласно Целевой программы (обеспечение жильем молодых семей в Республике Дагестан на 2003-2010г.г) субсидии предоставлялись при рождении каждого ребенка в размере стоимости 18 кв.метров общей площади приобретенного жилья.

Норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию для расчета размера социальной выплаты устанавливается органом местного самоуправления, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Средне рыночная стоимость 1 квадратного метра по Республике Дагестан составляет 23200 рублей. Таким образом, Малаев А.Ш. был вправе получить субсидию в размере 417600 рублей. (18 кв.м. х 23200).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Юзбекова В.И. в интересах Малаев А.Ш. удовлетворить частично.

Взыскать с ГУ «Дирекции молодежных жилищно-строительных программ» в пользу Малаев А.Ш. денежную сумму в размере 417 600 рублей.

Мотивированное решение составлено 20 июня 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения.

Судья Гасанов Ш.О.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200