возмещение морального вреда



Дело № 2-4072/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Махачкала ДД.ММ.ГГГГ

Судья Федерального суда Советского района г. Махачкалы ГАДЖИЕВ Д.И.,

при секретаре Кошелевой С.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Арсланбекова ФИО12 к Министерству Финансов РФ в лице Управления Федерального Казначейства РФ по РД о возмещении морального вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

Арсланбеков Э.А. обратился в суд с иском к Минфину РФ в лице Управления Федерального Казначейства РФ по РД о возмещении морального вреда в размере 5000 000 рублей, причиненного ему незаконным привлечением к уголовной ответственности.

Как следует из искового заявления Арсланбекова Э.А. ДД.ММ.ГГГГ постановлением старшего следователя Кизлярского межрайонного следственного отдела СУ СК при прокуратуре РФ по РД Магомедовым М.И. было возбуждено уголовное дело в отношении него и Амирова М. по признакам преступления предусмотренного ст. 290 ч. 4 УК РФ.

В этот же день по подозрению в причастности к совершению данного преступления он был задержан в порядке ст. 90-92 УПК РФ и водворен в ИВС ОВД по <адрес>.

Постановлением Кизлярского городского суда то ДД.ММ.ГГГГ в отношении него была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

ДД.ММ.ГГГГ ему было предъявлено обвинение по ст. 290 ч. 4 УК РФ.

По ходатайству следователя суд неоднократно продлевал срок содержания его под стражей.

ДД.ММ.ГГГГ в связи с невозможностью завершить предварительное следствие срок содержания под стражей ему Кизлярским городским судом продлен до ДД.ММ.ГГГГ, т.е., до 8-ми месяцев.

Постановлением следователем Магомедова М.И. от ДД.ММ.ГГГГ избранная в отношении него мера пресечения в виде заключения под стражу отменена, и он был освобожден из-под стражи.

Этим же постановлением в отношении него избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением следователя Кизлярского межрайонного СО СУ СК РФ Магомедова И. уголовное дело в отношении него прекращено.

ДД.ММ.ГГГГ указанное постановление руководителем Кизлярского МРСО СУ СК при прокуратуре РФ по РД Хасанмирзаевым У. отменено, как преждевременное и незаконное.

ДД.ММ.ГГГГ уголовное дело в отношении него передано другому следователю.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением следователя Кизлярского межрайонного СО СУ СК РФ Бондаренко А. уголовное дело в отношении него прекращено.

Данное постановление ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя ОПК СУ СК РФ по РД Таджибовым А. отменено, как незаконное и с указаниями направлено Кизлярский МРСО СУ СК при прокуратуре РФ по РД для производства дополнительного следствия.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением следователя Кизлярского межрайонного СО СУ СК РФ Бондаренко А. уголовное дело в отношении него прекращено. ДД.ММ.ГГГГ постановление от ДД.ММ.ГГГГ руководителем Кизлярского МРСО СУ СК при прокуратуре РФ по РД Хасанмирзаевым У. отменено, как преждевременное и незаконное и направлено для производства дополнительного следствия.

По результатам дополнительной проверки, в связи отсутствием состава преступления в его действиях, постановлением следователя Кизлярского межрайонного СО СУ СК РФ Бондаренко А. от ДД.ММ.ГГГГ уголовное преследование в отношении него прекращено, и мера пресечения в виде подписки о невыезде отменена.

В результате незаконного уголовного преследования ему причинены физические и нравственные страдания, он был ограничен в своих правах, опорочен перед близкими родственниками, друзьями и сотрудниками, подорвана его репутация.

Будучи изолирован от своей семьи, любимой работы и коллектива, в котором работал, он пережил огромные нравственные страдания.

С момента его задержания и до прекращения в отношении него уголовного преследования прошло около 22 месяцев, 8 месяцев, из которых он находился в СИЗО-3-3 <адрес>.

Его имя стало нарицательным, среди его коллег, знакомых и родственников поползли различные слухи и до сих пор многие из них с ним не здороваются, избегают встреч.

Для него законопослушного гражданина и офицера, преступление, в совершении которого его обвинили, стало огромным испытанием. Он стал мнительным, перестал доверять людям, потерял всякую надежду на положительный исход дела.

Обвинением в совершении преступления, которого он не совершал, было унижено его достоинство, задета его честь, из честного и уважаемого в своей среде человека он превратился в преступника.

Негласные, но общеизвестные криминальные законы, определяющие тюремную жизнь, неизгладимо изменили его психику, что серьезно мешает ему в обычной повседневной жизни. После всех мытарств у него обнаружились серьезные проблемы со здоровьем, отсутствие нормального питания, прогулки на свежем воздухе только один час в сутки, тяжелые условия содержания под стражей, антисанитария, инфекционные болезни и нервные переживания привели к снижению иммунитета, он стал часто болеть, у него стали возникать проблемы, в том числе, и с психикой, он стал больным человеком навсегда. Не только он, но и его семья пострадала от беззакония правоохранительных органов. Близко к сердцу восприняли известие об аресте сына его родители и малолетние дети, которые не могли поверить в случившееся. На нервной почве у матери появились проблемы с сердцем, в результате чего была госпитализирована в кардиологическое отделение РКБ. Резко ухудшилось здоровье отца, который также перенес ряд операций.

В результате незаконного привлечения к уголовной ответственности и заключения под стражу нарушены гарантированные Конституцией РФ его основные права и свободы.

Причиненные ему моральные страдания он оценивает в 5000000 рублей, которые просит взыскать с ответчика.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Магомедрасулова Н.З. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.

Представитель Управления Казначейства Министерства Финансов РФ по РД по доверенности Джабиев Р.Б. иск не признал и показал в суде, что статья 56 ГПК РФ устанавливает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Представляемые истцом в качестве доказательств копии постановлений, вынесенные в отношении него должны быть заверены должным образом в соответствии требованиями п.2 ст.71 ГПК РФ, согласно которой письменные доказательства представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Таким образом на основании ст. 67 ГПК РФ суд не может принять во внимание представленные письменные доказательства достоверность которого не возможно установить и считать доказанными обстоятельства, подтверждаемые только копией документа. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ. «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» моральный вред состоит из двух элементов: нравственные переживания и физические страдания. В обосновании своих требований о причинении физических страданий истец должен представить различные медицинские документы, заключение экспертов-медиков по поводу того, что в результате неправомерных действий должностных лиц у истца возникло либо обострилось заболевание или наступила нетрудоспособность. В своем заявлении истец утверждает, что ему в период уголовного преследования были причинены физические и нравственные страдания, выразившиеся в ухудшении состояния здоровья, появлением различного рода заболеваний и т.д.

В качестве доказательств причинения морального вреда истец должен представить различного рода справки и медицинские заключения, содержащие вывод экспертов - медиков о возникновении перечисленных заболеваний в связи с уголовным преследованием. При этом истец не представил суду такого рода доказательства, что не позволяет сделать правильный и мотивированный вывод о причинении морального вреда вообще и его степени. При определении размера компенсации морального вреда истцу, судом должны учитываться требования разумности и справедливости.

Выслушав объяснения сторон, и исследовав материалы дела, суд считает необходимым удовлетворить иск частично по следующим основаниям:

Из материалов дела усматривается, что в отношении Арсланбекова Э.А. было возбуждено уголовное дело по признакам преступления предусмотренного ст. 290 ч. 4 УК РФ и избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. ДД.ММ.ГГГГ ему было предъявлено обвинение по ст. 290 ч. 4 УК РФ, срок содержания его под стражей неоднократно продлевался. ДД.ММ.ГГГГ избранная в отношении него мера пресечения в виде заключения под стражу отменена, и он был освобожден из-под стражи, в отношении него избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде. ДД.ММ.ГГГГ постановлением следователя Кизлярского межрайонного СО СУ СК РФ уголовное дело в отношении него прекращено. ДД.ММ.ГГГГ указанное постановление руководителем Кизлярского МРСО СУ СК при прокуратуре РФ по РД Хасанмирзаевым У. отменено, как преждевременное и незаконное. ДД.ММ.ГГГГ постановлением следователя Кизлярского межрайонного СО СУ СК РФ Бондаренко А. уголовное дело в отношении него прекращено. Данное постановление ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя ОПК СУ СК РФ по РД Таджибовым А. отменено, как незаконное и с указаниями направлено Кизлярский МРСО СУ СК при прокуратуре РФ по РД для производства дополнительного следствия. ДД.ММ.ГГГГ постановлением следователя Кизлярского межрайонного СО СУ СК РФ Бондаренко А. уголовное дело в отношении него прекращено. ДД.ММ.ГГГГ постановление от ДД.ММ.ГГГГ руководителем Кизлярского МРСО СУ СК при прокуратуре РФ по РД Хасанмирзаевым У. отменено, как преждевременное и незаконное и направлено для производства дополнительного следствия. По результатам дополнительной проверки, в связи отсутствием состава преступления в его действиях, постановлением следователя Кизлярского межрайонного СО СУ СК РФ Бондаренко А. от ДД.ММ.ГГГГ уголовное преследование в отношении него прекращено, и мера пресечения в виде подписки о невыезде отменена.

Указанные обстоятельства, по мнению суда, причинили истцу моральный вред.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со ст.ст. 1070 и 1100 ГК РФ, моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения меры пресечения заключения под стражу, незаконного осуждения, возмещается за счет Казны Российской Федерации в полном объеме.

Согласно ст. 1101 ГК РФ, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Факт причинения истцу морального вреда незаконными действиями органов следствия, сомнений не вызывает, поскольку они подтверждены имеющимися в деле и исследованными судом доказательствами.

В силу требований ст. 152 ч. 1 ГК РФ жизнь и здоровье, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, право свободного передвижения являются личными неимущественными правами каждого гражданина.

Указанные права истца в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности и избрания меры пресечения в виде подписки о невыезде нарушены и имеет место причинения морального вреда.

Размер и компенсация морального вреда зависит от характера и объема, причиненных истцу нравственных и физических страданий, степени вины ответчика и иных заслуживающих внимание обстоятельств (п. 2 ч. 1 ст. 151 ГК РФ).

Степень нравственных и физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.

При определении степени нравственных страданий суд учитывает, что истец незаконно находился под следствием 22 месяца, 8 месяцев, из которых он содержался под стражей и с учетом его процессуального положения (подозреваемый, обвиняемый) в течение всего этого времени претерпевал нравственные страдания, был ограничен в своих правах, опорочен перед близкими, родственниками и друзьями, подорвана его репутация. Был лишен возможности вести сложившийся привычный уклад жизни и права свободного передвижения.

В суде установлено, что за период уголовного преследования, у истца ухудшилось здоровье, неоднократно лечился и лечится, что подтверждается справкой врача.

При расчете суммы компенсации морального вреда, суд исходил из того, что истец вынужден был претерпевать нравственные страдания в течение 22 месяцев, содержанием под стражей, необоснованным обвинением, неспособностью вести привычный образ жизни, то есть, претерпевал физические и нравственные страдания.

С учетом анализа представленных в суд доказательств, степени вины нарушителя, степени физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями истца, а также исходя из принципов разумности и справедливости, суд считает необходимым определить размер компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Арсланбекова ФИО14 удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет Казны Российской Федерации в возмещение морального вреда в пользу Арсланбекова ФИО15 <данные изъяты> рублей.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение 10 дней со дня его провозглашения.

Судья ГАДЖИЕВ Д.И.

Отпечатано в совещательной комнате

-32300: transport error - HTTP status code was not 200