о признании бездействия незаконным



Дело 2 - 1162/11

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации


25 марта 2011 года г. Махачкала


Судья Советского районного суда г. Махачкалы Абдулгапуров К.А., с участием прокурора – помощника прокурора гор. Махачкалы Алиева Г.А., при секретаре Бабаевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску заместителя прокурора г. Махачкалы к УВД по гор. Махачкалы о признании бездействия незаконным и понуждении к устранению нарушений требований законодательства в изоляторе временного содержания,


установил:

Заместитель прокурора г. Махачкалы обратился в суд с иском в порядке 45 ГПК РФ к УВД по гор. Махачкалы о признании бездействия незаконным и понуждении к устранению нарушений требований законодательства в изоляторе временного содержания.

Как следует из искового заявления и пояснений представителя истца на судебном заседании в соответствии с заданием Генеральной прокуратуры Российской Феде­рации и планом работы ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города совме­стно со специалистами Управления федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Российской Федерации по Республике Дагестан Алихановым М.А., отдела надзорной деятельности по <адрес> ГУ МЧС РФ по РД Балабековым Б.К. проведена проверка исполнения законодательства при содержании подозреваемых, обвиняемых в изоляторе временного содержания при УВД по г. Махачкале (далее - ИВ С) в периоде ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Установлено, что в ИВС функционирует медицинский пункт, где осу­ществляется деятельность по оказанию медицинской помощи подозревае­мым и обвиняемым.

Проверкой установлено, что медицинскую помощь в ИВС оказывает Абдулачилов М.М., имеющий квалификацию врача-стоматолога.

Письмом Минздравсоцразвития РФ и Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения РФ от 07.05.2010 N 04И-429/10 «О лицензировании медицинской деятельности государственных и муниципальных организаций, не относящихся к государственной и муниципальной системам здравоохранения» в случае необходимости получения лицензии государственными и медицин­скими организациями, не относящимися к системе здравоохранения, преду­смотрена возможность направления такими организациями соответствующих заявлений в Управление Росздравнадзора субъекта РФ.

Руководством УВД по г. Махачкале каких-либо мер по получению ли­цензии на осуществление медицинской деятельности в ИВС не предпринято.

Между тем, в нарушение требований, установленных Правилами, дезин­фекционная камера, имеющаяся в ИВС, не функционирует, поскольку отсутст­вует штатная единица дезинфектора.

Также в соответствии с указанными Правилами установлена Инструкция о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утвержденной приказом МВД РФ за №1115 и Министра здравоохранения РФ №475 от 31.12.1999 (далее -Инструкция).

Однако в ИВС не соблюдаются санитарно-гигиенические нормы, уста­новленные Правилами и Инструкцией.

Так, Инструкцией утвержден примерный табель оснащения медицинским имуществом и примерный перечень лекарственных препаратов здравпункта ИВС. Однако ИВС не укомплектовано всем необходимым медицинским иму­ществом и лекарственными препаратами.

Инструкцией утвержден примерный табель оснащения медицинским иму­ществом и примерный перечень лекарственных препаратов здравпункта ИВС. Однако, ИВС не укомплектовано всем необходимым медицинским имуществом и лекарственными препаратами. Так, из 32 наименований медицинского имуще­ства, предусмотренных приложением №1 к Инструкции, в ИВС отсутствует 14 наименований. Из 82 наименований лекарственных препаратов, предусмотрен­ных приложением №2 к Инструкции, в ИВС имеется лишь только 28.

Порядок хранения лекарственных средств не соблюдается. Так, термола­бильные лекарственные средства хранятся с нарушением лицензионных требо­ваний и условий. Отсутствует холодильник для их хранения. Светочувствитель­ные лекарственные средства хранятся в незащищенном от света шкафу.

Нарушения в области санитарии и гигиены выявлены также и в ходе про­верки, проведенной специалистом ЦГСЭН МЧС МВД по РД, которые отражены в акте от ДД.ММ.ГГГГ.

Проверка соблюдения требований пожарной безопасности показала, что ИВС эксплуатируется с многочисленными нарушениями, в частности, имею­щаяся автоматическая пожарная сигнализация находится в неисправном со­стоянии, не заключен договор на ремонт и обслуживание автоматической по­жарной сигнализации со специализированной организацией, имеющей лицен­зию, в подвальном помещении допускается хранение горючих материалов. Все­го в ходе проверки выявлено 21 нарушение, изложенные в Акте от ДД.ММ.ГГГГ

По результатам предыдущей проверки начальнику ИВС при УВД по г. Махачкале ДД.ММ.ГГГГ направлено предписание об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

Однако, указанные в предписании от ДД.ММ.ГГГГ нарушения до настоя­щего времени не устранены, что свидетельствует об игнорировании требований законодательства о пожарной безопасности.

Также, ранее - ДД.ММ.ГГГГ, прокуратурой города по результатам проверки начальнику УВД по г. Махачкала внесено представление об устранении выяв­ленных нарушений федерального законодательства. Однако по настоящее вре­мя выявленные нарушения не устранены в полном объеме.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с за­явлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее заявление, непостоян­на и персонально изменчива, поэтому настоящее заявление направляется в ин­тересах неопределенного круга лиц.

Нарушения требований федерального за­конодательства в сфере здравоохранения и пожарной безопасности угрожают жизни и здоровью содержащихся в ИВС лиц (подозреваемых, обвиняемых и со­трудников правоохранительных органов), состав которых меняется регулярно, иных лиц, посещающих ИВС при УВД по г. Махачкале.

Предъявление настоящего искового заявления обусловлено необходимо­стью защиты прав неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, установ­ленных ст. 2 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоро­вья граждан.

Кроме того, действующее законодательство не наделяет органы государ­ственного надзора в сфере здравоохранения и пожарной безопасности правом обращения в суд с требованием об устранении нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и о пожарной безопасности.

В судебном заседании помощник прокурора г. Махачкалы Алиев Г.А. по изложенным в иске основаниям просил признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в неприня­тии мер по обеспечению соблюдения гарантированных прав подозреваемых и обвиняемых при содержании в изоляторе временного содержания.

Обязать ответчика устранить выявленные в ходе настоящей проверки на­рушения федерального законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности, о санитарно-эпидемиологическом благополучии и о пожарной безопасности, указанные в Акте проверки противопожарного состояния от ДД.ММ.ГГГГ

Представитель УВД по гор. Махачкалы Сатираев Ш.А. не отрицал, что указанные нарушения имели место, однако исковые требования не признал, поскольку работы по устранению выявленных нарушений уже ведутся.

По этим основаниям в удовлетворении иска заместителя прокурора г. Махачкалы просил отказать.

Выслушав мнение сторон и, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 96 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицен­зированию.

Согласно п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о лицензировании медицин­ской деятельности» (далее - Положение), медицинская деятельность преду­сматривает выполнение работ (услуг) по оказанию медицинской помощи, в том числе доврачебной медицинской помощи, в соответствии с перечнем работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности.

Также п.п. «а» п. 5 Положения одним из лицензионных требований и условий предусмотрено наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помеще­ний оборудования и медицинской техники, необходимых для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям.

В соответствии с п.п. «г» п. 5 Положения необходимым лицензионным требованием является наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие тре­бованиям и характеру выполняемых работ (услуг). Однако у Абдулачилова М.М. соответствующего сертификата специалиста на оказание доврачебной ме­дицинской помощи не имеется.

В соответствии с п. 13 ст. 16 данного Федерального Закона Российской Федерации «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в со­вершении преступлений» в целях обеспечения режима Правилами внутрен­него распорядка устанавливается порядок медико-санитарного обеспечения подозреваемых и обвиняемых.

Согласно пункту 14 Правил внутреннего распорядка изоляторов времен­ного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, ут­вержденных Приказом МВД Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила), в течение первых суток вновь прибывшие подозреваемые и обви­няемые, одежда, иные (носильные вещи) подлежат санитарной обработке в де­зинфекционной камере.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона Российской Федера­ции «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постанов­ления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разра­батывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, со­держать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использование не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за со­блюдение требований пожарной безопасности.

По этим основаниям исковое заявление подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 254 ГПК РФ,

решил:

Иск заместителя прокурора г. Махачкалы Эминова М.М. удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в неприня­тии мер по обеспечению соблюдения гарантированных прав подозреваемых и обвиняемых при содержании в изоляторе временного содержания.

Обязать ответчика устранить выявленные в ходе настоящей проверки на­рушения федерального законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности, о санитарно-эпидемиологическом благополучии и о пожарной безопасности, указанные в Акте проверки противопожарного состояния от ДД.ММ.ГГГГ в срок – 6(шесть) месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме.

Судья К.А. Абдулгапуров

-32300: transport error - HTTP status code was not 200