о взыскании компенсации



Решение

именем Российской Федерации

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Советский районный суд района <адрес> в составе:

председательствующего – судьи Абдурахманова А.В.

при секретаре – Серафонтовой Р.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению РГГ, АСГ к Министерству финансов РФ о возмещении материального ущерба причиненного им в результате стихийного бедствия, произошедшего в 2009 году

УСТАНОВИЛ:

Представитель истцов РГГ и АСГ по доверенности АРН обратился в суд с иском о возмещении материального ущерба причиненного им в результате стихийного бедствия, ливневых дождей в 2009году в <адрес> (Новострой).

Согласно акту обследования жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежащий АСГ дом, в результате обильных дождей получил сильные повреждения.

По состоянию на день осмотра при степени повреждения 22% стоимость ремонтно-восстановительных работ по устранению повреждений, образовавшего в результате затопления исследуемого жилого дома литер «А», расположенного в <адрес> (Новострой) квартал 11/27 принадлежащее на право собственности АСГ составляет 195743, 79 рублей.

Согласно акту обследования жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежащий РГГ дом, в результате обильных дождей получил сильные повреждения. По состоянию на день осмотра при степени повреждения 23% стоимость ремонтно-восстановительных работ по устранению повреждений, образовавшего в результате затопления исследуемого жилого дома литер «А», расположенного в <адрес> (Новострой) квартал 9/12 принадлежащее на право собственности РГГ составляет 330302, 14 рублей.

По обращениям РГГ и АСГ в администрацию <адрес> РД с просьбой о выделении полагающейся денежной компенсации, им было отказано в связи с тем, что данный вопрос неоднократно обсуждался с Главой МО «<адрес>», однако в виду отсутствия достаточных средств.

Хотя сам факт повреждения жилища в результате произошедших обильных осадков был признан должностными лицами администрации <адрес> РД.

В суде представитель истцов АРН по доверенности поддержал их требования и просил их удовлетворить и взыскать с Министерства финансов РФ за счет казны РФ денежную компенсацию на восстановление жилища, принадлежащее РГГ в сумме 330302, 14 рублей и моральный вре<адрес> рублей и АСГ в сумме 195743, 79 рублей и моральный вред в размере 100000 рублей.

Представитель УФК по <адрес> Ахмедов М.Ш. доводы истца не признал и просил в удовлетворении иска отказать.

Выслушав доводы сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в данном судебном заседании, не оспаривается сторонами и подтверждается совокупностью исследованных в суде доказательств, что РГГ и АСГ имели в собственности жилые дома <адрес> (Новострой). У РГГ общая площадь 149,1 кв. метра, в том числе жилой 89,9 кв. м., в котором он проживал с семьей из 4 человек, а у АСГ общей площадью 67,6 кв. метра, котором она проживала одна. Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными в суде доказательствами техническими паспортами, справкой администрации <адрес>, актами экспертного исследования и справкой о составе семьи.

Согласно протокола заседания КЧС МО «<адрес>», следует, что с 06 на ДД.ММ.ГГГГ в результате паводка и поднятия уровня реки Шура-озень расположенные на прибрежной зоне жилые дома с. Н результате паводка и поднятия уровня реки Шура-озень расположенные на прибрежной зоне жилые дома с. оволакское и полностью дома <адрес> затоплены. Пострадало имущество и приусадебные участки

Согласно протокола заседания комиссии Правительства Республики Дагестан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ, где председательствовал зам. Председателя Правительства РД, где обсуждался вопрос «О ситуации в результате продолжительных ливневых дождей, прошедших 20-ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Дагестан и мерах по ликвидации последствии стихии», было принято решение

-Исходя из объема причиненного материального ущерба ввести на территориях муниципальных образовании: г8ородских округов и муниципальных районов в том числе «<адрес>» (населенные пункты на территории <адрес>) режим функционирования «Чрезвычайная ситуация» с ДД.ММ.ГГГГ

Согласно п. 1 ст. 18 ФЗ РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане РФ имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а так же на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Указанный закон является специальный законом, устанавливающим порядок возмещения вреда, не связанного с виновными действиями конкретных лиц, а причиненными обстоятельствами, не зависящими от воли людей. При этом обязанность возмещения такого вреда государство берет на себя. Предметом судебного разбирательства в данном случае является не вред, причиненный действиями (бездействием) государственных органов, а возможность реализации гражданином его законного права. В связи с тем, что вышеуказанный федеральный Закон специально регулирует отношения, связанные с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, к которым относятся отношения, связанные с возмещением ущерба, доказывать наличие вины Министерства финансов РФ как ответчика суд не считает необходимым.

Действующее законодательство не ставит необходимость возмещения ущерба в зависимость от своевременности оформления и представления в уполномоченные государственные органы документов. Право на возмещение вреда не может быть ограниченно установленным государственными органами механизмами выделения средств.

Согласно ст. 15 Гражданского Кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.

Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно п.1 ст.1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, и прав, peгyлируемых законом, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользоваться жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В соответствии ст.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;

Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующим финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Суд также находит состоятельными доводы РГГ и АСГ о том, что ее неоднократные обращения в органы местного самоуправления к положительным результатам не привели. Поэтому разрешить данный вопрос во вне судебном порядке им не представляется возможным.

С учетом изложенного суд считает возможным заявленные требования РГГ и АСГ удовлетворить частично.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление РГГ и АСГ удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет Казны Российской Федерации в пользу РГГ ущерб в сумме 330302, 14 рублей, а в остальной части отказать.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет Казны Российской Федерации в пользу АСГ ущерб в сумме 195743, 79 рублей, в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 суток со дня его вынесения.

Судья Абдурахманов А.В.

Отпечатано в совещательной комнате.