о возмещении морального вреда



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Советский районный суд <адрес> в составе председательствующего Абдурахманова А.В., при секретаре Серафонтовой Р.М, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску НКН к Министерству финансов РФ и управлению Федерального казначейства РФ по РД о возмещении вреда, причиненного в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности

УСТАНОВИЛ:

НКН обратился с иском к Министерству финансов РФ и управлению Федерального казначейства РФ по РД о возмещении вреда, причиненного в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности указывая, что ДД.ММ.ГГГГ постановлением следователя СО <адрес> было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «а», «в» ч. 2 ст. 126 и п. «е» ч. 2 ст. 117 УК РФ.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением следователя СО по <адрес> СУ СК при прокуратуре РФ по РД АЗШ он был привлечен в качестве обвиняемого и ему было предъявлено обвинение по п. «а», «в» ч. 2 ст. 126 и п. «е» ч. 2 ст. 117 УК РФ.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении него была избрана мере пресечения в виде заключения под стражу. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ мера пресечения в виде заключения под стражу была изменена на подписку о невыезде.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением следователя Кизилюртовского межрайонного следственного отдела СУ СК при прокуратуре РФ по РД КГМ уголовное преследование в отношении истца было прекращено.

Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год из-за незаконного привлечения к уголовной ответственности и избрания меры пресечения в виде заключения под стражу он фактически был лишен права передвижения, всех своих конституционных и гражданских прав. За время нахождения под стражей он неоднократно подвергался моральному давлению со стороны работников предварительного следствия для дачи им ложных признательных показаний в преступлениях, которых он не совершал. За время следствия и суда пострадала его репутация, имя честного человека, личное достоинство. Незаконными действиями органов предварительного следствия ему были нанесены непоправимые нравственные страдания, которые выражаются по сегодняшний день в душевных переживаниях из-за сложившегося о нем общественного мнения.

В результате нравственных переживаний истец был вынужден, обратится за помощью к специалисту, ему был поставлен диагноз вегетососудистая дистония с признаками выраженной в/ч гипертензии. Высокая астен. л. с. с мнестическими расстройствами и элементами раздражительной слабости на фоне длительного стресса. Лечение у невропатолога продолжается по, сей день.

Причиненный истцу в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности моральный вред он оценивает в 1500000 рублей и полагает его соразмерным причиненным ему физическим и нравственным страданиям.

В судебном заседании представитель истца по доверенности МАД поддержал иск по изложенным в нем основаниям, заявив также ходатайство об оплате услуг представителя в размере 20 000 рублей.

Представитель ответчика Министерства финансов РФ по доверенности Ахмедов М. иск не признал и пояснил, что заявленная истцом сумма возмещения морального вреда в размере 1500000 рублей не соответствует требованиям разумности и справедливости, в иске просил отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд признает иск НКН подлежащим удовлетворению в части.

Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ следователем СО <адрес> СУ СК при прокуратуре РФ по РД АЗШ возбуждено уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных п. «а», «в» ч. 2 ст. 126 и п. «е» ч. 2 ст. 117 УК РФ.

Постановлением судьи Федерального суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подозреваемому НКН избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

Постановлением следователя СО по <адрес> СУ СК при Прокуратуре РФ по РД АЗШ от ДД.ММ.ГГГГ НКН привлечен в качестве обвиняемого, предъявив ему обвинение в совершении преступлений, предусмотренных п. «а», «в» ч. 2 ст. 126 и п. «е» ч. 2 ст. 117 УК РФ.

ДД.ММ.ГГГГ мера пресечения в виде заключения под стражу в отношении обвиняемого НКН изменена на подписку о невыезде и надлежащем поведении.

Постановлением следователя Кизилюртовского межрайонного следственного отдела СУ СК при прокуратуре РФ по РД КГМ от ДД.ММ.ГГГГ уголовное преследование в отношении обвиняемого НКН прекращено в связи с отсутствием в его действиях составов преступлений, предусмотренных п. «а», «в» ч. 2 ст. 126 и п. «е» ч. 2 ст. 117 УК РФ.

При изложенных обстоятельствах суд признает, что НКН необоснованно был привлечен к уголовной ответственности, незаконно содержался под стражей и его требование о компенсации морального вреда подлежит удовлетворению.

Согласно ст. 151 Гражданского кодекса РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со ст.ст. 1070 и 1100 ГК РФ моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде возмещается за счет казны Российской Федерации в полном объеме независимо от вины причинителя вреда.

Согласно ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

В силу требований ч. 1 ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, право свободного передвижения являются личными неимущественными правами каждого гражданина.

Размер компенсации морального вреда зависит от характера и объема причиненных истцу физических или нравственных страданий, степень вины ответчика и иных заслуживающих внимания обстоятельств (п. 1 ч. 2 ст. 1101 ГК РФ).

В соответствии с п. 8 постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда» (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.

При определении степени нравственных страданий истца суд учитывает, что НКН был незаконно обвинен в совершении особо тяжкого преступления, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год находился под стражей, в связи, с чем он был ограничен в свободе передвижения, лишен привычного благополучного образа жизни, общения с близкими.

Суд принимает во внимание доводы представителя истца МАД о том, что в результате необоснованного привлечения к уголовной ответственности, незаконного содержания под стражей был причинен вред здоровью истца.

Из заключения невролога лечебно-диагностического объединения Целитель от ДД.ММ.ГГГГ следует, что НКН поставлен диагноз «Вегетососудистая дистония с признаками выраженной в/ч гипертензии. Высокая астен. л. с. с мнестическими расстройствами и элементами раздражительной слабости на фоне длительного стресса».

Из рецепта невролога лечебно-диагностического объединения Целитель от ДД.ММ.ГГГГ следует, что НКН поставлен диагноз «Выраженный астено-депрессивный синдром с элементами раздражительной слабости, мнестическими расстройствами с нарушением засыпания».

Согласно рецепту невролога лечебно-диагностического объединения Целитель от ДД.ММ.ГГГГ суждения по диагнозу НКН сохраняются прежними.

В соответствии с рецептами невролога лечебно-диагностического объединения Целитель от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ НКН поставлен диагноз «Выраженная церебральная ангиодистония».

Изложенные данные медицинских исследований приводят суд к выводу о наличии причинно-следственной связи между привлечением НКН к уголовной ответственности, содержанием под стражей и стойким ухудшением его здоровья.

Также суд принимает во внимание доводы истца о том, что в результате его задержания и предъявления ему обвинения указанные факты стали известны преподавательскому составу и студентам АГУ <адрес>, студентом 3 курса которого является истец.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, оценивая их в совокупности с индивидуальными особенностями истца, а также исходя из принципа разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации морального вреда в сумме 1 000 000 рублей.

Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Истцом заявлено ходатайство об оплате услуг представителя в размере 20000 рублей. Суд полагает, что указанная сумма является завышенной, и считает разумным взыскать с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу истца расходы на оплату услуг представителя в размере 15000 рублей.

В силу изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования НКН удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу НКН компенсацию морального вреда в сумме 1 000 000 (один миллион) рублей и расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований НКН отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение 10 дней со дня его вынесения.

Председательствующий А.В. Абдурахманов

Отпечатано в совещательной комнате