о признании бездействия



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Махачкала 19 октября 2011 года

Советский районный суд г. Махачкалы в составе: председательствующего судьи Гасанова Ш.О., при секретаре Комбаровой Р.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора РД к УФНС России по Республике Дагестан и Межрайонной инспекции ФНС России по работе с крупнейшими налогоплательщиками по Республике Дагестан о признании бездействия незаконными и обязании исполнить требования прокурора в полном объеме,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Республики Дагестан обратился в суд с заявлением к УФНС России по Республике Дагестан и Межрайонной инспекции ФНС России по работе с крупнейшими налогоплательщиками по Республике Дагестан о признании бездействия незаконными и обязании исполнить требования прокурора в полном объеме.

В обосновании своих требований указал, что прокуратурой Республики Дагестан проводится проверка обоснованности неприменения налоговыми органами ареста имущества налогоплательщика организации в качестве способа обеспечения взыскания налогов и штрафов.

На основании ст. 6, 22 Федерального закона «О прокура­туре Российской Федерации», прокуратурой республики в Межрайонную ин­спекцию ФНС России по работе с крупнейшими налогоплательщиками по Рес­публике Дагестан ДД.ММ.ГГГГ направлено письмо с требованием в срок до ДД.ММ.ГГГГ представить в прокуратуру республики:

- надлежаще заверенные копии требований об уплате недоимки, послу­жившей основанием для инициирования процедуры банкротства;

- бухгалтер­ских балансов организаций на день истечения сроков исполнения требований;

- информацию о движении денежных средств организации должника по счетам, на которые не выставлены инкассовые поручения, о наличии иных ос­нований для наложения ареста согласно Методическим рекомендациям по по­рядку наложения ареста на имущество налогоплательщика в обеспечение обя­занности по уплате налога, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от ДД.ММ.ГГГГ № БГ-3-29/404; в отношении ор­ганизаций, находившихся на ДД.ММ.ГГГГ в процедуре банкротства.

В силу требований пункта 2 статьи 1 Федерального закона «О прокурату­ре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а так­же охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Рос­сийской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральны­ми министерствами, государственными комитетами, службами и иными феде­ральными органами исполнительной власти, в том числе и налоговыми органа­ми.

Между тем, несмотря на правовую аргументацию и обоснование запроса, требования прокуратуры республики не исполнены.

Для устранения указанного нарушения закона ДД.ММ.ГГГГ в адрес и.о. ру­ководителя УФНС России по РД прокуратурой республики внесено представ­ление.

В соответствии со статьей 24 Федерального закона «О прокуратуре Рос­сийской Федерации» в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений зако­на, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Однако, не приняв мер по устранению нарушений закона, с нарушением срока рассмотрения представления ДД.ММ.ГГГГ УФНС России по РД в прокура­туру республики направлена информация об обоснованности оставления без исполнения обозначенного запроса прокуратуры республики.

Приводимый УФНС России по РД в ответе на представление Порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов, утвержденный приказом МНС России от ДД.ММ.ГГГГ № БГ-3-28/96, противо­речат федеральному законодательству.

Неисполнение законных требований прокурора препятствует осуществ­лению прокурорского надзора и снижает его эффективность, в результате чего затрагиваются интересы Российской Федерации на обеспечение в государстве режима законности, от имени которой осуществляется прокурорский надзор.

Просит признать бездействие Межрайонной инспекции ФНС России по работе с крупнейшими налогоплательщиками по Республике Дагестан, выразившееся в неисполнении требований прокурора по представлению запрашиваемых сведе­ний, незаконным.

Обязать Межрайонную инспекцию ФНС России по работе с крупнейшими налогоплательщиками по Республике Дагестан исполнить требования прокурора в полном объеме, направив в прокуратуру республики надлежаще заверенные копии требований об уплате недоимки, послужившей основанием для иниции­рования процедуры банкротства; бухгалтерских балансов организаций на день истечения сроков исполнения требований; информацию о движении денежных средств организации должника по счетам, на которые не выставлены инкассо­вые поручения, о наличии иных оснований для наложения ареста согласно Ме­тодическим рекомендациям по порядку наложения ареста на имущество налого­плательщика в обеспечение обязанности по уплате налога, утвержденных при­казом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от ДД.ММ.ГГГГ № БГ-3-29/404; в отношении организаций, находившихся на ДД.ММ.ГГГГ в проце­дуре банкротства.

Признать бездействие Управления Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан, выразившееся в несвоевременном и ненадлежащем рас­смотрения представления прокуратуры республики от ДД.ММ.ГГГГ , незаконным.

Обязать Управление Федеральной налоговой службы по РД рассмотреть представление прокуратуры республики от ДД.ММ.ГГГГ по существу и направить в прокуратуру республики письменную ин­формацию о результатах его рассмотрения и принятых мерах, в порядке, уста­новленном статьей 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Феде­рации».

В судебном заседании представитель прокуратуры Республики Дагестан - старший прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства о государственном муниципальном контроле – Решетников С.Н. требования по изложенным в заявлении основаниям поддержал и просил признать бездействия Межрайонной инспекции ФНС России по работе с крупнейшими налогоплательщиками по Республике Даге­стан, выразившегося в неисполнении требований прокурора, и бездействия УФНС России по РД, выразившегося в несвоевременном и ненадлежащем рас­смотрении представления прокуратуры республики, незаконным и обязать их исполнить требования прокурора в полном объеме, так как прокуратура РД запрашивались не сведения, составляющие бан­ковскую тайну, а информация о движении денежных средств организации должника по счетам, на которые не выставлены инкассовые поручения.

Представитель Управление Федеральной налоговой службы по Республике Даге­стан и представляющий интересы Межрайонной инспекции ФНС России по работе с крупнейшими налогоплательщиками по Республике Даге­стан Давудов А.Р. просил в удовлетворении требований прокуратуры отказать, ссылаясь на то, что исполнение требований прокуратуры РД со стороны инспекции связано с несоответствием этих требований Порядку доступа к конфиденциальной информации, утвержденного Приказом МНС России от ДД.ММ.ГГГГ №БГ-3-28/96, Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ, «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

Согласно пункту 3 Порядка, определенного на основании пункта 5 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» налоговые органы обеспечивают доступ пользователей к конфиденциальной информации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 6, 7 Порядка основанием для рассмотрения запроса в налоговом органе является ссылка на положение федерального закона, устанавливающего право пользователя на получение конфиденциальной информации. Обоснованием (мотивом) запроса является конкретная цель, связанная с исполнением пользователем определенных федеральным законом обязанностей, для достижения которой ему необходимо использовать запрашиваемую конфиденциальную информацию (например, находящееся в производстве суда, правоохранительного органа дело с указанием его номера; проведение правоохранительным органом оперативно-розыскных мероприятий или проверки по поступившей в этот орган информации с указанием даты и номера документа, на основании которого проводится оперативно-розыскное мероприятие или проверка информации).

Запрос органа прокуратуры должен содержать обоснование конкретной цели получения информации от налогового органа, определенной предметом надзора и полномочиями прокурора в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации».

В запросе Прокуратуры РД содержалось также требование о представлении сведений о движении денежных средств на счетах налогоплательщиков и по этому эпизоду поясняем следующее.

Носителями запрашиваемой прокуратурой РД информации в соответствии со статьей 26 Федерального Закона «О банках и банковской деятельности" являются кредитные организации. Сведения по операциям и счетам клиентов (юридических и физических лиц) предоставляются только кредитными организациями, гарантирующими тайну об операциях и счетах своих клиентов.

Согласно статье 86 части первой Налогового кодекса Российской Федерации справки по лицевым счетам и (или) об остатках денежных средств, а также выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) запрашиваются в кредитных организациях исключительно в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций, после вынесения решения о взыскании налога, а также в случае принятия налоговым органом решений о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организаций и индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с пунктом 11 Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов вышеуказанный запрос Прокуратуры РД отставлен без исполнения.

Выслушав лиц участвующих по делу, исследовав материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) орга­на государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государст­венного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в по­рядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к долж­ностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Как следует из материалов дела прокуратурой Республики Дагестан проводится проверка обоснованности неприменения налоговыми органами ареста имущества налогоплательщика организации в качестве способа обеспечения взыскания налогов и штрафов.

На основании ст. 6, 22 Федерального закона «О прокура­туре Российской Федерации», прокуратурой республики в Межрайонную ин­спекцию ФНС России по работе с крупнейшими налогоплательщиками по Рес­публике Дагестан ДД.ММ.ГГГГ направлено письмо с требованием в срок до ДД.ММ.ГГГГ представит в прокуратуру республики: - надлежаще заверенные копии требований об уплате недоимки, послу­жившей основанием для инициирования процедуры банкротства; - бухгалтер­ских балансов организаций на день истечения сроков исполнения требований; - информацию о движении денежных средств организации должника по счетам, на которые не выставлены инкассовые поручения, о наличии иных ос­нований для наложения ареста согласно Методическим рекомендациям по по­рядку наложения ареста на имущество налогоплательщика в обеспечение обя­занности по уплате налога, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от ДД.ММ.ГГГГ № БГ-3-29/404; в отношении ор­ганизаций, находившихся на ДД.ММ.ГГГГ в процедуре банкротства.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О прокуратуре Рос­сийской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, под­лежат безусловному исполнению в установленный срок.

Согласно статье 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Фе­дерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц, указанных в данном Федеральном законе органов, представления необходимых документов, мате­риалов, статистических и иных сведений.

В силу требований пункта 2 статьи 1 Федерального закона «О прокурату­ре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а так­же охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Рос­сийской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральны­ми министерствами, государственными комитетами, службами и иными феде­ральными органами исполнительной власти, в том числе и налоговыми органа­ми.

Между тем, несмотря на правовую аргументацию и обоснование запроса, требования прокуратуры республики не исполнены.

Для устранения указанного нарушения закона ДД.ММ.ГГГГ в адрес и.о. ру­ководителя УФНС России по РД прокуратурой республики внесено представ­ление.

В соответствии со статьей 24 Федерального закона «О прокуратуре Рос­сийской Федерации» в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений зако­на, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Однако, не приняв мер по устранению нарушений закона, с нарушением срока рассмотрения представления ДД.ММ.ГГГГ УФНС России по РД в прокура­туру республики направлена информация об обоснованности оставления без исполнения обозначенного запроса прокуратуры республики.

Приводимый УФНС России по РД в ответе на представление Порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов, утвержденный приказом МНС России от ДД.ММ.ГГГГ № БГ-3-28/96, противо­речат федеральному законодательству.

Ссылка УФНС России по РД на нормы Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О банках и банковской деятельности» не состоятельна, так как прокуратурой республики запрашивались не сведения, составляющие бан­ковскую тайну (к которой статьей 26 данного закона относятся сведения: об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов), а информация о движении денежных средств организации должника по счетам, на которые не выставлены инкассовые поручения (т.е. не конкретизированные по операциям сведения о наличии или отсутствии такого движения).

Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, возложен на органы про­куратуры.

Неисполнение законных требований прокурора препятствует осуществ­лению прокурорского надзора и снижает его эффективность, в результате чего затрагиваются интересы Российской Федерации на обеспечение в государстве режима законности, от имени которой осуществляется прокурорский надзор.

В силу требований частями 1 и 2 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответст­вующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное на­рушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководи­телю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, го­сударственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления реше­ния суда в законную силу.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют об обоснованности заявленных заместителем про­курора Республики Дагестан требований и необходимости их удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь, ст.ст.254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать бездействие Межрайонной инспекции ФНС России по работе с крупнейшими налогоплательщиками по Республике Дагестан, выразившееся в неисполнении требований прокурора по представлению запрашиваемых сведе­ний, незаконным.

Обязать Межрайонную инспекцию ФНС России по работе с крупнейшими налогоплательщиками по Республике Дагестан исполнить требования прокурора в полном объеме, направив в прокуратуру республики надлежаще заверенные копии требований об уплате недоимки, послужившей основанием для иниции­рования процедуры банкротства; бухгалтерских балансов организаций на день истечения сроков исполнения требований; информацию о движении денежных средств организации должника по счетам, на которые не выставлены инкассо­вые поручения, о наличии иных оснований для наложения ареста согласно Ме­тодическим рекомендациям по порядку наложения ареста на имущество налого­плательщика в обеспечение обязанности по уплате налога, утвержденных при­казом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от ДД.ММ.ГГГГ; в отношении организаций, находившихся на ДД.ММ.ГГГГ в проце­дуре банкротства.

Признать бездействие Управления Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан, выразившееся в несвоевременном и ненадлежащем рас­смотрения представления прокуратуры республики от ДД.ММ.ГГГГ , незаконным.

Обязать Управление Федеральной налоговой службы по Республике Даге­стан рассмотреть представление прокуратуры республики от ДД.ММ.ГГГГ по существу и направить в прокуратуру республики письменную ин­формацию о результатах его рассмотрения и принятых мерах, в порядке, уста­новленном статьей 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Феде­рации».

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение десяти дней со дня вынесения.

Председательствующий Гасанов Ш.О.