Дело № Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Махачкала 19 октября 2011 года Советский районный суд г. Махачкалы в составе: председательствующего судьи Гасанова Ш.О., при секретаре Комбаровой Р.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора РД к УФНС России по Республике Дагестан и Межрайонной инспекции ФНС России по работе с крупнейшими налогоплательщиками по Республике Дагестан о признании бездействия незаконными и обязании исполнить требования прокурора в полном объеме, УСТАНОВИЛ: Заместитель прокурора Республики Дагестан обратился в суд с заявлением к УФНС России по Республике Дагестан и Межрайонной инспекции ФНС России по работе с крупнейшими налогоплательщиками по Республике Дагестан о признании бездействия незаконными и обязании исполнить требования прокурора в полном объеме. В обосновании своих требований указал, что прокуратурой Республики Дагестан проводится проверка обоснованности неприменения налоговыми органами ареста имущества налогоплательщика организации в качестве способа обеспечения взыскания налогов и штрафов. На основании ст. 6, 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратурой республики в Межрайонную инспекцию ФНС России по работе с крупнейшими налогоплательщиками по Республике Дагестан ДД.ММ.ГГГГ направлено письмо с требованием в срок до ДД.ММ.ГГГГ представить в прокуратуру республики: - надлежаще заверенные копии требований об уплате недоимки, послужившей основанием для инициирования процедуры банкротства; - бухгалтерских балансов организаций на день истечения сроков исполнения требований; - информацию о движении денежных средств организации должника по счетам, на которые не выставлены инкассовые поручения, о наличии иных оснований для наложения ареста согласно Методическим рекомендациям по порядку наложения ареста на имущество налогоплательщика в обеспечение обязанности по уплате налога, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от ДД.ММ.ГГГГ № БГ-3-29/404; в отношении организаций, находившихся на ДД.ММ.ГГГГ в процедуре банкротства. В силу требований пункта 2 статьи 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, в том числе и налоговыми органами. Между тем, несмотря на правовую аргументацию и обоснование запроса, требования прокуратуры республики не исполнены. Для устранения указанного нарушения закона ДД.ММ.ГГГГ в адрес и.о. руководителя УФНС России по РД прокуратурой республики внесено представление. В соответствии со статьей 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. Однако, не приняв мер по устранению нарушений закона, с нарушением срока рассмотрения представления ДД.ММ.ГГГГ УФНС России по РД в прокуратуру республики направлена информация об обоснованности оставления без исполнения обозначенного запроса прокуратуры республики. Приводимый УФНС России по РД в ответе на представление Порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов, утвержденный приказом МНС России от ДД.ММ.ГГГГ № БГ-3-28/96, противоречат федеральному законодательству. Неисполнение законных требований прокурора препятствует осуществлению прокурорского надзора и снижает его эффективность, в результате чего затрагиваются интересы Российской Федерации на обеспечение в государстве режима законности, от имени которой осуществляется прокурорский надзор. Просит признать бездействие Межрайонной инспекции ФНС России по работе с крупнейшими налогоплательщиками по Республике Дагестан, выразившееся в неисполнении требований прокурора по представлению запрашиваемых сведений, незаконным. Обязать Межрайонную инспекцию ФНС России по работе с крупнейшими налогоплательщиками по Республике Дагестан исполнить требования прокурора в полном объеме, направив в прокуратуру республики надлежаще заверенные копии требований об уплате недоимки, послужившей основанием для инициирования процедуры банкротства; бухгалтерских балансов организаций на день истечения сроков исполнения требований; информацию о движении денежных средств организации должника по счетам, на которые не выставлены инкассовые поручения, о наличии иных оснований для наложения ареста согласно Методическим рекомендациям по порядку наложения ареста на имущество налогоплательщика в обеспечение обязанности по уплате налога, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от ДД.ММ.ГГГГ № БГ-3-29/404; в отношении организаций, находившихся на ДД.ММ.ГГГГ в процедуре банкротства. Признать бездействие Управления Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан, выразившееся в несвоевременном и ненадлежащем рассмотрения представления прокуратуры республики от ДД.ММ.ГГГГ №, незаконным. Обязать Управление Федеральной налоговой службы по РД рассмотреть представление прокуратуры республики от ДД.ММ.ГГГГ № по существу и направить в прокуратуру республики письменную информацию о результатах его рассмотрения и принятых мерах, в порядке, установленном статьей 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». В судебном заседании представитель прокуратуры Республики Дагестан - старший прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства о государственном муниципальном контроле – Решетников С.Н. требования по изложенным в заявлении основаниям поддержал и просил признать бездействия Межрайонной инспекции ФНС России по работе с крупнейшими налогоплательщиками по Республике Дагестан, выразившегося в неисполнении требований прокурора, и бездействия УФНС России по РД, выразившегося в несвоевременном и ненадлежащем рассмотрении представления прокуратуры республики, незаконным и обязать их исполнить требования прокурора в полном объеме, так как прокуратура РД запрашивались не сведения, составляющие банковскую тайну, а информация о движении денежных средств организации должника по счетам, на которые не выставлены инкассовые поручения. Представитель Управление Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан и представляющий интересы Межрайонной инспекции ФНС России по работе с крупнейшими налогоплательщиками по Республике Дагестан Давудов А.Р. просил в удовлетворении требований прокуратуры отказать, ссылаясь на то, что исполнение требований прокуратуры РД со стороны инспекции связано с несоответствием этих требований Порядку доступа к конфиденциальной информации, утвержденного Приказом МНС России от ДД.ММ.ГГГГ №БГ-3-28/96, Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ, «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федерального закона «О банках и банковской деятельности». Согласно пункту 3 Порядка, определенного на основании пункта 5 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» налоговые органы обеспечивают доступ пользователей к конфиденциальной информации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктами 6, 7 Порядка основанием для рассмотрения запроса в налоговом органе является ссылка на положение федерального закона, устанавливающего право пользователя на получение конфиденциальной информации. Обоснованием (мотивом) запроса является конкретная цель, связанная с исполнением пользователем определенных федеральным законом обязанностей, для достижения которой ему необходимо использовать запрашиваемую конфиденциальную информацию (например, находящееся в производстве суда, правоохранительного органа дело с указанием его номера; проведение правоохранительным органом оперативно-розыскных мероприятий или проверки по поступившей в этот орган информации с указанием даты и номера документа, на основании которого проводится оперативно-розыскное мероприятие или проверка информации). Запрос органа прокуратуры должен содержать обоснование конкретной цели получения информации от налогового органа, определенной предметом надзора и полномочиями прокурора в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации». В запросе Прокуратуры РД содержалось также требование о представлении сведений о движении денежных средств на счетах налогоплательщиков и по этому эпизоду поясняем следующее. Носителями запрашиваемой прокуратурой РД информации в соответствии со статьей 26 Федерального Закона «О банках и банковской деятельности" являются кредитные организации. Сведения по операциям и счетам клиентов (юридических и физических лиц) предоставляются только кредитными организациями, гарантирующими тайну об операциях и счетах своих клиентов. Согласно статье 86 части первой Налогового кодекса Российской Федерации справки по лицевым счетам и (или) об остатках денежных средств, а также выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) запрашиваются в кредитных организациях исключительно в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций, после вынесения решения о взыскании налога, а также в случае принятия налоговым органом решений о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организаций и индивидуальных предпринимателей. В соответствии с пунктом 11 Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов вышеуказанный запрос Прокуратуры РД отставлен без исполнения. Выслушав лиц участвующих по делу, исследовав материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Как следует из материалов дела прокуратурой Республики Дагестан проводится проверка обоснованности неприменения налоговыми органами ареста имущества налогоплательщика организации в качестве способа обеспечения взыскания налогов и штрафов. На основании ст. 6, 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратурой республики в Межрайонную инспекцию ФНС России по работе с крупнейшими налогоплательщиками по Республике Дагестан ДД.ММ.ГГГГ направлено письмо с требованием в срок до ДД.ММ.ГГГГ представит в прокуратуру республики: - надлежаще заверенные копии требований об уплате недоимки, послужившей основанием для инициирования процедуры банкротства; - бухгалтерских балансов организаций на день истечения сроков исполнения требований; - информацию о движении денежных средств организации должника по счетам, на которые не выставлены инкассовые поручения, о наличии иных оснований для наложения ареста согласно Методическим рекомендациям по порядку наложения ареста на имущество налогоплательщика в обеспечение обязанности по уплате налога, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от ДД.ММ.ГГГГ № БГ-3-29/404; в отношении организаций, находившихся на ДД.ММ.ГГГГ в процедуре банкротства. В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Согласно статье 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц, указанных в данном Федеральном законе органов, представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений. В силу требований пункта 2 статьи 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, в том числе и налоговыми органами. Между тем, несмотря на правовую аргументацию и обоснование запроса, требования прокуратуры республики не исполнены. Для устранения указанного нарушения закона ДД.ММ.ГГГГ в адрес и.о. руководителя УФНС России по РД прокуратурой республики внесено представление. В соответствии со статьей 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. Однако, не приняв мер по устранению нарушений закона, с нарушением срока рассмотрения представления ДД.ММ.ГГГГ УФНС России по РД в прокуратуру республики направлена информация об обоснованности оставления без исполнения обозначенного запроса прокуратуры республики. Приводимый УФНС России по РД в ответе на представление Порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов, утвержденный приказом МНС России от ДД.ММ.ГГГГ № БГ-3-28/96, противоречат федеральному законодательству. Ссылка УФНС России по РД на нормы Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О банках и банковской деятельности» не состоятельна, так как прокуратурой республики запрашивались не сведения, составляющие банковскую тайну (к которой статьей 26 данного закона относятся сведения: об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов), а информация о движении денежных средств организации должника по счетам, на которые не выставлены инкассовые поручения (т.е. не конкретизированные по операциям сведения о наличии или отсутствии такого движения). Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, возложен на органы прокуратуры. Неисполнение законных требований прокурора препятствует осуществлению прокурорского надзора и снижает его эффективность, в результате чего затрагиваются интересы Российской Федерации на обеспечение в государстве режима законности, от имени которой осуществляется прокурорский надзор. В силу требований частями 1 и 2 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу. Изложенные обстоятельства свидетельствуют об обоснованности заявленных заместителем прокурора Республики Дагестан требований и необходимости их удовлетворения. На основании изложенного, руководствуясь, ст.ст.254-258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать бездействие Межрайонной инспекции ФНС России по работе с крупнейшими налогоплательщиками по Республике Дагестан, выразившееся в неисполнении требований прокурора по представлению запрашиваемых сведений, незаконным. Обязать Межрайонную инспекцию ФНС России по работе с крупнейшими налогоплательщиками по Республике Дагестан исполнить требования прокурора в полном объеме, направив в прокуратуру республики надлежаще заверенные копии требований об уплате недоимки, послужившей основанием для инициирования процедуры банкротства; бухгалтерских балансов организаций на день истечения сроков исполнения требований; информацию о движении денежных средств организации должника по счетам, на которые не выставлены инкассовые поручения, о наличии иных оснований для наложения ареста согласно Методическим рекомендациям по порядку наложения ареста на имущество налогоплательщика в обеспечение обязанности по уплате налога, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от ДД.ММ.ГГГГ № №; в отношении организаций, находившихся на ДД.ММ.ГГГГ в процедуре банкротства. Признать бездействие Управления Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан, выразившееся в несвоевременном и ненадлежащем рассмотрения представления прокуратуры республики от ДД.ММ.ГГГГ №, незаконным. Обязать Управление Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан рассмотреть представление прокуратуры республики от ДД.ММ.ГГГГ № по существу и направить в прокуратуру республики письменную информацию о результатах его рассмотрения и принятых мерах, в порядке, установленном статьей 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение десяти дней со дня вынесения. Председательствующий Гасанов Ш.О.