РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 13.12.2011 г. гор. Махачкала Советский районный суд гор. Махачкалы в составе председательствующего судьи Дарбишухумаева З.А., с участием истца – Сулейманова М. и представителя ответчика – ФГУ «Главное бюро МСЭ по РД» (по доверенности) Гаджиева З.Ф., при секретаре Бабаевой М.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сулейманова М. к ФГУ «Главное бюро МСЭ по РД» на неправомерные действия должностных лиц, установил: Сулейманов М. обратился в суд с заявлением ФГУ «Главное бюро МСЭ по РД» о признании недействительной справку, выданную ему ФГУ «Главное бюро МСЭ по РД» серии МСЭ-2011 № от ДД.ММ.ГГГГ и восстановлении причины инвалидности «заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на ЧАЭС, со дня прекращения, указывая, что он принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, непосредственно на объекте «Укрытие» Чернобыльской АЭС (третья опасная зона.). ДД.ММ.ГГГГ при очередном освидетельствовании филиалом № ГБ МСЭ по РД ему была установлена третья группа инвалидности, причина инвалидности «общее заболевание», бессрочно. ДД.ММ.ГГГГ он – Сулейманов М. обратился с заявлением, в ФГУ «Главное бюро МСЭ по РД» чтобы ему восстановили причину инвалидности с «общего заболевания» на ««заболевание, связанное с катастрофой на ЧАЭС», которая ему была установлена еще в 1999 году. Однако в ФГУ «Главное бюро МСЭ по РД» в установлении причины инвалидности ему отказали, сославшись на отсутствие решения Ростовского межведомственного экспертного совета. Сулейманов М. отказ ФГУ «Главное бюро МСЭ по РД» в установлении причины инвалидности считает необоснованным, так как в указаниях, действовавших на тот период времени Министерства социальной защиты населения РСФСР «О порядке установления причинной связи заболевания и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы» от ДД.ММ.ГГГГ №-у сказано: что в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями, а также другими органами, определяемыми Правительством Российской Федерации. Врачебно-трудовые экспортные комиссии устанавливают причинную связь инвалидности с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в безусловном порядке без освидетельствования в межведомственных экспертных советах, военно-врачебных комиссиях или в органах в отношении граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших в 1986-1987 г.г. участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, и занятых в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС: военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходивших в 1986-1987 г.г. службу в зоне отчуждения. В судебном заседании Сулейманов М. свое заявление поддержал и по основаниям, изложенным в нем, просил суд удовлетворить его исковые требования. Представитель ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по РД» (по доверенности) Гаджиев З.Ф. исковое заявление Сулейманова М. не признал и пояснил суду, что для установления причины инвалидности с формулировкой «заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС» необходимо в соответствии со ст. 24 ФЗ-1244-1 от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» решение Межведомственного экспертного совета. Как следует из дела освидетельствования, а также из представленных документов, Сулейманов М., впервые был освидетельствован в Бюро № МСЭ по РД ДД.ММ.ГГГГ. При освидетельствовании ему была установлена 3 группа инвалидности, причина инвалидности «общее заболевание». Основной диагноз при освидетельствовании у Сулейманова М., вегето-сосудистая дистония с частыми смешанными кризами. ДД.ММ.ГГГГ Сулейманов М., обратился письмом в ФГУ «Главное бюро МСЭ по РД» для изменения ему причины инвалидности с «общего заболевания» на «заболевание, связанное с катастрофой на ЧАЭС». Однако в установлении причины инвалидности ему было отказано. Поводом для отказа послужило то, что в соответствии со ст. 24, ФЗ-1244-1 от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакция от ДД.ММ.ГГГГ N 179-ФЗ) действовала до ДД.ММ.ГГГГ у Сулейманова М., отсутствовало заключение Межведомственного экспертного совета. При установлении ВТЭК инвалидности в связи с заболеванием в отношении граждан, указанных в пункте 3 части первой статьи 13 (п. 3 ст. 13 гласит, что к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы ЧАЭС, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся: граждане, принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, а также принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие";), эта инвалидность признается связанной с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в безусловном порядке без освидетельствования в межведомственных экспертных советах, военно-врачебных комиссиях или иных органах в том случае, если заболевание включено в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых может быть поставлено в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Указанный перечень заболеваний, был утвержден приказом Минздрава и соцразвития РФ № от ДД.ММ.ГГГГ в перечень были включены 20 заболеваний, такие как; 1. Острая и хроническая лучевая болезнь, 2. Лучевая катаракта, 3. Местное лучевое поражение (лучевые ожоги), 4. Миелоидный лейкоз, 5.Эритромиелодисплазия, 6. Апластическая анемия, 7. Злокачественные лимфомы, 8. Миеломная болезнь, 9.Рак щитовидной железы, 10. Рак трахеи, бронхов, легкого, 11. Рак пищевода, 12. Рак желудка, 13. Рак толстой кишки, 14. Рак мочевого пузыря, 15. Рак молочной железы, 16. Рак яичников и яичка, 17. Рак почки, 18. Рак кожи, 19. Злокачественные опухоли костей и суставных хрящей, 20. Злокачественные опухоли мозга. Из актов освидетельствования, а также из иных медицинских документов заболевание, имеющиеся у Сулейманова М., не соответствуют ни одному из указанных в приказе Минздрава и соцразвития РФ № от ДД.ММ.ГГГГ заболеваний. В представленных Сулеймановым М., документах, указанно, что он принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1988 г., однако данных о том, что он находился именно на объекте «Укрытия» нет. В настоящее время как было уже указанно выше Сулейманову М., для установления причины инвалидности «заболевание, связанное с катастрофой на ЧАЭС» необходимо получить заключение Межведомственного экспертного совета. В связи, с чем представитель ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по РД» Гаджиев З.Ф. просил суд в удовлетворении иска Сулейманова М. отказать. Выслушав объяснение сторон и, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Как усматривается из удостоверения серии Р № от ДД.ММ.ГГГГ, Сулейманов М. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году. Из имеющейся в деле копии справки серии МСЭ-2011 № видно, что Сулейманову М. ДД.ММ.ГГГГ установлена 3 группа инвалидности бессрочно, указав причину инвалидности «заболевание общее». В деле имеется копия справки № от ДД.ММ.ГГГГ выданная Сулейманову М. в том, что он принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии непосредственно на объекте «Укрытие» Чернобыльской АЭС (третья зона опасности) в составе комплексной экспедиции при ИАЭ им. И.В. Курчатова в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Также в деле имеется копия справки № от ДД.ММ.ГГГГ выданная Сулейманову М. в том, что им за время работы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в составе комплексной экспедиции при ИАЭ им. И.В. Курчатова с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ получена доза внешнего гамма-облучения 14,01 рентген. В связи с тем, что он принимал участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1987 г., то требование о предоставлении заключения межведомственного экспертного совета являются незаконными и не соответствующими требованиям закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС». Согласно Приказу Минздрава РФ и Минтруда, и Соцразвития РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, и в соответствии с редакцией чернобыльского Закона, учреждениями Приказами от ДД.ММ.ГГГГ № Минздрава и Минпрома РФ и от ДД.ММ.ГГГГ № Минздрава РФ были признаны утратившими силу приказы от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, которыми ранее утвержден Перечень заболеваний, возникновений или обострений которых может быть поставлено в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АЭС. Решением Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ приказы от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № признаны незаконными (недействующими). Таким образом, была восстановлена юридическая сила приказов Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №. Приказом Министра здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ эти акты признаны утратившими силу, тогда как новый перечень заболеваний был утвержден совместным приказом Минздрава РФ и Минтруда и соцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (зарегистрирован министерстве юстиции РФ ДД.ММ.ГГГГ) Приказом Министерства здравоохранения и соцразвития от ДД.ММ.ГГГГ № признаны утратившими силу приказы Минздрава РФ и Минсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О перечне заболеваний, связанных с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС» (зарегистрирован в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ №). Зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ Регистрационный №. Так как, перечни уже менялись неоднократно, и новому акту не была придана обратная сила, то утверждение нового нормативного акта о Перечне заболеваний не содержит норм, распространяющих его действия на правоотношения, возникшие до вступления его в силу. К тому же, выявленные у него заболевания входили в список заболеваний указанных в Перечне заболеваний, утвержденных приказом Минздрава РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, и в Перечне заболеваний в Приложении к приказу Минздравмедпрома от ДД.ММ.ГГГГ №. Таким образом, суд находит, что заявление Сулейманова М. обосновано, так как подтверждается совокупностью исследованных в суде доказательств. Действия ФГУ «Главное бюро МСЭ по РД» по изменению причины инвалидности являются незаконными. Поэтому, справку серии МСЭ-2011 № от ДД.ММ.ГГГГ следует признать недействительной. В связи, с чем необходимо обязать ФГУ «Главное бюро МСЭ по РД» восстановить Сулейманову М. причину инвалидности «заболевание», полученное при исполнении обязанностей, связано с аварией на Чернобыльской АЭС. Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Заявление Сулейманова М. удовлетворить. Признать незаконным действия ФГУ «Главное бюро МСЭ по РД» по изменению причины инвалидности Сулейманову М.. Признать недействительной справку серии МСЭ-2011 № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Сулейманову М. четвертым филиалом ФГУ «Главное бюро МСЭ по РД» <адрес>. Обязать ФГУ «Главное бюро МСЭ по РД», <адрес>, восстановить Сулейманову М. причину инвалидности «заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС», со дня обращения. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня вынесения в Верховный Суд Республики Дагестан через Советский районный суд <адрес>. Судья З.А. Дарбишухумаев
Государственной службы медико-социальной экспертизы при установлении
инвалидности в связи с заболеваниями в отношении граждан, указанных в пункте 3 части
первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от
ДД.ММ.ГГГГ №, это инвалидность признается связанной с выполнением работ по
ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в безусловном порядке без
освидетельствования в межведомственных экспертных советах, военно-врачебных
комиссиях или иных органах в том случае, если заболевание включено в утвержденный
перечень заболеваний.