об установлении причинной связи болезни с военной травмой



Дело № 2-1895/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 июня 2011 г. г. Махачкала

Федеральный суд Советского района г. Махачкала в составе:

председательствующего судьи Гусейнова Г.Я.,

при секретаре Тажибовой Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исакова ФИО9 к ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по РД» об установлении причинной связи травмы с военным ранением и обязании признать полученную им травму военной,

УСТАНОВИЛ:

Исаков ФИО9 обратился в суд с иском к ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» об установлении причинной связи травмы с военным ранением и обязании признать полученную им травму военной, что признан ветераном боевых действий после участия при защите от посягательства международных бандформирований в августе 1999 года на территории <адрес>. Во время контртеррористической операции он был ранен и получил черепно-мозговую травму и осколочное ранение левой кисти с повреждением локтевого нерва и сухожилий, по поводу чего с ДД.ММ.ГГГГ по 20.08 1999 г. находился на стационарном лечении в хирургическом отделении <адрес>ной больницы РД. Затем периодически лечился амбулаторно и в стационаре в <адрес>, в медицинских учреждениях <адрес>. Из заключения по результатам медико-социальной экспертизы следует, что он не относится к бывшим военнослужащим, в отношении которых учреждения медико-социальной экспертизы правомочно рассматривать вопрос об установлении инвалидности и ее причины. С заключением он не согласен, так как травма получена им действительно во время боевых действий, что подтверждается справкой военного комиссара <адрес> и выпиской из истории болезни. Он руководил разведргруппой, которая во взаимодействии с федеральными войсками обеспечивала сведениями о позициях бандформирования, а также обеспечивал тыл и выносил раненных бойцов к месту оказания первой медицинской помощи.

В судебном заседании истец и представитель истца ФИО6, представившая ордер от ДД.ММ.ГГГГ, поддержали исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям, дополнительно пояснив, что Исаков М.С. является офицером запаса, участником боевых действий, на которого распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные статьями 3 и 4 Закона «О ветеранах». Полученное им в результате участия в боевых действиях в августе 1999 года в <адрес> ранение отразилось на его здоровье, что подтверждается представленными медицинскими документами. После стационарного лечения проведенного в <адрес>ной больницы, он периодически лечился в стационарах в <адрес>, затем в медицинских учреждениях <адрес>. Согласно же заключению медико-социальной экспертизы следует, что Исаков М. М.С. не относится к бывшим военнослужащим, в отношении которых ФГУ «ГБ МСЭ по РД» правомочно рассматривать вопрос об установлении инвалидности и ее причины.

В представленном в суд письменном возражении и в судебном заседании представитель ответчика ФИО8, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ иск не признал, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ истец был впервые освидетельствован в филиале Главного бюро МСЭ по <адрес>, где ему была установлена 3 группа инвалидности, причина инвалидности «общее заболевание» сроком на 1 год.

ДД.ММ.ГГГГ истец в порядке консультации был освидетельствован 1 составом ФГУ «Главное бюро МСЭ по РД», где ему была подтверждена 3 группа и причина инвалидности «общее заболевание».

Истцу также было разъяснено, что согласно Постановлению Министерства труда и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ факт получения увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в период прохождения военной службы, в том числе в действующих частях, может быть подтвержден военно-медицинскими документами: свидетельством о болезни, справкой военно-врачебной комиссии, справкой по форме N16, справками военно-медицинских учреждений, а также справками Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, Архива военно-медицинских документов Военно-медицинского музея Министерства обороны Российской Федерации, ФИО3 государственного военного архива. К бывшим военнослужащим, в отношении которых федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы правомочны рассматривать вопрос об установлении инвалидности и ее причины, относятся: граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров., прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и органах и организациях Пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, прокурорские работники, сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, согласно статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Исаков М.С. согласно закону к получившим ранение военнослужащим в период прохождения военной службы не относится и поэтому не может быть установлена инвалидность в связи с военной травмой.

Выслушав объяснения истца и его представителя, объяснения представителя ответчика и исследовав письменные доказательства, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 7 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" относит к компетенции Правительства Российской Федерации определение порядка установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

Согласно пункту 3 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ –ФЗ «О борьбе с терроризмом», действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, руководитель оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией определяет границы зоны проведения контртеррористической операции, принимает решение об использовании привлекаемых для проведения указанной операции сил и средств.

Статьей 19 данного Федерального закона было предусмотрено, что социальная защита лиц, привлекаемых к борьбе с терроризмом, осуществляется в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.

Реализуя полномочия, предоставленные ему законами, Правительством Российской Федерации приняты соответствующие постановления от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно абз. 2 п. 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.

Подпунктом "в" п. 4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" также установлено, что периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а с ДД.ММ.ГГГГ - руководителем контртеррористической операции.

Из содержания названных правовых актов следует, что факты участия в боевых действиях при вооруженных конфликтах, а выполнявшим задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с ДД.ММ.ГГГГ - факты выполнения ими задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, устанавливаются на основании соответствующих приказов.

При этом само по себе нахождение в зоне боевых действий еще не означает фактического участия в боевых действиях.

В связи с этим фактическое участие в боевых действиях, контртеррористических операциях должно быть доказано в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.

Истцом не представлены суду приказ военного комиссара о его мобилизации в вооруженные силы, приказы командира воинской части, начальника подразделения или иного органа, привлеченных к проведению контртеррористической операции, утвержденный в установленном порядке, подтверждающий факт выполнения им задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте, а также непосредственного участия в боевых действиях.

Из исследованных в ходе судебного заседания материалов дела видно, что Исаков М.С. находился на лечении в хирургическом отделении <адрес>ной больницы с 12 по ДД.ММ.ГГГГ по поводу закрытой черепно-мозговой травмы, сотрясения головного мозга и осколочного ранения левой кисти руки.

Как видно из этапного эпикриза на КЭК от ДД.ММ.ГГГГ диагноз установлен как последствия перенесенной ЧМТ в 1999 году в виде рассеянной органической невралгической, симптоматически выраженной интракраниальной гипертензии.

Из заключения руководителя 1 состава ФГУ «ГБ МСЭ по РД» следует, что Исаков М.С., 1959 года рождения освидетельствован филиалом ГБ МСЭ по РД для установления группы инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по результатам которой ему установлена инвалидность 3 группы. Согласно данным представленных медицинских документов, имеющаяся патология с нарушением функций организма приводит к ограничению способности контролировать свое поведение 1 степени, способности к трудовой деятельности 1 степени, что явилось основанием для установления 3 группы инвалидности сроком на один год с причиной общее заболевание. К бывшим военнослужащим, в отношении которых ФГУ МСЭ правомочны рассматривать вопрос об установлении инвалидности и ее причины гражданин Исаков М.С. не относится, как не относятся ополченцы, каковым он являлся на момент получения травмы.

Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.14 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , при отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание.

Исходя из приведенных норм закона и установленных обстоятельств, суд считает, что в удовлетворении заявленных истцом исковых требований следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Исакова ФИО9 к ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по РД» об установлении причинной связи травмы с военным ранением и обязании признать полученную им травму военной, отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение 10 дней со дня составления в окончательной формулировке.

Председательствующий

Решение в окончательной формулировке составлено ДД.ММ.ГГГГ