о восстановлении на работе и выплате денежного содержания за время ынужденного прогула



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 декабря 2011 года гор. Махачкала

Федеральный суд Советского района гор. Махачкала в составе:
председательствующего судьи Дарбишухумаева З.А., с участием помощника
прокурора <адрес> Омарова М.О., истца Гитиномагомедова М.М., его представителя Курбанисмаилова А.А., представителя МВД по РД (по доверенности) Таимова О.М., при секретаре Бабаевой М.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гитиномагомедова М.М. к МВД РФ и МВД по РД о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула,

УСТАНОВИЛ:

Гитиномагомедов М.М. обратился в суд с иском к МВД РФ и МВД по РД о восстановлении на работе, указывая, что он состоял на службе в органах внутренних дел с 1981 года. С января 2007г. по день увольнения состоял в должности заместителя начальника управления ГИБДД МВД по <адрес>, Имеет специальное звание «полковник милиции». На всех должностях к исполнению возложенных обязанностей относился добросовестно, за что поощрен 37 раз, а также награжден нагрудным знаком «За отличие в службе ГИБДД 1 степени», медалями «За боевое содружество» и «За доблесть в службе».

В августе 2009г. по инициативе руководства управления ГИБДД МВД для улучшения работы назначен на должность старшего инспектора по особым поручениям отдела дорожной инспекции и организации движения, освободив от должности начальника организационно-аналитического отдела управления ГИБДД.

В конце 2009г. он обратился с рапортом на имя министра внутренних дел по РД с просьбой продлить срок службы в органах внутренних дел без указания срока продления. Просьба была удовлетворена и ему был продлен срок службы в органах внутренних дел, как убежден на пять лет. Его убеждение было основано на том, что в соответствии с п.2 ст.50 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Постановлением Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ сотрудникам в звании «полковник милиции» установлен предельный возраст – 50 лет. Положением о службе (ст. 59 Положения), в интересах службы, при положительной аттестации и отсутствии медицинских противопоказаний сотрудники органов внутренних дел в персональном порядке и с их согласия могут быть оставлены на службе сверх установленного предельного возраста на срок до пяти лет начальниками, которым представлено право назначения на должности этих сотрудников, а в исключительных случаях срок оставления на службе сотрудников органов внутренних дел из числа лиц среднего, старшего и высшего начальствующего состава может быть продлен в таком же порядке повторно на пять лет. Таким образом, сотруднику органов внутренних дел в звании «полковник милиции» срок службы в милиции максимально может быть продлен до 60 лет.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ он включен в список сотрудников МВД, которым продлен срок службы.

Однако ДД.ММ.ГГГГ Министерством внутренних дел по <адрес> ему, вручено уведомление об увольнении из органов внутренних дел в связи с достижением предельного возраста, которое осталось не реализованным.

В конце 2010г. ему было предложено подать рапорт на имя Министра внутренних дел по <адрес> о продлении срока службы в органах внутренних дел, что он и сделал. О принятом решении руководством МВД по его рапорту ему ничего не известно. ДД.ММ.ГГГГ ему ответчиком повторно выдано уведомление об увольнении из органов внутренних дел, не разъяснив причин принятия такого решения.

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ л/с, изданной по инициативе Министерства внутренних дел по <адрес>, он уволен из органов внутренних дел по пункту «Б» части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Просил суд отменить данный приказ как незаконный.

Истец Гитиномагомедов М.М. поддержал свои исковые требования, просил их удовлетворить.

В судебном заседании представитель истца Курбанисмаилов А.А. также поддержал требования своего доверителя и пояснил, что на ДД.ММ.ГГГГ, то есть пере<адрес>-летием, истцу - Гитиномагомедову М.М. был продлен срок службы в органах внутренних дел согласно рапорту, в котором не был указан срок продления. Учитывая ст. 59 Положения о службе в органах внутренних дел, данное продление срока службы следует считать на пять лет. Поэтому в МВД по РД истец был включен в список лиц, кому был продлен срок службы.

Ответчиком при увольнении Гитиномагомедова М.М. не выполнены требования пункта 17.15 приказа МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ , где указано, что при определении основания для увольнения сотрудника учитываются возраст, состояние здоровья, работоспособность, выслуга срока службы, отношение к службе. Из всего этого перечня основанием увольнения истца послужило только достижение предельного возраста, хотя к моменту увольнения ему исполнилось только 56 лет и срок службы ему был продлен, а работоспособность и состояние здоровья ни у кого не вызывали сомнения.

При этом, и из определения Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сотрудник может быть уволен по достижении предельного возраста с учетом не выполнения вышеизложенных обстоятельств. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ в своем определении также подтвердила эту позицию (Бюллетень Верховного суда РФ г.).

Кроме того, при увольнении Гитиномагомедова М.М. из органов внутренних дел нарушены требования статьи 7 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , которым предусмотрено назначение на должность и освобождение от должности заместителей руководителя органов управления Госавтоинспекции по субъектам Российской Федерации с учетом мнения высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) соответствующих субъектов Российской Федерации. Указанное согласование проведено не было.

В судебном заседании представитель ответчика – МВД по РД Таимов О.М. иск Гитиномагомедова М.М. не признал, и пояснил суду, что истец уволен из ОВД по п. «б» ст. 19 Закона «О милиции», (по достижении предельного возраста службы в ОВД). В соответствии с п.2 ст.50 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Постановлением Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ сотрудникам в звании «полковник милиции» установлен предельный возраст 50 лет. Положением о службе (ст. 59 Положения), в интересах службы, при положительной аттестации и отсутствии медицинских противопоказаний сотрудники органов внутренних дел в персональном порядке и с их согласия могут быть оставлены на службе сверх установленного предельного возраста на срок пяти лет начальниками, которым представлено право назначения на должности этих сотрудников, а в исключительных случаях срок оставления на службе сотрудников органов внутренних дел из числа лиц среднего, старшего и высшего начальствующего состава может быть продлен в таком же порядке повторно на пять лет. Таким образом, сотруднику органов внутренних дел в звании «полковник милиции» срок службы в милиции максимально может быть продлен до 60 лет. Гитиномагомедову М.М. на день увольнения исполнилось 56 лет, и данное обстоятельство является поводом к увольнению его из органов внутренних дел.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагающего необходимым в иске отказать, суд приходит к следующему.

В соответствии с абзацем 1 ч. 7 ст. 19 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О милиции" (с последующими изменениями) сотрудник милиции может быть уволен со службы по достижении предельного возраста, установленного Положением о службе в органах внутренних дел.

В соответствии с пунктом «а» ст. 60 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4202-1, сотрудники ОВД в звании полковника милиции увольняются министром внутренних дел РФ.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Гитиномагомедов М.М. работает в органах внутренних дел 1981 года, на занимаемой должности с 2007 года. За период службы в ОВД зарекомендовал себя с положительной стороны. Ни в представлении, ни в приказе не указано причин, подтверждающих невозможность дальнейшего прохождения службы. Истец был согласен на продолжение службы, характеризуется положительно, медицинских противопоказаний для дальнейшего прохождения службы не имеет.

Увольнение по инициативе руководителя без согласия сотрудника и без указания причин, подтверждающих невозможность дальнейшего прохождения. службы, не соответствует Конституции Российской Федерации. Норма об увольнении по достижении предельного возраста, по существу, является гарантией прав сотрудника органов внутренних дел на продолжение службы в случае пригодности по состоянию здоровья и добросовестного исполнения в прошлом своих обязанностей. Из определения Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что по достижении предельного возраста сотрудник может быть уволен с учетом вышеизложенных обстоятельств. Согласно п. 23 разъяснения Постановления Пленума Верховного суда РФ, от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ» обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдения установленного порядка возлагается на работодателя.

Согласно абз. 4 п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -О «об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Л.М. Башиловой на нарушение конституционных прав ч. 1 ст. 58 положения» исследование и установление фактических обстоятельств, с которыми связано разрешение вопроса о продлении срока службы, входит в компетенцию соответствующего начальника органа внутренних дел и судов общей юрисдикции. Право начальника ОВД на продление срока службы сотруднику ОВД не исключает возможности судебного контроля обоснованности увольнения сотрудника по этому основанию.

Кроме того, согласно п.9 вышеназванного Постановления при рассмотрении трудовых дел суду следует учитывать, что в силу ч. 1 и 4 ст.15, статьи 120 Конституции РФ, ст.5 ТК РФ, ч.1 ст. 11 ГПК РФ суд обязан разрешать дела на основании Конституции РФ, Трудового кодекса РФ, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Согласно ст. 234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок в результате незаконного увольнения.

При указанных обстоятельствах суд считает, что ответчик не представил: доказательств, подтверждающих невозможность дальнейшего прохождения службы и соблюдения установленного порядка увольнения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ суд:

РЕШИЛ:

Иск Гитиномагомедова М.М. удовлетворить.

Приказ МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ л/с в части увольнения Гитиномагомедова М.М. из органов внутренних дел признать незаконным.

Восстановить Гитиномагомедова М.М. в должности заместителя начальника управления ГИБДД МВД по РД с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать МВД по РД выплатить Гитиномагомедову М.М. заработную плату за время вынужденного прогула, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения суда.

Решение в части восстановления в должности подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение 10 суток со дня его вынесения в окончательной формулировке.

Председательствующий: