о возмещении морального вреда



Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской федерации

27 декабря 2011 г. <адрес>

Судья Советского районного суд <адрес> Якубова Н.Г при секретаре Ильясовой А.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абдуллаева М.А. к Министерству финансов Российской федерации в лице его представителя - Управление федерального казначейства РФ <адрес> о возмещении морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Абдуллаев М.А. обратился в суд с иском к МФ РФ в лице УФК РФ <адрес> о компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ работниками 6-го отдела МВД <адрес> были проведены незаконные оперативные мероприятия, в результате которых он был задержан и в отношении него было возбуждено уголовное дело по УК РСФСР и приговором <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. осужден по УК РФ сроком на 1 год и 5 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в ИТК общего режима.

До привлечения его к уголовной ответственности он работал оперуполномоченным отделения уголовного розыска <адрес> РОВД <адрес>.

В связи с привлечением меня к уголовной ответственности и осуждением приказом МВД <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по личному составу он был уволен из органов внутренних дел.

В течение 13 лет и 5 месяцев он был лишен возможности работать, был опорочен среди коллектива, родных, друзей и знакомых, считался лицом, совершившим тяжкое уголовное преступление.

Все 13 лет и 5 месяцев он постоянно требовал пересмотра дела и власти ему постоянно отказывали в этом по надуманным основаниям

В период нахождения в местах лишения свободы он был разлучен с семьей, с женой и несовершеннолетними детьми. Жена и несовершеннолетние дети были лишены единственного кормильца. Лишения, перенесенные моей семьей, заболевание жены и детей в период моего ареста причинили мне несоизмеримые нравственные страдания.

Постановлением Президиумом Верховного суда <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ вышеупомянутый приговор был отменен и он был оправдан за отсутствием события преступления.

Приказом по МВД <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменен пункт приказа МВД <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ л/с в части увольнения его из органов внутренних дел.

В судебном заседании представитель истца Юзбеков Н.И. исковые требования поддержал и просил взыскать компенсацию морального вреда в размере 100000000 рублей.

Представитель Министерства финансов РФ в лице УФК РФ <адрес> Ахмедов М.Ш. иск не признал, ссылаясь на то, что в обоснование требований истца о причинении физических страданий им не представлено различных медицинских документов, заключений экспертов-медиков по поводу того, что именно в результате неправомерных действий должностных лиц у него возникло либо обострилось заболевание.

Кроме того, при определении размера компенсации морального вреда просили суд применить положение пункта 2 статьи 1101 ГК РФ которое устанавливает, что при определении размера компенсации морального вреда судом должны учитываться требования разумности и справедливости

Выслушав мнение истца, представителя ответчика, проверив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Установлено, что истец в 1994 году был незаконно привлечен к уголовной ответственности и приговором Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ осужден по УК РФ сроком на 1 год и 5 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в ИТК общего режима.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ он уволен из ОВД <адрес>.

Постановлением Президиумом Верховного суда <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ вышеупомянутый приговор был отменен и истец был оправдан за отсутствием события преступления, с признанием за ним права на реабилитацию.

Приказом по МВД <адрес>/с от ДД.ММ.ГГГГ отменен пункт приказа МВД <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ л/с в части увольнения его из органов внутренних дел.

Согласно п.1 ст.151 первой части ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В силу требований ст. 152 первой части ГК РФ жизнь и здоровье, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, право свободного передвижения являются личными неимущественными правами каждого гражданина.

В соответствии со ст.ст. 1070 и 1071 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.

Законодательством Российской Федерации случаи, когда ущерб возмещается за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, не предусмотрены.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о необходимости возместить истцу моральный вред за счет казны Российской Федерации.

Размер компенсации морального вреда зависит от характера и объема, причиненных истцу нравственных и физических страданий, степени вины ответчика и иных заслуживающих внимания обстоятельств (п.2 ст.151 первой части ГК РФ).

Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.

При определении степени нравственных страданий суд учитывает, что истец содержался в местах лишения свободы 1 год 5 месяцев и считался незаконно осужденным и в течение всего этого времени претерпевал нравственные страдания. Он был ограничен в своих правах, опорочен перед близкими родственниками, друзьями и сотрудниками, подорвана его репутация. Был лишен возможности вести сложившийся привычный уклад жизни и права свободного передвижения, потерял работу.

Учитывая в совокупности изложенные обстоятельства, указывающие на характер нравственных страданий истицу, суд, исходя при этом из принципа разумности и справедливости, определяет причиненный истцу моральный вред в денежном выражении в размере 1700 000 рублей.

Определенный истцом размер компенсации морального вреда в 100 000 000 руб. суд находит явно не соответствующим установленным судом характеру нравственных страданий истицы и с учетом конкретных обстоятельств дела не отвечает требованиям разумности и справедливости.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Абдуллаева М.А. удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет Казны Российской Федерации в возмещение морального вреда в пользу Абдуллаева М.А. 1 700 000 (один миллион семьсот тысяч) рублей.

В остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд <адрес> в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья Н.Г. Якубова.