о снесении самовольно возведенного объекта капитального строительства



Заочное Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Махачкала 27 октября 2011 года

Советский районный суд г. Махачкалы в составе председательствующего судьи Алимирзоева З.А., при секретаре Саидахмедовой Р.К., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Министерство строительства и ЖКХ РД в лице Управления Государственного строительного надзора к Гасанову Ш.М.*, о сносе самовольно возведенного объекта капитального строительства расположенного по <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Министерство строительства и ЖКХ РД в лице Управления Государственного строительного надзора обратилось в суд с иском к Гасанову Ш.ММ в котором просят обязать последнего снести самовольно возведенный объект капитального строительства: «Офисное здание», расположенное по адресу: <адрес>, построенное по мнению истца в нарушение требований технических регламентов, СНиП, государственных стандартов, других нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению при строительстве объектов капитального строительства.

Извещенный неоднократно надлежащим образом ответчик в суд не явился, возражений на исковые требования не представил, а также не представил каких-либо доказательств, обосновывающих уважительность причины неявки в суд.

С учетом вышеизложенного по делу принято заочное решение.

Представитель истца по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Магомедов С.Г, исковые требования в суде поддержал, пояснив, что постановлением главы администрации г. Махачкала от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> было разрешено строительство 2-х этажного офисного здания по <адрес>. Позже, постановлением администрации г. Махачкалы от ДД.ММ.ГГГГ ответчику было дано разрешение на подготовку проектной документации на строительство 4-х этажного офисного здания с мансардным :тажом. В настоящее время ответчиком, который в силу ст. 1 Градостроительного кодекса РФ является фактически «Застройщиком--казчиком», завершены СМР по бетонированию конструкций 5 этажей, __лполняются СМР по кладке 5-ти этажей. При этом, по мнению истца, гветчик в нарушение требования ч.1 ст. 49 Гр. Кодекса, осуществляет. "рОЕтельство объекта в нарушение действующего законодательства, т.к. у :- ^го отсутствует положительное заключение на проектную документацию.

В соответствии с чЛ ст. 49 Гр. Кодекса РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Помимо этого, по мнению истца, строительство осуществляется и в нарушение требований ч.ч.2 и 3 Гр. Кодекса, согласно которым виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами (ч.2). Лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц (ч.З).

В соответствии с чЛ ст. 54 Гр. Кодекса РФ государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией.

В соответствии с ч.2 ст. 54 Гр. Кодекса РПФ предметом государственного строительного надзора является проверка:

1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресзрсов;

наличия разрешения на строительство;

выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 настоящего Кодекса.
В силу требований ч.5 ст. 52 Гр. Кодекса РФ в случае, если в

соответствии с настоящим Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее также - органы государственного строительного надзора) извещение о начале таких работ.

Данное требование застройщиком не исполнено.

При таких обстоятельствах, по мнению истца, ответчиком не соблюдены требования Градостроительного кодекса, что привело к нарушению градостроительного законодательства РФ, выразившееся в ряде отклонений от требований строительных норм и правил, а именно:

проектная документация не имеет положительного заключения
государственной экспертизы (чЛ ст. 49 Гр, Кодекса);

строительство ведется без извещения о начале строительства (ч.5 ст.
52 Гр. Кодекса).

Кроме того, по мнению истца, ответчиком нарушены требования ч.б ст. 52, ст. 48, ч.4 ст. 52, п.п. 6,7,8,11Д2 ст. 2, ст. 60 Гр. кодекса, а потому истец считает данное строительство самовольным, в силу п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) и кроме того полагает, что допущенные ответчиком при строительстве объекта нарушения, связанные с отклонением от СНиП, что указано в Акте проверки, создают угрозу жизни и здоровью граждан.

Со ссылкой на Положение об осуществлении государственного строительного надзора в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 54 от 01.02.2006 г., в частности на п.24 Положения, а также на постановление администрации г. Махачкалы от ДД.ММ.ГГГГ , которым отменены ранее принятые постановления от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ , разрешавшими ответчику подготовку сметной документации на строительство 4-х этажного офисного здания, просит удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Заслушав мнение истца относительно возможности принятия по делу заочного решения, суд пришел к выводу о возможности принять заочное решение по делу, поскольку со стороны ответчика, извещенного надлежащим образом, возражения на исковые требования не поступили, причины неявки суд признает неуважительными.

Выслушав доводы представителя истца, поддержавшего в суде исковые требования, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований.

В соответствии с п. 16 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской
Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ, застройщиком является
физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему
земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт
объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных
изысканий, подготовку проектной документации для их строительства,
реконструкции, капитального ремонта. В соответствии со ст. 2 названного
Кодекса, в которой нашли закрепление основные принципы законодательства о градостроительной деятельности, законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в частности, на следующих принципах:

осуществление строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки; <

ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов;

осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам;

ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности;

- возмещение вреда, причиненного физическим, юридическим лицам в результате нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности, в полном объеме.

В соответствии со ст. 3 названного Кодекса, законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ч.1).

Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу (ч.2).

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу (ч.З).

В соответствии со ст. 6 Кодекса, к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности, в частности, относятся:

техническое регулирование в области градостроительной деятельности;

осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций;

установление перечня видов работ по инженерным изысканиям, по
подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции,
капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые
оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;

организация и проведение государственной экспертизы проектов
документов территориального планирования Российской Федерации;

установление порядка осуществления государственного строительного надзора и организация научно-методического обеспечения такого надзора;

осуществление государственного строительного надзора в случаях,
предусмотренных настоящим Кодексом;

осуществление контроля за соблюдением органами государственной
власти субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления законодательства о градостроительной деятельности и проч.

Из представленного истцом Акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя за следует, что Акт составлен Управлением государственного строительного надзора Министерства строительства и ЖКХ РД в пределах относящегося к Управлению компетенции и что при проведении проверки5-ти этажного офисного здания выявлен ряд нарушений обязательных требований, а именно:

- строительство, в нарушение ч.5 ст. 52 Гр. кодекса РФ ведется без извещения ГСН; в нарушение ч.2 ст. 51 Гр. кодекса ведется без разрешения; отсутствует положительное заключение государственной экспертизы и проектно-сметной документации (ч.1 ст. 49).

Судом также установлено, что постановлением администрации г
Махачкалы от ДД.ММ.ГГГГ , отменены ранее принятые

постановления от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ , разрешавшие ответчику подготовку сметной документации на строительство 4-х этажного офисного здания. Сведений о том, что данное постановление обжаловано у суда не имеется.

При таких обстоятельствах суд считает требования истца о признании данного строения самовольной постройкой основанными на законе.

Так, в соответствии со ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (п.1). Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой -продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи (п.2).

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан (п.З).

На основании изложенного и в соответствии со ст.ст. 198, 233-235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Министерства строительства и ЖКХ РД в лице Управления Государственного строительного надзора удовлетворить.

Обязать Гасанова Ш.М., снести самовольно возведенный объект капитального строительства: «Офисное здание», расположенное по адресу: <адрес>.

Разъяснить Гасанову Ш.М., что сторона, не присутствовавшая в судебном заседании, - ответчик, вправе подать в суд, вынесший заочное решение, заявление о пересмотре этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение может быть также обжаловано в общем кассационном порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 336 ГПК РФ.

Заявление о пересмотре заочного решения подписывается стороной или ее представителем, представляется в суд с копиями по числу лиц, участвующих в деле и не подлежит оплате государственной пошлиной.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в течение 10 дней со дня его вынесения, в случае подачи заявления, в течение 10 дней со дня вынесения определения об отказе в удовлетворении этого заявления.