Дело № Р Е Ш Е Н И Е ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Судья Советского районного суда гор.Махачкалы Гасанов Ш.О., с участием истца Н, представителя ответчика Д, при секретаре Комбаровой Р.А. рассмотрев в открытом судебном дело по иску Н к МВД по РД о восстановлении в списках очередников на улучшение жилищных условий со дня принятия его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, Н обратился в суд с иском к МВД по РД о восстановлении его в списках очередников на улучшение жилищных условий Министерства внутренних дел по Республике Дагестан с ДД.ММ.ГГГГ. Иск мотивирован тем, что с ДД.ММ.ГГГГ он проходит службу в органах внутренних дел Республики Дагестан. С ДД.ММ.ГГГГ он состоит на учете в списке очередников в МВД РД. В сентябре 1990 года он был переведен из аппарата МВД РД в Советский РОВД на должность оперуполномоченного УУР МВД по РД, в декабре 1999 г. был переведен для дальнейшей службы в г. Хасавюрт начальником криминальной милиции. С 2003 г. по 2004 г. проходил службу в г. Буйнакске. В настоящее время проходит службу в аппарате МВД по РД на должности начальника ОРЧ-2 КМ МВД по РД. ДД.ММ.ГГГГ он подал рапорт о восстановлении его в очереди на получение жилья с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ из МВД по РД получен ответ о том, что решением ЦЖБК МВД по РД от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в восстановлении в списках очередности аппарата МВД по РД. С указанным решением истец не согласен, полагает, что на основании ст. 40 Конституции РФ он имеет право на жилище. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке. В протоколе не указаны перечисленные в ст. 56 ЖК РФ основания для снятия с учета. В соответствии с Положением к Приказу МВД России № 345 от 24.05.2003 г. «Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел», учет сотрудников ведется по единому списку с одновременным включением в отдельные списки очередников, имеющих право на первоочередное и внеочередное получением жилых помещений. Сотрудники, перемещаемые по службе из другой местности и передающие занимаемые жилые помещения органу, предоставившему данное жилое помещение, включаются в списки бесквартирных сотрудников ( п.4). Учет сотрудников, перемещаемых в интересах службы в пределах одного населенного пункта (пригородной зоны), осуществляется исходя из даты принятия на учет по прежнему месту службы ( п.8). Считает, что с учетом приведенных обстоятельств имеет право быть восстановленным на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников аппарата МВД по РД с даты его первоначального принятия на учет. В судебном заседании истец уточнил исковое требование и просил обязать жилищно-бытовую комиссию МВД по РД восстановить его в списках очередности МВД по РД со дня принятия его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ по изложенным в исковом заявлении основаниям, дополнительно пояснив, что с 80-х годов он с членами своей постоянно проживают в г. Махачкала на квартире, которую нанимают у частного лица. В период работы в других городах он утром выезжал на работу и затем ночью возвращался домой. Собственного жилья он и члены его семьи не имеют и за 30 лет службы ему жилье не предоставлялось. Представитель МВД по РД Д в судебном заседании, иск не признала, пояснив, что истец перемешался по службе в другие муниципальные образования, т.е. в гг. Буйнакск, Хасавюрт. Согласно п. 3 ст. 56 ЖК РФ гражданин снимается с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях в случае выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Нормативно-правовыми актами МВД России не предусмотрено при перемещении по службе сохранение очередности, кроме случая перемещения в интересах службы в пределах одного населенного пункта (пригородной зоны) в соответствии с п. 8 приказа МВД России от 24.05.2003 г. №345. Истец мог сохранить право состоять на учете в аппарате МВД по РД в случае перемещения по службе в пределах г. Махачкалы. Просит в иске отказать. Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требование подлежать удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ истец вправе оспорить в суде решение действие органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Судом установлено и сторонами не оспаривается, что согласно послужного списка истец Н проходит службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ, с указанного периода времени и до ДД.ММ.ГГГГ служил в различных подразделениях Министерства внутренних дел Республики Дагестан и Отделов внутренних дел г. Махачкала, с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время состоит на службе в должности начальника отдела МВД по Республике Дагестан. В августе 1983 г. Н был принят на учет нуждающихся в получении жилых помещений и состоял в списках сотрудников МВД ДАССР на улучшение жилищных условий, что подтверждается списком очередности на улучшение жилищных условий, получение и расширение квартир по МВД ДАССР на 1989 г. и справкой МВД по РД от ДД.ММ.ГГГГ №. Из содержания протокола заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Н в сентябре 1990 г. был снят с жилищного учета МВД по РД в связи с переводом из аппарата МВД РД в Советский РОВД на должность оперуполномоченного УУР МВД по РД. Решением Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ Н отказано в восстановлении в списках очередности аппарата МВД по Республике Дагестан на основании п.8 Приказа МВД России от 24.05.2003 г. № 345, так как он был перемещен по службе в другой населенный пункт за пределы г. Махачкала и утратил основания состоять на жилищном учете в аппарате МВД по РД, что послужило основанием для обращения истца с иском в суд. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников органов внутренних дел по месту их службы регламентируется ведомственными нормативными актами. Приказом МВД России от 24 мая 2003 г. №345 "Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел" в целях упорядочения учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, устранения недостатков в распределении жилой площади, расходовании средств на ее строительство и приобретение в органах внутренних дел РФ утверждено Положение о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади. Приказом МВД России от 18 марта 2003 г. №169 утверждена Инструкция о порядке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников подразделений центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчиненных Министерству внутренних дел Российской Федерации, и предоставления им жилых помещений. В соответствии с Положением о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади (в ред. Приказа МВД РФ от 27.07.2004 N 464), учет очередников ведется по единому списку с одновременным включением в отдельные списки очередников, имеющих право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений. Сотрудники, перемещаемые по службе из другой местности и передающие занимаемые жилые помещения органу, предоставившему данное жилое помещение, включаются в список бесквартирных сотрудников (п.4). Списки утверждаются в январе каждого года после рассмотрения их на заседании комиссий и вывешиваются в доступном для ознакомления месте. Перечень документов, предоставляемых сотрудниками в комиссии для решения вопроса о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий, устанавливается на основании законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Учет сотрудников, перемещаемых в интересах службы в пределах одного населенного пункта (пригородной зоны), осуществляется исходя из даты принятия на учет по прежнему месту службы ( п.8). Для определения обстоятельств имеющее значение по делу необходимо установить, значился ли Н в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников аппарата МВД по РД после сентября 1990 года, то есть после его перевода на службу в другой орган внутренних дел; сохранил ли право состоять на учете в МВД по РД после его направления на работу в орган внутренних дел в другую местность, имея в виду, что по смыслу п.8 Положения о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади. Снятие с учета осуществляется органами, по решению которых граждане были приняты на учет, о чем должны были быть поставлены в известность в письменной форме. В приказах о перемещении истца по службе, не оговорено о сохранении или о его снятии со списков очередников нуждающихся в получении жилого помещения. Согласно списка очередности на улучшение жилищных условий, получение и расширение квартир по МВД ДАССР на 1989 г. в нем адрес места жительства истца указан: <адрес> Из исследованных в судебном заседании справки АА от ДД.ММ.ГГГГ № и справки Управления по работе с личным составом МВД по Республике Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что семья Н состоящая из 4 человек, включая его самого, жену и двоих несовершеннолетних детей, проживает на съемной квартире № <адрес> Проживание истца на условиях найма в указанной квартире подтверждается также справкой Центра финансового обеспечения МВД по РД от ДД.ММ.ГГГГ № н/ж, согласно которой Н получал компенсацию за наем жилья в 2008-2010 г.г. и договором найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому собственник квартиры передал ее во владение и пользование Н за плату сроком на один год. Данных о том, что Н выезжал в другую местность на постоянное жительство материалах дела не содержится и судом не получены. Проживание в течение длительного времени на условиях найма жилья в домах, принадлежащих гражданам на праве собственности, является самостоятельным основанием для признания гражданина, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Из представленных в суд уведомлений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ №, №, №, №, справки отделения по г. Махачкала филиала ФГУП «Ростехинвентарация - Федеральное БТИ» по Республике Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ №, №, справки филиала ГУП «Дагтехинвентаризация» по г. Бунайкску от ДД.ММ.ГГГГ № справки филиала ГУП «Дагтехинвентаризация» по Бунайкскому району от ДД.ММ.ГГГГ №, справки филиала ГУП «Дагтехинвентаризация» по Хасавюртовскому району от ДД.ММ.ГГГГ №, справки филиала ГУП «Дагтехинвентаризация» по г. Хасавюрт от ДД.ММ.ГГГГ б/н следует, что Н и члены его семьи на праве собственности или по договору социального найма жилых помещений не имеют. В силу ч.1 ст.32 ЖК РСФСР, предусматривавшего сохранение за гражданами права состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до получения жилого помещения, суд считает Н имел основания состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента принятии его на учет в центральном аппарате МВД РД. Согласно справке МВД по РД от ДД.ММ.ГГГГ №, Н действительно до перевода в Хасавюртовский ГОВД состоял в списках очередности по аппарату МВД по РД с 1983 г., кроме копий списков в архиве Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по РД другая документация не сохранилась. В соответствии со ст.60 ГПК РФ обстоятельства о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и исключение из списка очередников на улучшение жилищных условий могут быть подтверждены только решением уполномоченного законом органа, по решению которого граждане были приняты на учет. Ответчиком допустимых доказательств, подтверждающих снятие Н с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и исключение его из списка очередников на улучшение жилищных условий и получения жилой площади по МВД РД начиная с сентября 1990 г. и в последующие годы, в суд не представил. Доводы представителя ответчика о том, что Н перемещался по службе в другие муниципальные образования города Буйнакск, Хасавюрт и в соответствии с п.3 ст.56 ЖК РФ снимается с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, неосновательны и не могут быть приняты судом во внимание. Подпунктом 3 ч.1 ст.56 ЖК РФ предусмотрено, что граждане снимаются с учета с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Местом жительства согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Закон РФ 25 июня 1993 г. № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" конкретизирует содержание понятия "место жительства" и устанавливает, что местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ. Судом установлено, что Н с семьей в течение длительного времени постоянно проживает в <адрес> на условиях найма жилого помещения, принадлежащего гражданину на праве собственности и зарегистрированы в ней ДД.ММ.ГГГГ Согласно справок МОУ лицей № от ДД.ММ.ГГГГ Э <данные изъяты> являлась ученицей МОУ лицей № с <данные изъяты> Ю, <данные изъяты>, являлась ученицей МОУ лицей № с <данные изъяты> А, <данные изъяты> обучается в 10 классе МОУ лицей №. Доказательства, подтверждающие их выезд на место жительства в другое муниципальное образование, ответчиком в суд не представлены и такими доказательствами суд не располагает. Федеральным законом от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ « О полиции», установлены гарантии их правовой и социальной защиты. Одной из таких гарантий является, предусмотренный ч. 1 ст. 44 Закона порядок обеспечения сотрудников жилой площадью. Согласно Положению постановка на учет сотрудников органов внутренних дел и предоставление им жилых помещений по месту расположения соответствующих органов внутренних дел осуществляется жилищно-бытовыми комиссиями. Учитывая, что право истца на обеспечение жилым помещением может быть реализовано им только после восстановления его в списке очередников на получение жилого помещения, суд считает необходимым удовлетворить требование истца, возложив на Центральную жилищно-бытовую комиссию МВД по Республике Дагестан обязанность восстановить Н в списке очередности на улучшение жилищных условий Министерства внутренних дел по Республике Дагестан со дня принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление Н удовлетворить. Обязать Центральную жилищно-бытовую комиссию Министерства внутренних дел по Республике Дагестан восстановить Н в списке очередности на улучшение жилищных условий Министерства внутренних дел по Республике Дагестан со дня принятия его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 26 августе 1983 года. Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме Судья Гасанов Ш.О.