о восстановлении на работе



Дело №

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 17 февраля 2011 года

Судья Советского районного суда <адрес> Адзиев М.М. при секретаре Ильясовой А.Г., с участием прокурора Абакарова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Алиев Д.М. к МВД <адрес> о восстановлении на работе и взыскании заработка за время вынужденного прогула,

УСТАНОВИЛ:

Приказом министра внутренних дел <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № л/с старший оперуполномоченный отделения уголовного розыска № Управления "<данные изъяты>" при МВД <адрес> уволен по основанию пункта "б" ст. 19 Закона РФ "О милиции" (достижение предельного возраста).

Алиев Д.М., не согласившись с увольнением, обратился в суд с иском к МВД <адрес> о восстановлении на работе и взыскании заработка за время вынужденного прогула.

В исковом заявлении Алиев Д.М. сослался на то, что оснований для его увольнения по основанию п."б" ст. 19 Закона РФ "О милиции" не имелось. При вручении уведомления об увольнении направления для прохождения военно-врачебной комиссии не вручено, возможность воспользоваться отпуском за 2010 год не предоставлена. Он физически и морально готовь прослужить еще не один год.

В судебном заседании истец Алиев Д.М. и его представитель Беловинцкая А.А. исковые требования по изложенным в заявлении основаниям поддержали и в судебном заседании дополнительно указали на то, что ранее срок службы был продлен на 1 год, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ и ответчик не имел право уволить Алиева Д.М. до указанной даты.

Представитель ответчика по доверенности Хазамов Ш.А. в возражении на иск указал, что ДД.ММ.ГГГГ Алиев Д.М. подал рапорт о продлении срока службы на 1 год, но работодателем было принято решение о продлении срока службы только до ДД.ММ.ГГГГ. Работодатель после ДД.ММ.ГГГГ имел право уволить Алиева Д.М. по основанию п."б" ст. 19 Закона РФ "О милиции" (достижение предельного возраста).

В судебном заседании представитель ответчика просил по доводам возражения отказать Алиеву Д.М. в иске.

Выслушав объяснения сторон, заключение прокурора, полагавшего увольнение истца законным, исследовав доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Согласно ст. 59 "Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации" сотрудники органов внутренних дел, имеющие специальные звания рядового и младшего начальствующего состава, могут состоять на службе в органах внутренних дел до достижения ими 45-летнего возраста.

Сотрудники органов внутренних дел, имеющие специальные звания среднего, старшего и высшего начальствующего состава, в зависимости от присвоенных им специальных званий могут состоять на службе в органах внутренних дел до достижения следующего возраста:

а) от младших лейтенантов милиции, младших лейтенантов внутренней службы, младших лейтенантов юстиции до подполковников милиции, подполковников внутренней службы, подполковников юстиции включительно 45 лет;

б) полковники милиции, полковники внутренней службы, полковники юстиции 50 лет;

в) генерал-майоры милиции, генерал-майоры внутренней службы, генерал-майоры юстиции, генерал-лейтенанты милиции, генерал- лейтенанты внутренней службы, генерал- лейтенанты юстиции 55 лет;

г) генерал-полковники милиции, генерал- полковники внутренней службы, генерал- полковники юстиции 60 лет.

Из сведений, содержащихся в представленном МВД <адрес> личном деле №, видно, что Алиев Д.М. родился ДД.ММ.ГГГГ, проходил службу в органах внутренних дел и с 2000 года состоял в должности старшего оперуполномоченного отделения уголовного розыска № Управления "<данные изъяты>" при МВД <адрес> имеет специальное звание "майор милиции", выслуга лет в льготном исчислении составляет 33 года 2 мес. и 6 дней.

Служба сотрудников органов внутренних дел регулируется специальными нормативными актами - Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. "О милиции" и Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. (далее - Положение). Законодательство Российской Федерации о труде применяется к правоотношениям, возникшим в связи с прохождением службы в органах внутренних дел, в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами, либо тогда, когда эти правоотношения не урегулированы ими и требуется применение норм Трудового кодекса Российской Федерации по аналогии.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 177-ФЗ "О применении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О милиции" до принятия федерального закона, регулирующего порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел, указанные вопросы регулируются Положением в части, не противоречащей Закону Российской Федерации "О милиции".

В ст. 19 Закона Российской Федерации "О милиции" содержится перечень оснований увольнения сотрудников милиции со службы, в который входит и такое основание, как достижение сотрудником предельного возраста, установленного Положением (п. "б").

В соответствии с п. "б" ст. 58 Положения сотрудники органов внутренних дел могут быть уволены со службы по достижении предельного возраста, установленного ст. 59 Положения. Сотрудники, имеющие специальные звания от младших лейтенантов милиции, младших лейтенантов внутренней службы, младших лейтенантов юстиции до подполковников милиции, подполковников внутренней службы, подполковников юстиции включительно, могут состоять на службе в органах внутренних дел до достижения возраста 45 лет (п. "а" ст. 59); сотрудники органов внутренних дел, достигшие предельного возраста, установленного данной статьей для службы в органах внутренних дел, подлежат увольнению, за исключением случаев, предусмотренных Законом и Положением. В интересах службы при положительной аттестации и отсутствии медицинских противопоказаний сотрудники органов внутренних дел в персональном порядке и с их согласия могут быть оставлены на службе сверх установленного предельного возраста на срок до пяти лет начальниками, которым предоставлено право назначения на должности этих сотрудников. В исключительных случаях срок оставления на службе сотрудников органов внутренних дел из числа лиц среднего, старшего и высшего начальствующего состава может быть продлен в таком же порядке повторно на пять лет.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 8 июля 1999 года № 124-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Л.М. Башиловой на нарушение её конституционных прав пунктом «б» части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации», достижение сотрудником органа внутренних дел предельного возраста службы не влечет обязательного увольнения со службы, поскольку части третья и четвертая статьи 59 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, конкретизируя статью 19 Закона РСФСР «О милиции», закрепляют, что в интересах службы при положительной аттестации и отсутствии медицинских противопоказаний сотрудники органов внутренних дел в персональном порядке могут быть оставлены на службе сверх установленного предельного возраста на срок до пяти лет начальником, которому предоставлено право назначения на должность этих сотрудников.

Данная норма не является нормой - льготой для сотрудника и не означает, что он сам решает вопрос о продолжении службы, в свою очередь начальник не обязан применять ее, - ему предоставлено право с учетом названных обстоятельств оставить сотрудника на службе сверх установленного срока либо принять решение о его увольнении в связи с достижением предельного возраста. При этом последнее не связывается с другими условиями.

Таким образом, оставление сотрудников органов внутренних дел на службе сверх установленного предельного возраста является правом лица, которому предоставлено право назначения на должности этих сотрудников. Увольнение по достижении предельного возраста в силу ч. 2 ст. 58 Положения может быть инициировано как сотрудником, так и начальником соответствующего органа внутренних дел.

В соответствии с пунктом 17.10 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 14 декабря 1999 года № 1038 решения об оставлении сотрудников на службе сверх установленного для них предельного возраста принимаются начальниками, имеющими право назначения этих сотрудников на должность, путем утверждения персональных списков. Списки сотрудников органов внутренних дел, оставляемых на службе сверх установленного возраста, составляются кадровыми подразделениями ежегодно к 1 марта.

После достижения предельного возраста (45 лет) Алиеву Д.М. ежегодно на основании его рапортов срок службы продлевался каждый раз на 1 год. В последний раз Алиеву Д.М. срок службы сверх предельного возраста продлевался до ДД.ММ.ГГГГ, что видно из исследованного судом списка сотрудников МВД <адрес>, вторично оставляемых на службе сверх установленного возраста, который утвержден министром ВД <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно, министром внутренних дел по <адрес> в соответствии с пунктом 17.10 упомянутой Инструкции путем утверждения ДД.ММ.ГГГГ списка сотрудников МВД <адрес>, вторично оставляемых на службе сверх установленного возраста, продлил Алиеву Д.М., как и остальным указанным в списке сотрудникам, срок службы сверх установленного возраста до ДД.ММ.ГГГГ.

Изложенное означает, что Алиев Д.М. мог быть уволен по основанию п."б" ст. 19 Закона РФ "О милиции" (достижение предельного возраста) не ранее ДД.ММ.ГГГГ. Вопрос об увольнении либо об оставлении Алиева Д.М. на службе сверх установленного для него предельного возраста на очередной год должен был быть разрешен при утверждении к ДД.ММ.ГГГГ персональных списков в порядке, предусмотренном пунктом 17.10 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 14 декабря 1999 года № 1038.

Довод представителя ответчика о том, что срок службы Алиеву Д.М. был продлен не до ДД.ММ.ГГГГ, а до ДД.ММ.ГГГГ, является голословным. Он противоречит утвержденному ДД.ММ.ГГГГ министром ВД <адрес> списку, согласно которому Алиеву Д.М. срок службы сверх предельного возраста продлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Указанный довод представителя ответчика противоречит и графику отпусков личного состава Управления "<данные изъяты>" на 2010 год, согласно которому предусмотрено предоставление Алиеву Д.М. ежегодного отпуска за 2010 год на октябрь 2010 года.

Алиев Д.М. ДД.ММ.ГГГГ подавал рапорт на имя министра ВД <адрес> (зарегистрирован в Управлении кадров МВД <адрес> ДД.ММ.ГГГГ за вх. №) о продлении срока службы на один год. На заявлении имеется резолюция заместителя министра ВД <адрес> Карчигаева А.Г. следующего содержания: "Ходатайствую. Подпись".

Поскольку в рапорте содержится просьба о продлении срока службы сверх предельного возраста на 1 год, то виза заместителя министра Карчигаева А.Г. "Ходатайствую" означает, что он поддерживает просьбу сотрудника о продлении срока службы на срок, указанный в рапорте.

Вопреки изложенному представителем ответчика представлено суду не зарегистрированное в установленном порядке и не датированное ходатайство заместителя министра ВД <адрес> Карчигаева А.Г. на имя министра ВД <адрес> о том, что он просить согласно поданному рапорту продлить срок службы Алиеву Д.М. до ДД.ММ.ГГГГ.

С указанным ходатайством заместителя министра ВД <адрес> Алиев Д.М. не был ознакомлен, последнему не сообщалось о том, что вопреки его рапорту срок службы продлен только до ДД.ММ.ГГГГ.

Суд дает оценку указанному ходатайству заместителя министра ВД <адрес>. Поскольку оно не датировано и не зарегистрировано, с ним Алиев Д.М. не был ознакомлен, на нем нет резолюции министра ВД <адрес>, суд приходит к выводу о том, что оно не может служить доказательством юридически значимого обстоятельства относительно даты, до которого продлен истцу Алиеву Д.М. срок службы. Это ходатайство правового значения для разрешения спора по настоящему делу не имеет и в связи с тем, что, как указано выше, в соответствии с пунктом 17.10 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, решения об оставлении сотрудников на службе сверх установленного для них предельного возраста принимаются начальниками, имеющими право назначения этих сотрудников на должность, путем утверждения персональных списков. Министр ВД <адрес>, утвердив ДД.ММ.ГГГГ персональный список, тем самым продлил Алиеву Д.М. срок службы до ДД.ММ.ГГГГ.

Министром ВД <адрес> всем сотрудникам, указанным в утвержденном им ДД.ММ.ГГГГ списке, срок службы продлен на 1 год, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Алиеву Д.М. министром ВД <адрес> в установленном порядке срок службы сверх предельного возраста продлен до ДД.ММ.ГГГГ. Увольнение Алиева по основанию достижения предельного возраста до истечения срока, на который продлен срок службы, суд находит незаконным. Поскольку Алиев Д.М. уволен до окончания срока службы (он заканчивался ДД.ММ.ГГГГ), доводы представителя истца о том, что Алиев Д.М. на день увольнения имел два взыскания, правого значения не имеет. Наличие или отсутствие дисциплинарных взысканий могло быть учтено в числе других обстоятельств только при рассмотрении вопроса о продлении Алиеву М.М. срока службы с ДД.ММ.ГГГГ.

Алиев Д.М., как незаконно уволенный, должен быть восстановлен на работе, а вопрос о дальнейшем продлении или непродлении срока службы должен быть разрешен после его восстановления на работе, предоставив при этом Алиеву Д.М. возможность подать соответствующий рапорт на имя министра ВД <адрес>.

В силу требований ст.394 ТК РФ в случае признания увольнения незаконным работник должен быть восстановлен на прежней работе с выплатой среднего заработка за все время вынужденного прогула.

Сотрудники органов внутренних дел, незаконно уволенные из органов внутренних дел, подлежат восстановлению в должности на основании вступившего в силу решение суда (ст. 65 Положения о службе в органах внутренних дел РФ).

Решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника подлежит немедленному исполнению. При задержке работодателем исполнения такого решения орган, принявший решение, выносит определение о выплате работнику за все время задержки исполнения решения среднего заработка или разницы в заработке (ст.396 ТК РФ).

Согласно справке МВД <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ средний заработок Алиева на день увольнения составил 25893р.50к. За период вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 мес. 9дн.) в пользу истца следует взыскать 111343 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Алиев Д.М. восстановить с ДД.ММ.ГГГГ на службе в органах внутренних дел в должности старшего оперуполномоченного отделения уголовного розыска № Управления "<данные изъяты>" при Министерстве внутренних дел по <адрес>.

Взыскать с Министерства внутренних дел по <адрес> в пользу Алиев Д.М. заработок за время вынужденного прогула в размере 111343 (сто одиннадцать тысяча триста сорок три) руб.

Решение в части восстановления Алиев Д.М. на работе подлежит немедленному исполнению.

Мотивированное решение составлено 22 февраля 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме.

Судья М. Адзиев